БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(10) 2009
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(10) 2009

Итоги выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2008 году и задачи по ее реализации в последующие годы

25 июня 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 1(10)]


И.В. Войтов,

заместитель Председателя ГКНТ, д-р техн. наук, профессор

Ф.Н. Крылов,
начальник управления инновационного развития отраслей ГКНТ


Завершился второй год реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136. Масштабная, не имеющая аналогов в прошлом, программа инновационного развития страны охватила практически все отрасли народного хозяйства — от атомной энергетики до производства медицинского инструментария.

Сегодня можно уже подвести некоторые предварительные итоги двухлетнего этапа (2007–2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007–2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.

Объем произведенной инновационной продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.

В результате реализации проектов ГПИР в республике создано и модернизировано 4127 рабочих места. В период с января по декабрь 2008 г. общие инвестиционные затраты, связанные с реализацией инновационных проектов ГПИР, составили 5,3 трлн руб., или 103% от годового плана. Освоение плановых объемов инвестиций государственными заказчиками в 2008 г. представлено в табл. 1.

Таблица 1

Количество проектов Государственной программы инновационного развития, завершенных в 2008 г. государственными заказчиками в плановые сроки с выполнением этапов «ввод в эксплуатацию» и «выход на проектную мощность»

Наименование государственного заказчика Уровень проекта, этап завершения проекта
Ввод в эксплуатацию Выход на проектную мощность
I II III Всего I II III Всего
Министерство промышленности 3 14 9 26 3 13 9 25
Министерство архитектуры и строительства 0 2 7 9 1 2 1 4
Министерство здравоохранения 0 0 2 2 0 0 22 22
Министерство образования 0 2 4 6 1 6 2 9
Министерство сельского хозяйства и продовольствия 0 1 1 2 0 1 2 3
Министерство спорта и туризма 1 6 3 10 0 0 1 1
Министерство энергетики 1 0 2 3 1 0 2 3
Министерство жилищно-коммунального хозяйства 0 1 2 3 0 0 0 0
Министерство информации 0 2 1 3 0 2 4 6
Министерство связи и информатизации 0 5 5 10 0 1 4 5
Министерство статистики и анализа 0 0 0 0 0 0 0 0
Министерство торговли 0 1 6 7 0 1 6 7
Министерство транспорта и коммуникаций 0 4 11 15 0 2 4 6
Министерство культуры 0 0 2 2 0 0 0 0
Министерство финансов 0 1 1 2 0 1 1 2
Министерство лесного хозяйства 2 0 0 2 2 0 0 2
Министерство по налогам и сборам 0 0 0 0 0 0 0 0
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды 0 0 2 2 0 0 0 0
Национальная академия наук Беларуси 0 3 0 3 0 2 0 2
Государственный военно-промышленный комитет 1 1 2 4 1 0 0 1
Государственный комитет по имуществу 0 0 0 0 0 0 0 0
Государственный комитет по науке и технологиям 0 1 1 2 0 1 0 1
Концерн «Белбиофарм» 1 2 1 4 0 1 0 1
Концерн «Белгоспищепром» 5 0 3 8 5 0 1 6
Концерн «Беллегпром» 1 3 2 6 2 4 1 7
Концерн «Беллесбумпром» 1 0 0 1 0 0 0 0
Концерн «Белнефтехим» 6 3 1 10 0 0 0 0
Белкоопсоюз 4 0 1 5 2 0 0 2
Администрация Парка высоких технологий 0 0 6 6 0 0 0 0
Брестский облисполком 5 6 0 11 2 4 0 6
Витебский облисполком 0 10 11 21 0 0 2 2
Гомельский облисполком 3 2 5 10 1 0 0 1
Гродненский облисполком 0 5 5 10 1 0 1 2
Минский облисполком 1 5 5 11 1 7 2 10
Могилевский облисполком 5 4 5 14 2 1 4 7
Минский горисполком 1 3 8 12 0 3 7 10
Итого 41 87 114 242 25 52 76 153

 

План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5% (рис. 1).

 

Рис. 1. Инвестиционные затраты и источники финансирования проектов в 2008 г.


В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2).

Таблица 2

Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей 

Наименование государственного заказчика Освоение инвестиционных средств Выполнение прогнозных показателей, %
плановый объем инвестиций, млрд руб. объем освоения инвестиций, млрд руб. освоение, % доля новой продукции доля сертифицированной продукции доля затрат на машины, оборудование
Министерство архитектуры и строительства 811,1 449,3 55 16,1 75,0 66,1
Министерство промышленности 633,3 839,1 132 34,3 75,9 76,6
Министерство энергетики 577,8 629,2 109
Концерн «Белнефтехим» 523,0 542,9 104 17,1 88,5 57,1
Министерство сельского хозяйства и продовольствия 506,4 367,1 72 9,3 73,7 49,2
Министерство транспорта и коммуникаций 427,6 356,2 83 11,6 45,3 61,6
Министерство связи и информатизации 326,4 423,3 130 24,2 20,3 44,5
Минский горисполком 312,9 325,4 104 8,7 62,5 24
Могилевский облисполком 177,6 245,9 138 11,9 80,8 38,2
Концерн «Беллесбумпром» 161,2 164,4 102 11 70,2 65,8
Брестский облисполком 100,0 134,4 134 4,5 81,1 34,4
Гомельский облисполком 92,8 231,9 250 1,7 73,3 35,4
Минский облисполком 69,9 70,8 101 4,7 68,5 37,3
Гродненский облисполком 67,9 100,9 149 29,8 73,3 37,4
Витебский облисполком 59,4 100,4 169 4 80,3 38,3
Концерн «Белгоспищепром» 57,8 40,1 69 5,9 96,5 61,3
Концерн «Беллегпром» 52,4 75,9 145 2,4 68,4 86,3
Концерн «Белбиофарм» 41,1 10,1 25 15,9 18,5 61,3
Национальная академия наук Беларуси 40,6 54,6 135 23,5 55,7 45,8
Министерство спорта и туризма 27,3 26,9 99 27,5 11,8
Государственный военно-промышленный комитет 18,6 37,1 200 18,7 52,6 87,7
Белкоопсоюз 14,5 16,8 116 2,8 24,3 58
Министерство лесного хозяйства 12,8 11,8 92
Министерство информации 4,50 3,99 89 5,4 13,4 87,8
Министерство по налогам и сборам 4,12 2,30 56
Министерство торговли 3,75 3,12 83 4,7 26,2 72,9
Министерство статистики и анализа 3,44 3,50 102 46,4
Министерство финансов 3,06 2,90 95
Министерство здравоохранения 2,22 3,64 164 11,1 7,6 65,6
Министерство образования 1,90 2,51 132 0,5 11,2 31,1
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды 1,40 1,67 119 86,7
Государственный комитет по науке и технологиям 1,06 1,15 108
Министерство жилищно-коммунального хозяйства 0,93 0,95 102 2 14,9 47,1
Министерство культуры 0,38 0,34 89 37,1
Государственный комитет по имуществу 0,12 0,12 100
Итого 5142,7 5284,2 102,8      


Наиболее напряженные планы по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах.

К числу наиболее значимых можно отнести целый ряд проектов, завершенных в 2008 г. Введена в эксплуатацию линия по производству трактора «Беларус-320» на РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», на ОАО «Горизонт» создано производство бытовой техники «Горизонт-Midea», на РУП «Молодечненский радиозавод “Спутник”» организовано производство радиорелейных станций, проведено техническое перевооружение с установкой линии по переплавке алюминиевой стружки на РУПП «Белцветмет». На предприятиях Министерства архитектуры и строительства ПРУП «Борисовский хрустальный завод» и ОАО «Гродненский стеклозавод» проведена реконструкция цехов с организацией производства медицинского и узорчатого стекла. На УП «Лёс» государственного военно-промышленного комплекса организовано производство пластиковых кабин. С участием ГНУ «Институт общей и неорганической химии» НАН Беларуси на РУП ПО «Беларуськалий» созданы дополнительные производственные мощности по производству гранулированных калийных удобрений. Проведена реконструкция производства инфузионных растворов на РУП «Несвижский завод медицинских препаратов». На проектную мощность вышло производство цемента на третьей печи ПРУП «Кричевцементношифер», производство смесевых дизельных биотоплив на ОАО «Гродно Азот», модифицированного микроэлементами полиэлектролитного гидрогеля сельскохозяйственного назначения и белковой основы для микробиологических питательных сред на ООО «Шауэр-Продукт», переработка семян кукурузы на РСУП «Экспериментальная база “Криничная”». Проектной мощности выработки электроэнергии достигли на энергоблоке № 2 Лукомльской ГРЭС и на Лидской ТЭЦ. Успешно справились с реализацией проектов инновационного развития со сроками завершения в 2008 г. предприятия концерна «Белгоспищепром»: ОАО «Слуцкий сахарорафинадный завод» — производство сухого свекловичного жома, СП ОАО «Спартак» — производство шоколада и шоколадных конфет с начинкой, ОАО «Кондитерская фабрика “Слодыч”» — производство отсадочного печенья.

Однако при позитивном, в целом, ходе выполнения государственными заказчиками и организациями исполнителями проектов ГПИР нельзя не отметить, что в отчетный период в соответствии с планами-графиками не выполнены этапы по 26 проектам. По 4 проектам не обеспечен ввод в эксплуатацию. Причины невыполнения — срыв сроков поставок оборудования, завершения его монтажа и пусконаладочных работ. По 11 проектам производства не выведены на проектную мощность по причинам отсутствия заказов на продукцию, сезонности работ, несвоевременности ввода в эксплуатацию, что может также свидетельствовать о недостаточной маркетинговой проработке этих проектов.

Так, Министерством энергетики при строительстве мини-ТЭЦ на ГПА «Котельная “Жлобин”» РУП «Гомельэнерго» не был выполнен намеченный на декабрь 2008 г. этап «ввод объекта в эксплуатацию» в связи с несвоевременной, некомплектной поставкой оборудования и незавершением пусковых работ финской компанией. Ввод объекта в эксплуатацию с выходом на проектную мощность состоялся в январе 2009 г. В ходе проведения РУП «Минскэнерго» пуско-наладочных работ на Минской ТЭЦ-3 были выявлены дефекты оборудования. В январе 2009 г. поставщик оборудования компания «ALSTOM» разработала график ввода в эксплуатацию оборудования с учетом устранения неисправностей и приступила к работам на объекте. Прогнозируемый срок ввода в эксплуатацию объекта — март 2009 г., выхода на проектную мощность — июль 2009 г. Витебским облисполкомом в декабре 2008 г. не введен в эксплуатацию цех по изготовлению твердых сыров на ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод». Указанный объект был принят в установленный графиком срок (31.12.2008 г.) только рабочей комиссией, приемка перенесена на февраль 2009 г. Гомельским облисполкомом не завершены к установленному сроку (декабрь 2008 г.) монтажные и пусконаладочные работы на линии по производству плодоовощного пюре в ОАО «Ельский консервный завод» фирмой ФМС (Италия). Ввод линии в эксплуатацию прогнозируется в июне 2009 г.

Ряд проектов можно отнести к категории проблемных, требующих серьезной оценки причин невыполнения и принятия действенных мер по выходу из сложившихся ситуаций. Так, концерном «Беллесбумпром» не обеспечен вывод на проектную мощность в 2008 г. по проекту «Строительство завода по производству газетной бумаги с лесопильным производством, производством деревянных домов и клееных изделий из древесины» на РУП «Завод газетной бумаги» (г. Шклов), так как не была обеспечена стабильность технологического процесса. В настоящее время разработан график по отладке. Установлен новый срок выхода на проектную мощность — декабрь 2009 г. Перенос срока согласован с Президентом Республики Беларусь. Витебским облисполкомом не обеспечен выход на проектную мощность в декабре 2008 г. трех производств в связи с неудовлетворительной реализацией продукции в торговой сети и отсутствием заказов: производства плодоовощного пюре профилактического назначения на РУП «Витебский плодоовощной комбинат» (прогнозируемый срок выполнения — декабрь 2009 г.); производства по восстановлению распылителей топливных систем на ОАО «Витебский мотороремонтный завод» (прогнозируемый срок выполнения — декабрь 2009 г); производства культиваторов для обработки каменистых почв на ОАО «Городокский ремзавод» по причине ограниченного спроса на данную продукцию: выпуск культиваторов прекращен и планируется полный перевод производства на выпуск экспортно ориентированной продукции — текстильных материалов технического назначения для утепления, изоляции и т. п. Несвоевременные расчеты за оборудование не позволили в декабре 2008 г. вывести на проектную мощность производство по изготовлению деревянных конструкций на ЧПУП «БелЕвроДом» (государственный заказчик — Гомельский облисполком). Прогнозируемый срок выполнения — июнь 2009 г. В связи с сезонным снижением поставки сырья срок выхода на проектную мощность по проекту «Техническое перевооружение», выполняемого ЧУП «Калинковичский молочный комбинат», предлагается перенести на июль 2009 г. Из-за отсутствия необходимого объема заявок на мясную продукцию от торговой сети выполнение этапа «выход на проектную мощность» по проекту «Модернизация производства в ОАО «АФПК “Жлобинский мясокомбинат”» перенесено на декабрь 2009 г. Необеспеченность исходным сырьем не позволила ЧПТУП «Региональная экологическая компания» (государственный заказчик — Гродненский облисполком) вывести на проектную мощность производство топливных брикетов из древесных опилок (прогнозируемый срок выполнения — июль 2009 г.). Минским горисполкомом в связи с несвоевременным выполнением редшествующих этапов вывод на проектную мощность производства по изготовлению мелкощелевых керамзитобетонных блоков на ГПО «Минскстрой» КУП «Завод эффективных промышленных конструкций» предлагается перенести на май 2009 г.

Особо следует обратить внимание на отдельные проекты Министерства сельского хозяйства и продовольствия, по которым новые сроки выполнения этапов заказчиком не определены, а предложенные существенно изменяют срок завершения проектов в целом. Так, при выполнении проекта «Расширение частного производственного унитарного предприятия “Витебская биофабрика”» подрядчиком УП «Панкара» сорваны работы по монтажу и пусконаладке оборудования (плановый срок — декабрь 2008 г.). В связи с этим договор с подрядчиком расторгается, а срок выполнения данного этапа предлагается перенести на декабрь 2009 г. Из-за отсутствия финансирования не выполняются работы по 5 проектам, направленным на создание локальных биогазовых комплексов в ОАО «Беловежский» (Брестский облисполком), СПК «Лань-Несвиж», СПК «Агрокомбинат “Снов”» (Минский облисполком), СПК «Октябрь-Гродно» (Гродненский облисполком), РУП «Совхоз-комбинат “Заря”» (Гомельский облисполком). Новые сроки выполнения этапов по данным проектам Министерством сельского хозяйства и продовольствия не определены.

Анализ приведенных выше примеров позволяет выделить основные проблемы в реализации проектов: невыполнение контрактных обязательств по поставкам оборудования, невыполнение работ подрядчиками, отсутствие профильных специалистов в республике. В ряде случаев государственными заказчиками (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, концерн «Белбиофарм», Витебский, Гомельский облисполкомы, Минский горисполком) проводится недостаточная работа по привлечению и освоению финансовых средств, недостаточен уровень проработки проектов, несвоевременно проводятся тендеры на закупку оборудования, не обеспечивается должный контроль за ходом выполнения проектов ГПИР.

Известные события в мировой экономике в IV квартале 2008 г. не могли обойти стороной нашу страну, экспортно ориентированная экономика которой тесно интегрирована в мировую, что, несомненно, не могло не сказаться на полноте и сроках выполнения отдельных проектов программы

В связи с этим Правительством была поставлена задача — провести анализ возможно— сти выполнения утвержденных 20 сентября 2008 г. мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, и, в первую очередь, Плана реализации проектов по созданию предприятий и производств или их модернизации. По предложениям государственных заказчиков была сформирована новая редакция Плана, в которой предусматривалось изменение сроков реализации по 157 проектам; по 114 проектам внесены изменения по финансированию, также было предложено исключить из Плана 31 проект и включить дополнительно 6. проект Плана реализации был внесен на рассмотрение Президиума Совета Министров Республики Беларусь, который состоялся 23 декабря 2008 г. Президиумом было принято решение одобрить его, при этом согласовано исключение из плана в целом 13 проектов, а по отдельным проектам были сохранены прежние сроки реализации. Таким образом, утвержденный Советом Министров План реализации от 31 декабря 2008 г. № 2069 включает 944 проекта по созданию предприятий и производств, модернизации производств, сроки завершения которых равномерно распределены по годам (рис. 2).

 

Рис. 2. Ввод в эксплуатацию производств


По предложениям государственных заказчиков и в соответствии с поручениями Правительства в настоящее время ГКНТ формирует также перечень дополнительных проектов для включения в план реализации.

Так, Гродненским облисполкомом внесен проект строительства завода по производству дорожного битума мощность 30 000 тонн в месяц ООО «Виларис-Н». В настоящее время производство дорожного битума осуществляют ОАО «Нафтан» и ОАО «МНПЗ», которые находятся в восточной части Республики Беларусь. Производство битума в Гродненском регионе обеспечивает его конкурентоспособность для западных регионов республики и в странах Европейского Союза. Финансирование проекта, предварительная стоимость которого оценивается в 54 млн евро, будет полностью осуществляться за счет иностранных инвестиций.

Национальной академией наук Беларуси внесены 16 технико-экономических предложений по включению в ГПИР. По нашему мнению, для включения предлагаемых проектов в План реализации необходимо осуществить более тщательную маркетинговую проработку, оценить возможность реализации на предприятиях по срокам и финансированию с учетом сложившейся ситуации в экономике. По отдельным предлагаемым проектам государственными заказчиками должны выступать профильные министерства и концерны, с которыми вопрос их участия не был согласован, также предстоит определить организации исполняющие проекты.

Отдельно следует остановиться на выполнении раздела 4 Плана реализации — «Мероприятий по достижению целевых параметров инновационного развития Республики Беларусь» в 2008 г. По данному разделу запланировано 64 мероприятия. В 2008 г. проводились работы по 51 мероприятию, выполнено 23.

В рамках реализации заданий по созданию благоприятной институционально-правовой среды для инновационной деятельности органами государственного управления был предпринят целый ряд законодательных действий. Приняты Декреты Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 и от 12 августа 2008 г. № 17, направленные на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Изданы Указы Президента Республики Беларусь от 25.03.2008 г. № 174, направленный на дальнейшее совершенствование деятельности Белорусского инновационного фонда, и от 4 декабря 2008 г. № 662 «О налогообложении высокотехнологичных организаций». Внесены изменения в Указ от 28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». На рассмотрение в Правительство внесены проект Закона «Об инновационной деятельности», проекты Указов «О белорусской венчурной компании» и «О венчурной деятельности в Республике Беларусь», проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам интеллектуальной собственности».

С целью перестройки действующих структурно-функциональных блоков Национальной инновационной системы в НАН Беларуси создано два научно-практических центра (по материаловедению и биоресурсам), а в концерне «Белнефтехим» создан научно-технический центр по химическим волокнам на базе ОАО «Могилевхимволокно». В Республиканском центре трансфера технологий образованы новые субъекты инновационной инфраструктуры — филиалы при УО «Белорусский государственный экономический университет» и ГО «Научно-практический центр НАН Беларуси по материаловедению». В системе Министерства образования создан Белорусско-Китайский центр научных исследований в области дорожного строительства, проведены также организационные мероприятия по открытию c 2009 г. магистерской специальности «Инновационный менеджмент». На базе сайтов технологического парка «Метолит» и Республиканского центра трансфера технологий создана электронная площадка по торговле инновационными технологиями и продукцией. Могилевским, Брестским, Гомельским, Гродненским облисполкомами и Минским горисполкомом ведется работа по обеспечению финансовой и материально-технической поддержки действующих (создаваемых) субъектов инновационной инфраструктуры. На эти цели в Могилевской области в 2008 г. затрачено 737,8 млн руб., в Гомельской области — 602 млн руб.

Важной и неотъемлемой составляющей частью деятельности субъектов ГПИР должно стать развитие товаропроводящей сетей не только в количественном, но и в качественном отношении. На сегодняшний день товаропроводящая сеть республики за рубежом насчитывает 272 субъекта с белорусскими инвестициями в 27 странах. Количество субъектов товаропроводящей сети без участия белорусского капитала составляет около 1600.

В соответствии с постановлением № 523 и поручениями Правительства в настоящее время планомерно осуществляется внедрение автоматизированной системы мониторинга за выполнением проектов посредством электронного анкетирования. Анкетирование должно осуществляться ежемесячно и ежеквартально. По невыполненным проектам информация должна представляться дважды в месяц.

Для выполнения мониторинга и ведения баз данных в ГУ «БелИСА» были разработаны опытный образец и рабочая документация автоматизированной системы мониторинга Государственной программы инновационного развития (АСМ ГПИР). В структуре института создан и начал функционирование Информационно-аналитический центр мониторинга. Государственным заказчикам и ГКНТ предоставлен защищенный удаленный доступ к информации АСМ ГПИР; организован также удаленный доступ к базе данных Аппарата Совета Министров Республики Беларусь. Принципиальная схема АСМ ГПИР представлена на рис. 3.

 Рис. 3. Схема автоматизированной системы мониторинга Государственной программы инновационного развития


Вместе с тем, первый год внедрения системы показал, что предстоит еще большая работа для достижения четкости и оперативности ее функционирования. Причины этого разные. Не соблюдаются сроки представления анкет: по отчету за 2008 г. на 9 ч 15 мин. 26 января (срок — до 25 января) поступило 60% анкет, из которых только десятую часть можно присоединить к информационно-аналитической системе без исправлений. Другой аспект — некорректное заполнение анкет. Не заполняются поля с названиями проектов, организаций, срокам выполнения этапов и т. п. Вместо даты выполнения этапа в соответствующее поле анкеты вносят букву «в», что, по мнению заполнявшего анкету, означает «выполнено». По предоставлению оперативной информации за январь 2009 г. можно отметить, что только по 17 из 97 проектов представлена корректная оперативная информация. В результате отчеты в электронном виде, которые соответствуют информации полученной традиционно (бумажный носитель или по телефону), появляются после того, как информация уходит в Правительство, да и то после сверки данных. ГКНТ и ГУ «БелИСА» намечены и осуществляются конкретные мероприятия для того, чтобы справиться с задачей формирования отчета в электронном виде по итогам работы за I квартал текущего года, а во втором полугодии добиться функционирования АСМ ГПИР в полном объеме.

Приведенные в статье сведения о в целом успешном выполнении проектов Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь за два прошедших года, о возникших проблемах и предпринимаемых мерах по решению этих проблем не должны служить поводом для успокоения. Крайне ошибочно будет удовлетворяться констатацией успешного выполнения количественных показателей инновационного развития. Углубленный анализ результатов уже завершенных проектов и проектов, находящихся в стадии реализации, показывает, что очень часто за словами «модернизация», «обновление», «новый», «новейший», которые широко используются в названиях проектов, скрывается новшество для данного предприятия, но не для внешнего и даже не для внутреннего рынка товаров и услуг. Задача-максимум для непосредственных исполнителей проектов, государственных заказчиков и ГКНТ состоит уже на ближайшую перспективу не только в достижении плановых значений количественных показателей, но и в качественном росте Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА