БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(20) 2012
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(20) 2012

Состояние экспорта услуг в сфере послевузовского образования в Республике Беларусь

24 августа 2012 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2012, № 1(20)]


М. И. Артюхин,
ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

А. Н. Королевич,
зав. отделом ГУ «БелИСА»

Н. А. Никоненко,
УО «Белорусский государственный медицинский университет»

Ю. А. Шульга,
инженер ГУ «БелИСА»

 


Дана оценка состояния подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях и организациях, обеспечивающих получение послевузовского образования в Республике Беларусь. Проанализировано распределение численности иностранных граждан по аспирантурам высших учебных заведений и научных организаций, по республиканским органам государственного управления, регионам Беларуси, отраслям науки и странам происхождения. Сделан вывод о необходимости расширения подготовки научных кадров высшей квалификации для иностранных государств и определены основные меры по наращиванию экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь.

The state of training highly qualified scientific specialists for foreign countries at the postgraduate departments of the Republic of Belarus has been evaluated. A distribution of foreign postgraduate students being studied with respect to the higher educational institutions and scientific organizations, public authorities, regions of Belarus, science areas and the countries of origin was analyzed. A conclusion has been made concerning a necessity to expand the training highly qualified scientific specialists for foreign countries and the basic directions of activity on increasing the export of educational services in the Republic of Belarus were determined.



Экспорт образовательных услуг — один из наиболее динамично развивающихся рынков в современном мире [1–3]. По оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового рынка образовательных услуг оценивается в настоящее время примерно в 100 млрд. долл. США [2]. Устойчивый лидер мирового рынка образования — США, они контролируют почти треть мирового финансового образовательного оборота. В США обучается 580 тыс. иностранных граждан, на втором месте находится Великобритания, которая за последнее десятилетие утроила численность приема иностранных студентов (233 тыс. чел.). Далее следуют Германия (200 тыс. чел.), Франция (160 тыс. чел.), Австралия (157 тыс. чел.), Китай (141 тыс. чел.) и Испания (124 тыс. чел.).

Образовательные услуги для иностранцев предлагают сегодня тысячи высших учебных заведений из почти 140 государств. При этом основная конкуренция на международном рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией. На эти страны, где обучается свыше 4/5 всех иностранных студентов, приходится примерно 4/5 общемировых государственных расходов на образование [2].

В соответствии с данными департамента международного сотрудничества Минобрнауки России в 2008 г. в 650 российских вузах обучалось свыше 120 тыс. иностранных граждан, из них большая часть (70 тыс.) — граждане СНГ [4].

Беларусь обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Подготовка национальных кадров высшей научной квалификации для зарубежных стран в белорусских образовательных и научных учреждениях, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, постепенно становится составной частью внешнеэкономической деятельности Беларуси. В 2011–2015 гг. прогнозируется увеличение экспорта образовательных услуг, объемы которого согласно Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь должны возрасти к 2015 г. в 3 раза. Кроме того, планируется перераспределение доли экспорта услуг в пользу послевузовского образования. Решение этой задачи требует проведения анализа состояния подготовки иностранных граждан в учреждениях и организациях, обеспечивающих получение послевузовского образования.

Данные государственной статистики послевузовского образования свидетельствуют, что за 2009–2011 гг. наблюдалась положительная динамика роста численности иностранных аспирантов, обучавшихся в вузах и научных организациях республики. Так, в 2011 г. численность иностранных аспирантов (без учета граждан СНГ) возросла по сравнению с 2009 г. на 17,4 % (с 196 чел. в 2009 г. до 230 чел. в 2011 г.) (рис. 1) [6].

 Динамика численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь в 2005–2011 гг.

 Рис. 1. Динамика численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь в 2005–2011 гг.

Важным показателем уровня развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования является удельный вес иностранных граждан в общей численности аспирантов в стране. В Республике Беларусь за последние пять лет данный показатель увеличился с 2,7 до 4,6 %. Следует отметить, что в странах, занимающих лидирующие позиции в сфере экспорта образовательных услуг, значение этого показателя составляет более 10 %, а в Швейцарии — более 40 %, в Великобритании, США и Канаде — около 20,0 % [5].

Согласно данным государственной статистики подготовка научных кадров высшей квалификации для иностранных государств осуществляется преимущественно в высших учебных заведениях республики (90,9 %), тогда как в аспирантурах научных организаций проходят подготовку всего лишь 9,1 % от общей численности аспирантов-иностранцев (табл. 1).

Таблица 1

Численность аспирантов — иностранных граждан* в разрезе научных организаций и высших учебных заведений за период 2009–2011 гг.

  2009 г. 2010 г. 2011 г.
всего, чел. в т. ч. иностранных граждан всего, чел. в т. ч. иностранных граждан всего, чел. в т. ч. иностранных граждан
чел. % чел. % чел. %
Республика Беларусь,
всего
4571 196 4,3 4725 220 4,7 4968 230 4,6
     из них                  
     Научные организации 1026 2 0,2 1063 4 0,4 1072 21 2,0
     Высшие учебные заведения 3545 194 5,5 3662 16 5,9 3896 209 5,4

* Без учета граждан СНГ.


Анализ распределения численности иностранных аспирантов по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям за 2009–2011 гг. показывает, что наибольшее число иностранцев обучается в аспирантурах Министерства образования (табл. 2). Так, на начало 2012 г. в системе Министерства образования проходили подготовку 163 иностранных аспиранта (178 чел. с учетом граждан СНГ), что составляет 70,9 % от их общей численности в целом по республике. За период 2009–2011 гг. численность иностранных аспирантов в системе Министерства образования возросла на 10,9% (в 2009 г. — 147 чел.; в 2011 г. — 163 чел.).

 Таблица 2

Динамика численности аспирантов — иностранных граждан* в разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций за период 2009–2011 гг.

  2009 г. 2010 г. 2011 г.
всего, чел. в т. ч. иностранных граждан всего, чел. в т. ч. иностранных граждан всего, чел. в т. ч. иностранных граждан
чел. % чел. % чел. %
Республика Беларусь, всего 4571 196 4,3 4725 220 4,7 4968 230 4,6
Организации при Президенте Республики Беларусь 126 117 1 0,8 109 2 1,8
Минздрав 509 8 1,6 513 7 1,4 489 8 1,6
Минкультуры 155 18 11,6 130 16 12,3 129 20 15,5
Минобразования 2512 147 5,9 2609 174 6,7 2884 163 5,6
Минсельхозпрод 352 8 2,3 365 10 2,7 341 9 2,6
Минспорта 43 12 27,9 49 8 16,3 52 5 9,6
НАН Беларуси 560 2 0,4 635 3 0,5 640 19 2,9
Минприроды 19 22 30 1 3,3
Юридические лица без ведомственной подчиненности 52 1 1,9 34 1 2,9 29 3 10,3

* Без учета граждан СНГ.


Следует обратить внимание на незначительную долю аспирантов-иностранцев в системе Минздрава. Доля иностранцев, обучающихся в аспирантурах вузов и республиканских научно-практических центрах этого министерства, составила в 2011 г. всего лишь 1,6 % от общей численности аспирантов. Отметим также, что и в научных организациях НАН Беларуси этот показатель совсем не соответствует возможностям академической аспирантуры. В 2011 г. в системе НАН Беларуси проходили подготовку всего 19 иностранных граждан, или 2,9 % от общей численности аспирантов.


Подготовка аспирантов — иностранных граждан в регионах Беларуси.

Картина регионального распределения подготовки аспирантов иностранных граждан по состоянию на начало 2012 года следующая: основная их доля (215 чел., или 93,5%) обучалась в аспирантурах ведущих университетов и научных организаций г. Минска и только 15 чел., или 6,5% от их общей численности — в региональных аспирантурах. Наибольшее число аспирантов — иностранных граждан в 2011 году проходило подготовку в учреждениях послевузовского образования Витебской области (7 чел.).


Отраслевая структура подготовки аспирантов — иностранных граждан

Анализ отраслевой структуры подготовки в белорусских учреждениях послевузовского образования аспирантов иностранных граждан показывает (рис. 2), что иностранные граждане больше всего заинтересованы в получении послевузовского образования по специальностям гуманитарного профиля. Их доля в общей численности аспирантов иностранных граждан составляет 56,5 %. На втором месте находятся технические науки — 25,2 %, далее следуют специальности естественнонаучного профиля — 16,1 %. Все другие отрасли науки востребованы аспирантами-иностранцами довольно слабо. Так, в 2011 г. по медицинским наукам обучалось всего 1,3 % от общей численности аспирантов-иностранцев, по сельскохозяйственным наукам — 0,9 %. Как видим, в этих областях научного знания есть еще большой резерв для развития экспорта образовательных услуг.

Отраслевая структура подготовки аспирантов — иностранных граждан в Республике Беларусь в 2011 г. (без учета стран СНГ)

Рис. 2. Отраслевая структура подготовки аспирантов — иностранных граждан в Республике Беларусь в 2011 г. (без учета стран СНГ)

Следует отметить, что отраслевая структура подготовки иностранных аспирантов в системе Министерства образования имеет свои особенности: по сельскохозяйственным и медицинским наукам подготовка аспирантов вообще не ведется. Более половины общей численности аспирантов-иностранцев получают послевузовское образование по специальностям в области общественных и гуманитарных наук (51,5 %) (рис. 3). В отраслевой структуре подготовки аспирантов — иностранных граждан в организациях НАН Беларуси наоборот преобладают естественные науки (57,9 %). Далее следуют технические науки — 31,6 %, а общественные и гуманитарные науки составляют всего 10,5 %.

 

Рис. 3. Отраслевая структура подготовки аспирантов — иностранных граждан в системе Министерства образования и НАН Беларуси в 2011 г.

 

Эффективность подготовки аспирантов иностранных граждан.

Анализ данных государственной статистики свидетельствует о достаточно высоких показателях эффективности деятельности учреждений послевузовского образования в части подготовки аспирантов — иностранных граждан. Так, в 2011 г. из 60 иностранных граждан, окончивших аспирантуру, 22 человека защитили диссертации в срок обучения. Таким образом, показатель эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран составил 36,7 %, что существенно превышает значение данного показателя в целом по республике — 3,2 % (табл. 3).

Таблица 3

Эффективность подготовки аспирантов — иностранных граждан по показателю защит в срок обучения в 2011 г.

Республиканские органы государственного управления Выпуск аспирантов-иностранцев
всего из них с защитой диссертации %
Республика Беларусь — всего из них: 60 22 36,7
Минздрав 1 1 100
НАН Беларуси 1
Минкультуры 6
Минобразования 48 20 41,7
Минсельхозпрод 1
Минспорта 3 1 33,3


Отметим, что в 2011 г. наибольшая эффективность подготовки аспирантов-иностранцев отмечена в аспирантурах системы Министерства образования — 41,7 % (выпуск 48 чел., из них с защитой диссертации — 20 чел.).


Распределение аспирантов-иностранцев по странам происхождения.

Основными потребителями услуг в сфере послевузовского образования в Республике Беларусь являются страны Азии и Ближнего Востока. Доля аспирантов из этих стран в общей численности иностранцев в 2011 году составила 74,3 %. Наибольший удельный вес составляют граждане из Китая (24,3 % от всех обучающихся иностранных аспирантов), Ирана — 21,3 %, Ирака — 19,6 % и Ливии — 11,7 % (табл. 4).

Таблица 4

Численность аспирантов — иностранных граждан по странам происхождения

Страна происхождения Количество аспирантов %
Китай 56 24,3
Иран 49 21,3
Ирак 45 19,6
Ливия 27 11,7
Нигерия 8 3,5
Ливан 5 2,2
Вьетнам 5 2,2
Судан 3 1,3
Сирия 5 2,2
Турция 3 1,3
Венесуэла 3 1,3
Йемен 5 2,2
Другие 16 7,0


Отметим, что численность аспирантов из стран СНГ невелика и составляет 28 чел., или 10,9% от общего числа иностранных граждан, получающих послевузовское образование в Республике Беларусь.

Анализ состояния подготовки иностранных граждан в учреждениях и организациях, обеспечивающих получение послевузовского образования, свидетельствует о недостаточном уровне развития экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь.

Для наращивания экспорта услуг в сфере послевузовского образования необходимо принятие, с учетом имеющегося зарубежного опыта, ряда мер, направленных на оптимальное использование имеющихся организационных, экономических, дипломатических и профессиональных кадровых возможностей Республики Беларусь. К числу основных мер можно отнести следующие:

  • обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях между Республикой Беларусь и государствами-участниками СНГ и ЕС;
  • расширение масштабов кооперации с Российской Федерацией в области подготовки научных работников высшей квалификации, а также ускорение формирования единого научно-образовательного пространства СНГ и, прежде всего с Российской Федерацией на основе общности принципов государственной политики в сфере образования и науки; требований и критериев подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации;
  • активизация деятельности вузов и научных организаций по развитию экспорта образовательных услуг на основе целевых программ и реинвестирования получаемых от иностранных граждан средств на маркетинг, информационно-рекламную и организационную деятельность;
  • повышение качества образовательных услуг в соответствии с требованиями международных стандартов;
  • подготовка научных кадров высшей квалификации для иностранных государств на иностранных языках;
  • разработка единой ценовой политики для учреждений послевузовского образования и введение системы государственного контроля стоимости обучения иностранных граждан, предотвращающую возможность предложения завышенных или демпинговых цен и низкое качество предоставляемых образовательных услуг.

Только реализация всего комплекса вышеизложенных мер позволит надеяться на то, что в ближайшей перспективе подготовка национальных кадров высшей научной квалификации для зарубежных стран станет важной составной частью внешнеэкономической деятельности Беларуси.


Литература:

1. Беляков, С. А., Клячко, Т. Л., Полушкина, Е. А., Краснова, Г. А., Сюлькова, Н. В. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений / С. А. Беляков и др. — М: Издательский дом «Дело» РАНХиГс, 2011. — 124 с.

2. Ничков, В. В. Прочные позиции на международном рынке образовательных услуг — реальность и перспектива российского образования [Электронный ресурс] / В. В. Ничков // Федеральный справочник «Образование в России». Т. 5. — С. 485–490. — Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/X/Nichkov.pdf.

3. Папкова, Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // Дружба. — 2008. — № 6. — 18 фев. Режим доступа: http://www.forteacher07.ru/content/view/184/57.

4. Доля образовательных услуг РФ на мировом рынке снизилась (13.11.2008) // Федеральный портал «Российское образование» / URL: Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=6921.

5. Человеческие ресурсы в научно-технической сфере (по итогам деятельности рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных институтов в 2004–2006 гг.) // Вестник международных организаций. — 2007. — № 4. — С. 85–90.

6. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2009 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2010. — 82 с.

7. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2011 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2012. — 45 с.

 

Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА