БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006

Система планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь

26 июня 2006 г.


И.В. Войтов,

заместитель Председателя ГКНТ, д-р техн. наук  

С.В. Никонович,
ведущий специалист Управления научно-технической политики ГКНТ

М.И. Артюхин,
руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педаго­ги­ческих кадров Института социологии НАН Беларуси, канд. филос. наук

В.Е. Кратенок,
директор ГУ «БелИСА», канд. мед. наук

И.А. Хартоник,
главный специалист Управления научно-технической политики ГКНТ, канд. физ.-мат. наук

А.М. Самусенко,
заведующий отделом международного сотрудничества ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук


В настоящее время является общепризнанным, что наука — это приоритетная сфера деятельности, без которой у любой страны нет будущего. Для Беларуси в условиях ограниченности природных и энергетических ресурсов динамичное развитие науки, инновационной деятельности приобретает стратегическое значение.

Подчеркивая важную роль науки в белорусском обществе, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в докладе на Третьем Всебелорусском народном собрании отметил: «Особая роль в новой пятилетке отводится науке. Наука должна стать питающей средой инноваций, а инновации — основой развития экономики».

Успешная реализация стоящих перед белорусской наукой задач во многом зависит от обеспеченности научных организаций специалистами высокого профессионального уровня, творческой инициативы, современного экономического мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование системы планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации.


Общая характеристика кадровой ситуации с научными работниками высшей квалификации в науке Республики Беларусь

На начало 2006 г. кадровый потенциал научно-инновационной сферы Республики Беларусь характеризовался следующими данными: численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составляла 29,3 тыс. человек, из которых 17,6 тыс. чел. (59,9%) — исследователи; 2,1 тыс. чел. (7,0%) — техники; 5,8 тыс. чел. (19,3%) — вспомогательный персонал; 3,8 тыс. чел. (13,8%) — прочие работники.

Анализируя сложившуюся в научно-инновационной сфере кадровую ситуацию, необходимо исходить из того, что сегодня кадровый потенциал белорусской науки составляет всего 27,4% от уровня начала 90-х годов. За период с 1991 по 2005 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, сократилась в 3,7 раза, в том числе исследователей — в 3,4 раза. Анализ динамики численности работников за указанный период показывает, что основные их потери имели место в 1991–1994 гг. (особенно в 1992 г., когда численность работников по сравнению с 1991 г. уменьшилась на 36,0%). Это явилось следствием низкого в то время уровня заработной платы в науке, падения социального статуса ученого и престижности научной деятельности.

Благодаря мерам, принятым Президентом и Правительством страны, начиная с 1998 г. наблюдается стабилизация численности научных кадров. В целом за период 1998–2004 гг. среднегодовое уменьшение численности работников составляло примерно 2,0%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, в целом по республике увеличилась на 2,2%, в том числе исследователей — на 3,3%. Вместе с тем, тенденция уменьшения численности научных работников высшей квалификации в 2005 г. сохранялась: численность докторов наук уменьшилась на 2,3%, кандидатов наук — на 4,1%. В результате общая численность исследователей высшей квалификации уменьшилась на 3,8%. Особенно необходимо отметить, что с 2002 г. идет процесс уменьшения численности докторов наук.

Как положительное явление в динамике возрастной структуры работников науки можно рассматривать некоторое увеличение в общей численности ученых удельного веса исследователей в возрасте до 29 лет: в 2000 г. он составлял 16,8%, в 2002 г. — 19,0%, в 2004 г. — 20,0%. Вместе с тем, сферу исследований и разработок продолжают покидать научные работники в возрасте 30–39 и 40–49 лет. Так за период 2000–2004 гг. удельный вес исследователей в возрасте 30–39 лет в их общей численности сократился с 18,6 до 16,0% (на 2,6%), а в возрасте 40–49 лет — с 30,8 до 25,2% (на 5,6%). Аналогичные изменения произошли за период 2000–2004 гг. и в возрастной структуре исследователей высшей квалификации. При увеличении удельного веса докторов наук в возрасте 30–39 лет в их общей численности с 1,3% в 2000 г. до 1,4% в 2004 г. доля их в возрасте 40–49 лет за этот период снизилась с 16,9 до 9,7% (на 7,2%). Одновременно удельный вес кандидатов наук в возрасте 30–39 лет в их общей численности за указанный период снизился с 12,2 до 11,8% (на 0,4%), а в возрасте 40–49 лет — с 31,6 до 24,6% (на 7,0%). Сохранение данной негативной тенденции приведет не только к снижению показателей исследовательской деятельности, но и к нарушению непрерывности и преемственности подготовки научных работников высшей квалификации и развития науки в целом.

Характеризуя кадровую ситуацию в науке с позиций современных требований, следует отметить, что кадровые проблемы на сегодняшний заключаются не столько в уменьшении численности работников, занятых выполнением научных исследований и разработок, сколько в нарушении структуры планирования подготовки научных работников высшей квалификации с учетом государственных потребностей и старении исследовательского персонала.


Состояние республиканской системы подготовки научных работников высшей квалификации

Одним из решающих факторов обеспечения перехода страны на провозглашенный Главой государства инновационный путь развития является подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с приоритетами государственной научно-технической и инновационной политики. От уровня подготовки научных работников высшей квалификации зависит обеспеченность отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, социальной и культурной сферы) специалистами высокого профессионального уровня, творческой инициативы, современного экономического мышления. Поэтому оптимизация структуры республиканской системы планирования подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации, повышение качества их подготовки по приоритетным направлениям создания и развития новых и высоких технологий является важнейшим условием обеспечения стратегических интересов развития государства. Решение этой задачи требует скоординированных действий различных государственных органов и научно-образовательных структур.

Республика Беларусь имеет развитую систему подготовки научных работников высшей квалификации. Основными формами этой подготовки являются аспирантура, докторантура и соискательство. В 2005 г. подготовка аспирантов осуществлялась в 119 организациях, из них 76 — в научных организациях и 43 — в высших учебных заведениях республики. Развитие сети учреждений, обеспечивающих получение послевузовского образования, и ряд других факторов обеспечили за последнее десятилетие значительный рост численности обучающихся в республиканской аспирантуре. За период 1994–2005 гг. численность аспирантов в республике возросла в 1,9 раза (с 2 708 аспирантов в 1994 г. до 5 042 в 2005 г.). В настоящее время в Беларуси на 100 работников, выполняющих научные исследования и разработки, приходится 17 аспирантов.


Деятельность республиканской аспирантуры

В 2005 г. численность аспирантов в республике составила 5 042 человек. Из них 1 277 аспирантов (25,3%) обучались в аспирантурах при научных учреждениях, 3 765 аспирантов (74,7%) — в аспирантурах при высших учебных заведениях. Удельный вес численности аспирантов, обучающихся с отрывом от производства, в общем количестве аспирантов на начало 2006 г. составил 63,7%. Кроме того, в 2005 г. было принято в аспирантуры научных организаций 2 иностранных гражданина, в аспирантуры высших учебных заведений — 45 иностранных граждан. Выпущено аспирантурами научных организаций 5 иностранных граждан, из них 3 человека — с защитой кандидатской диссертации; аспирантурами высших учебных заведений — соответственно 20 и 7 иностранных граждан.

За период 1994–2005 гг. численность аспирантов в Беларуси увеличилась в 1,9 раза (с 2 708 человек в 1994 г. до 5 042 — в 2005 г.). Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры в 1993–2005 гг. приведены на рис. 1. Следует также отметить, что за указанный период получил развитие и институт соискательства, то есть подготовка научных работников высшей квалификации вне аспирантуры. Общая численность соискателей на получение ученой степени кандидата наук на начало 2006 г. составила 2 902 человека, из них в научных организациях были прикреплены 819 человек (28,2% от их общего количества), в высших учебных заведениях — 2 083 (71,8%). Для сравнения: в 2004 г. — 3 244 человека.  

Основные показатели деятельности аспирантуры в 1993–2005 гг. Республика Беларусь

Рис. 1. Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры в 1993–2005 гг.


Из данных рис. 1 следует, что пик численности республиканской аспирантуры приходился на 2002 г. — 6 053 человек (в 1994 г. —2 708 аспирантов, то есть рост на 2 803 чел., или в 2,1 раза). В последующие годы наблюдается сокращение численности республиканской аспирантуры. Анализ изменений основных показателей деятельности аспирантуры показывает, что в 2005 г. численность аспирантов по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 7,0%, прием в аспирантуру — на 0,2%, фактический выпуск из аспирантуры — на 2,8%. Результативность и качество работы аспирантур в значительной степени характеризуются показателем численности аспирантов, подготовивших в процессе учебы кандидатские диссертации и защитивших их в срок аспирантской подготовки. В 2005 г. из окончивших аспирантуру 1 296 человек только 74 (5,7%) защитили кандидатские диссертации (в 1995 г. — 7,5%, в 2000 г. — 7,0%, в 2003 г. — 8,1%, в 2004 г. — 5,6%). В 2005 г. из числа выпускников, обучавшихся с отрывом от производства (очная аспирантура), 51 человек (5,5%) окончил аспирантуру с защитой кандидатской диссертации; среди обучавшихся без отрыва от производства (заочная аспирантура) с защитой кандидатской диссертации аспирантуру окончили 23 человека (6,1%).

Следует отметить, что, несмотря на хорошую исследовательскую базу и квалифицированное научное руководство, доля выпускников аспирантуры научных организаций, завершивших обучение защитой диссертаций, в 2005 г. составила всего 17 человек (5,1%).

Статистические данные ВАК по защите кандидатских диссертаций свидетельствуют, что после окончания аспирантуры защищаются: в срок до 1 года — 9% из ежегодно утверждаемых ВАК кандидатских диссертаций; 1–2 года — 30%; 2–3 года — 16%; 3–5 лет — 17%; 5–6 лет — 14%; в более поздние сроки — 14% (рис. 2). 

Сроки защиты диссертаций после окончания аспирантуры (по данным ВАК)

Рис. 2. Сроки защиты диссертаций после окончания аспирантуры (по данным ВАК)


Кроме того, большой удельный вес в общей численности аспирантов занимают лица, досрочно прекратившие курс обучения без последующей подготовки и защиты диссертационных работ. Несмотря на то, что в 2005 г. по сравнению с 2004 г. численность аспирантов, выбывших до окончания аспирантуры, сократилась на 97 человек, она по-прежнему остается довольно значительной — 647 человек, или 12,8% от общей численности аспирантов в республике (см. табл. 1). Очевидно, что в этом случае государственные средства, затраченные на подготовку выбывших до окончания обучения аспирантов, использованы практически безрезультатно.

Таблица 1


Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры в 2004–2005 гг.

Показатель 2004 г. 2005 г. Изменения за 2005 г.:
увеличение — (+),
уменьшение — (–)
чел. %
Численность аспирантов на конец года, чел. 5419 5042 –377 –7,0
Принято в аспирантуру за год, чел. 1511 1508 –3 –0,2
Фактический выпуск из аспирантуры за год, чел.

     в том числе

     с защитой кандидатской диссертации, чел.

     в % к общему выпуску

1333

 

75 

 5,6

1296

 

74

 5,7

–37

 

–1

–  

–2,8

 

–1,3

+0,1 п.п.

Численность аспирантов, выбывших до окончания аспирантуры, чел. 

     в % к общей численности аспирантов

744

13,7

647

12,8

–97

–13,0

–0,9

Примечание: рассчитано по: О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — С. 5, 20; О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2004 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2005. — С. 5, 20.


В 2005 г. возрастная структура аспирантов характеризовалась следующими данными: аспиранты в возрасте до 24 лет (1 822 человека) составили 36,1% от их общего количества; 25 лет (872 человека) — 17,3%, то есть, больше половины аспирантов были в возрасте до 26 лет. Удельный вес возрастной группы 26–29 лет (1 471 человек) составил 29,2%, свыше 30 лет (877 человек) — 17,4%. Анализ показывает, что в 2005 г. из 1 017 человек, принятых в аспирантуру на обучение с отрывом от производства, 69,0% (702 человека) составили лица, только что закончившие высшие учебные заведения.

В разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций ситуация с приемом на 2005 г. следующая: в Министерстве образования из 582 человек, принятых в очную аспирантуру, 412 (70,8%) составили лица, только что закончившие вуз. Соответствующий показатель для НАН Беларуси составил 79,6%, для Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 68,6%, для Министерства экономики — 90,0%, Министерства спорта — 83,3%. В Министерстве здравоохранения из 47 человек, принятых в очную аспирантуру, всего 37,8% составили лица, только что закончившие вуз. Остальные имели два и более года практической подготовки. Отметим в этой связи, что именно в Министерстве здравоохранения в 2005 г. была достигнута наибольшая по республике результативность аспирантуры — 17,9% (общий выпуск 84 человека, в том числе с защитой диссертации — 15 человек). Если рассмотреть динамику данного показателя в Министерстве здравоохранения за последнее десятилетие, то он варьируется от 9,8 до 39,5%. Тогда как в аспирантурах Министерства образования — от 5,1 до 9,3%, НАН Беларуси — от 1,4 до 8,1%.

Вышеприведенные данные свидетельствует о наблюдающемся изменении функций аспирантур в некоторых научных организациях и вузах, ослаблении их общей ориентации на подготовку научных работников высшей квалификации с учетом государственных потребностей и для обеспечения развития наукоемких производств.

Обучение в аспирантуре для большинства аспирантов сегодня предстает скорее как продолжение образования и возможность обретения ряда конкурентных преимуществ для осуществления индивидуальной карьеры и в меньшей мере как форма повышения квалификации научного работника в процессе научной деятельности, основной целью которой является защита диссертации и развитие новых приоритетных фундаментальных и прикладных исследований.

Результативность аспирантуры и последующее закрепление молодых ученых, подготовленных в аспирантуре, в научных организациях и высшей школе зависит и от качества научного руководства. В 2005 г. в целом по республике научное руководство аспирантами осуществлял 2 831 человек. Из них 1 420 человек (50,2%) имели ученую степень доктора наук, 1 411 (49,8%) — кандидата наук (см. табл. 2.).

Таблица 2


Квалификационный состав научных руководителей аспирантов в 2005 г.

Показатель Численность научных
руководителей
Из них имеют ученую степень
всего д-р наук % канд. наук %
Всего по республике 2831 1420 50,2 1411 49,8
Научные организации 795 446 56,1 349 43,9
Высшие учебные заведения 2036 974 47,8 1062 52,2


Из данных табл. 2 следует, что в составе научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях преобладают кандидаты наук (52,2%). При этом необходимо отметить, что согласно Инструкции о подготовке научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь (утверждена постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и НАН Беларуси от 22 февраля 2006 г. № 1/12/2, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 52, 7/605) кандидат наук в качестве научного руководителя аспиранта может назначаться только в исключительных случаях.

Деятельность республиканской докторантуры

Докторантура является одной из форм подготовки работников высшей квалификации и призвана решить задачу динамичного роста докторов наук в научных организациях и вузах республики. В 2005 г. в республике насчитывалось 38 докторантур, из них в научных организациях — 17, в высших учебных заведениях — 21. Следует отметить, что в НАН Беларуси всего 14 научных организаций имеют докторантуры, хотя к числу ведущих для республики научных организаций можно отнести более 40 научных организаций НАН Беларуси.

Согласно статистическим данным, численность докторантов по состоянию на конец 2005 г. составила 131 человек, из них 94 человека обучались в докторантурах вузов (71,8%) и только 37 (28,2%) — в докторантурах научных организаций (см. табл. 3). Основные показатели деятельности республиканской докторантуры за период 1996–2005 гг. приведены на рис. 3 и в табл. 4.

 Таблица 3

Основные показатели деятельности докторантуры в Республике Беларусь в 2005 г.

Показатель Республика Беларусь % Научные учреждения % Высшие учебные заведения %
Число учреждений, имеющих докторантуру 38 100,0 17 44,7 21 55,3
Численность докторантов 131 100,0 37 28,2 94 71,8
Прием в докторантуру 56 100,0 18 32,1 38 67,9
Выпуск из докторантуры, всего

    в том числе

    с защитой диссертации

    в % к численности окончивших докторантуру

29

 

1

3,4

100,0

 

100,0

6

 

1

16,7

20,7

 

100,0

23

 

79,3

 

Основные показатели деятельности докторантуры в 1996–2005 гг.

 

Рис. 3. Основные показатели деятельности докторантуры в 1996–2005 гг.

 

Таблица 4

Основные показатели деятельности докторантуры в 1996–2005 гг.
(человек)

Показатель Годы
1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Число организаций, имеющих докторантуры, 

               из них:

     научные организации;

     высшие учебные заведения

26

 

14

12

35

 

17

18

33

 

15

18

34

 

15

19

29

 

13

16

35

 

14

21

38

 

17

21

Численность докторантов, 

               из них:

     научные организации;

     высшие учебные заведения

155

 

37

118

111

 

20

91

101

 

15

86

113

 

18

95

101

 

18

83

110

 

27

83

131

 

37

94

Прием в докторантуру,

              из них:

     научные организации;

     высшие учебные заведения

55

 

16

39

37

 

4

33

38

 

4

34

38

 

10

28

26

 

5

21

51

 

14

37

56

 

18

38

Выпуск из докторантуры,

     в том числе с защитой диссертации

         в % к численности окончивших докторантуру,

                                      из них:

        научные организации;

        высшие учебные заведения

38

7

 18,4

 

10

28

41

6

 14,6

 

9

32

39

8

 20,5

 

8

23

3

 13,0

 

8

15

28

2

 7,1

 

4

24

34

3

 8,8

 

5

29
29

1

 3,4

 

6

23

Примечание: рассчитано по: О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — С. 58.


Анализ изменений основных показателей деятельности докторантуры показывает, что в 2005 г. по сравнению с 2001 г. численность докторантов увеличилась на 22,9% (со 101 человека до 131), прием в докторантуру — на 32,1%. Численность докторантов в научных организациях в период с 1996 по 2005 г. осталась на уровне 37 человек, а в вузах она уменьшилась на 24 человека (20,3%). Доля тех, кто проходит подготовку в научных организациях, составляет 28,2% при небольшой общей численности докторантов (131 человек в 2005 г.). Между тем, в 1996 г. эта величина была еще ниже — 23,8%. Удельный вес научных организаций в приеме в докторантуру и выпуске из нее столь же мал (19–20%).

Эффективность деятельности республиканской докторантуры за период 1996–2005 гг. снизилась в несколько раз. Так в 2005 г. из 29 докторантов-выпускников защитил диссертацию в срок обучения только 1 человек (3,4%). Для сравнения: в 1996 г. были выпущены 38 докторантов, из них защитили диссертации в срок 7 человек (18,4%), в 2000 г. — соответственно 41 и 6 (14,6%), в 2001 г. — 39 и 8 (20,5%). При этом необходимо отметить, что согласно Инструкции о подготовке научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь (утверждена постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и НАН Беларуси от 22 февраля 2006 г. № 1/12/2, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 52, 7/605) в докторантуру должны приниматься лица с ученой степенью кандидата наук, имеющие научные труды, составляющие в совокупности основу для докторской диссертации и определяющие ее завершение в течение трех лет.

Научное руководство докторантами в 2005 г. осуществляли 105 доктора наук, из них 77 человек (73,3%) имели ученое звание профессора, 9 — члена-корреспондента, 12 — академика НАН Беларуси.

В 2005 г. сложилась следующая возрастная структура докторантов: из общей численности докторантов 39,7% имели возраст старше 44 лет, 27,5% — 40–44 года, 18,3% — 35–39 лет, 13,7% — 30–34 года, менее одного процента (всего 1 докторант из 131) — до 30 лет (см. табл. 5). Для сравнения: в 2003 г. возрастная структура докторантов выглядела следующим образом: 32,6% — старше 44 лет, 29,7% — 40–44 года, 23,8% — 35–39 лет, 10,9% — 30–34 года, 3% — до 30 лет.

Таблица 5

Распределение докторантов по возрасту в 2005 г.
(человек)

Показатель Всего Возраст
до 26 лет включительно 27 лет 28 лет 29 лет 30–34 года 35–39 лет 40–44 года старше 44 лет
Республика Беларусь 131 1 18 24 36 52
Научные учреждения 37 2 7 6 22
Высшие учебные заведения 94 1 16 17 30 30

Примечание: рассчитано по: О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — С. 63


Следует особо отметить, что в возрастной структуре докторантов, проходящих подготовку в научных учреждениях республики, преобладание лиц старше 44 лет настолько значительно (59,5%), что необходимо ставить вопрос об ограничении возраста принимаемых в докторантуру научных работников, имеющих ученую степень кандидата наук.

В НАН Беларуси в 2005 г. сложилась следующая возрастная структура докторантов: докторантов в возрасте до 30 лет нет, 30–34 года — всего 3,4% (1 человек), 35–39 лет — 20,7%, 40–44 года — 17,3%, старше 44 лет — 58,6% (17 человек из 29). Таким образом, в докторантуре научных организаций НАН Беларуси в большинстве своем проходят подготовку люди старше 50 лет (будущие пенсионеры) и имеет место слабая мотивация соискателей докторской степени к защите диссертации. За два последних года докторанты НАН Беларуси в срок не защищались.

Одна из основных задач докторантуры — омоложение контингента докторов наук республики — не выполняется. Об этом свидетельствует негативная тенденция роста среднего возраста соискателей, которым ВАК утверждает ученую степень доктора наук. В 2005 г. он составил 52,4 года (см. табл. 6). Из данных табл. 6 следует, что за период 1998–2005 гг. средний возраст соискателей, которым ВАК утвердил ученую степень доктора наук, увеличился с 48,0 до 52,4, то есть, более чем на 4 года.

Таблица 6

Динамика среднего возраста соискателей,
которым ВАК утвердил ученую степень доктора и кандидата наук
за период 1997–2005 гг.

Ученая степень Годы
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Доктор наук

49,2

48,0

49,9

50,1

48,3

52,5

50,7

51,8

52,4

Кандидат наук

35,0

34,9

34,1

34,6

35,1

34,0

33,0

33,7

33,4


Особое внимание необходимо обратить на вопрос материального стимулирования аспирантов и докторантов. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 26 июля 2004 г. с 1 января 2005 г. стипендии аспирантов и докторантов, проходящих подготовку в государственных высших учебных заведениях и государственных научных организациях, повышены на 100%. Повышение стипендий, несомненно, способствует привлечению одаренной молодежи в науку, стимулирует молодых исследователей к повышению своей квалификации. На сегодняшний день, по данным НАН Беларуси, размер стипендии аспиранта составляет в среднем 500 тыс. рублей.

Однако такой масштабный рост стипендий порождает много проблем долговременного характера. Принимая во внимание тот факт, что только 6–9% аспирантов защищают диссертации в срок обучения и не могут рассчитывать после окончания аспирантуры на высокие научные должности и оклады, в большинстве случаев их ожидает должность младшего научного сотрудника с примерным окладом 250 тыс. руб. (по данным НАН Беларуси). Действующая система оплаты труда в научной сфере (тарифные ставки, оклады, повышения, надбавки, стимулирующие выплаты) могут обеспечить среднемесячную зарплату в размере 310–330 тыс. руб (по данным НАН  Беларуси). Кроме того, сложившийся уровень заработной платы младшего научного персонала не способствуют закреплению молодых научных кадров в науке. В связи с этим следует предпринять меры по совершенствованию системы мотивации и оплаты труда в сфере науки. Чтобы избежать массового оттока из науки молодых ученых, прошедших аспирантскую подготовку, было бы целесообразным пересмотреть механизм и условия назначения стипендии аспирантам, а также докторантам. ГКНТ предлагает ввести дифференциацию стипендий аспирантов и докторантов в зависимости от года обучения с целью эффективного использования средств республиканского бюджета, выделяемых на подготовку научных работников высшей квалификации. Существенное повышение заработной платы молодым научным работникам может стать эффективным стимулом развития их научной и инновационной деятельности, а также главным сдерживающим фактором оттока высококвалифицированных кадров из науки.


Отраслевая структура подготовки научных работников высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре

Прежде всего необходимо отметить, что в развитии послевузовского образования сложились очевидные диспропорции, которые привели к дисбалансу подготавливаемых научных работников высшей квалификации для восполнения собственных потребностей республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, функциональной невостребованности потенциала подготовленных специалистов высшей квалификации не только в промышленной, но и в научной сферах.

За период 1994–2005 гг. в отраслевой структуре республиканской аспирантуры произошли существенные изменения (см. рис. 4). При среднем по всем областям наук увеличении численности аспирантов за период с 1994 по 2005 г. в 2,9 раза (с 2 708 до 5 042 человек) в области медицинских наук она выросла в 2,5 раза (с 106 до 268 чел.), в области сельскохозяйственных наук — в 1,9 раза (с 125 до 237 чел.), технических — в 1,4 раза (с 742 до 1 023 чел.), естественных — в 1,5 раза (с 554 до 723 чел.), общественных и гуманитарных — в 2,4 раза (с 1 181 до 2 791 чел.).  

Динамика численности аспирантов по областям наук за период 1994–2005 гг.

Рис. 4. Динамика численности аспирантов по областям наук за период 1994–2005 гг.


В области технических наук рост численности аспирантов за период 1994–2005 гг. составил всего 384 человека, естественных — 169 человек, сельскохозяйственных — 112 человек, общественных и гуманитарных наук — 1 610 человек. Вместе с тем, удельный вес общественных и гуманитарных наук в общей численности исследователей республики составляет всего 9,9%.

Наибольшее количество научных работников высшей квалификации на сегодняшний день готовится в области исторических, экономических, юридических, социологических и политических наук. Так численность аспирантов по экономическим наукам возросла за период 1994–2005 гг. в 3,8 раза, по юридическим — в 5,1 раза, по политическим — в 4,2 раза.  Более 75% роста численности аспирантов за последнее десятилетие обеспечили представители общественных и гуманитарных наук. Численность аспирантов в области технических наук за последнее десятилетие возросла всего на 37,9%, физико-математических — только на 9,8%. В результате доля технических наук в общей численности аспирантов за период 1994–2005 гг. снизилась с 27,4 до 20,3%. И напротив, доля общественных и гуманитарных наук увеличилась с 43,6 до 55,4%.

Более того, за период 2000–2005 гг., несмотря на преобладание аспирантов в области общественных и гуманитарных наук, их численность продолжала расти, особенно в отраслях экономических и юридических наук. Так численность аспирантов в области общественных и гуманитарных наук за данный период увеличилась на 0,4%. И напротив, численность аспирантов в области естественных наук уменьшилась на 10,6%, технических — на 9,1%, сельскохозяйственных — на 4,4%.

Все это привело к тому, что в 2005 г. количество аспирантов в области гуманитарных и общественных наук превысило численность по естественным, техническим, медицинским и сельскохозяйственным наукам вместе взятым (см. табл. 7). Например, в области химических наук в настоящее время обучаются всего 84 аспиранта, в то время как в отрасли юридических наук — 308, филологических — 406, педагогических — 448.

Таблица 7

Основные показатели деятельности аспирантуры в 2005 г. в разрезе отраслей наук

Отрасли наук Фактический выпуск
всего из них с защитой диссертации аспиранты-очники
всего из них с защитой диссертации
чел. % чел. %
Естественные
физико-математические 69 8 11,6 63 7 11,1
химические 31 4 12,9 28 4 14,3
биологические 79 5 6,3 64 3 4,7
науки о Земле 23 13
Итого 202 17 8,4 168 14 8,3
Технические
технические 272 6 2,2 204 5 2,5
Медицинские
медицинские 74 15 20,3 46 7 15,2
Сельскохозяйственные
сельскохозяйственные 56 44
Общественные и гуманитарные
исторические 55 6 10,9 37 5 13,5
экономические 182 5 2,7 116 3 2,6
философские 18 2 11,1 15 2 13,3
филологические 96 7 7,3 75 6 8,0
юридические 78 7 9,0 36 3 8,3
педагогические 116 3 2,6 76 2 2,6
искусствоведение 29 23
психологические 43 1 2,3 33 1 3,0
социологические 16 1 6,3 7 1 14,3
политические 7 1 14,3 5 1 20,0
культурология 19 16
Итого 659 33 5,0 439 24 5,5
Другие
фармацевтические 4 3
ветеринарные 20 3 15,0 11 1 9,1
архитектура 4 3
военные 5 5
Всего по Республике Беларусь 1296 74 5,7 923 51 5,5


Не менее явные диспропорции отмечаются и в отраслевой структуре республиканской докторантуры, где также наблюдается преобладание докторантов по гуманитарным и общественным наукам (см. табл. 8).

Таблица 8

Основные показатели деятельности докторантуры в 2005 г. в разрезе отраслей наук

Отрасли наук Численность докторантов Принято в докторантуру Фактический выпуск
всего из них с защитой диссертации
Естественные
физико-математические 15 9 2
химические
биологические 6 2
науки о Земле 1 1
Итого 22 12 2

Технические

технические 24 12 5

Медицинские

медицинские 4 3 1

Сельскохозяйственные

сельскохозяйственные 6 4

Общественные и гуманитарные

исторические 7 3 2
экономические 15 5 4
философские 1
филологические 17 6 4
юридические 9 3 1
педагогические 13 4 9 1
искусствоведение 1 1
психологические 3
социологические 2
политические 1
культурология 1 1
Итого 70 22 21 1

Другие

фармацевтические
ветеринарные 5 3
архитектура
военные
Всего по Республике Беларусь 131 56 29 1


Анализ приведенных показателей по отраслевой структуре республиканской докторантуры показывает, что доля общественных и социальных наук составляет 53,4%, тогда как доля естественных наук — всего 16,8%, технических — 18,3%, сельскохозяйственных — 4,6%, медицинских — 3%. Следует отметить, что отрасль химических наук вообще не охвачена докторантурой. Это же относится и к фармацевтическим наукам.

Сложившие диспропорции в отраслевой структуре республиканской аспирантуры и докторантуры отражаются и на отраслевой структуре диссертаций, защищаемых в республике (см. рис. 5). Если среди присужденных ВАК в 2005 г. степеней доктора наук представители гуманитарных и общественных наук составляют 20,4%, технических — 31,1%, естественных — 21,6%, то среди кандидатов наук преобладают представители гуманитарных и общественных наук. Так количество ученых степеней кандидата наук, присужденных ВАК в 2005 г., в области гуманитарных и общественных наук составляет 37,8% от их общего числа, в то время как по техническим наукам этот показатель составил всего 14,6%, по естественным — 21,9%, по сельскохозяйственным — 4,9%, медицинским — 16,7%.

Распределение присужденных ВАК в 2005 г. степеней доктора и кандидата наук по областям наук

Рис. 5. Распределение присужденных ВАК в 2005 г. степеней доктора и кандидата наук по областям наук


Таким образом, наибольшая часть научных работников высшей квалификации в настоящее время готовится для фундаментальной науки и высшей школы и лишь в незначительной степени — для наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленного производства (в промышленности задействованы всего около 40 докторов наук, тогда как в сфере высшего образования — 1 400).


Система планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации

Декретом Президента Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. № 11 «О внесении дополнений и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7» на ГКНТ были возложены функции по планированию подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, распределению средств республиканского бюджета, выделяемых на их подготовку, контролю рационального расходования выделяемых средств и организации реализации результатов научных исследований. Эти функции были позже закреплены в Положении о ГКНТ.

Во исполнение этого Декрета Президента Республики Беларусь и поручений Совета Министров Республики Беларусь о разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на создание единого для республики механизма прогнозирования и планирования подготовки научных работников высшей квалификации, ГКНТ совместно с НАН Беларуси, Министерством образования, ВАК и Министерством финансов разработал и согласовал с заинтересованными проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации». Постановление было утверждено Правительством Республики Беларусь 28 апреля 2005 г. № 432. Таким образом, в Беларуси начался процесс создания нормативной правовой базы как необходимой основы формирования новой системы подготовки научных работников высшей квалификации.

В соответствии с графиком разработки и принятия в 2005–2006 гг. нормативных правовых актов и методических документов по совершенствованию системы подготовки научных работников высшей квалификации, а также дополнениями к этому графику (утверждены Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. № 05/310–127 и 7 июля 2005 г. № 05/310–215):

  1. Утверждены приказом ГКНТ от 28 января 2006 г. № 9 следующие формы заявок и отчетности:
    – формы обобщенной заявки государственных заказчиков на подготовку научных работников высшей квалификации (соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов);
    – формы типовой заявки организации, имеющей потребность в подготовке научных работников высшей квалификации (соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов);
    – формы обобщенной бюджетной заявки государственных заказчиков на подготовку научных работников высшей квалификации (соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов);
    – форма отчета государственного заказчика о подготовке научных работников высшей квалификации (соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов);
    – форма отчета государственного заказчика о реализации результатов научных исследований.
  2. Постановлением ГКНТ от 8 декабря 2005 г. № 19 утверждены и зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 8/13620 формы контракта организации, имеющей потребность в подготовке научных работников, учреждения, обеспечивающего получение послевузовского образования, и гражданина.
  3. Приказом ГКНТ от 2 февраля 2006 г. № 12 утверждены:
    – примерная форма генерального соглашения на подготовку научных работников высшей квалификации между Государственным заказчиком и Государственным подрядчиком;
    – примерная форма рамочного договора на подготовку научных работников высшей квалификации организациями государственного подрядчика для нужд государственного заказчика;
    – примерная форма рамочного договора на подготовку научных работников высшей квалификации организациями государственного заказчика для собственных нужд.
  4. Подготовлен и проходит согласование проект постановления ГКНТ «О создании Межведомственного совета по проблемам планирования подготовки научных работников высшей квалификации». Это будет консультативно-совещательный орган, созданный в целях содействия формированию и реализации государственной политики в области подготовки научных работников высшей квалификации. Предусматривается, что Межведомственный совет будет осуществлять свою деятельность на общественных началах. Научно-методическое руководство этим органом возлагается на ГКНТ.
  5. ГКНТ разработан и проходит согласование проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты стипендий, а также других форм материальной поддержки аспирантов и докторантов очной формы обучения».
  6. Издан сборник нормативных правовых актов «Правовое обеспечение подготовки научных работников высшей квалификации».

Необходимость скорейшего пересмотра традиционных форм послевузовского образования требует осуществить переход на целевую подготовку научных работников высшей квалификации на контрактной основе и формирование сводного плана подготовки научных работников высшей квалификации с учетом государственной потребности. Введение сводного плана позволит создать в системе послевузовского образования оптимальные условия для качественной подготовки аспирантов и докторантов по отраслям наук и специальностям научных работников.

ГКНТ с учетом утвержденных нормативных правовых актов и методических документов по совершенствованию системы подготовки научных работников высшей квалификации сформирован следующий порядок формирования сводного плана подготовки научных работников высшей квалификации с учетом государственной потребности в научных работниках высшей квалификации на 2006 г. и последующие годы:

  1. Организации, имеющие потребность в подготовке научных работников высшей квалификации, ежегодно представляют в министерства и иные органы государственного управления (государственный заказчик) по подчиненности заявки с необходимым обоснованием на подготовку научных работников высшей квалификации по соответствующим отраслям наук и специальностям научных работников, установленным Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. При этом заявки подаются под конкретные рабочие места с указанием источника их финансирования (раздел «Наука») и с гарантией трудоустройства после окончания аспирантуры. В заявке указывается организация, обеспечивающая получение послевузовского образования. Такая же заявка подается и в случае, когда организация, имеющие потребность в подготовке научных работников высшей квалификации, и организация, обеспечивающая получение послевузовского образования, представлены в одном лице.
    Государственный заказчик, в ведении которого находятся учреждения образования и финансирование подготовки научных работников высшей квалификации осуществляется по разделу «Образование», согласовывает обобщенную заявку на подготовку научных работников высшей квалификации в разрезе отраслей наук (специальностей научных работников Республики Беларусь) с ГКНТ и представляет ее в Министерство финансов и Министерство экономики.
  2. В сроки, установленные для разработки проектов Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и бюджета Республики Беларусь на очередной год, республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси (далее — государственные заказчики) на основании конкурсного отбора заявок подведомственных организаций на подготовку научных работников высшей квалификации представляют свои обобщенные заявки на подготовку научных работников высшей квалификации для включения в ежегодную сводную заявку ГКНТ. Обобщенные заявки содержат проект плана приема в аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру по установленной ГКНТ форме и предложения по финансированию мероприятий, связанных с подготовкой научных работников высшей квалификации, содержанием аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры в учреждениях.
  3. Представленные обобщенные заявки на подготовку научных работников высшей квалификации рассматриваются в ГКНТ на Межведомственном совете по проблемам планирования подготовки научных работников высшей квалификации. После рассмотрения заявок, ГКНТ формирует и утверждает сводный план подготовки научных работников высшей квалификации в разрезе государственных заказчиков, отраслей наук и специальностей научных работников, источников финансирования затрат на эти цели.
  4. После утверждения в установленном порядке сводного плана подготовки научных работников высшей квалификации ГКНТ доводит его до государственных заказчиков.
  5. Государственный заказчик, не имеющий в подведомственных организациях аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры, заключает с министерством, иным республиканским органом государственного управления (государственный подрядчик), имеющим в подведомственных организациях аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры, генеральное соглашение на подготовку научных работников высшей квалификации для своих подведомственных учреждений в рамках выделенных финансовых средств государственному подрядчику из республиканского бюджета (по разделу «Наука», «Образование»).
  6. Государственный подрядчик осуществляет финансирование подведомственных учреждений, которые будут готовить научных работников высшей квалификации для подведомственных учреждений государственного заказчика.
  7. Подведомственные организации государственного заказчика заключают трехсторонний контракт с подведомственными организациями государственного подрядчика, имеющими аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры, и аспирантами (адъюнктами), докторантами на подготовку научных работников высшей квалификации.
  8. Государственный заказчик (подрядчик) заключает рамочный договор с подведомственными организациями, имеющими аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры, на подготовку научных работников высшей квалификации для своих нужд (для нужд государственного заказчика) в рамках выделенных на эти цели финансовых средств из республиканского бюджета (по разделу «Наука», «Образование»).
  9. Подведомственные организации государственного заказчика, имеющие аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры, заключают двухсторонние контракты с аспирантами (адъюнктами) и докторантами на подготовку научных работников высшей квалификации, для собственных нужд государственного заказчика.
  10. Организации могут осуществлять подготовку научных работников высшей квалификации сверх установленного сводного плана за счет внебюджетных средств или за счет бюджетных средств, решение принимается Советом Министров Республики Беларусь по представлению ГКНТ, согласованному с Министерством финансов.
  11. Темы диссертационных работ до их утверждения учеными советами учреждений, обеспечивающих получение послевузовского образования, должны согласовываться с организациями, имеющими потребность в подготовке научных работников высшей квалификации. Они, как правило, должны выполняться в рамках государственных программ, заданий и плановых тем, которые утверждены в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, приоритетными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований.

Создание единой государственной системы планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации позволит восполнить и развивать основные сферы жизнедеятельности государства, такие как наука, образование, промышленность, сельское хозяйство, культура, здравоохранение и др.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА