БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(3) 2005
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(3) 2005

Научно-методические основы совершенствования системы стратегического менеджмента в области военно-технического сотрудничества

05 сентября 2005 г.


С.В. Чемезов, Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт», кандидат экономических наук


Положительные тенденции в экономическом развитии нашей страны настойчиво заставляют искать пути совершенствования структуры системы ВТС для того, чтобы наряду с подъемом экономики обеспечивался рост объемов экспорта продукции военного назначения (ПВН). Именно такая задача ставится Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Другими словами, необходимо, чтобы темпы роста объемов военно-технического сотрудничества соответствовали бы темпам роста экономики страны.

Для этого имеются все необходимые политические и экономические предпосылки:

– мировой порядок к настоящему моменту пока не сложился, и это снижает возможность давления со стороны отдельных стран и международных организаций на Россию в области освоения новых рынков сбыта ПВН;

– организационные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти создали условия для объединения контуров производства вооружения и военной техники в интересах Вооруженных Сил и выполнения экспортных контрактов;

– в основе экономических отношений практически во всех отраслях промышленности активно используются современные экономические механизмы, получившие широкое применение в мировой практике;

– структурные преобразования в оборонно-промышленном комплексе — производственной сфере ВТС — стали носить ярко выраженный экономический характер, что проявляется, прежде всего, в формировании интегрированных структур вокруг экспортоориентированных предприятий;

– повышается эффективность военно-технического сотрудничества, следствием чего может служить неуклонное повышение объема российского экспорта ПВН (в 2004 г. он составил 5,7 млрд долларов США);

– основной объем экспортных контрактов все в большей степени концентрируется в ФГУП «Рособоронэкспорт» (его доля в 2004 г составила более 90% от общего объема российских контрактов в сфере ВТС);

– институциональное состояние большинства российских оборонных предприятий позволяет им стать полноценными субъектами международных экономических отношений, в том числе и в части привлечения иностранных инвестиций.

Важно отметить, что, несмотря на уход государства из большинства секторов российской экономики, обусловленный требованиями интеграции России в мировую экономику, государственная монополия в области военно-технического сотрудничества в ближайшей перспективе сохранится. Об этом можно судить исходя из Федерального закона от 19 июля 1998 г. №114–ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве».

Из этого следуют некоторые ограничения на структурные преобразования в системе ВТС, предопределенные в значительной мере административным влиянием на процесс функционирования этой системы, прежде всего в интересах обеспечения национальной безопасности России.

Тем не менее, организационное построение системы ВТС должно ориентироваться на современные экономические механизмы управления. Это ставит на повестку дня решение проблемы создания и совершенствования системы менеджмента в области военно-технического сотрудничества, существенно отличающейся от системы управления, основанной на административных принципах, так как имеет предпринимательскую сущность.

При этом речь идет о создании системы стратегического менеджмента, поскольку ВТС охватывает уровни управления в экономической, политической, военной и информационной сферах деятельности государства.

Под системой стратегического менеджмента ВТС понимается совокупность методов и способов управления, основанных на использовании современных организационно-экономических механизмов, объединенных единым замыслом. Эти механизмы позволяют рационально управлять субъектами и участниками ВТС, включенными в вертикально-интегрированную структуру (ВИС) ВТС, в рамках общей стратегии повышения объемов экспорта ПВН в ближайшей и более отдаленной перспективе с учетом динамики экономического могущества государства.

Система стратегического менеджмента в области военно-технического сотрудничества должна обеспечивать принятие адекватных управленческих решений, пронизывающих все уровни системы ВТС, ориентированных на перспективу и обеспечивающих на практике увеличение объемов экспорта ПВН при сохранении достигнутого уровня военной безопасности государства.

Актуальность формирования теоретических и научно-методических основ совершенствования системы стратегического менеджмента в области военно-технического сотрудничества обусловлена также и тем, что сегодня существенно изменились условия оружейного экспорта:

• В области авиационной техники

Самолеты марки «Су» и «МиГ» по-прежнему одни из самых современных и покупаемых в мире.

Вместе с тем ожидается, что значительное влияние на рынок окажет появление истребителей 5-го поколения. Это, в свою очередь, потребует создания новых учебно-тренировочных самолетов, которые будут выполнять не только учебные, но и боевые задачи в качестве легких штурмовиков.

Резкий «всплеск» предложений ожидается в области беспилотной авиации. В настоящее время уже 32 государства разрабатывают в общей сложности около 250 типов беспилотных летательных аппаратов (БЛА), а 80 типов БЛА уже используются более чем в 40 странах.

