БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006

Создание субъектов инновационной инфраструктуры

26 июня 2006 г.


И.В. Войтов,

заместитель Председателя ГКНТ, д-р техн. наук  

В.С. Драгун,
начальник отдела развития инновационной инфраструктуры и трансфера технологий ГКНТ, канд. техн. наук

В.М. Анищик,
начальник Управления инновационной деятельности ГКНТ, канд. техн. наук


Стратегическим курсом Республики Беларусь в инновационном развитии экономики является создание национального инновационного механизма как системы орга­низационно-экономических и правовых мер и реализация конкретных инновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс производства новых знаний, оперативное внедрение результатов исследований в реальном секторе экономики и выгод­ную реализацию нового продукта потребителям.

Связующим звеном между научно-технической сферой и производством, разработкой, изготовлением наукоемкой продукции и ее поставкой на рынок является инновационная инфраструктура, под которой следует понимать совокупность субъектов, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. К инновационной инфраструктуре относят инновационно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий, инкубаторы малого предпринимательства и другие структуры обеспечения развития малого инновационного предпринимательства и инновационной деятельности в целом.

В настоящее время в Беларуси главные элементы такой инфраструктуры сформированы, однако их пока недостаточно для решения в полном объеме тех задач по переводу экономики на инновационный путь развития, которые поставлены руководством страны.

Конкретные мероприятия по дальнейшему развитию инновационной инфраструктуры вошли в утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 1685 «Комплекс мер по стимулированию развития предпринимательства и дополнительному созданию объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства», а также в Совместный план действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 г. Этими документами было предусмотрено создание в Беларуси новых субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе пяти технопарков в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Лиде, двух инновационных центров в Могилеве и Гомеле, двух региональных отделений Республиканского центра трансфера технологий в Гомеле и Гродно (рис. 1).

Развитие инновационной инфраструктуры Беларуси

 Рис. 1. Развитие инновационной инфраструктуры

Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с заинтересованными был разработан график создания этих структур, который утвержден Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь. С целью организационно-методического обеспечения мероприятий по созданию объектов инновационной инфраструктуры и обмена имеющимся опытом были организованы и проведены республиканский научно-практический семинар «Опыт создания и перспективы развития инновационной инфраструктуры республики» на базе ЗАО «Технопарк Могилев» (в сентябре 2004 г.) и республиканская научно-практическая конференция «Научно-инновационная политика в регионах Беларуси» (Гродно, октябрь 2005 г.).

Для оперативного обсуждения возникающих проблемных вопросов и выработки согласованных решений по их разрешению было проведено 10 совместных рабочих совещаний на уровне председателей или заместителей председателей Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) и облисполкомов с участием руководителей заинтересованных организаций и вузов из областей.

Кроме того, для оказания научной, методической и финансовой поддержки в создании новых субъектов инновационной инфраструктуры, проработки необходимых организационно-технических и правовых аспектов был реализован инновационный проект, заказчиком которого выступил ГКНТ, головной организацией-исполнителем — ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ “Метолит”». В работах по проекту приняли участие практически все организации, на базе которых создавались новые инновационные структуры в регионах: ООО «Брестский инновационный бизнес-центр», УО «Полоцкий государственный университет», ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр», УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», ГНУ «Научно-исследовательский центр проблем ресурсосбережения» НАН Беларуси (Гродно), ЗАО «Технологический парк Могилев», ГНУ «Институт технологии металлов НАН Беларуси» (Могилев), Республиканский центр трансфера технологий.

В целях дальнейшего развития нормативной правовой базы в сфере инновационной деятельности и во исполнение поручений Главы государства ГКНТ подготовлен и внесен на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке создания и условиях функционирования субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь».


Технологические парки

Центральное место в инновационной инфраструктуре страны займет созданный в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 Парк высоких технологий, основными направлениями деятельности которого станут разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий программного обеспечения в промышленных и иных организациях Беларуси, а также экспорт указанных технологий и программного обеспечения за ее пределы. ГКНТ принимал непосредственное и активное участие в создании законодательной базы по функционированию этого субъекта инновационной инфраструктуры. Разработан и утвержден Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко План мероприятий по реализации поручений Главы государства в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О парке высоких технологий». Контроль выполнения этого плана поручен ГКНТ.

В настоящее время в Беларуси функционируют 6 организаций, относящихся по уставной деятельности к технопаркам: ЗАО «Технологический парк Могилев», Инновационное республиканское унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ “Метолит”», СООО «Арвит-Авто» (Минск), Фонд «Научно-технологический парк БГУ», инновационная ассоциация «Академтехнопарк» НАН Беларуси, научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк». Первым трем из указанных субъектов ГКНТ официально присвоил статусы научно-технологических парков.

Впервые в Беларуси проект создания научно-технологического парка реализован в Могилеве. Учредителями ЗАО «Технологический парк Могилев» стали городской и областной исполкомы, а также вузы города. Технопарк выполняет взаимодополняющие функции инкубатора малого предпринимательства, бизнес-инновационного центра, центра трансфера технологий. За время своего существования технопарк оказал поддержку 75 малым инновационным предприятиям, из которых 25 размещаются в технопарке в настоящее время. За период 2002–2004 гг. инновационными предприятиями технопарка выполнены более 25 НИОКР и произведено продукции (работ, услуг) на сумму около 11 млрд рублей (рис. 2).

Технологический парк Могилев

 Рис. 2. ЗАО «Технологический парк Могилев»


В целях ускоренной передачи результатов научных исследований и разработок в производство и доведения их до потребителя на коммерческой основе в системе высшей школы созданы Инновационное республиканское унитарное предприятие «Технопарк БНТУ “Метолит”», фонд «Научно-технологический парк БГУ», Научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк». В технопарке «Метолит» работают 12 инновационных предприятий, которые осуществляют разработку медицинского оборудования для травматологии и ортопедии, технологий нанесения высокопрочных покрытий на рабочие поверхности деталей и другой наукоемкой продукции. Суммарный объем ее выпуска в этом году составит не менее на 7 млрд рублей (рис. 3).

 Инновационная инфраструктура в высшей школе
Рис. 3. Инновационная инфраструктура в высшей школе


В текущем году во исполнение вышеуказанных поручений Правительства созданы технологические парки в Бресте, Гродно, Новополоцке, до конца года будет принято решение Гомельского облисполкома по созданию технопарка в Гомеле.


Брестская область

В соответствии с решением Брестского облисполкома от 12 декабря 2005 г. № 836 технологический парк в Бресте создан на базе ООО  «Брестский инновационный бизнес-центр» и размещается на свободных площадях ОАО «Брестмаш». Подготовлены Положения о технопарке и Совете технопарка. В состав технопарка в настоящее время входят 2 инновационных предприятия, занятые разработками технологий и оборудования для переработки органических отходов, а также для электротехнических испытаний материалов. Готовятся документы по регистрации в качестве резидентов еще трех малых предприятий. Технопарком с привлечением научных организаций подготовлены проекты заданий по разработке и организации выпуска резидентами технопарка инновационной продукции для включения в региональную научно-техническую программу Брестской области «Системы, машины и сервис». Для обеспечения дальнейшего развития технопарка предусмотрено увеличить вклад учредителей ООО «Брестский инновационный бизнес-центр» в его уставной фонд. К концу 2006 г. будут подготовлены и представлены в ГКНТ документы для присвоения технопарку г. Бреста статуса научно-технологического парка.


Витебская область

На основании проведенного анализа инновационного потенциала Витебского региона облисполком по согласованию с Министерством образования признал целесообразным создать технопарк на базе Полоцкого государственного университета. В соответствии с приказом ректора университета от 1 июля 2005 г. № 215, на первых этапах своего функционирования технопарк будет работать как структурное подразделение университета. В состав технопарка включены региональное отделение Республиканского центра трансфера технологий, центр информационных технологий, проектный институт реконструкции и строительства, две контрольно-испытательных лаборатории, опытно-экспериментальные мастерские с производственными участками для выпуска инновационной продукции. Внесены соответствующие изменения в Устав университета, разработано Положение о технопарке, определяющее структуру, штаты и другие аспекты его деятельности.

Распоряжением председателя Витебского облисполкома В.П. Андрейченко от 26 октября 2005 г. № 822р «О создании технологического парка» определены мероприятия по оказанию технопарку финансовой поддержки со стороны облисполкома, Новополоцкого и Полоцкого горисполкомов, а также по выделению дополнительных производственных площадей и преобразованию технопарка в 2006 г. в самостоятельное юридическое лицо.


Гродненская область

В Гродно технопарк создан при Гродненском государственном университете им. Янки Купалы. Издан приказ ректора университета от 19 октября 2005 г. № 745, в соответствии с которым назначен руководитель технопарка, выделены офисные помещения, определены источники финансирования технопарка на первых этапах его деятельности. Во исполнение решений, принятых губернатором области, в настоящее время определяется механизм передачи для размещения технопарка здания в центре города общей площадью более 5 000 квадратных метров. В нем будут размещаться дирекция и службы технопарка, консалтинговые фирмы, региональное отделение Республиканского центра трансфера технологий, центр сертификации и стандартизации, метрологическая и другие научно-исследовательские лаборатории, инновационные фирмы-резиденты технопарка, постоянно действующая выставка продукции предприятий Гродненского региона и другие структуры.

В течение 2006 г. после передачи указанного здания под размещение технопарка будет осуществлено его преобразование его в самостоятельное юридическое лицо.


Гомельская область

Согласно подготовленной концепции, создание технопарка в Гомеле планировалось осуществить в рамках свободной экономической зоны «Гомель-Ратон». Гомельским облисполкомом совместно с администрацией СЭЗ, другими заинтересованными организациями была проведена достаточно большая подготовительная работа, разработаны бизнес-план создания и развития технопарка, проекты учредительных документов, предложения по передаче технопарку неиспользуемых площадей завода «Ратон». Однако окончательного решения по созданию и регистрации технопарка Гомельский облисполком не принял, аргументируя это отсутствием в республике соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы создания и функционирования субъектов инновационной инфраструктуры, ресурсного и финансового обеспечения их деятельности. В качестве промежуточного шага подготовлено распоряжение председателя облисполкома о создании технопарка на базе ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» с последующим решением всех организационных вопросов по регистрации технопарка в качестве юридического лица. Принятое облисполкомом на сегодняшний день решение является далеко не лучшим и не отвечает инновационному потенциалу области. Опыт действующих технопарков свидетельствует о том, что и в условиях существующего правового поля можно успешно работать и развиваться.

Из ближайших планов создания в Беларуси новых технопарков следует отметить проект белорусско-китайского технопарка на базе Белорусского государственного университета, реализуемый БГУ совместно с китайскими партнерами.


Инновационные центры

Деятельность инновационных центров направлена на содействие развитию инновационного предпринимательства и коммерциализации научно-технических разработок. В их число входят Ассоциация приборостроительных организаций «Инновационный центр приборостроения», ООО «Брестский инновационный бизнес-центр», ЗАО «Гомельский инновационный центр», КУП «Минский областной инновационный центр».

В текущем году региональный инновационный центр создан в структуре Института технологии металлов НАН Беларуси (Могилев). Издан соответствующий приказ директора института от 1 августа 2005 г. № 99-к и принято постановление Президиума НАН Беларуси от 24 ноября 2005 г. № 69 по данному вопросу. Утверждено Положение об инновационном центре, под его развитие выделены помещения площадью более 1 000 квадратных метров. В инновационном центре уже размещаются 3 малых предприятия, имеются разработки еще по 11 потенциальным претендентам.

Кроме того, реализованы предусмотренные графиком создания объектов инновационной инфраструктуры мероприятия по развитию инновационного центра в структуре ЗАО «Технологический парк Могилев» и формированию на его базе электронной информационно-консультационной системы. На сайте технопарка размещены разделы «Конкурс инноваций», «Дистанционное образование в сфере инноваций», «Субконтрактация и кооперация», организовано интерактивное взаимодействие с пользователями системы с возможностью консультаций по «горячей линии» и т. д. Организовано проведение первого конкурса инноваций.

С инициативой по созданию регионального научно-учебного инновационного центра выступил Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. В настоящее время осуществляется разработка организационных механизмов создания такого центра, который обеспечивал бы интеграцию учебного процесса, научных исследований и освоения в производстве высокотехнологичной продукции.


Центры трансфера технологий

Коммерциализации и продвижению научно-технических разработок на отечественный и зарубежный рынки, привлечению инвестиций в сферу наукоемких технологий содействует формируемая в республике система трансфера технологий. Ведущее место в ней занимает Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), входящий в ассоциацию «Академтехнопарк». Отделения и филиалы РЦТТ созданы на базе ведущих научных организаций и вузов во всех областях Беларуси. РЦТТ заключены более 90 клиентских договоров, подписаны 22 соглашения с организациями из России, США, Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи и других стран. На портале РЦТТ размещены более 900 инновационных проектов белорусских разработчиков и более 80 запросов белорусских и зарубежных фирм. В текущем году на портале РЦТТ создан информационный узел электронной ярмарки технологий, открыты новые разделы: «Экспертные услуги», «Технопарки Республики Беларусь», «Инновационное законодательство США, Латвии, Польши, Германии и других стран». При поддержке РЦТТ на ряде белорусских предприятий освоен выпуск новых видов наукоемкой продукции. Кроме того, реализуются проекты по созданию ряда совместных белорусско-российских и белорусско-китайских предприятий в высокотехнологичных областях, а также по подготовке лицензионных соглашений на поставки китайской стороне наукоемких технологий белорусских разработчиков.

В этом году дополнительно к предусмотренным Комплексом мер по стимулированию развития предпринимательства региональным отделениям РЦТТ в Гомеле и Гродно создано региональное отделение РЦТТ при Могилевском научно-аналитическом центре информации, инноваций и трансфера технологий.

Большую работу по организации трансфера технологий проводит межвузовский центр маркетинга НИР, входящий в структуру научно-технологического парка «Метолит». С участием этого центра разработана и размещена на сайте ГКНТ база данных по новым продуктам и технологиям, созданным в последние два года организациями Беларуси в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ. Это около 1 000 инноваций, которые уже востребованы нашей экономикой и требуется активная работа по их более широкому внедрению.

В системе высшей школы функционирует сеть центров трансфера технологий при университетах по профильным для них направлениям деятельности (машиностроение, радиоэлектроника, строительство, легкая и пищевая промышленность и т. д.). Эту сеть объединяет информационно-аналитическая система сбора и обработки информации, которая содержит более 800 инновационных проектов, предназначенных для внедрения в реальный сектор экономики. Кроме того, с этого года работает портал по информационной поддержке инновационных предприятий с возможностями технического, юридического, экономического и другого консалтинга в интерактивном режиме.

Ближайшей задачей развития системы трансфера технологий является организация ее структурных подразделений на инновационно активных предприятиях реального сектора экономики, что позволит связать единой цепью разработчиков научно-технической продукции и ее потребителей, обеспечить доступ отечественных предприятий к мировым сетям и базам технологического трансфера. К настоящему время намерения по созданию филиалов РЦТТ высказали предприятия Министерства промышленности, Министерства архитектуры и строительства, концернов «Белнефтехим», «Белместпром», «Белгоспищепром» и других ведомств, причем особый интерес к этому проявили предприятия из регионов.

В инновационную инфраструктуру республики входит также Белорусский инновационный фонд, основными направлениями деятельности которого являются финансовая поддержка (кредитование) инновационных разработок и освоения их результатов, содействие созданию в республике производств, основанных на новых и высоких технологиях, поддержка развития инфраструктуры рынка технологий и научно-инновационного предпринимательства. Следует признать, что последнее из направлений Белинфондом практически не реализуется, в первую очередь из-за отсутствия соответствующей нормативной базы. Директору Фонда, управлению инновационной деятельности необходимо активизировать работу по финансовой поддержке инновационной инфраструктуры в пределах своих полномочий или проработать обоснованные предложения по их расширению (рис. 4).

 

Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

 Рис. 4. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь


Важным элементом инновационной инфраструктуры должен стать создаваемый на площадях Национальной библиотеки Беларуси при непосредственном участии ГКНТ Центр высоких технологий «XXI век». Его создание позволит обеспечить доступ научных сотрудников и широких слоев общественности к базам данных научно-исследовательских разработок, национальной базе инновационных и инвестиционных проектов, базе данных «Инновации в экономике и социальной сфере» и другим базам данных по науке и технологиям Республики Беларусь и зарубежных стран с возможностью работы на полутора тысячах компьютеров Национальной библиотеки.

Во второй половине этого года в ведение ГКНТ от НАН Беларуси переданы областные центры научно-технической информации в Бресте, Гомеле, Гродно и Могилеве. В настоящее время проводится работа по их реорганизации, укреплению кадрового состава, определению новых направлений деятельности с ориентацией на инновационную сферу.


Проблемные вопросы

Следует отметить, что не все предусмотренные в Комплексе мер по стимулированию развития предпринимательства мероприятия своевременно реализованы. Так в г. Лида проведена подготовительная работа по созданию технопарка на базе бизнес-инкубатора ООО «Апсель», разработана концепция технопарка, определены малые инновационные предприятия — его потенциальные резиденты. Для их размещения предусматривалось приобрести и отремонтировать неиспользуемые в настоящее время помещения, однако сложное финансовое положение и недостаток оборотного капитала у ООО «Апсель» не позволили в полном объеме и в установленные сроки реализовать мероприятия по созданию технопарка.

Предусматривалось также создать инновационный центр в Гомеле. Однако при Гомельском государственном университете им. П.О. Сухого ранее уже было создано ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр». Этот центр успешно функционирует и обеспечивает оказание консультационных, информационных, технических и иных услуг по поддержке инновационного предпринимательства в Гомельском регионе. В целях развития и расширения направлений деятельности в структуре центра в текущем году были созданы два отдела — инновационный и консультационный. Поэтому из-за отсутствия объективной и экономически обусловленной необходимости создание еще одного инновационного центра в Гомельском регионе по предложению Гомельского облисполкома в настоящее время признано нецелесообразным.

Соответствующий проект постановления Правительства о внесении вышеуказанных изменений в Комплекс мер согласован с заинтересованными и в установленном порядке внесен на рассмотрение Совета Министров.

Таким образом, в республике в 2004–2005 гг. в соответствии с поручениями Правительства созданы 9 новых субъектов инновационной инфраструктуры. Основной задачей на ближайшую перспективу является содействие их становлению, для чего необходима согласованная работа ГКНТ, облисполкомов, Министерства образования, НАН Беларуси, самих инновационных структур по налаживанию эффективного функционирования, решению имущественных и финансовых вопросов. Особая роль при этом принадлежит местным органам власти, которые не должны оставить эти структуры без внимания и поддержки. В первую очередь необходимо решить вопросы о выделении и передаче технопаркам необходимых помещений, реализовать планы по скорейшему преобразованию уже созданных субъектов инновационной инфраструктуры в самостоятельные юридические лица. С самого начала своего функционирования эти структуры должны быть ориентированы на решение проблем инновационного развития экономики регионов.

ГКНТ совместно со всеми заинтересованными продолжит работу по развитию и совершенствованию нормативной правовой базы, определяющей условия функционирования и государственной поддержки инновационной инфраструктуры. В условиях, когда не удается решить существующие проблемы сразу для всех инновационных структур, следует подумать о возможности подготовки предложений и проектов нормативных актов по адресной поддержке конкретных субъектов с учетом требований Декрета Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 г. № 11 и Указа Главы государства от 3 ноября 2005 г. № 520.

Для разработки и подготовки таких предложений, координации деятельности объектов инновационной инфраструктуры, обмена опытом и совместного решения проблемных вопросов по дальнейшему развитию в 2006 г. целесообразно создать Ассоциацию белорусских научно-технологических парков и инновационных центров.

Чтобы вопросы функционирования инновационной инфраструктуры не оставались без должного внимания и контроля, предлагается обстоятельно рассмотреть их в первом полугодии 2006 г. в Министерстве образования, НАН Беларуси, в каждом из регионов и затем вынести на обсуждение коллегии ГКНТ для принятия по ним согласованных решений.

Следует обратить внимание руководителей инновационных структур на то, что в настоящее время осуществляется разработка и формирование государственных и региональных научно-технических программ на 2006–2010 гг. Участие в таких программах является прямой формой государственной поддержки инновационной деятельности, на недостаток которой многие жалуются. Субъектам инновационной инфраструктуры необходимо внимательно проанализировать возможности своего участия в этих программах и представить государственным заказчикам конкретные инновационные проекты для реализации и возможного бюджетного финансирования.

Важным ресурсом финансовой поддержки инновационной инфраструктуры являются целевые бюджетные инновационные фонды, которые формируются в 29 республиканских органах государственного управления, облисполкомах. В этих фондах в 2005 г. было аккумулировано приблизительно 900 млрд рублей, на следующий год их объем составит порядка 1,3 трлн рублей. Правительством поставлена задача использовать средства фондов не на решение текущих задач, а исключительно на финансирование тех работ, которые непосредственно связаны с инновационной деятельностью, созданием и развитием производств, основанных на новых и технологиях и т. д. Для использования этого ресурса каждому из субъектов инновационной инфраструктуры необходимо активизировать взаимодействие с отраслями как по созданию новых инновационных структур, так и по реализации конкретных инновационных проектов, трансферу технологий и содействию их внедрению, информационному и маркетинговому обеспечению деятельности предприятий.

Можно признать, что в Беларуси проделана немалая работа по формированию национальной инновационной инфраструктуры, однако пока решены наиболее простые задачи. Проблем и с правовым, и с материально-финансовым обеспечением ее развития много, и хотелось бы, чтобы совместными усилиями всех заинтересованных сторон, каждого из действующих и вновь созданных объектов инновационной инфраструктуры эти проблемы получали последовательное и скорейшее разрешение.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации и осуществления научно-технической деятельности (24 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

Международная специализированная выставка «ТИБО-2024» (5-8 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

Выставка в рамках XI Форума регионов России и Беларуси (27–30 июня 2024 г., г. Витебск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.05.2024
Copyright © БелИСА