БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(7) 2008
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(7) 2008

Система государственной регистрации НИОК(Т)Р как основа учета результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь

16 июля 2008 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 1(7)]


В.Е. Кратенок
,
директор ГУ «БелИСА», канд. мед. наук

А.В. Енин,
заведующий отделом научно-информационного обеспечения и регистрации НИР, ОКР и ОТР ГУ «БелИСА»

Б.С. Славин,
заведующий сектором ГУ «БелИСА»

Е.Ф. Сущенко,
старший научный сотрудник ГУ «БелИСА», канд. техн. наук

И.А. Хартоник,
консультант управления научно-технической политики ГКНТ, канд. физ.-мат. наук


Важнейшим фактором обеспечения дальнейшего роста экономики Республики Беларусь, основанном на знании закономерностей развития науки и техники, является качество используемого и вновь создаваемого ресурса инноваций. Основной составляющей этого ресурса являются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОК(Т)Р), оперативное внедрение которых в реальном секторе экономики — залог конкурентоспособности.

Эффективное управление этим фактором должно базироваться на современной системе учета, накопления и применения информации о выполняемых в республике НИОК(Т)Р и их результативности.

Кроме того, учет результатов НИОК(Т)Р, выполненных за счет или с привлечением средств государственного бюджета, необходим для контроля расходования бюджетных средств, выделяемых на науку, а также для принятия управленческих решений по наиболее оптимальному распределению бюджетных средств для создания инновационных разработок в реальном секторе экономики.

В настоящее время ГУ «БелИСА» осуществляет государственную регистрацию НИОК(Т)Р, выполняемых субъектами хозяйствования республики независимо от форм собственности и подчиненности, и ведение государственного реестра во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356, которым утверждено «Положение о порядке государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» [1].

Действующая в соответствии с этим Указом система учета, накопления и применения информации о НИОК(Т)Р и их результативности представляет собой уникальный информационный ресурс, характеризующий научный и промышленный потенциал страны, уровень ее технологического развития, инвестиционную привлекательность, а также обеспечивающий возможность учета и защиты прав интеллектуальной собственности. Необходимо отметить, что такой информационный ресурс следует оценивать как национальное достояние государства [2].

В соответствии с упомянутым Положением государственной регистрации подлежат работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений, вне зависимости от источников финансирования работ, которые выполняются организациями независимо от форм собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.

Принципиальной особенностью действующего Положения (по отношению к ранее действовавшему порядку государственной регистрации)1 является рассмотрение выполняемых НИОК(Т)Р на экспертных советах республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси. При этом Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) осуществляет экспертизу работ заявителей, не находящихся в ведении вышеуказанных органов и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей. Экспертные советы выносят заключения о соответствии (либо несоответствии) представленных на их рассмотрение работ вышеупомянутым критериям. Практическая реализация этой нормы осуществляется на основе постановления Правительства, которым утверждено «Положение о порядке проведения экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» [3].

Государственная регистрация НИОК(Т)Р включена в перечень административных процедур, совершаемых ГКНТ Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4]. Данным перечнем определены представляемые при совершении процедуры документы и сроки ее проведения, а также основные этапы процедуры.

Система государственной регистрации НИОК(Т)Р представляет собой многофункциональный организационно-технологический комплекс, осуществляющий в соответствии с нормативными актами ряд административных и технологических процедур, среди которых можно выделить следующие основные:

  • приемка регистрационных карт (РК) на работы и приложений к ним;
  • включение сведений РК и прилагаемых к ней документов в информационную систему государственного реестра;
  • приемка и включение в систему государственного реестра сведений о статусе и иных параметрах программ научных исследований;
  • рассмотрение представленных документов на предмет соответствия требованиям, предъявляемым законодательством к научным исследованиям и разработкам;
  • подготовка и направление материалов в ГКНТ для проведения экспертизы на соответствие работы критериям, имеющим значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений;
  • подготовка и направление материалов в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси для проведения экспертизы на соответствие работы вышеуказанным критериям;
  • прием и оформление результатов экспертизы;
  • подготовка и оформление документов по НИОК(Т)Р для представления в экспертную комиссию ГКНТ для вынесения заключения о соответствии (несоответствии) работ вышеуказанным критериям;
  • присвоение работам номеров государственной регистрации;
  • подготовка и выдача извещений о государственной регистрации работ и включении в государственный реестр или об отказе в государственной регистрации;
  • перерегистрация работ при изменении названия;
  • внесение изменений в государственный реестр при изменении параметров зарегистрированных работ;
  • внесение изменений в информацию о статусе и параметрах программ научных исследований;
  • приемка информационных карт (ИК) по завершении работ (в том числе по промежуточным этапам) и приложений к ним (рекламно-технических описаний — РТО, отчетов, пояснительных записок и др.);
  • включение сведений ИК и прилагаемых к ней документов в информационную систему государственного реестра;
  • формирование и выдача исполнителям работ сведений о включении отчетных документов в фонд (справка);
  • формирование сведений и выдача уведомлений о задолженности по представлению отчетных документов в фонд;
  • формирование сведений и направление исполнителям работ предварительных уведомлений о предстоящем исключении из государственного реестра (по основаниям, предусмотренным нормативными документами);
  • формирование сведений и направление исполнителям работ (копий в налоговые органы и в вышестоящие организации) уведомлений об исключении из государственного реестра (по основаниям, предусмотренным нормативными документами);
  • приемка и включение в систему сведений о результатах программ научных исследований;
  • формирование Государственного реестра научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
  • формирование отчетных сведений о результатах государственной регистрации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356 и их представление в ГКНТ;
  • предоставление информации системы государственного реестра по запросам;
  • подготовка информационно-аналитических материалов по результатам государственной регистрации для органов государственной власти и управления;
  • учет, хранение и использование документов фонда.

Вышеописанные процедуры в 2007 г. были применены в отношении 3818 работ, заявленных на государственную регистрацию 446 организациями-исполнителями, выполнявшими исследования для 928 организаций-заказчиков работ. Из заявленных работ зарегистрированы 3783 работы, прошедшие экспертизу в экспертных советах государственных органов, включая ГКНТ. При этом по результатам экспертиз экспертными советами государственных органов и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, отклонены2 28 работ, в том числе экспертным советом НАН Беларуси — 4 работы, Министерства образования — 6 работ, ГКНТ — 5 работ. В связи с имеющимися отклонениями от критериев, предъявляемых законодательством к научным исследованиям и разработкам, ГУ «БелИСА» отклонены 7 работ. Так, например, зачастую названия регистрируемых работ (в том числе в договорной документации по ним) не в полной мере соответствуют названиям, определенным в заданиях научно-исследовательских программ и, главное, их содержанию, что приводит к необходимости соответствующей корректировки.

Относительное распределение объемов зарегистрированных в государственном реестре работ по источникам финансирования приведено в таблице, из данных которой следует, что в государственном реестре в 2007 г. превалировали работы, выполняемые за счет республиканского и местных бюджетов (43,4% объема финансирования), а также целевых бюджетных и внебюджетных фондов (25,2%). Организации (исполнители, заказчики, потребители) финансировали НИОК(Т)Р в объеме более 23% зарегистрированных работ.

Распределение объемов финансирования НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре в 2007 г., по источникам финансирования

Вид источника финансирования научной деятельности Количество зарегистрированных работ Количество организаций-исполнителей Количество организаций-заказчиков Доля  финансирования, %
Республиканский бюджет 2340 312 415 41,9
Местный бюджет 175 46 87 1,5
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды 565 189 135 25,2
Зарубежные фонды 51 25 42 4,3
Средства организации-заказчика 525 140 376 8,7
Средства организации-исполнителя 169 81 66 14,5
Бюджет Союзного государства Беларуси и России 133 53 56 3,7
Средства организации-потребителя 11 8 6 0,2


По приоритетным направлениям научно-технической деятельности (НТД) основной объем финансирования зарегистрированных работ в 2007 г. занимали работы по информационным и телекоммуникационным технологиям (26,2%), по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям производства конкурентоспособной продукции этот показатель составил 24%, по новым материалам и новым источникам энергии — 10,1%, по технологиям производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции — 5,4%.

Основной объем финансирования приходится на зарегистрированные работы, выполняемые в рамках различных государственных программ (фундаментальных исследований, ориентированных фундаментальных исследований, прикладных научных исследований, президентских программ, народнохозяйственных и социальных программ, научно-технических программ, комплексных программ научных исследований, целевых программ развития отраслей экономики), — 32,7%, объем финансирования зарегистрированных работ, выполняемых по заданиям органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, составил 25%.

В 2007 г. организациями-исполнителями НИОК(Т)Р представлено 5230 комплектов отчетных документов по зарегистрированным работам 2007 года и предыдущих периодов (в том числе по промежуточным этапам работ). При этом более 900 комплектов отчетных документов возвращались ГУ «БелИСА» на доработку в связи с несоответствием требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», что свидетельствует о недостаточном внимании исполнителей к вопросам качества при оформлении результатов работ.

В связи с непредставлением отчетных документов в 2007 г. исключено из государственного реестра НИОК(Т)Р более 90 работ.

Всего по состоянию на 31 декабря 2007 г. в государственном реестре насчитывается более 57 тысяч НИОК(Т)Р, а фонд научно-технических (отчетных) документов насчитывает более 38 тысяч единиц хранения.

Динамика государственной регистрации НИОК(Т)Р по годам приведена на рисунке.

 


Динамика государственной регистрации НИОК(Т)Р

 

Следует отметить, что по сравнению с 2006 г. произошли определенные структурные изменения количества регистрируемых работ по основным показателям, имеющие относительный позитивный характер. Так, увеличилось число работ, финансируемых из зарубежных источников, бюджета Союзного государства. Отмечается заметный рост числа работ по такому приоритетному направлению, как информационные и коммуникационные технологии. Увеличилось и число работ, выполняемых за счет средств, выделяемых на содержание учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, что свидетельствует о более эффективном использовании кадрового потенциала учебных учреждений для решения научных проблем и положительно влияет на качество подготовки специалистов.

Показательно, что при осуществлении технологических процессов государственной регистрации объем документооборота составляет более 20 000 единиц в год. Это входящие документы регистрационных и информационных карт с приложениями, включая рекламно-технические описания результатов работ, сведения об изменениях в зарегистрированных работах, информацию о статусе и параметрах научно-исследовательских программ и другие документы. Исходящие документы — извещения о регистрации (отказе в регистрации), справки о поступлении отчетных материалов в фонд научно-технических документов государственного реестра3, справки и уведомления о задолженности по поступлению отчетов, запросы о дополнительных материалах при регистрации работ, выдача документов из реестра (в том числе для просмотра), запросы на поступление информации о статусе и параметрах программ, переписка по экспертизе работ и работе экспертных советов и др.

Государственный реестр научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ представляет собой структурированный перечень данных о зарегистрированных работах на бумажном носителе и его дубликат в электронном виде. Этот перечень состоит из регистрационных записей, содержащих номера государственной регистрации, даты государственной регистрации и наименования научно-исследовательской, опытно-конструкторской и опытно-технологической работы, названия организаций-исполнителей работы. Реестр состоит из трех разделов, содержащих сведения о зарегистрированных работах, завершенных в текущем году работах, а также о работах, исключенных из реестра. Государственный реестр в соответствии с [1] представляется в высшие органы государственной власти и управления в виде отдельного документа вышеописанной структуры, формирование которого базируется на информационно-технологическом комплексе служебных баз данных, объединенных локальной компьютерной сетью.

Необходимо отметить, что, кроме регистрирующего органа в лице ГУ «БелИСА», субъектами системы государственной регистрации в соответствии с упомянутым Указом [1], являются также организации-исполнители и заказчики НИОК(Т)Р, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, налоговые органы. Деятельность данных субъектов системы государственной регистрации регулируется нормативными правовыми актами [1, 3, 4], однако требуется конкретизация в сфере взаимодействия регистрирующего органа и указанных субъектов, в том числе в плане фиксации результатов НТД и прав на них, возникающих в ходе выполнения регистрируемых НИОК(Т)Р с целью последующего введения в гражданский оборот.

Кроме того, обусловленное Указом [1] совершенствование системы учета, накопления и применения информации о НИОК(Т)Р и их результативности (в том числе учета прав на результаты НТД и объекты интеллектуальной собственности, мониторинга научно-технической сферы для обеспечения программы инновационного развития, исключения дублирования работ) происходило и происходит в целях повышения эффективности инвестиций, минимизации инвестиционных рисков и т. п. Для этого, прежде всего требуется изменение учетных форм регистрации и представления сведений о результатах НИОК(Т)Р4 (РК, ИК, РТО), содержащих соответствующие параметры (предложения по их изменению подготовлены и согласованы с Национальным центром интеллектуальной собственности и НАН Беларуси, а будут введены в действие с 01.01.2009 г.). Необходимость введения и применения таких изменений обусловлена фактическим отсутствием в республике достаточных учетных источников определения результативности НИОК(Т)Р, необходимостью осуществления более полного и качественного контроля расходования бюджетных средств, выделяемых на науку, создания предпосылок к принятию более обоснованных управленческих решений по оптимальному распределению бюджетных средств для инновационных разработок в различных областях знаний, а также с целью оценки эффективности созданных льготных условий научной деятельности.

Отметим, что в бюджете Российской Федерации, в которой кодификация права интеллектуальной собственности введена в действие только с 01.01.2008 г. [5] (на 8,5 лет позже Беларуси), планирование доходов от интеллектуальной собственности регулируется отдельной статьей закона, и этим доходам назначен государственный администратор — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам [6]. В бюджетной классификации Российской Федерации целый ряд статей доходов занимают доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности различных субъектов экономической деятельности, а также доходы от распоряжения правами на результаты НТД деятельности [7].

В нашей стране также необходимо принятие системных решений с целью обеспечения учета действия механизма формирования доходов, получаемых от использования охраняемых правом интеллектуальной собственности объектов, созданных за счет бюджетных средств, направляемых на исследования и разработки, в том числе предоставляемых государством в форме льготы по уплате организациями-исполнителями НИОК(Т)Р налога на добавленную стоимость.

К сожалению, следует отметить, что и действующая в настоящее время регламентация административных процедур государственной регистрации находится в начальной стадии и ограничивается указанными выше и некоторыми другими нормативными правовыми актами. На наш взгляд [8], требуется дальнейшее совершенствование системы государственной регистрации путем разработки организационно-распорядительных и методических документов, касающихся, в том числе, проблем защиты информации и требований по работе в сетях различного уровня, с учетом задач организаций-исполнителей, заказчиков НИОК(Т)Р, органов, осуществляющих предусмотренную Указом [1] экспертизу, например, таких документов, как:

  • нормативный перечень процедур государственной регистрации для каждого субъекта системы;
  • перечень сведений, составляющих охраняемую информацию в системе государственной регистрации;
  • положение об экспертной комиссии по защите охраняемой информации в системе государственной регистрации;
  • инструкция по защите охраняемой информации;
  • план защиты от несанкционированного доступа;
  • положение по защите охраняемой информации;
  • инструкция о порядке учета, обращения и хранения документов, содержащих сведения, составляющие охраняемую информацию;
  • инструкция по работе в информационных сетях и ряд других.

С учетом вышесказанного предлагаются следующие пути развития системы государственной регистрации:

1. Совершенствование системы учета, накопления и применения информации о НИОК(Т)Р и их результативности (в том числе в плане развития подсистемы учета прав на результаты НТД и объекты интеллектуальной собственности, мониторинга научно-технической сферы для обеспечения Государственной программы инновационного развития, исключения дублирования работ), обусловленное Указом [1] в целях повышения эффективности инвестиций, минимизации инвестиционных рисков, повышения экспортного потенциала и т. п. в следующих направлениях:

  • совершенствование учетных форм системы государственной регистрации;
  • развитие аналитической функции системы государственной регистрации для исследования процессов формирования результатов НТД и их включения в гражданский оборот;
  • совершенствование законодательства, регулирующего государственную регистрацию НИОК(Т)Р, в том числе учет результатов НТД и охраняемых прав на них с целью эффективного вовлечения в гражданский оборот.

2. Развитие нормативно-методического обеспечения системы государственной регистрации с целью:

  • неукоснительного соблюдения требований законодательства и сроков установленных административных процедур;
  • совершенствования системы показателей, формируемых в процессе государственной регистрации.

3. Информационное обеспечение системы научной и технической экспертизы, действующей в стране, с применением информационно-коммуникационных технологий документооборота (Интернет, НИКС) с выполнением требований защиты информации.

4. Развитие информационно-коммуникационных технологий ведения и использования системы государственной регистрации (с использованием сетей Интернет и НИКС) с обеспечением требований защиты информации. 


Литература:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86, рег. № 1/7622.
2. Енин, А.В. Опыт совершенствования системы государственной регистрации НИОКТР в Республике Беларусь / А.В. Енин, Е.Ф. Сущенко // Материалы II научно-практического семинара «Применение информационных технологий в анализе научно-исследовательских работ», Баку, 30 апреля 2007 г. — С. 19–28.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2006 г. № 1283 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., рег. № 5/23170.
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 1642 «Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых Государственным комитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
5. Гражданский кодекс РФ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2007.
6. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет федерального бюджета. Приказ Министерства образования и науки РФ, 13 декабря 2006 г. № 313 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2007.
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» [Электронный ресурс] // http://www1.minfin.ru/ru/.
8. Енин, А.В. Интеллектуальные секреты и безопасность бизнеса: практ. пособие / А.В. Енин, И.Н. Ковалевич, В.Н. Руденков. — Минск: ФУА информ., 2007. — 224 с.

________

1      Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.97 г. № 472 «Аб ажыццяўленнi дзяржаўнай рэгiстрацыi навукова-даследчых, вопытна-канструктарскiх i вопытна-тэхналагiчных работ».

2      В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2006 г. № 1283.

3      Фонд научно-технических документов государственного реестра НИОКТР (далее — фонд) представляет собой совокупность упорядоченных документов по НИОКТР, зарегистрированных в государственном реестре и зафиксированных на бумажных носителях (и/или их дубликаты в электронном виде).

4      http://www.belisa.org.by/ru/register/standard/

 

Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации и осуществления научно-технической деятельности (24 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

Международная специализированная выставка «ТИБО-2024» (5-8 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

Выставка в рамках XI Форума регионов России и Беларуси (27–30 июня 2024 г., г. Витебск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.05.2024
Copyright © БелИСА