БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(2) 2005
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(2) 2005

О работе Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в 2004 году


Ю.М. Плескачевский,
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси


Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь, перевода экономики на инновационный путь напрямую зависит от эффективности процессов трансформации научных знаний в инновации и их коммерциализации, от степени инновационной восприимчивости основных отраслей хозяйственного комплекса страны.

В прошедшем году в научно-технической сфере продолжались преобразования в системе организации и управления исследованиями и разработками, направленные на повышение результативности науки, а также дальнейшее совершенствование государственной научно-технической политики. Подготовлен и принят ряд законодательных актов в сферах научной и инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

Развитие нормативной правовой базы науки

В рамках нормотворческой деятельности подготовлен ряд нормативно-правовых актов, цель которых — дальнейшее совершенствование основных направлений развития науки и технологий:

– системы организации и управления научно-технической сферой в целом (Декрет Президента Республики Беларусь от 17 мая 2004 г. № 3, определивший систему органов государственного управления в сфере науки, и Декрет Президента Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. № 11, которым установлено, что ГКНТ осуществляет планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, распределение и контроль за рациональным использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на их подготовку, и организацию реализации результатов научных исследований);

– системы организации и проведения исследований и разработок (программно-целевой метод) (Положение о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ, проект новой редакции Положения о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ);

– системы финансирования науки (проект новой редакции Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета);

– инновационной деятельности и ее инфраструктуры (доработка проектов Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь» и Декрета Президента Республики Беларусь «О создании в Республике Беларусь Парка высоких технологий»);

– материально-технической базы науки (комплекс мер по укреплению материально-технической базы науки);

– охраны прав на объекты интеллектуальной собственности (среди наиболее значимых нормативных правовых актов — Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 268–З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках (знаках обслуживания)», Закон Республики Беларусь от 17 мая 2004 г. № 279–З «О ратификации Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний», Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. № 286–З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон Республики Беларусь от 14 июня 2004 г. № 291–З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений»);

– стимулирования высокоэффективного труда ученых, повышения их ответственности за результаты внедрения НИОКТР в производство (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 357 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июля 2002 г. № 362 «О дополнительных мерах государственной поддержки науки», Указ Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2004 г. № 571 «О совершенствовании стимулирования труда в сфере здравоохранения, науки, культуры и образования», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2004 г. № 928 «Об усилении стимулирования труда работников науки и научного обслуживания»);

– деятельности отраслевых научных организаций (аналитическая записка с предложениями в Совет Министров Республики Беларусь).

Финансирование научной и научно-технической сферы

Расходы на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета на 2004 г. утверждены в сумме 189,3 млрд руб. Министерством финансов по предложению ГКНТ были впервые установлены более равномерные поквартальные назначения по разделу «Наука» в процентах от годового объема в размерах: I кв. — 25,1%; II кв. — 22,2%; III кв. — 23,4%; IV кв. — 29,3%.

Фактически расходы республиканского бюджета за прошедший год составили 185 млрд руб. Впервые за последние почти 15 лет государство полностью выполнило свои финансовые обязательства перед учеными.

Выполнение программ и проектов

В 2004 г. выполнялось 950 заданий по 23 государственным научно-техническим программам (ГНТП), в рамках которых получено 135 патентов и подана 131 заявка на патентование. Наибольшее количество патентов запатентовано по ГНТП: «Агропромкомплекс» — 45/40; «Белэлектроника» — 35/35; «Новые материалы и технологии» — 30/29 (в числителе — количество патентов, в знаменателе — количество заявок).

В 2004 г. проанализирована система программно-целевого планирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ (НИОКТР). С целью координации проводимых в рамках программ разработок, концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных задач развития экономики, количество ГНТП сокращено с 33 до 23. В 2004 г. финансировались только те программы, которые направлены на решение важнейших народнохозяйственных задач с гарантией освоения разработанной научно-технической продукции в серийном производстве.

Можно отметить успешную реализацию в 2004 г. ГНТП «Машиностроение» (разработан автобус типа МАЗ–256, изготовлены опытные образцы гусеничного трактора «Беларус–2102» с бульдозерным оборудованием и ротационной косилки-плющилки), ГНТП «Приборостроение» (созданы национальный эталон массы, осциллограф цифровой телевизионный), ГНТП «Новые материалы и технологии» (создано 15 новых материалов, изготовлено 510 единиц алмазного инструмента, 30 карат синтетических монокристаллов алмаза), ГНТП «Строительные материалы и технологии» (разработана автоматизированная система управления подачей теплоносителя на центральные тепловые подстанции), по президентской программе «Бытовая электроника» завершена подготовка производства селекторов каналов для цифровых телевизоров.

Наряду с ГНТП текущего периода государственными заказчиками программ в соответствии с отраслевыми планами (27 планов, 806 заданий) велись работы по освоению в производстве научно-технической продукции, созданной в 2000–2003 гг. Суммарная стоимость новой продукции, выпущенной по состоянию на 1 декабря 2004 г., составила около 466 млн у.е.

Среди основных результатов освоения в производстве научно-технической продукции можно выделить выпуск новой продукции по плану освоения завершенных НИОКТР ГНТП «Машиностроение» на сумму 156 млн у.е., ГНТП «Строительные материалы и технологии» — 115 млн у.е., ГНТП «Агропромкомплекс» — 80 млн у.е., ГНТП «Приборостроение» — 1,5 млн у.е., ГНТП «Лекарственные препараты» — 790 тыс. у.е.

Однако по ряду программ, как и ранее, имеется значительная задолженность по внебюджетному финансированию. Так, по ГНТП «Химические технологии и производство» из предусмотренных плановых внебюджетных средств 2835,1 млн руб. выделено, по состоянию на 1 декабря 2004 г., 913,2 млн руб. или 32%, в том числе по подпрограмме «Минеральные удобрения» при плане 2011,0 млн руб. — 342,9 млн руб. или 17% соответственно.

По ГНТП «Ресурсосбережение» при плане внебюджетных средств 446,6 млн руб. выделено на 1 декабря 2004 г. 157,3 млн руб. или 35%.

По ГНТП «Новые материалы и технологии» при плане 2846,7 млн руб. выделено 987,5 млн руб. или 35%, в том числе по подпрограмме «Алмазы» при плане 1132,3 млн руб. — 273,1 млн руб. или 24%, по подпрограмме «Новые материалы и защита поверхностей» — 1113,8 и 294,4 млн . соответственно или 26% .

Учитывая эти обстоятельства, следует обратить внимание государственных заказчиков ГНТП и головных разработчиков на необходимость обеспечения финансирования новых разработок как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет средств внебюджетных источников в тесной зависимости от хода выполнения ранее принятых обязательств по финансовому обеспечению создаваемой научно-технической продукции.

По расчетам НАН Беларуси и ГКНТ при сложившейся в настоящее время структуре фундаментальных и прикладных исследований 1 рубль затрат на науку обеспечивает не менее 11 рублей эффекта. Однако несмотря на обеспечение устойчивой динамики социально-экономического развития, основанного на интенсификации научно-инновационной деятельности, в стране имеются существенные резервы для повышения эффективности научной деятельности и усиления ее влияния на динамику валового внутреннего продукта (ВВП), и программы должны стать для этого главным инструментом.

Инновационная деятельность

В 2004 г. активно продолжалась работа по развитию инновационной деятельности и ее инфраструктуры в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, данными 10–11 июня 2004 г. на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в Витебске.

Разработана концепция и определена система подготовки специалистов для инновационной сферы. Подготовлены предложения о перспективах наращивания экспорта продукции, основанной на использовании новых и высоких технологий.

Проводится работа по созданию в регионах республики 9 новых объектов инновационной инфраструктуры (технологических парков в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Лиде, инновационных центров в Гомеле, Могилеве, региональных отделений Республиканского центра трансфера технологий в Гомеле и Гродно).

Для контроля за ходом выполнения мероприятий по созданию инновационных структур по инициативе ГКНТ организованы и проведены рабочие совещания в Брестском и Гомельском облисполкомах, Новополоцком горисполкоме с участием представителей Минэкономики, Минобразования, заинтересованных организаций и предприятий из соответствующих регионов.

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь разработан и утвержден План мероприятий по реализации предложений по повышению эффективности деятельности Белорусского инновационного фонда, который одобрен Президентом Республики Беларусь.

Вместе с тем, на местах наблюдается относительная медлительность в практической реализации мер по созданию технопарков и инновационных центров (подготовке учредительных документов, закреплению площадей и т.д.). Существуют проблемы в определении источников финансирования деятельности этих структур на этапе их становления.

Разработан и утвержден Советом Министров Республики Беларусь План мероприятий по совершенствованию инновационной системы Республики Беларусь.

ГКНТ провел анализ использования средств инновационных фондов, направляемых в 2003 г. на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции. Результатом анализа стал утвержденный Советом Министров Республики Беларусь План мероприятий по повышению эффективности использования средств инновационных фондов и усилению ответственности руководителей органов государственного управления за их использование.

В Реестр высокотехнологичных производств и предприятий Республики Беларусь за 12 месяцев 2004 г. включено 15 производств и предприятий.

В 2004 г. выполнялось 75 инновационных проектов. Завершена работа над 30 проектами. Из средств республиканского бюджета на финансирование инновационных проектов было выделено 5692,7616 млн руб. Внебюджетное финансирование составило 1240,49 млн руб., в том числе 105,8 млн руб. из инновационных фондов.

Общий объем средств (бюджетных, собственных и инновационных фондов), затраченных на финансирование инновационных проектов, составил 6933,2516 млн руб.

Государственными заказчиками проектов выступали 18 министерств и других республиканских органов государственного управления, Национальная академия наук Беларуси, два концерна. Министерством здравоохранения выполнялось 19 проектов (1115,5 млн руб. бюджетных средств), НАН Беларуси — 8 (537,3 млн руб. бюджетных средств), Министерством сельского хозяйства и продовольствия — 8 (576,2 млн руб. бюджетных средств), Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь — 9 (454,0616 млн руб. бюджетных средств).

Состояние кадрового потенциала научно-технической сферы

В конце 2003 г. кадровый потенциал науки Республики Беларусь характеризовался следующими данными: численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составляла 29,9 тыс. человек, из которых 59% — исследователи. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, к сожалению, продолжает уменьшаться. Наибольшие потери в научных кадрах в 2003 г. понес отраслевой сектор национальной науки: в Минпроме — на 11,4%, в Минздраве — на 11%, в Минсельхозпроде — на 33%, в концерне «Белнефтехим» — на 14%.

В 2003 г. подготовка научных кадров через аспирантуру осуществлялась в научных организациях и 121 высшем учебном заведении. Докторантура открыта в 29 учреждениях. По сравнению с 1990 г. численность аспирантов в стране увеличилась более чем в два раза и составила 5964 человека.

До настоящего времени подготовка научных кадров базировалась не на потребностях народного хозяйства, а на возможностях их подготовки в научных организациях и вузах. Эта система не отвечает современным требованиям: существуют недостатки в прогнозировании и планировании, серьезные диспропорции наблюдаются в подготовке научных кадров по различным отраслям науки и для различных сфер деятельности.

Для устранения накопившихся за многие годы проблем в этой сфере Президент Республики Беларусь принял Декрет от 29 октября 2004 г. № 11 «О внесении дополнений и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7», которым на ГКНТ возложены функции планирования подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, распределения средств республиканского бюджета, выделяемых на их подготовку, контроля за рациональным расходованием выделяемых средств и организации реализации результатов научных исследований. ГКНТ стал единым органом, осуществляющим работу по прогнозированию, планированию и контролю за использованием финансовых средств на подготовку научных кадров в целом по стране.

Необходимо кардинальное изменение системы прогнозирования, планирования и финансирования подготовки научных работников высшей квалификации. В основу новых подходов следует заложить принцип целевой подготовки кадров на основе государственного.

Для рассмотрения вопроса о формировании новой системы подготовки научных работников высшей квалификации, с учетом государственных потребностей Республики Беларусь, в Комиссию по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь ГКНТ внесены соответствующие материалы.

Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности

За отчетный период в Национальный центр интеллектуальной собственности подано 1265 заявок на изобретения, 196 заявок на промышленные образцы, 655 заявок на полезные модели, 12 заявок на сорта растений, 7597 заявок на регистрацию товарных знаков (в том числе по национальной процедуре — 3437, по международной процедуре регистрации знаков согласно Мадридскому соглашению и Мадридскому протоколу — 4160), 46 заявок на выдачу Евразийского патента, 25 международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации, 1 заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара.

В Государственном реестре зарегистрировано 861 изобретение, 540 полезных моделей, 171 промышленный образец, 2040 товарных знаков, 10 сортов растений, 1 наименование места происхождения товара, 300 договоров (132 лицензионных, 168 — об уступке прав на объекты промышленной собственности).

В виде патентных пошлин и сборов получено 420 млн руб. (285 млн руб. в 2003 г.) и 3 млн долларов США (3,9 млн долларов США в 2003 г.).

Уровень патентования является не только важнейшим инструментом защиты прав интеллектуальной собственности, но и показателем инновационной активности и конкурентоспособности экономики. К сожалению, несмотря на положительную динамику в создании и использовании объектов промышленной собственности, их применение растет менее динамично. Необходимо осуществить дополнительные меры, направленные на стимулирование использования объектов интеллектуальной собственности в сфере материального производства.

Материально-техническая база

В 2004 г. ГКНТ совместно с НАН Беларуси и другими заинтересованными государственными структурами продолжалась работа по обновлению материально-технической базы науки.

Проведен анализ эффективности использования уникального оборудования центрами коллективного пользования (ЦКП), выработаны предложения по повышению роли ЦКП и совершенствованию форм их государственной поддержки.

В Совет Министров Республики Беларусь направлена аналитическая записка «О состоянии материально-технической базы научных организаций, наличии уникального оборудования и эффективности его использования, выработке мер по повышению роли центров коллективного пользования таким оборудованием и их государственной поддержке».

Начата работа по обновлению нормативно-правовой базы о деятельности ЦКП уникальным научным оборудованием и приборами. Впервые издан «Справочник центров коллективного пользования».

Международное научно-техническое сотрудничество

В настоящее время большое внимание уделяется созданию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества (учреждение совместных научных центров, технопарков, центров трансфера технологий). Так, на базе Института физики им. Степанова совместно с Обществом Фраунгофера (ФРГ) при поддержке МНТЦ (650 тыс. долларов США) создана совместная лаборатория для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области оптики, диагностики и неразрушающего контроля. Достигнута договоренность с китайской стороной о создании белорусско-китайского технопарка на базе БГУ, с индийской стороной — совместного центра по сотрудничеству в области лазерных и оптических технологий (Институт физики им. Степанова — с белорусской стороны).

Для вхождения в систему мирового научно-технического сотрудничества активно используются возможности таких международных организаций, как ПРООН, ЮНИДО, МНТЦ, ОИЯИ, ЦЕРН, ИНТАС.

В 2004 г. продолжало развиваться сотрудничество с Европейским Союзом и ИНТАС. По соглашению между ИНТАС и Правительством Республики Беларусь об организации совместного конкурса научно-исследовательских проектов «Беларусь–ИНТАС–2003 » перечислен взнос Беларуси на проведение конкурса и начато выполнение 9 проектов. Кроме того, Еврокомиссия через ИНТАС выделила Белорусскому институту системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА) грант для создания в Беларуси Национального информационного офиса (НИО) по взаимодействию с 6-й Рамочной программой научных исследований ЕС.

Проведены заседания межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству с ЮАР, Индией, Китаем.

Научно-технические экспозиции, сформированные ГКНТ, в 2004 г. были представлены в рамках национальных экспозиций в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани (Российская Федерация), Латвии, на Ганноверской промышленной ярмарке и выставке CeBIT (ФРГ), в Королевстве Бахрейн, на международных выставках в Египте, Сирии, Китае, в рамках 4-го Московского салона инноваций и инвестиций, а также на крупнейших выставочных мероприятиях нашей республики — Белорусском промышленном форуме и выставке «ТИБО».

Задачи ГКНТ на 2005 год

В 2005 г. работа комитета будет направлена на решение следующих задач:

– обеспечение выполнения прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. в сфере науки, утвержденных в программе действий Правительства и Национального банка на 2005 г. (обеспечение в 2005 г. повышения уровня затрат на исследования и разработки и работы по освоению в производстве новых видов наукоемкой продукции не менее чем в два раза по сравнению с 2000 г. в сопоставимых ценах);

– разработка Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2026 гг. с более подробным его обоснованием на 2006–2010 гг.;

– формирование Перечня государственных научно-технических программ на 2006–2010 гг. с учетом новой нормативной базы по принципу, когда охватывается весь инновационный цикл: от фундаментальных исследований и их стыковки с программами прикладных исследований и ГНТП до заданий по освоению разработок в серийном производстве;

– продолжение работы по формированию в республике элементов Национальной инновационной системы — технопарков, инновационных центров, центров трансфера технологий, а также завершению создания 9 объектов инновационной инфраструктуры (5 технопарков, 2 инновационных центров, 2 центров трансфера технологий) и разработки нормативных правовых документов по созданию в Республике Беларусь Парка высоких технологий;

– разработка и утверждение нормативно-правовых актов по формированию системы подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям экономики с организацией реализации результатов научных исследований, начиная с 2006 г.;

– продолжение работы по созданию многоуровневой системы охраны прав интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, принятию мер по защите от утечки за рубеж перспективных научно-технических разработок.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
МЕРОПРИЯТИЯ

Ярмарка инновационных разработок «Экология и управление отходами» (22 марта 2023 г., г. Минск)

Раздел: Ярмарки

Выставка достижений белорусской науки «Беларусь интеллектуальная» (20-29 января 2023 г., г. Минск)

Раздел: Выставки

20-я международная выставка «Agro, Food, Drink, Tech EXPO» (18-20 ноября 2022 г., г.Тбилиси)

Раздел: Выставки

Ярмарка инновационных разработок «Технологии в агропромышленном комплексе» (16 ноября 2022 г., г. Минск)

Раздел: Ярмарки

Обучающий семинар «Отнесение расходов на выполнение НИОК(Т)Р в состав затрат при исчислении налога на прибыль с применением повышающего коэффициента» (20 декабря 2022 г., г. Минск)

Раздел: Конференции, семинары

Республиканский семинар «Целевые показатели Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы: методология формирования и порядок отчетности» (16 декабря 2022 г., г. Минск)

Раздел: Конференции, семинары

Республиканский семинар «Технопарки: возможности и инструменты для развития инновационного предпринимательства» (9 декабря 2022 г., г. Минск)

Раздел: Конференции, семинары

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 25.01.2023
Copyright © БелИСА