БелИСА    Издания ГУ «БелИСА»    Архив изданий    Сведения о научных работах, депонированных в ГУ «БелИСА» в 2005 г.
Русская версия
Беларуская версія English version
Сведения о научных работах, депонированных в ГУ «БелИСА» в 2005 г.

Научные работы, депонированные в ГУ «БелИСА» в сентябре 2005 г.


ДЕПОНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ НАУЧНЫХ РАБОТ
СЕНТЯБРЬ 2005 г.

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 658.14

Сапелкина Е. И. Экономическая устойчивость в контексте обеспечения развития предприятий / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Библиогр.: 5 назв. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200563

Содержание понятия «экономическая устойчивость предприятия» может быть раскрыто только применительно к типу его развития. Экономическая устойчивость может иметь место только в рамках стабильного и растущего типа экономического развития, поскольку в этих случаях возможно поддержание не снижающегося уровня хозяйственной деятельности, масштабов предприятия, сохранение и наращивание его потенциала. При стабильном типе экономического развития речь идет об обеспечении устойчивого функционирования предприятия. Задача устойчивой положительной динамики предприятия может быть решена в условиях растущего типа экономического развития. Следовательно, устойчивость предприятия включает два его основных состояния: стабильное функционирование, которое по критерию масштабов производства может рассматриваться в качестве своеобразного равновесного состояния, и устойчивое развитие.

Выявление взаимосвязи между типом экономического развития и устойчивостью позволяет конкретизировать понятие «экономическая устойчивость» и определить его как состояние предприятия, обеспечивающее стабильный и растущий тип экономического развития в изменяющейся внешней и внутренней среде.

УДК 658.5

Козленкова О. В. Инвестиционная политика в Республике Беларусь / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Библиогр.: 5 назв. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200564

Для осуществления любого бизнеса независимо от системы хозяйствования требуется соответствующие вложения капитала.

Инвестиции как важный компонент частных расходов играет двойственную роль в национальной экономике. Привлечение большого объема капитала требует принятия большого количество решений относительно капиталовложений. Необходима разработка механизма принятия грамотных решений в области инвестиционной деятельности, чтобы из множества возможных решений можно было отобрать действительно наилучшие. Для этого необходимо располагать методологией оценки экономической эффективности капитальных вложений.

В условиях переходной национальной экономики РБ наряду с названными проблемами важнейшими являются необходимость структурной перестройки промышленности и дефицит инвестиций на эти цели. Стратегия в области структурной перестройки промышленности бесспорно должна быть увязана с инвестиционной политикой. Регулирование в инвестиционной сфере требует рационального использования таких прогрессивных форм, как ускоренная амортизация, залоговое право, инвестиционный налоговый кредит, вексельный оборот, лизинг и др.

В статье рассматриваются такие важные моменты, как необходимость комплексного инвестиционного планирования, создание инвестиционных договоров, пути привлечения в экономику Республики Беларусь иностранных инвестиций и повышения их привлекательности для зарубежных инвесторов. В комплексном решении этих проблем должны принять участие законодательные и исполнительные органы, научно–исследовательские и учебные институты (университеты), отдельные ученые.

УДК 658.512

Иванова Е. В. Проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Республике Беларусь / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200565

В работе описаны проблемы коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности в Республике Беларусь. Основные из них — это экономико-правовые и организационные проблемы. Однако, среди этих проблем следует выделить правовые и экономические условия формирования рыночных отношений в сфере коммерческой реализации результатов интеллектуальной деятельности, так как от степени успешного разрешения этих проблем зависит возможность достижения положительных конечных результатов инвестиционной и инновационной деятельности. Выявлена необходимость совершенствования подходов к оценке введения в гражданский оборот объектов промышленной собственности. Даны практические рекомендации по выходу из сложившейся ситуации в области интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. Прокомментированы основные нормативные акты вовлечения в коммерческий оборот объектов промышленной собственности.

УДК 338(476)(075,8)

Стрижов С. В. Трудовые ресурсы и педагогические кадры республики / БНТУ. — Мн., 2005. — 7 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200566

Статья посвящена одной из актуальнейших проблем современной экономики — формированию трудовых ресурсов в республики и в частности такого их элемента как педагогические кадры.

В статье обобщаются теоретические подходы к определению понятия «трудовые ресурсы», их структуры по возрасту, полу, образованию, профессий и квалификации. Анализируется динамика изменения общей численности трудовых ресурсов в Беларуси, а также изменения в их структуре и выявляются факторы, влияющие на динамику основных показателей.

Особое место отводится анализу влияния различных аспектов демографического фактора: воспроизводство населения, миграции, демографической политики государства.

Рассматриваются роль и место педагогических кадров в трудовых ресурсах Республики. Отмечается, что при обеспечении системы образования педагогическими кадрами важно учитывать тенденции формирования трудовых ресурсов в целом.

УДК 331(075,8)

Екельчик А. И. Особенности рынка труда в условиях развивающей экономики / БНТУ. — Мн., 2005. — 6 с. — Рус. — Деп в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200567

Экономическое развитие страны в настоящее время находится в прямой зависимости от тенденции развития рынков товаров и услуг, средств производства, капитала, ценных бумаг и т.д. Особое место в этом ряду занимает рынок труда, которому присущи особые, наиболее сложные функции производственных отношений.

Следует отметить, что категория «рынок труда» наименее полно рассмотрена в отечественной и зарубежной экономической теории. Не определена однозначно ее сущность, а следовательно, и место в воспроизводственном процессе.

Так, существует мнение, что рынок труда представляет собой сложный социально-экономический механизм, отражающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства и по его законам. Автор считает, что данное определение позволяет преодолеть подход к человеку только как к носителю рабочей силы, к ресурсу, при котором оправдывается затратный, экстенсивный тип использования трудового потенциала общества. Выбор в качестве объекта труда трудового потенциала акцентирует внимание на личностной оценке индивида, его интересах, ценностях, дает возможность рассматривать человека как члена общества, который должен быть экономически и политически свободным и поэтому активным субъектом, а не объектом производственных отношений.

Очень близко к приведенному следующие высказывания: «рынок труда — это система рыночных отношений по поводу воспроизводства, распределения и перераспределения рабочей силы, подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обеспечения занятости населения»; рынок труда — это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством. Эти отношения опосредованы во-первых, обменом индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, размещением работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

На наш взгляд в данных определениях происходит смешение нескольких экономических категорий товарного производства. Во-первых, рабочая сила (хотя и особый отражающий субъект-объектную роль человека в воспроизводственном процессе) является все же производственным ресурсом, стало быть ее воспроизводство проходит все стадии воспроизводственного процесса: непосредственного производства, распределения, обмена и потребления. Во-вторых, если принимать за основу классическое определение рынка труда как форму товарного обмена, то включение в рамки рынка труда всех стадий воспроизводства, по нашему мнению некорректно.

Именно на рынке труда через спрос выявляются потребности в количестве и качестве рабочей силы, затрагивая как демографическую и образовательную политику государства, так и непосредственно сферу потребления трудовых ресурсов. Здесь очень четко проявляется необходимость достижения оптимального соотношения между степенью государственного регулирования воспроизводством и степенью личной свободы выбора каждым человеком сферы применения своего труда и уровня качества своей рабочей силы.

УДК 658.5

Картушина А. Г., Речкина Т. А. О некоторых проблемах социально-экономических отношений / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200568

В статье обосновывается необходимость использования управленческого учета на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Для этого был проанализирован зарубежный, а также российский опыт внедрения систем управленческого учета в организациях. Особый акцент в статье делается на современные технологии управленческого учета, в частности на стратегический управленческий учет как поддерживающую учетную систему стратегического менеджмента предприятия, ориентированную на принятие долгосрочных/стратегических решений. Ценным является использование в рамках стратегического управленческого учета системы сбалансированных показателей (BSC), позволяющей рассматривать деятельность предприятия в четырех взаимосвязанных аспектах и доказывающей неэффективность управления только по финансовым показателям.

УДК 338(476)(075,8)

Акимушкина Т. И., Гурина Е. В. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реформирования государственной собственности / БНТУ. — Мн., 2005. — 10 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200569

Современный период национальной экономики характеризуется сложными процессами формирования государственной политики в области социально-экономического развития. В числе основных проблем государственного регулирования стоит проблема реформирования государственной собственности.

История показывает, что доминирование государственной формы собственности было присуще не только социалистическим странам. Государственный сектор производства преобладал в различные периоды в таких капиталистических странах как Франция, Англия, Япония, Канада. Вместе с тем во всех экономически развитых странах решение важнейших экономических проблем связывалось с реформированием собственности.

Низкий уровень приватизации и акционирования в Республике Беларусь связывается с наличием проблем, с которыми столкнулись предприятия. К таким проблемам можно отнести следующие: многоэтапность и сложность процесса разгосударствления и приватизации предприятий, требующего значительных затрат труда и денежных средств; отсутствие финансово-кредитного обеспечения приватизации серьезных государственных гарантий для отечественных и иностранных инвесторов; непродуманность механизма управления приватизационными чеками и отсутствие специалистов, обеспечивающих эффективную работу инвестиционных фондов; отсутствие реальных денежных источников выкупа государственной собственности, ее реструктуризации и формирования акционерного капитала.

Динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:
­– качество законодательной и нормативно-правовой базы;
– выбор метода оценки стоимости приватизируемого имущества (зачастую преобладает затратный метод на основании балансовой стоимости, что не отражает рыночную привлекательность объекта);
– прозрачность приватизационных процессов;
– формирование рыночной инфраструктуры и рыночного механизма приватизации собственности;
– наличие средств у потенциальных инвесторов;
– формирование рыночного механизма доступа иностранного капитала к приватизации собственности;
– профессиональная подготовка управленческих кадров;
– нежелание руководителей предприятий брать на себя ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

Для успешного развития экономики Беларуси на современном этапе необходимо:
– определить оптимальную долю собственности, которая должна остаться за государством;
– провести на предприятиях реструктуризацию;
– заменить существующую затратную технологию производства на ресурсосберегающую;
– перестроить процесс производства продукции с учетом требований рынка.

УДК 338(476)(075,8)

Акимушкина Т. И. Оценка российской модели приватизации государственной собственности / БНТУ. — Мн., 2005. — 7 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200570

В процессе перехода к системе хозяйства, основанной на рыночно-конкурентных принципах, особое место отводится приватизации. Триада «стабилизация — либерализация — реформа собственности» стала классической для определения содержания и направлений системных преобразований в переходной экономике. Стержнем этой реформы является приватизационная политика и практика. В каждой из стран с переходной экономикой существовали свои особенности приватизационной политики. Вместе с тем, анализ проявления данных особенностей, в частности в Российской Федерации как основного экономического партнера Республики Беларусь безусловно полезен для управления процессом приватизации в нашей республике.

В ходе приватизационного процесса в России в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам). При этом основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, были, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т. е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.

В 1998–1999 гг. появились новые способы приватизации:
1) преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
2) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ;
3) отчуждение находящихся в государственной (муниципальной) акций ОАО, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных (муниципальных) ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В качестве программного документа на ближайшие годы можно рассматривать «Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (утв. постановлением правительства РФ № 1024 от 9 сентября 1999 г.). Данный документ предусматривает:
– дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности: 1) высоколиквидные предприятия приватизируются, исходя из необходимости соблюдения баланса между размером привлекаемых инвестиций и размером средств, поступающих в бюджет, с учетом их реальной ценовой оценки, максимально приближенной к мировому уровню; 2) низколиквидные предприятия могут быть проданы «эффективным собственникам» по минимальной цене при наличии бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности предприятия);
– расширение инструментария приватизации: а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом, позволяющих размещать их на зарубежных рынках ценных бумаг (отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности); б) купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства; в) продажа по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся (при этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе); г) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков;
– принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;
– предпродажная подготовка предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту;
– проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями;
– определение оптимального количества унитарных предприятий;
– продажа по минимальной цене объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств (при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей);
– определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления;
– при наличии инвестиционных условий продажи преимущество для тех отраслей, где возможна быстрая отдача (при этом инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня).

Таким образом, исходя из методологии и инструментария приватизационного процесса в России, выделяются особенности и результаты этого процесса по трем основным блокам:
1) малая приватизация;
2) большая приватизация;
3) нестандартные или поддерживающие методы приватизации.

Изложенное свидетельствует о том, что, не смотря на особенности российской модели приватизации многие ее аспекты, могут быть учтены при реализации данного процесса в Беларуси.

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА