БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(7) 2008
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(7) 2008

Сбор и интерпретация информации об инновациях на основе «Oslo Manual-2005»

30 июля 2008 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 1(7)] 


В целях информационного обеспечения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. редакция информационно-аналитического журнала «Новости науки и технологий» продолжает цикл публикаций (см.  № 2 (6) 2007) по использованию в Республике Беларусь понятийного аппарата научно-технической деятельности и инновационного процесса, разработанного многочисленными группами экспертов из ведущих стран мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества (ОЭСР).

Именно поэтому мы посчитали необходимым опубликовать в этом номере журнала материалы из «Методического пособия по сбору и интерпретации информации об инновациях на основе “Oslo Manual-2005”».

Методическое пособие предназначено для руководителей и работников всех уровней аппарата государственного управления, для директоров и работников инновационно активных предприятий, экспертов, преподавателей и студентов вузов, а также для широкого круга специалистов, интересующихся проблемами научно-технического прогресса и инновационной деятельности.

 

В «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.» определен приоритет — активизация инвестиционной и инновационной деятельности. Это связано в первую очередь с тем, что сегодня инновационная деятельность признана национальным приоритетом на всех уровнях государственного управления во многих странах мира. Поэтому возникла необходимость мониторинга инновационных процессов и измерения их параметров. Одним из мотивов сбора сведений об инновациях является стремление к лучшему пониманию понятия инновационного процесса и его отношения к экономическому росту. Благодаря прогрессу в технологиях и увеличению потоков информации знания все больше и больше рассматриваются как движущая сила экономического роста и инноваций.

Поэтому с целью совершенствования системы понятий и методики сбора и интерпретации информации об инновационной деятельности в Республике Беларусь и приближении отечественных методов по сбору и интерпретации информации к общеевропейской практике в 2007 г. ГУ «БелИСА» было издано «Методическое пособие по сбору и интерпретации информации об инновациях на основе “Oslo Manual-2005”». Это издание было разработано на основе документа “Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 2005” («Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», Москва, 2006) [10].

Издание раздвигает рамки измерения инноваций в трех важных направлениях. Во-первых, большее внимание уделяется роли в инновационном процессе взаимосвязей между фирмами и другими организациями. Во-вторых, признается важность инноваций в менее наукоемких секторах, таких как услуги и низкотехнологичные производства. Соответственно, для лучшего описания сектора услуг изменены некоторые аспекты определения инноваций и отвечающих им видов деятельности. В-третьих, определение «инновации» расширено путем включения двух дополнительных типов инноваций — организационного и маркетингового.

Все развитые страны и страны, встающие на инновационный путь развития, стали проводить исследования на основе «Руководства Осло». Хотя руководители этих исследований обычно ориентировались на следование этим стандартам, многие из них приспосабливали методологию «Руководства Осло» к специфическим потребностям пользователей и особенностям статистического учета в своих странах, с их различными экономическими и социальными условиями. Соответствующие изменения самостоятельно разрабатывались каждой страной и отражали различные подходы.

В последние годы в Беларуси проводится большая работа по совершенствованию сбора и интерпретации информации об инновациях. Особенностью данного процесса является его адаптация к международным стандартам. Существующие в Республики Беларусь методики по сбору и интерпретации информации об инновациях базируются на формах государственной статистической отчетности по инновациям и инновационной деятельности организаций и предприятий Беларуси, утвержденных постановлениями Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. К числу таких форм относятся: Форма государственной статистической отчетности 1-инновации «Отчет об инновационной деятельности организации» и указания по заполнению формы [6]; Форма государственной статистической отчетности 1-технология «Отчет о создании и использовании передовых производственных технологий» и указания по заполнению формы [5]; Форма государственной статистической отчетности 2-МП инновации «Отчет о технологических инновациях субъекта малого предпринимательства» и указания по заполнению формы [6]. (Данные формы представлены на сайте Министерства статистики и анализа Республики Беларусь www.belstat.gov.by).

Понятия и термины, касающиеся инновационной деятельности и приведенные в указанных выше формах, используются для статистической отчетности. Следует отметить, что эти формы претерпели изменения и являются достаточно современными. В то же время существующие в реальной практике различия индикаторов инноваций и инновационной деятельности в Беларуси и европейских странах затрудняют проведение международных сопоставлений.

Необходимость совершенствования и дополнения существующих методик и форм отчетности вызвана непрерывно изменяющейся ситуацией в сфере инновационной деятельности предприятий и организаций, развитием экономики республики и мировыми процессами глобализации и развития экономики.

С другой стороны, необходимость проведения международных сопоставлений и неизбежного перехода на западные формы с течением времени диктует необходимость дальнейшего совершенствования форм статистической отчетности, принятых в отечественной практике. Важность модернизации и дополнения форм статистики и терминологии инноваций определяется необходимостью доработки форм и указаний по их заполнению, неоднозначным пониманием содержания исследуемых категорий и статистических показателей, что в значительной степени затрудняет понимание и анализ процессов, происходящих в сфере инноваций. Кроме того, статистика инноваций постоянно расширяется. Значительное совершенствование индикаторов инноваций, их систематизация, введение новых определений и их взаимосвязи будет способствовать более полному и комплексному представлению состояния инновационной сферы, ее влиянию на социально-экономическое развитие страны, интегрированию отечественной статистики в международное информационное пространство.

Помимо создания понятийного аппарата, определения состава индикаторов и решения методологических вопросов, важным фактором отражения процессов развития сферы инноваций является рациональная программа ее мониторинга, а именно:

  • определение единицы наблюдения (отчетной единицы);
  • определение метода наблюдения (сплошное, выборочное);
  • разработка формы наблюдения;
  • периодичность наблюдения.

Потребность стандартизации измерения инноваций обусловлена двумя причинами:

  • интеграцией республики в мировое сообщество, что требует наличия сопоставимой и надежной информации об инновациях;
  • существованием в международной практике методологии системного описания сферы науки и инноваций, адекватного особенностям рыночной экономики.

При этом следует отметить, что международные стандарты по статистике науки и инноваций устанавливают лишь рамочные требования, касающиеся ограниченного набора основных показателей, отражающих объект наблюдения. Адаптация отечественной статистики не исключает собственных методологических разработок, отвечающих задачам национальной научно-технической и инновационной политики.

К сожалению, в Беларуси не устоялась и законодательно не закреплена полная терминология и связанный с ней понятийный аппарат в сфере инновационной деятельности. Кроме того, суще-ствуют различные трактовки, термины и определения различных типов и форм инноваций и ин-новационной деятельности в Беларуси и европейских странах. В Беларуси приняты Государственный стандарт Республики Беларусь, СТБ 1061-97 «Инновации и инновационная деятельность. Термины и определения» (Минск, 1997) [2] и Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения» (Минск, 2005) [3].

Определения и термины, используемые в сфере инновационной деятельности, представлены в Республике Беларусь также в «Глоссарии по научной и инновационной деятельности», (Минск, 2004) [8] и в книге В.М. Анищика, А.В. Русецкого и Н.К. Толочко «Инновационная деятельность. Словарь-справочник» (Минск, 2006) [7].

Ниже приведены основные термины и определения, используемые в инновационной сфере (см. табл. 1).

Таблица 1

Некоторые термины и определения, используемые в инновационной сфере

Термин Определение термина Нормативный акт или источник
Инновационная деятельность Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций Закон Республики Беларусь1
Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций (процесс создания инноваций, включающий в себя прикладные исследования, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность) Межгосударственный стандарт2
Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации Руководство Осло [10]
Инновации Инновации (нововведения) — создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок Закон Республики Беларусь
Инновации (нововведения) — новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок (инновация является конечным результатом деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности) Межгосударственный стандарт РБ
Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях Руководство Осло [10]
Исследования и разработки Научные исследования — творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения (научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными) Закон Республики Беларусь, Межгосударственный стандарт РБ
Понятие исследования и экспериментальных разработок подразумевает творческую деятельность, предпринимаемую на систематической основе с целью преумножения массива знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, и использование этого массива для изыскания новых применений и знаний Руководство Осло [10]

__________

1   Здесь и далее — Закон Республики Беларусь от 12.11.1997 г. № 83-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об основах государственной научно-технической политики от 19.01.1993 г. № 2105-ХII”» [1].
2    Здесь и далее — Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения». Госстандарт РБ. Минск, 2005 [3].



Сопоставляя приведенные термины, можно увидеть, что существуют значительные различия в основных определениях и понятиях сферы инновационной деятельности, принятых в Республике Беларусь и Европейском союзе. Для нивелирования этих различий необходимо провести определенную работу по модификации основных терминов и определений инноваций и инновационной деятельности, используемых в Беларуси и странах Европы. Это позволит использовать многие рекомендации по сбору и интерпретации информации об инновациях в отечественной практике на основе «Руководства Осло» [10].

Существуют хорошо известные проблемы методологического характера: углубление понимания роли человеческого капитала в инновационной деятельности; отражение новых явлений и технологий, представляющих интерес для директивных органов, например нанотехнологии; разработка показателей, отражающих воздействие науки и техники на общество; создание основ для сбора сопоставимых статистических данных в области подготовки научных кадров. Это как раз тот случай, когда определения имеют огромное значение. Поэтому дальнейшее совершенствование отечественной статистики инноваций мы видим не только в учете международных стандартов, но и в движении к взаимопониманию между теорией и практикой сбора и интерпретации информации.

В результате анализа процессов развития экономики разных стран стало понятно, что нет единых универсальных сценариев построения инновационной экономики знаний, что каждая страна должна искать свой собственный путь развития инновационной экономики, в максимальной степени используя свои преимущества и учитывая свои недостатки. В зависимости от экономического положения страны, ее хозяйственного уклада, научного потенциала, системы образования, социальных факторов и состояния общественного сознания роль государства в развитии экономики может отличаться в разных странах. И в то же время в мире признана ведущая роль государства в становлении и развитии инновационного сектора экономики.

Следующие факторы являются общими для состояния инновационной деятельности в развивающихся странах:

  1. Даже крупные предприятия в большинстве развивающихся стран функционируют с повышенными удельными затратами, а не с оптимальной эффективностью. Конкурентоспособность основывается там, главным образом, на эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы, а не на эффективности и разнообразии продукции.
  2.  Серьезным препятствием для развития инновационной деятельности является слабость внутренних рынков, связанная с ограниченным уровнем и ростом оплаты труда.
  3. Инновационный процесс в развивающихся странах формируется целым рядом экзогенных системных факторов: макроэкономической неопределенностью, нестабильностью, недостаточностью инновационной инфраструктуры, институциональной слабостью, недостаточной осведомленностью общества об инновациях, нежеланием предприятий рисковать, недостатком предпринимателей в инновационной сфере, наличием препятствий для начала бизнеса, недостаточностью инструментов государственной политики по поддержке бизнеса и подготовке кадров управляющих.
  4. Местные рынки в развивающихся странах обычно невелики, иногда вследствие недоразвитости инфраструктуры, суживающей сферу деятельности предприятий и уменьшающей воздействие актуальных инноваций (понятие «новое для рынка» может в такой обстановке иметь иной смысл).
  5. Инновации в сельскохозяйственном секторе имеют большое экономическое значение благодаря его значительному весу в экономике.
  6. Слабость национальных инновационных систем.
  7. Чем меньше ресурсов выделяется на инновационную деятельность в масштабе всей системы, тем ниже падает инновационный потенциал входящих в нее предприятий. Главными субъектами проведения и финансирования исследований и разработок являются правительства, в основном из-за слабой ресурсной поддержки этой деятельности со стороны предпринимательского сектора.
  8. Потоки информации внутри национальных инновационных систем фрагментированы, и в некоторых случаях отсутствуют взаимосвязи между наукой и производственными предприятиями. Слабость или отсутствие таких взаимосвязей ставит под сомнение способность предприятий преодолевать проблемы технологического характера и провоцирует их стремление ориентироваться преимущественно на приобретение воплощенных технологий (оборудования).
  9. Приобретение оборудования и технологий для осуществления как продуктовых, так и процессных инноваций является основным компонентом инновационной деятельности.
  10. Несущественные или улучшающие изменения являются в некоторых развивающихся странах наиболее распространенными видами инновационной деятельности вместе с инновационными комбинациями уже существующих продуктов или процессов.

Инновации не всегда связаны с новым знанием, они могут быть результатом использования уже имеющихся знаний. Рекомендуется признавать инновационными только те организационные нововведения, которые являются частью некоей стратегии, а в случае маркетинга — концепции продвижения.

В частности, в «Руководстве Осло» [10] рекомендуют классифицировать и исследовать виды инновационной деятельности следующим образом:

Исследования и экспериментальные разработки (ИР) Внутренние («домашние») ИР: творческая деятельность, выполняемая на систематической основе в стенах предприятия с целью преумножения массива знаний и использования этого массива для изыскания новых применений знаний. Сюда входят все ИР, выполняемые на предприятии, включая фундаментальные исследования. Приобретение внешних ИР: деятельность, аналогичная внутренним ИР,  с той разницей, что ее результаты приобретаются у государственных или частных исследовательских организаций или у других предприятий (включая предприятия в составе одной и той же промышленной группы)
Деятельность по созданию продуктовых и процессных инноваций:  
приобретение внешних знаний Приобретение прав на использование патентов и беспатентных изобретений, торговых марок, ноу-хау и других форм знаний, не относящихся к сфере ИР, у других предприятий и организаций, таких как университеты и государственные исследовательские институты
приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров Приобретение новейших машин, оборудования, вычислительной техники и программного обеспечения, а также земельных участков и зданий (включая действия по их значительному улучшению, перестройкам и ремонту), необходимых для осуществления продуктовых или процессных инноваций
прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций Все прочие действия, связанные с разработкой и осуществлением продуктовых и процессных инноваций, такие как проектирование, планирование производства и испытания новых продуктов (товаров, услуг), производственных процессов и методов доставки, ранее не включенные в рубрику ИР
Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций Деятельность, целью которой является вывод на рынок новых или значительно улучшенных товаров или услуг
Подготовка кадров Подготовка кадров (включая подготовку вне стен предприятия), связанная с разработкой продуктовых или процессных инноваций и их внедрением
Деятельность, связанная с маркетинговыми и организационными инновациями:  
подготовка маркетинговых инноваций Деятельность, относящаяся к разработке и внедрению новых методов маркетинга. Включает приобретение разнообразных внешних знаний и капитальных товаров, непосредственно относящихся к маркетинговым инновациям
подготовка организационных инноваций Деятельность по планированию и внедрению новых методов организации. Включает приобретение разнообразных внешних знаний и капитальных  товаров, непосредственно относящихся к организационным инновациям


Необходимость сосредоточить внимание на видах инновационной деятельности и инновационных потенциалах фирм требует уделять большее внимание и другим конкретным видам инновационной деятельности. Для согласования с определенными выше приоритетами рекомендуется включать в рассмотрение следующие виды деятельности:

  • «Приобретение аппаратных средств» и «Приобретение программного обеспечения» (по отдельности, а не только в составе общей рубрики «Приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров»);
  • «Промышленное проектирование» и «Инжиниринг» (отдельно, а не только в составе общей рубрики «Прочее, связанное с разработкой продуктов и процессов»);
  • «Лизинг, или аренда машин, оборудования и других капитальных товаров»;
  • «Собственные разработки программного обеспечения на предприятии»;
  • «Проектная и техническая деятельность, связанная с переделками производственного оборудования».

Можно перечислить темы, заслуживающие дальнейшего исследования:

  • роль предпринимателей в развитии инновационной деятельности;
  • выявление инноваций, вызванных к жизни иными факторами, нежели только рыночные, в особенности инноваций, осуществленных в государственном секторе;
  • приспособление методики к измерениям инноваций в секторе первичного производства (в частности, в сельском хозяйстве);
  • разработка показателей, характеризующих региональные инновационные системы.

Для создания стандартов и построения согласованной международной системы инновационных показателей результаты измерений инновационной активности в развивающихся странах должны быть сопоставимы с результатами, получаемыми в развитых странах, использующих «Руководство Осло» [10]. В то же время при инновационных исследованиях должны приниматься во внимание характерные особенности инновационного процесса в развивающихся странах. Таким образом, определения инновации, ее типов (продуктовая, процессная, маркетинговая и организационная), инновационной деятельности и инновационной фирмы должны применяться при инновационных исследованиях в развивающихся странах.

Практические измерения должны ориентироваться именно на инновационный процесс, а не на его последствия, с акцентом на возможности, усилия и результаты. Усилия (инновационная деятельность), предпринимаемые фирмами и организациями, и их потенциал (ресурсы и их потоки) являются по этой причине предметами не менее важными для определения и анализа, чем сами результаты (инновации). Факторы, препятствующие или способствующие инновационной деятельности, являются ключевыми в этом контексте.

В развивающихся странах от инновационных исследований ждут не столько ответов на вопросы о числе инновационных предприятий или даже самих инноваций, сколько сведений, которые позволили бы государству и частным предпринимателям анализировать разнообразные инновационные стратегии. Кроме того, важно также оценить и понять, как эти стратегии способствуют укреплению конкурентоспособности отдельных предприятий и в целом экономическому и социальному развитию страны.

При исследовании и определении инновационного потенциала фирм в развивающихся странах следует уделить особое внимание таким аспектам исследований, как человеческие ресурсы, взаимосвязи, информационные и коммуникационные технологии, их освоение и использование.

При адаптации национальных инновационных исследований к условиям развивающихся стран следует обратить внимание прежде всего на информационные и коммуникационные технологии, а также взаимосвязи и виды инновационной деятельности.


Литература:
1. Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1997 г. № 83-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об основах государственной научно-технической политики от 19 января 1993 г. № 2105-ХII”».
2. Государственный стандарт Республики Беларусь, СТБ 1061-97 «Инновации и инновационная деятельность. Термины и определения». Госстандарт РБ. Минск, 1997. — 10 с.
3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения», Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Госстандарт РБ. Минск, 2005. — 7 с.
4. Форма государственной статистической отчетности 1-инновации «Отчет об инновационной деятельности организации» и указания по заполнению формы, утвержденные постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 25.05.2006 г. № 56 (с изменениями, внесенными постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 14.11.2006 г. № 173).
5. Форма государственной статистической отчетности 1-технология «Отчет о создании и использовании передовых производственных технологий» и указания по заполнению формы, утвержденные постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 25.05.2006 г. № 55 (с изменениями, внесенными постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 14.11.2006 г. № 173).
6. Форма государственной статистической отчетности 2-МП инновации «Отчет о технологических инновациях субъекта малого предпринимательства» и указания по заполнению формы, утвержденные постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 26.03.2004 г. № 27 (с изменениями, внесенными постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 01.12.2004 г. № 211).
7. Анищик В.М., Русецкий А.В., Толочко Н.К. Инновационная деятельность. Словарь-справочник. — Минск: Изд-во БГУ, 2006. — 176 с.
8. Глоссарий по научной и инновационной деятельности. НИИ статистики, Министерство статистики и анализа РБ. — Минск, 2004. — 62 с.
9. Методическое пособие по сбору и интерпретации информации об инновациях на основе «Oslo Manual-2005». — Мн.: ГУ «БелИСА», 2007. — 44 с.
10. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. — М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. — 192 с.).


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА