Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-техничесткой сферы
На главную Карта сайта Обратная связь
БелИСА    Издания    Материалы конференций    Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества. Минск, 2009
Русская версия
English version
Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества. Минск, 2009

Профессионально-квалификационная структура образования в Республике Беларусь: проблемы, современное состояние и тенденции инновационного развития

12 октября 2009 г.

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.] 


О.А. Олекс
Республиканский институт высшей школы,
Минск, Республика Беларусь


Мы живем в эпоху высоких скоростей преобразования не только научно-технической деятельности, но и обыденной жизни каждого человека. Не удивительно, что образование начинает «стареть» в период его получения. Каким же оно должно быть? Данная проблема относится к «безусловным целям–заданиям», по выражению С.И. Гессена, единожды разрешить которые невозможно, но стремиться к их достижению необходимо. В поиске ответа на поставленный вопрос следовало бы знать: как влияет образование на экономику, на социальную сферу, культуру, науку, искусство и т. д.? «К сожалению, в этих направлениях исследований почти не проводится», — правомерно сожалеет академик РАО А.М. Новиков [1]. «Тогда как важнейшая функция образования — реализация различных форм человеческой деятельности от традиционных до инновационных. Какой должна быть профессионально-квалификационная структура кадров в современной экономике? Подавляющее большинство исследований в области теории образования направлено «на себя», на развитие самой системы образования.

Изложенный подход к исследованию феномена «профессионально-квалификационная структура образования» (далее — ПКСО) актуализирует проблему проектирования и строительства образовательного пространства [2].

Чтобы дать задание строителю, необходима предварительная работа архитектора. Архитекторами в образовании становятся случайные люди, этой функцией их «наделяют» по самым разным причинам, но не в результате обучения. Действуют они, главным образом, интуитивно, руководствуясь личным опытом и традиционными приемами. На современном этапе развития педагогической науки пришло время обобщить эти знания и навыки: сначала проектировать «образовательное здание» как целое, с разработкой будущих компетенций выпускника учреждения образования, затем — поэлементно, и вновь возвращаться к целостному проекту с ориентацией на дидактическую цель образовательного процесса. Работу преподавателя «предвосхищает» труд педагога-проектировщика [3].

Возрастает потребность в прогностической функции образования, в проектировании будущего состояния не только образовательных систем, но и всех «полей практики средствами образования» (по выражению Ю.В. Громыко) [4].

В начале ХХI в. образование должно стать особой сферой общественного строительства, внутри которой будут разрабатываться проекты общества будущего. Формирование необходимого кадрового потенциала начинается с более глубокого изучения образовательной среды, внешней относительно системы образования. Главным критерием эффективности образовательных программ следует признать положительные результаты преобразований в отраслях экономики, которые в значительной степени определяются качеством образования занятого в них персонала.

На фоне современных требований к образованию, в процессе непрерывного совершенствования отечественной теории и практики проектирования макропедагогических систем [3, 5, 6] развивается ПКСО. Нормативно она представлена Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (далее — ОКСК).

На первом этапе функционирования (2002–2005 гг.) обеспечена взаимосвязь специальностей высшего и среднего специального образования (между собой и со сферой труда), частично — со специальностями профессионально-технического образования. В настоящее время все специальности основного образования, специальности переподготовки руководящих работников и специалистов взаимосвязаны единым способом кодирования и единым признаком классификации (по видам профессиональной деятельности). Квалификации в ОКСК подтверждаются первичными должностями служащих, которым соответствует содержание образования. В ПКСО выделено 15 профилей, более 80 направлений образования и множество групп специальностей, объединяющих родственные по назначению специальности 1-й и 2-й ступеней высшего образования, специальности среднего специального и профессионально-технического образования, переподготовки руководящих работников и специалистов, а также направления повышения квалификации.

В ОКСК не реже двух раз в год вносятся изменения по инициативе заинтересованных учреждений образования и органов государственного управления. В период 2002–2009 гг. (по состоянию на 1.08.09 г.) утверждено и введено в действие 14 документов, именуемых Изменение №№ 1–14 ОКРБ 011-2001. После пересмотра в 2008 г. и утверждения постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.09 г. № 36 ОКРБ 011-2009 классификатор переиздан [7] с отражением всей профессионально-квалификационной структуры образования в Республике Беларусь, за исключением послевузовских специальностей. Основные качественно-количественные изменения ПКСО представлены на диаграмме (см. рисунок). Эти изменения имеют непосредственное отношение к решению задач социально-экономического развития страны. При этом ставка делается не на сырьевую базу, а на компетентность квалифицированных кадров.

Постепенно уменьшается «технологический разрыв» между образованием и сферой занятости, в том числе посредством пересмотра квалификационных требований к должностям служащих в части ожидаемого образовательного уровня работников всех отраслей экономики.

  Диаграмма изменения количества специальностей всех уровней (ступеней) основного и дополнительного образования на основе Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации»

 Диаграмма изменения количества специальностей всех уровней (ступеней) основного и дополнительного образования на основе Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации»


В нашей стране внедрена двухступенчатая структура высшего образования: фактически с 1993 г., а законодательно с 2007 г. осуществляется подготовка и специалистов, и магистров, что не противоречит положениям Лиссабонской конвенции.

Подсистема специальностей, обозначенная на рисунке как «ВО 1-я ступень», в соответствии с Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» претерпела следующие изменения: в 2002 г. было 326 специальностей высшего (одноступенчатого) образования, в 2009 г. стало 365 специальностей первой ступени высшего образования. Первая ступень высшего образования нацелена на воспроизводство кадрового потенциала организаций с целью реализации существующих норм экономической деятельности.

Подсистема специальностей магистратуры, обозначенная на рисунке как «ВО 2-я ступень», приняла очертания нормативно определившейся подсистемы с 2006 г. Магистерские специальности разработаны во взаимосвязи с наименованиями специальностей (групп специальностей) Номенклатуры специальностей научных работников, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (далее — Номенклатура ВАК), но классифицированы на единых основаниях для всех специальностей ПКСО. Количество специальностей 2-й ступени высшего образования увеличилось: от 138 в 2006 г. до 181 в 2009 г. Увеличение произошло в результате разработки и утверждения в 2008 г., по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь, специальностей 2-й ступени высшего медицинского образования для подготовки научно-педагогических работников учреждений медицинского профиля. Вторая ступень высшего образования нацелена на подготовку специалистов к деятельности научно-исследовательского, научно-педагогического и инновационного характера, способных к созданию новых (инновационных) норм в разнообразных видах экономической деятельности.

Количественное изменение подсистемы специальностей среднего специального образования (см. «ССО» на рисунке): от 189 — в 2002 г. до 172 специальностей в 2009 г. можно охарактеризовать как тенденцию качественного преобразования данной подсистемы. Потребность в подготовке специалистов со ССО постепенно перерастает в потребность в подготовке рабочих высокой квалификации. Ожидается, что среднее специальное образование будет нацелено на подготовку высококвалифицированных рабочих для всех отраслей экономики.

Динамика количественных изменений в подсистеме специальностей «ПТО» такова (см. «ПТО» на рисунке): от 121 — в 2002 г. до 106 — в 2009 г. Подсистема специальностей ПТО в нашей стране имеет следующие особенности. Специальности, в рамках которых осуществляется подготовка в учреждениях ПТО, включают, как правило, несколько профессий. Допускается подготовка рабочих одновременно по разным квалификациям, даже в рамках различных специальностей. Соответственно данная подсистема специальностей претерпевает изменения, касающиеся введения в ее структуру дополнительных профессий рабочих, именуемых в подсистеме ПТО квалификациями. При возрастающей актуальности профессионально-технического образования его назначение сохраняется: подготовка квалифицированных рабочих.

Начиная с 2005 г., когда произошло упорядочение специальностей переподготовки посредством классифицирования, по состоянию на 1.08.2009 г. их общее количество изменилось: на уровне высшего образования — от 291 до 414, на уровне среднего специального образования — от 25 до 45 специальностей переподготовки. Переподготовка руководящих работников и специалистов нацелена на: присвоение новой квалификации, позволяющей внедрять прогрессивные методы и технологии деятельности; устранение дисбаланса в профессионально-квалификационной структуре кадров; расширение профессионального кругозора и компетентности, а также спектра возможностей для профессиональной самореализации личности.

Таким образом, единая профессионально-квалификационная структура образования в Республике Беларусь (на 1.08.2009 г.) включает [7]:

  • 365 специальностей высшего образования первой ступени;
  • 181 специальность высшего образования второй ступени;
  • 172 специальности среднего специального образования;
  • 106 специальностей профессионально-технического образования;
  • 414 специальностей переподготовки на уровне высшего образования;
  • 45 специальностей переподготовки на уровне среднего специального образования.

В 2008–2009 учебном году в ПКСО Республики Беларусь насчитывается 1283 специальности всех уровней и ступеней основного и дополнительного образования, за исключением послевузовских.

С опорой на единую республиканскую систему специальностей и квалификаций разработана дистанционная система педагогической поддержки старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения, обосновано введение должности «педагог-профориентолог (профориентолог)».

Постепенно реализуется государственная кадровая политика, нацеленная на устранение «технологического разрыва» между сферами образования и труда, на интеграцию уровней и ступеней образования, на введение дифференцированных сроков обучения; на ускорение темпов социально-экономического развития страны. Решению приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь способствует реализованный проект ПКСО.

Но гораздо больше предстоит еще сделать: необходимо формировать кадровый потенциал отраслей экономики с высоким уровнем возможностей личности (духовных, нравственных, интеллектуальных). Одной из тенденций инновационного развития ПКСО [3, 6] является сближение системы послевузовских специальностей с единой системой специальностей и квалификаций в Республике Беларусь. Данная тенденция проявилась во взаимосвязи Систематизированного указателя специальностей второй ступени высшего образования (магистратуры) ОКСК, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь, и специальностей Номенклатуры ВАК. На наш взгляд, представляет интерес исследование динамики изменения спектра послевузовских специальностей.

Хороший «задел» для выполнения исследований в системе послевузовского образования представлен в работе российского ученого В.Ф. Пугач [8]. Практически неисследованной остается структура послевузовского образования во взаимосвязи с профессиональной деятельностью. Формирование единой профессионально-квалификационной структуры образования, включая послевузовские специальности, позволит сблизить подготовку кадров высшей научной квалификации с реальной потребностью в них на пути инновационного развития белорусской экономики. С целью сохранения всем известных кодов и наименований специальностей Номенклатуры ВАК, при внесении их в ОКСК, целесообразно использовать на практике две формы документов: Номенклатуру ВАК и ОКСК с классифицированными по видам профессиональной деятельности послевузовскими специальностями при едином содержании двух документов. Проблема утверждения ОКСК, возникающая при этом, может быть решена посредством утверждения ОКСК по согласованию с ВАК, на основе утверждаемой ВАК Номенклатуры специальностей послевузовского образования или иным способом.


Литература:

1. Развитие отечественного образования: полемические размышления / А.М. Новиков. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005. — 255 с.
2. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. — 2-е изд. — М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. — 464 с.
3. Олекс О.А. Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект. — Минск: РИВШ, 2006. — 332 с.
4. Громыко Ю.В. Вхождение в пространство образовательного проектирования: проектирование выясняет отношения с наукой, методологией, управлением и культурологией: предисловие  // Проектирование в образовании: монография / Н.А. Масюкова. — Минск: Технопринт, 1999. — С. 13–20.
5. Олекс О.А. Инновационный путь развития профессионально-квалификационной структуры образования в Республике Беларусь // Высшая школа: проблемы и перспективы: материалы 8-й Межд. науч.-метод. конф., Минск, 18–19 декабря 2007 г. / Республ. ин-т высш. школы; В 2 ч. Ч. 1 — Минск: РИВШ, 2007. — С. 22–26.
6. Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь: монография. — 2-е изд. — Минск: Технопринт, 2002. — 345 с.
7. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009. — Введ. 2.06.09 взамен ОКРБ 011-2001. — Минск: РИВШ, 2009. — 418 с.
8. Пугач В.Ф. Послевузовское профессиональное образование в России на рубеже веков: тенденции развития (статистико-социологический анализ): Монография; предисл. А.И. Субетто. / В.Ф. Пугач. — М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. — 140 с.


Ссылки по теме:  

 

версия для печати 
Новые документы

Научно-практический журнал «Новости науки и технологий» 2(29) 2014

Раздел: Номер 2(29) 2014

Ярмарка инновационных разработок «Инновационные технологии в медицинской технике» (г. Минск, 11 декабря 2014 г.)

Раздел: Конференции, семинары

Научно-практический семинар «Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности» (Минск, 4 декабря 2014 г.)

Раздел: Конференции, семинары

В НАН Беларуси избраны 16 академиков и 28 членов-корреспондентов

Раздел: События научной жизни

О БелИСА  |  Новости  |  Государственная регистрация  |  Национальная инновационная система  |  Мероприятия  |  Издания  |  Техническое нормирование и стандартизация  |  Подготовка научных кадров  |  Каталог нормативных документов  |  Услуги  |  Статистика науки, инноваций, технологий  |  Полезные ссылки  |  Обратная связь  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям

 RATING ALL.BY

Последнее обновление: 26.11.2014
Copyright © БелИСА