БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь: состояние, проблемы и возможные пути их решения

05 июля 2006 г.


Е.В. Иванова,
аспирант Белорусского национального технического университета


Стратегической задачей для Республики Беларусь на современном этапе является создание высокотехнологичного производства, разработка и освоение наукоемких и информационных технологий, приоритетное использование человеческого капитала как основы формирования инновационно ориентированной экономики. В связи с этим инновационная деятельность должна находиться в центре внимания в равной степени как государства, так и каждого предприятия.

В то же время при практическом осуществлении инновационной деятельности на предприятиях возникает множество экономико-правовых и организационных проблем, требующих системного анализа для наиболее эффективного и оперативного их решения. Среди этих проблем следует выделить правовые и экономические аспекты формирования рыночных отношений в сфере коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности, от которых непосредственно зависит возможность достижения положительных результатов инновационной деятельности.

Интеллектуальная собственность — это возникающие в силу прямого установления закона либо удостоверенные государством исключительные права на новые технические решения и другие результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации участников рынка, товаров, работ, услуг. Благодаря наличию исключительных прав интеллектуальный продукт для его владельца приобретает особую экономическую значимость и становится эффективным инструментом регулирования рыночных отношений, формирование корпоративных связей, ведения конкурентной борьбы.

Переход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных отношений, но и породил ряд производственных и гражданско-правовых отношений, которые до этого в практике хозяйствования отсутствовали. В настоящее время объекты интеллектуальной собственности (ОИС) — это важный актив хозяйственной деятельности, который обеспечивает устойчивые позиции предприятия на рынке, как на внутреннем, так и внешнем. Указанные объекты могут вноситься в качестве вклада в уставный фонд, создаваться самой организацией для использования в своем производстве или научных исследованиях, вноситься в качестве вклада в совместную деятельность и др.

 

Емким словом «коммерциализация» опосредуется ряд взаимосвязанных проблем, к основным из которых можно отнести:

  • проблему распределения прав на ОИС (между работником и нанимателем; между организацией-исполнителем и организацией-заказчиком; на результаты совместных научно-технических разработок);
  • проблему выбора оптимальной формы охраны результата интеллектуальной деятельности и оформления исключительных прав;
  • проблему определения наиболее эффективной формы коммерческого использования ОИС;
  • финансово-экономические проблемы коммерческого использования интеллектуальной собственности и ее бухгалтерского учета (постановка на бухгалтерский учет, оценка стоимости, налогообложение и др.).

В настоящее время указанные проблемы далеко не всегда получают адекватное разрешение, следствием чего является недостаточная активность отечественных субъектов на рынке интеллектуального капитала, что подтверждается имеющейся официальной статистикой по охране и использованию прав на ОИС на территории республики, а также данными об использовании ключевых международных процедур оформления исключительных прав на изобретения и товарные знаки.

Вследствие своей исключительной важности для формирования конкурентоспособной экономики и развития инновационной деятельности проблемы коммерческого использования постоянно находятся в поле зрения государства.

В этой связи следует отметить положительный опыт Указа Президента Республики Беларусь № 479 от 31 августа 2000 г. «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности», который устанавливал, что в 2001–2002 гг. обороты по предоставлению прав на использование ОИС на территории Республики Беларусь освобождались от обложения налогом на добавленную стоимость и налога на прибыль, исчисленного из прибыли от предоставления указанных прав. Такое положение реально способствовало постановке объектов промышленной собственности на бухгалтерский учет. Организации имели реальный шанс без ущерба для своего экономического состояния обнародовать такого рода активы. Но этот Указ завершил свое действие. Теперь же, по истечении действия установленного периода постановка на бухгалтерский учет объектов промышленной собственности производится на общих основаниях.

На урегулирование вопросов распределения имущественных прав на созданные за счет средств республиканского бюджета результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности направлено принятое Советом Министров Республики Беларусь 28 мая 2003 г. постановление № 700 «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности». Цель данного постановления состоит в установлении определенного баланса между интересами государства в лице государственного заказчика и организациями-исполнителями, а также в обеспечении наибольшей эффективности использования созданных в результате их взаимодействия объектов.

Названное постановление устанавливает приоритет интересов государства в лице государственного заказчика при принятии решения о том, кому в конечном итоге будут принадлежать права на созданный за счет средств республиканского бюджета результат научной, научно-технической и инновационной деятельности. В первую очередь это касается результатов, затрагивающих интересы обороны и национальной безопасности Республики Беларусь: в соответствии с постановлением такие результаты принадлежат государству.

В иных случаях, если предполагается реализация созданных результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственный заказчик вправе самостоятельно определить, каким образом будут распределены права. Согласно постановлению, право на такой результат принадлежит Республике Беларусь, однако государственный заказчик вправе передать права на него организации-исполнителю при условии доведения созданного результата до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции. Наконец, государственный заказчик вправе просто отказаться от притязаний на созданный объект промышленной собственности в пользу организации-исполнителя.

При любых обстоятельствах, если право на созданный результат принадлежит организации-исполнителю, государству гарантируется право на безвозмездную неисключительную лицензию.

Для организации-исполнителя имеется правовой «коридор», позволяющий принять участие в решении вопроса о распределении прав на созданный результат научной, научно-технической и инновационной деятельности. Суть этого правового «коридора» заключается в возможности предварительно урегулировать в договоре с государственным заказчиком вопросы распределения прав на создаваемые объекты в случаях, которые не урегулированы постановлением, а также вопросы выплаты вознаграждения в случаях, если собственником созданных результатов признается Республика Беларусь.

В целом, как отмечают специалисты, в настоящее время сформирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы охраны и введения в гражданский оборот ОИС. На первый план выходит вопрос не о том, как законодательно урегулировать тот или иной вопрос коммерциализации объектов промышленной собственности, а о том, как применить действующие нормы в отношении конкретного объекта, предприятия, правоотношения, поскольку возможность извлечения правообладателем полезного эффекта от коммерциализации созданного результата интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от избранной формы его правовой охраны, интенсивности его использования и достоверности учета в хозяйственной деятельности предприятия, степени урегулированности отношений по поводу создания и использования ОИС между авторами, патентообладателями и иными лицами, эффективности противодействия нарушениям своих исключительных прав. То есть, акцент смещается в область практической реализации действующего законодательства с тем, чтобы оно приносило максимальную пользу отечественным субъектам и экономике в целом.

Понимание изложенного и особое внимание государства к практическому развитию инновационного направления выражается в планируемом создании Парка высоких технологий — особой экономико-правовой среды создания и использования инноваций, преимущественно в сфере информационных технологий, а также в развернутой работе по формированию инновационной инфраструктуры. Указанная инфраструктура является необходимым условием развития инновационной деятельности, поскольку отечественные субъекты хозяйствования в основной своей массе пока еще не имеют достаточного опыта и ресурсов (в том числе кадровых) для эффективного управления интеллектуальным капиталом. В связи с этим необходимо расширение централизованных услуг информационного, консалтингового и образовательного характера, создание вспомогательных инновационных структур. Для успешной коммерциализации результатов научных исследований и разработок нужны специалисты — менеджеры инновационных проектов. Они должны обладать профессиональными знаниями в области правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, уметь прогнозировать коммерческий потенциал новых разработок, владеть навыками управления финансами и быть в курсе процесса продвижения инноваций на рынке.

Указанная выше проблема выбора оптимальной формы охраны результата интеллектуальной деятельности и оформления исключительных прав является одной из базовых в стратегии управления инновационной деятельностью. С выбором формы охраны связываются последующие пути ее коммерческого использования, способы защиты от нарушений. Так, например, при создании нового технического решения обеспечение его охраны может осуществляться как на основе патента, так и посредством режима нераскрытой (конфиденциальной) информации. В основе ответа на вопрос о выборе оптимальной формы охраны всегда должен быть четкий анализ рынка и продуманная, экономически обоснованная стратегия реализации исключительных прав. Оптимальным должен быть расчет затрат и ожидаемых выгод. Если получение патента на изобретение требует существенных капиталовложений (например, получение европейского патента в среднем обходится в 30 тыс. евро), то использование режима нераскрытой информации гораздо менее затратно. Патент является более надежной формой охраны и, как правило, повышает стоимость защищенного им технического решения в среднем на 10%. В то же время как нераскрытая информация могут охраняться и непатентоспособные решения. Конфиденциальная информация может включать в себя секреты производства (ноу‑хау), рецептуру, особенность способов производства, незапатентованные технологические процессы, опыт технологического и коммерческого характера, производственный опыт и т. д. Коммерциализация ноу-хау широко используется в международной практике, в частности при заключении лицензионных соглашений, договоров о международном сотрудничестве, обмене и передаче технологий.

Включение в договоры и соглашения пунктов о передаче ноу-хау ведет к дополнительному увеличению доходов правообладателя и ускорению освоения приобретенных технологий покупателем.

Владелец исключительных прав (правообладатель), анализируя конкретную ситуацию, сам выбирает наиболее перспективный вариант использования ОИС: создать свое дело на базе ОИС; передать права на использование ОИС на определенный срок; уступить права на ОИС и т. д.

Наиболее традиционными для отечественного рынка формами коммерческого использования ОИС являются передача прав на его использование по лицензионному договору (лицензирование) и уступка исключительных прав.

Лицензионный договор является одним из основных договоров, опосредующих коммерческое использование ОИС. По лицензионному договору обладатель исключительного права на ОИС (лицензиар) разрешает другому лицу (лицензиату) определенное время использовать ОИС за оговоренную в соглашении плату — паушальный (единовременный) платеж и роялти. При этом лицензиат может получить право использовать ОИС на исключительной основе (исключительная лицензия) или наряду с другими пользователями (простая, неисключительная лицензия). Лицензионным договором может ограничиваться территория использования ОИС, оговариваться объемы производимой продукции, требования к качеству и т. д.

По договору уступки исключительные права переходят другому лицу, то есть меняется правообладатель. Данная сделка, в отличие от лицензионного договора, позволяет получить лишь разовую выгоду. При заключении же лицензионного договора исключительные права остаются у лицензиара.

По оценкам европейских экспертов, лицензирование как метод коммерциализации используют большинство компаний. Его успешность в ряду иных методов оценивается несколько выше, чем продажа (уступка) интеллектуальной собственности, но, тем не менее, находится в конце «рейтинга эффективности». Уступка является наименее эффективным методом коммерциализации.

На первом месте по эффективности стоит франшизирование. В Республике Беларусь это договор комплексной предпринимательской лицензии — договор франчайзинга.

По договору франчайзинга одно лицо (правообладатель — франшизор), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франшизи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Система на условиях франшизы — это пакет договоров, охватывающих права на ОИС, включающие права на промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки и технологию ноу-хау, которыми будет пользоваться франшизи. Потенциальный пользователь франшизы не приобретает права на ОИС: эти права ему, как и в случае лицензионного договора, только передаются на определенный срок. Франшиза может распространяться на любую хозяйственную деятельность, для которой разработаны способы производства, переработки и продажи товаров или оказания услуг.

За последние годы в странах с развитой рыночной экономикой значительно увеличилась продажа товаров и услуг на условиях франшизы. В США франшизе предоставлено фактически более одной трети всей розничной торговли. В Австралии свыше 90% общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляются на условиях франшизы. Франшиза используется более чем в 70 странах мира.

Законодательные основы ее правового регулирования утверждены в Гражданском кодексе Республики Беларусь (глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)»). Франшиза — способ расширения бизнеса, при котором быстро растущее предприятие вместо создания дочерних предприятий заключает договор с уже существующими юридическими или физическими лицами, причем на использование не одной конкретной технологии или товарного знака, а на целый комплекс исключительных прав, которым обладает данное предприятие, — лицензионный комплекс. Франшиза предоставляет право воспроизводить налаженный бизнес во всех его проявлениях. Пользователю франшизы не надо отвоевывать место на рынке в борьбе с конкурентами, он надежно защищен фирменным наименованием и товарным знаком владельца франшизы. Франшизи получает право осуществлять свою деятельность под известным товарным знаком, фирменным наименованием и знаком обслуживания, уже имеющим популярность. Система франшизы способствует появлению новых конкурентов на рынках сбыта, увеличивает конкуренцию товарных знаков.

В Республике Беларусь франшиза как реально существующая разновидность коммерческих отношений, появилась сравнительно недавно, но уже начинает приносить свои плоды и должна соответствующим образом развиваться. Возможности франчайзинга как наиболее удобного и эффективного способа создания развернутой сети бизнеса можно реализовывать на примере сети пунктов питания быстрого обслуживания, путем создания туристского комплекса в географически выгодных местах Беларуси.

Еще одним из наиболее эффективных способов коммерциализации является создание бизнес-структуры на основе соответствующего интеллектуального капитала. При создании собственного производства для освоения продукции, созданной с использованием технических новшеств, требуется первоначальное вложение крупных денежных средств. Владелец ОИС несет большие затраты на организацию производства, маркетинговые исследования, внедрение в различные сегменты рынка и риск, связанный с выбором каналов распределения или с созданием своей торговой сети. Однако в случае успеха выпуск новой продукции даст возможность через определенный период времени компенсировать первоначальные затраты и получить значительную прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства.

Следующим не менее эффективным способом коммерческого использования исключительных прав является формирование коммерческих альянсов, при которых субъекты хозяйствования методом перекрестного лицензирования на взаимовыгодной основе (один субъект передает по лицензии важные для контрагента ОИС взамен на ОИС, принадлежащие данному контрагенту) либо посредством оформления совместных прав на определенный ОИС (например, созданный в результате совместных исследований) оптимизируют свои экономические связи, тем самым укрепляя позиции на рынке. Использование интеллектуальной собственности для укрепления экономических связей между субъектами хозяйствования особенно актуально в условиях развития на постсоветском пространстве интеграционных процессов, в частности, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Создание новых технологий — достаточно трудоемкий и затратный процесс, который требует значительных финансовых вложений. Перед предприятиями возникают вопросы о привлечении инвестиций в создание новых ОИС, для которых важны благоприятные экономические условия. Но это не единственный вопрос экономики интеллектуальной собственности, ведь созданный объект, в конечном счете, способен многократно окупить вложенные затраты. Широко известно, что в современных условиях стоимость отдельных ОИС может быть сопоставима, а иногда и превышать стоимость материальных активов предприятий. За счет создания ОИС белорусские предприятия смогут существенно увеличить свою рыночную стоимость и получат возможность превратить свои активы в реальные денежные средства, осуществить модернизацию производства, привлечь новые инвестиции.

Тем не менее, вопросы достоверной оценки стоимости интеллектуальной собственности требуют большего внимания. Оценка интеллектуальной собственности у отечественных субъектов хозяйствования относится к наиболее слабым элементам управления интеллектуальным капиталом. Большинство предприятий вообще не оценивают свои интеллектуальные активы либо делают это редко. Немногие субъекты прибегают соответствующих независимых оценщиков, несмотря на то, что оценщики в большинстве своем имеют больше шансов провести оценку объективно и способны предложить результат, которому действительно бы доверяли оппоненты. Профессиональные оценщики имеют, как правило, больше опыта в оценке различных категорий ОИС и применительно к различным ситуациям, тогда как сами предприятия при оценке своих активов зачастую ограничиваются оценкой интеллектуальной собственности, основанной на прямых затратах или других аналогичных методиках, не позволяющих дать действительную оценку стоимости ОИС.

Таким образом, повышение эффективности управления интеллектуальным капиталом посредством совместных усилий всех участников рынка интеллектуальной собственности будет способствовать интенсивному освоению инновационных механизмов развития экономики и позволит обеспечить получение реальных конкурентных преимуществ от инновационной деятельности.

Литература:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. (ред. от 22.12.2005 г.) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. — 1999. — № 7–9, ст. 101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — № 6. —2/1173.
2. О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности / Указ Президента Республики Беларусь от 31.08.2000 г. № 479 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — № 84. — 1/1575.
3. О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности / постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2003 г. № 700 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 61. — 5/12523.
4. Материалы третьего Всебелорусского народного собрания, 2006 г. / http://www.president.gov.by.

 

Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА