Лазерная термообработка основана на использовании тепла, генерируемого на поверхности материала при поглощении им лазерного луча. Технология лазерной закалки деталей подвески (кронштейны, проушины) заднего моста автомобиля позволяет повысить их долговечность в 3 раза. Применительно к деталям типа вал-золотник достигаемая твердость на рабочих шейках составляет 60 ед. HRC при общей твердости всей детали 40 ед. HRC и т.д. Перспективно использование лазерного упрочнения в инструментальном производстве. Так, упрочнение режущего и холодновысадочного инструмента, деталей прессоштамповой оснастки позволяет повысить их стойкость в 3-5 и более раз. Эффект в 1,6-3,0 раза наблюдается для металло- и дереворежущего инструмента, в том числе оснащенного твердосплавными вставками. В институте разработан процесс легирования ковочных штампов из стали 5ХНМ, долговечность которых при этом возрастает в 3-4 раза. Метод лазерного легирования позволяет получать на сталях и титановых сплавах слои с твердостью 68-70 ед. HRC, а на сплавах алюминия – слои с твердостью до 25-30 ед. HRC.
Научно-технический уровень
Соответствует аналогам.
Степень готовности
Освоение производства.
Ожидаемый результат
Преимущества: высокая локальность упрочнения (что дает значительную экономию), отсутствие необходимости применения охлаждающих сред, возможность использования в качестве финишной операции вследствие отсутствия опасности коробления, большие возможности автоматизации процесса и другие.