В ближайшие годы возрастет спрос на вертолеты, способные работать в горных условиях и при жарком климате. Обязательным останутся и требования последних лет — обеспечение высокой точности применения вооружения, избирательность, скрытность, возможность их применения ночью, в сложных метеоусловиях.

Современным требованиям отвечают российские вертолеты Ка–50 «Черная акула» и его модификации, а также Ми–35М, Ми–28НЭ и Ми–17В–5, имеющие высокую конкурентоспособность по критерию «эффективность — цена — качество».

• В области техники и средств ПВО

Высокую конкурентоспособность имеют российские средства ПВО, прежде всего зенитные ракетные системы семейства С–300, зенитные ракетные комплексы «Тор–M1» и «Бук–М1–2», ПЗРК «Игла».

Все большим спросом у импортеров пользуется применение в зенитных ракетных комплексах авиационных управляемых ракет, вместе с тем все чаще высказываются пожелания в создании гибридных комплексов малой дальности на базе ПЗРК.

Несмотря на это спрос на переносные зенитные ракетные комплексы сохранится. Объем их продаж на экспорт в значительной мере будет определяться не мировой конъюнктурой, а политическими решениями. Тому объяснением существующие ограничения на распространение ПЗРК в мире.

В ближайшие 3–4 года ожидается обострение конкуренции в сегменте зенитных ракетных комплексов средней дальности со стороны европейских стран, а также Китая (ЗРК КС–1А) и Индии (ЗРК «Акаш»).

Сегмент дорогих зенитных ракетных систем большой дальности на мировом рынке средств ПВО будет достаточно ограничен. Однако повышение ракетной угрозы может вызвать интерес у отдельных стран к системам, обеспечивающим перехват баллистических ракет с дальностью пуска до 2500 км, таким, как ЗРС С–400.

Наблюдается повышение интереса к РЛС ПВО типа «Гамма–С1», «Каста–2Е2», «Противник–ГЕ», к автоматизированным системам управления.

• В области военно-морской техники

До 2010 года наибольший спрос ожидается на патрульные катера (от 20 до 200 тонн). Их потребность только на рынках стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки оценивается более чем в 400 единиц.

В ближайшие годы ожидается вывод из боевого состава ВМС стран-импортеров значительного количества больших десантных кораблей (около 50%) и малых десантных кораблей и катеров (около 85%), что вызовет увеличение спроса на данном сегменте рынка.

Третьими по значимости на рынке сбыта ПВН окажутся корабли классов фрегат и корвет, которые способны решать задачи от охраны прибрежных зон до участия в оперативных действиях в составе корабельных группировок на морских и океанических театрах военных действий.

Сохранится спрос на подводные лодки, но в первую очередь оснащенные воздухонезависимыми энергетическими установками.

• В области вооружения cухопутных войск

Борьба с терроризмом, возникновение локальных конфликтов на этнической и религиозной почве привели к тому, что наибольшим спросом в перспективе на мировом рынке будут пользоваться высокомобильные многоцелевые системы оружия на легких шасси, а также высокоточные средства ближнего боя и стрелковое оружие. Сохранится спрос на РСЗО, 155–мм артиллерийские системы и противотанковые ракетные комплексы.

В настоящее время благодаря высоким боевым и эксплуатационным свойствам при относительно низкой стоимости стабильный спрос имеют российские — стрелковое оружие, средства ближнего боя и бронетранспортеры БТР–80.

Предлагается широкая номенклатура современных образцов вооружения и военной техники: ракетно-пушечный танк Т–90С, реактивная система залпового огня «Смерч», модернизированная боевая машина пехоты БМП–3, комплекс активной защиты «Арена», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер–Э», 120–миллиметровое автоматизированное самоходное орудие «Вена», 125–миллиметровая самоходная противотанковая пушка «Спрут–СД».

Понятно, что эффективность военно-технического сотрудничества в значительной степени зависит от способности отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) производить конкурентоспособную продукцию. Это обуславливает необходимость совершенствования ценовой политики и развития системы обеспечения качества ПВН, а также принятия действенных мер по расширению сервисных услуг и усилению борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Безусловно, мелкосерийное производство осложняет решение этих задач. При сохранении тенденции к росту внутренних отпускных цен без ощутимого улучшения боевых и эксплуатационных характеристик мы можем столкнуться с проблемой утери конкурентоспособности ПВН по критерию «эффективность—стоимость —время».

Сохранить и упрочить позиции государства на рынке оружия можно только за счет активного использования в практике военно-технического сотрудничества эффективных в рыночной экономике организационно-экономических механизмов, консолидации имеющихся ресурсов на решении краеугольных задач оборонно-промышленного комплекса в научно-технической и производственной сферах, расширения масштабов деятельности по формированию вертикально-интегрированной структуры (ВИС) ВТС.

Концептуальные положения создания вертикально-интегрированной структуры в области ВТС

С учетом современных тенденций структурной политики государства и результатов анализа возможных типов корпоративных объединений рациональным признан вариант вертикально-интегрированной структуры ВТС в виде государственной корпорации [1].

Рациональная структура вертикально-интегрированной структуры военно-технического сотрудничества, создаваемой в виде корпорации, должна включать постоянную (ядро) и переменную части.

Доминирующими в ядре вертикально-интегрированной структуры ВТС должны стать административные методы управления, а в переменной части– экономические, основанные на договорных отношениях, подкрепленные долевым участием в собственности соответствующих организаций.

В условиях рыночных отношений основным механизмом создания вертикально-интегрированной структуры ВТС корпоративного типа должно стать приобретение пакетов акций предприятий, которые в наибольшей степени влияют на выполнение экспортных поставок.

На практике, сущность этой концепции должна проявиться в мероприятиях по постоянной оптимизации структуры производственных и управленческих подразделений вертикально-интегрированной структуры. Цель — обеспечение прибыльности, сокращение непроизводительных расходов, повышение качества ПВН и т.д. В ходе создания ВИС ВТС важно использовать интеграционные процессы, происходящие в оборонно-промышленном комплексе.

ВИС ВТС должна охватывать не только отечественные предприятия и организации, но и предусматривать вовлечение фирм других стран. Это позволит создать разветвленную структуру, имеющую своего рода «аванпосты» как в странах-импортерах отечественной продукции, так и в странах-экспортерах, потенциальных конкурентах. При этом роль таких фирм в странах-импортерах, прежде всего, должна заключаться в создании предпосылок для наращивания поставок совместной ПВН: проведение опережающего маркетинга, лоббирование интересов наших производителей в соответствующих тендерах, адаптация отечественной ПВН к требованиям стран-импортеров, формирование выгодных офсетных программ (при необходимости) и т.д.

Важное значение приобретает становление «экономики военно-технического сотрудничества», позволяющей в рамках вертикально-интегрированной структуры обеспечить эффективное управление реализацией экспортных контрактов в реально складывающейся экономической обстановке. Это требует быть не просто госпосредником, а заниматься производством и определять производственную политику предприятий. Именно поэтому одна из задач совершенствования системы ВТС заключается в ее активном вхождении в собственность предприятий ОПК, поскольку госпосредник без производственной базы рискует быть подверженным разного рода колебаниям.

В целом вертикально-интегрированная структура должна создаваться как динамическая система, постоянно меняющая свой облик под воздействием внешних и внутренних условий, определяющих рациональную стратегию ее поведения в интересах достижения тактических и стратегических целей военно-технического сотрудничества.

Решение этой задачи должно осуществляться в рамках функционирования системы военно-технического сотрудничества, включающей в себя как административный сегмент — соответствующие органы государственной власти и военного управления, так и коммерческий сегмент — предприятия и организации, участвующие в выполнении поставочных контрактов.

Если для административной части системы ВТС выполнение задач, связанных с достижением государственных целей военно-технического сотрудничества, достигается в рамках управленческой деятельности, то для предприятий и организаций, обеспечивающих выполнение поставочных контрактов, приоритетным является получение прибыли, что вытекает из их правового статуса как коммерческих организаций.

При этом необходимо отметить двойственное положение государственного посредника– ФГУП «Рособоронэкспорт», который, являясь коммерческой организацией, должен, с одной стороны, функционировать с целью получения прибыли, а с другой, — способствовать достижению законодательно установленных государственных целей военно-технического сотрудничества.

Вышеизложенное существенным образом затрудняет формализацию задачи создания оптимальной системы стратегического менеджмента в области военно-технического сотрудничества, поскольку именно ФГУП «Рособоронэкспорт» должно стать системообразующим элементом ВИС ВТС и в силу этого совместить достижение целей военно-технического сотрудничества.

Для определения организационно-экономических механизмов, играющих ключевую роль в повышении эффективности военно-технического сотрудничества, должен разрабатываться типовой план (сценарий) стратегического менеджмента. Он, как предполагается, будет представлять вербальное описание последовательности действий органов управления ВИС ВТС и возможности адаптации и задействования соответствующих организационно-экономических механизмов в интересах максимизации эффективности ВТС.

В соответствии с типовым планом (сценарием), в рамках стратегического менеджмента предполагается последовательное решение задачи анализа — деления реального и потенциального портфеля заказов на отдельные проекты, сетевого планирования реализации проекта, предусматривающего разработку сетевого плана осуществления мероприятий по реализации проекта и синтеза — интегральной оптимизации управленческих решений на множестве всех одновременно выполняемых (предполагаемых к выполнению) экспортных контрактов.

Логика решения задачи анализа в рамках стратегического менеджмента в области ВТС предусматривает принятие к разработке всех проектов, в той или иной степени способных внести вклад в повышение экономической эффективности военно-технического сотрудничества.

Значительное место в этом принадлежит фирмам венчурного типа, поскольку именно они являются важнейшим источником нововведений. Существенный вклад в повышение экономической эффективности может внести и коммерциализация технологий, полученных в процессе создания, но не нашедших воплощения в финальных образцах ПВН. Это представляется важным, прежде всего, с той точки зрения, что эти технологии, полученные за счет средств ВИС ВТС или сторонних инвесторов, должны оформляться в виде интеллектуальной собственности и, как любая собственность, должны использоваться для получения прибыли.

Важнейшие, с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны, ограничения на формирование перечня разрабатываемых проектов — это тенденции развития системы вооружения для национальных Вооруженных Сил. Эти ограничения должны рассматриваться системно: с одной стороны, должна быть обеспечена высокая степень корреляции с работами, осуществляемыми в рамках реализации государственной программы вооружения по созданию перспективных образцов ВВТ, для повышения эффективности использования государственных ресурсов. А с другой — обеспечена изначальная ориентация на то, что экспорт ПВН, созданной в результате реализации проектов, не приведет к нарушению военно-стратегической стабильности в различных регионах мира. Другими словами, к реализации должны приниматься не все потенциальные запросы инозаказчиков, а только те, которые соответствуют международным обязательствам государства и его внешнеполитическим интересам.

Что касается задачи синтеза, то в соответствии с разработанным сценарием стратегического менеджмента, цель ее решения заключается в оптимизации портфеля проектов таким образом, чтобы можно было сгруппировать осуществляемые при этом мероприятия в единую стратегию управления ВИС ВТС.

Это обусловливает возможность получения дополнительного экономического эффекта, прежде всего за счет:

– оптимизации управления собственностью — пакетами акций предприятий, вовлекаемых в деятельность ВИС ВТС;

– налаживания и укрепления взаимоотношений с инвесторами за рамками одного проекта, что обеспечит снижение возможных издержек;

– перетока технологий между проектами, что позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов ВИС ВТС;

– создания единого информационного обеспечения деятельности ВИС ВТС, позволяющего оптимизировать управление информационными ресурсами и др.

Отдельно необходимо выделить работы, осуществляемые в соответствии со сценарием, по расширению спроса на ПВН и работу с инвесторами (привлечение предприятий и организаций, прежде всего ТЭК, имеющих значительные свободные ресурсы, к длительному сотрудничеству с субъектами военно-технического сотрудничества). Несмотря на различную сущность этих направлений, они взаимосвязаны по сути экономических процессов, объектам воздействия и военно-политическому значению для государства.

Методический подход к оценке экономической эффективности функционирования ВИС ВТС

Целевая установка формирования методического подхода– иметь возможность оценить результаты объединения усилий для обеспечения взаимной выгоды разнородных субъектов, задействованных в системе стратегического менеджмента:

– инвесторов, выступающих в роли основного источника инвестиционных ресурсов, необходимых для создания ПВН, конкурентоспособной на мировом рынке;

– оборонных предприятий — в качестве не только потребителей инвестиционных ресурсов, но и научно-технической и производственно-технологической базы, обеспечивающей превращение инвестиционных ресурсов в ПВН;

– субъектов военно-технического сотрудничества, обеспечивающих эффективное продвижение созданной ПВН на мировом рынке оружия в соответствии с поставочными контрактами и в конечном итоге — получение прибыли всеми участниками инвестиционного проекта;

– государства, в лице федеральных органов исполнительной власти, достигающего национальных целей в процессе военно-технического сотрудничества.

Формально эта задача может быть сведена к оценке эффективности функционирования каждого из компонентов связки «инвестор — экспортоориентированное предприятие (экспортер ПВН) — субъекты ВТС–государство». Традиционная связка «инвестор–предприятие» считается стандартной и организационно-экономический механизм ее функционирования достаточно развит. Однако требуется его адаптация к включению в эту связку дополнительных компонентов– системы военно-технического сотрудничества и государства, обеспечивающих получение разрешительных документов и способствующих продвижению ПВН на мировом рынке вооружения, чтобы оценить уровень повышения эффективности функционирования каждого компонента.

Традиционно связки такого типа исследуются с использованием теории игр.

Что касается целей ВТС военно-политического характера, то в силу сложности их экономической интерпретации можно принять допущение, что их достижение является условием деятельности ВИС ВТС. В действительности так оно и есть, поскольку существующая система ВТС ориентирована на разрешительный характер, обеспечиваемый функционированием специально созданных органов государственного управления.

Цели ВТС коммерческого характера при функционировании системы стратегического менеджмента в области ВТС могут быть достигнуты за счет установленных законодательством отчислений в федеральный бюджет от экспорта ПВН субъектами и участниками военно-технического сотрудничества и мультипликативных эффектов, возникающих вследствие повышения эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса.

Что касается мультипликативных эффектов, то в качестве их могут быть приняты: увеличение доходов от дополнительного поступления налогов и сборов; повышение конкурентоспособности отечественных предприятий со всеми вытекающими из этого положительными последствиями; увеличение дивидендов по акциям оборонных предприятий, принадлежащих государству; увеличение объемов иностранных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс (в разумных пределах); повышение научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК, а следовательно, его способности создавать перспективные образцы ВВТ; решение социальных проблем градообразующих предприятий ОПК и др.

Объем мультипликативных эффектов представляет собой долю от прироста объема производства оборонно-промышленного комплекса в рассматриваемом году.

Таким образом, создание ВИС ВТС даст возможность реализовать в полном объеме потенциал всех организационно-экономических механизмов при функционировании системы стратегического менеджмента и на этой основе получить значительный экономический эффект, подкрепленный реальным вкладом в обеспечение национальной безопасности государства.

Предложения по практической реализации направлений создания системы стратегического менеджмента в области ВТС

Существенное возрастание роли системы ВТС в финансировании ОПК делает необходимым повышение роли субъектов ВТС в программно-целевом планировании развития ВВТ, что, помимо всего прочего, позволит более активно использовать современные организационно-экономические механизмы.

Через программно-целевое планирование развития системы вооружения имеется непосредственная возможность комплексного использования всего набора организационно-экономических механизмов в силу исходной нацеленности их на достижение максимального эффекта в пределах выделенных финансовых ресурсов.

Однако для этого необходимо создать определенные условия, прежде всего методического и организационного плана.

Методические основы включения вертикально-интегрированной структуры в программно-целевое планирование создания и развития вооружения и военной техники связаны определенной модификацией работ, осуществляемых в рамках различных контуров обоснования планов развития ВВТ.

Основные организационные условия заключаются в создании системы управления выполнением совместных с системой заказов ВВТ проектов по созданию перспективного вооружения (Дирекций проектов) и наделении ВИС ВТС правами генерального заказчика на определенные образцы вооружения и военной техники.

Необходимость создания Дирекций проектов, как основных исполнительных органов, обусловлена сложным переплетением административных и экономических методов управления, которые сегодня свойственны органам управления заказами ВВТ.

Основные полномочия Дирекции проектов, как генерального заказчика ПВН, должны распространяться, с одной стороны, на формирование ТТЗ на создание образцов ПВН (планируемых на экспорт), поиск головного исполнителя и формирование соответствующей кооперации с последующей поставкой ПВН инозаказчику. А с другой — на закупку у оборонных предприятий конкурентоспособных образцов ПВН по внутренним ценам и поиск покупателя на внешнем рынке для продажи по мировым ценам.

В этом случае экономическую выгоду получат все объекты военно-технической политики.

ВИС ВТС получит не только комиссионные, но и разницу между внутренней и внешней ценой, сохранив при этом возможность проведения эффективной маркетинговой политики.

Окажется в выигрыше и ОПК, поскольку оборонные предприятия смогут работать «в задел», так как не будет проблем с реализацией своей продукции. Это даст им возможность активизировать инновационно-инвестиционную деятельность для разработки новой ПВН.

А у системы вооружения Вооруженных Сил появится возможность интенсифицировать процесс воспроизводства нового вооружения и военной техники.

Безусловно, выиграет и государство, которое кроме рассмотренных ранее мультипликативных эффектов, будет иметь возможность повысить эффективность использования средств федерального бюджета, выделяемых на ГПВ. И, кроме того, будет иметь в оперативном резерве готовые образцы вооружения (созданные для мирового рынка вооружения, но не поставленные инозаказчику и находящиеся в резерве на складах и базах хранения) для обеспечения национальной обороны.

Таким образом, создание вертикально-интегрированной структуры ВТС и расширение масштабов ее деятельности позволит не только кардинально повысить эффективность военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, но и решить ряд сопутствующих задач экономического и военного развития государства.


Литература

1. Чемезов С.В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. — М.: ЦИБОБ РЭА, 2001


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА