БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(11) 2009
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(11) 2009

Опыт организации управления при охране общественного порядка в правоохранительных органах зарубежных стран на основе применения геоинформационных технологий

02 сентября 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 2(11)]

 

В.М. Булойчик,
начальник кафедры информационно-вычислительных систем Военной академии Республики Беларусь, д-р техн. наук, профессор

А.В. Железняков,
преподаватель кафедры специальных и инженерно-технических дисциплин факультета внутренних войск Военной академии Республики Беларусь


По взглядам военно-политического руководства государства, в настоящее время перспективным направлением развития внутренних войск является усиление их роли при выполнении более широкого спектра задач по охране общественного порядка в условиях повседневной деятельности. Однако в современных условиях существенно увеличилась диспропорция между возросшим объемом служебно-боевых задач и привлекаемым для решения этих задач составом сил и средств внутренних войск. В целях качественного решения задач по охране общественного порядка возникает необходимость изыскивать пути повышения эффективности управления подразделениями внутренних войск (войсковыми нарядами, мобильными патрульными группами) при выполнении задач по охране общественного порядка, в том числе и на основе применения современных геоинформационных технологий [1].

Информационные ресурсы являются одним из важнейших видов ресурсов любого государства, без использования которых невозможно эффективно осуществлять функции управления. Особое внимание руководство многих стран уделяет не только системам информационного обеспечения органов управления, но и проблемам внедрения информационных технологий в повседневный процесс управления на всех уровнях, в том числе в виде геоинформационных систем (ГИС).

Анализ современных возможностей обработки данных в интересах правоохранительных органов зарубежных государств свидетельствует об активных разработках и использовании ГИС-технологий. Во многом это связано с тем, что на применении таких технологий обработки данных базируются перспективные концепции управления силами и средствами в сложной оперативной обстановке. На основе активного использования ГИС-технологий поддерживаются и применяются  сложные  тактические решения. Следует отметить, что особенно эффективно они зарекомендовали себя за рубежом в практическом планировании мероприятий в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, экономическими и другими преступлениями [2, с. 39].

Так, во внутренних войсках МВД России создана и функционирует информационно-телекоммуникационная система, представляющая собой совокупность технических средств сбора, обработки, приема передачи и отображения информации, каналов связи и программных средств, обеспечивающих их совместное функционирование. В настоящее время разрабатывается глобальная общевойсковая ГИС, основанная на клиент-серверной архитектуре с использованием ArcSDE (ArcSDE представляет собой серверное программное обеспечение для организации хранения и управления пространственными данными в реляционных СУБД, интеграции с другими ИС), Intranet-серверов, большого количества настольных продуктов ArcGIS и терминальных пользователей.

Одной из разработок является система мониторинга подвижных объектов «КАРМА-Навигатор». Система создана с целью отслеживания и отображения подвижных объектов, оборудованных различными типами приборов спутникового позиционирования, передающих на пункт управления по радиоканалу координаты и стандартный набор информации об объекте.

В апреле 2009 г. в Центре управления нарядами УВД по Северному административному округу города Москвы начала функционировать система управления мобильными нарядами (СУМН). СУМН предназначена для автоматизации процессов управления силами и средствами всех подразделений ГУВД, находящихся на различных территориальных и функциональных уровнях, несущих патрульно-постовую службу милиции, задействованных в планах единой дислокации, а также оперативных планах «Перехват», «Вулкан» и т. д.

Центр управления нарядами (ЦУН) является основным потребителем информации СУМН. ЦУН является основным звеном координации сил и средств охраны общественного порядка. Он занимается сбором и обработкой информации о состоянии правопорядка, а также управлением и информационным обеспечением нарядов. Автомобили и наряды патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны и групп немедленного реагирования оснащены оборудованием на базе навигационной системы ГЛОНАСС. Это позволяет оперативным дежурным с помощью специального программного обеспечения контролировать маршруты их передвижения и, при необходимости, осуществлять управление, направляя к месту происшествия.

С декабря 2006 г. Управлением вневедомственной охраны при МВД по Республике Хакасия внедрена система мониторинга «Арго-страж», обеспечивающая контроль за передвижением 22 автопатрулей вневедомственной охраны по Абакану. В подразделениях милиции общественной безопасности имеется 239 радиостанций, оборудованных спутниковой системой навигации «ГЛОНАСС/GPS». При этом Госавтоинспекция владеет 35 мобильными радиостанциями, Управление вневедомственной охраны — 29, патрульно-постовая служба милиции — 14, дежурная часть — 5, Отдельный кавалерийский взвод милиции — 2, по одной мобильной радиостанции находится в медицинском вытрезвителе и спецприемнике для административно арестованных. Передвижение патрульно-постовых нарядов, задействованных в системе единой дислокации УВД по Абакану, отображается на экранах мониторов Центра управления нарядами в реальном времени. При поступлении сигналов о нарушениях общественного порядка, преступлениях и других чрезвычайных ситуациях, оперативный дежурный по УВД осуществляет перераспределение сил и средств в зависимости от ситуации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации 11 марта 2009 г. прошла видеоконференция с руководителями МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности работы и управления нарядами милиции, задействованными по планам комплексного использования сил и средств на обслуживаемой территории, посредством оперативности их реагирования на сигналы о происшествиях». С докладом об эксплуатации системы позиционирования в МВД по Республике Татарстан, ее высокой эффективности в организации работы мобильных нарядов по раскрытию преступлений выступил министр внутренних дел по Республике Татарстан генерал-лейтенант милиции Асгат Сафаров.

Он отметил, что в настоящее время на базе дежурной части УВД Казани смонтированы и успешно эксплуатируются дополняющие друг друга системы мониторинга подвижных объектов и видеонаблюдения, которые позволяют оператору контролировать месторасположение патрульных автомашин и оперативно принимать решение о направлении того или иного экипажа на место совершения правонарушения. Обращает внимание на себя тот факт, что министерством внутренних дел по Республике Татарстан совместно с группой компаний «Техноцентр» разработан и прошел опытную эксплуатацию многофункциональный бортовой компьютер специального назначения «Омега». Внедрение данного комплекса позволит не только определять местонахождение транспортного средства с использованием российской спутниковой системы навигации «ГЛОНАСС», но и обеспечит патрульному наряду удаленный доступ к интегрированному банку данных, предоставит возможность на месте фотографировать и дактилоскопировать подозреваемых, оперативно отправлять полученные данные в дежурную часть или другим милицейским нарядам [5].

В ГУВД по Воронежской области используется навигационная система «Алмаз». Эта система дает возможность в режиме реального времени отслеживать на электронной карте передвижение автопатрулей и направлять на задержание преступников ближайшие к месту происшествия наряды. В результате удается значительно повысить скорость реагирования на полученные вызовы о совершенных преступлениях и правонарушениях.

Решение о внедрении системы мониторинга «Алмаз» было принято по результатам ее апробации при создании автокоридора безопасности «Москва — Воронеж» на участке трассы М4-Дон. С учетом состояния криминогенной обстановки, а также наличия большого количества мест с массовым пребыванием граждан, объектов особой важности в 2008 г. система «Алмаз» была внедрена в Центральном районе городского округа города Воронежа. Терминальными устройствами системы «Алмаз» в настоящее время оборудованы все наряды, задействованные в системе единой дислокации указанного района. Размещение диспетчерского центра на базе дежурной части ОВД позволило эффективно организовать взаимодействие задействованных по плану комплексного использования сил и средств, в том числе при введении планов «Перехват» и «Квадрат», контролировать время прибытия нарядов на место происшествия и их движение по маршруту, повысить результативность работы по раскрытию преступлений, обеспечению охраны общественного порядка и предупреждению правонарушений.

Модель взаимодействия дежурной части органов внутренних дел с наружными службами, задействованными в системе единой дислокации, в настоящее время апробируется на базе УВД по городскому округу города Воронежа. В целях обеспечения работы центра управления нарядами в круглосуточном режиме планируется создать на базе дежурных частей ОВД его штатную численность в количестве 4 единиц. На сотрудников центров будут возложены обязанности по мониторингу оперативной обстановки и координации работы нарядов, задействованных в системе единой дислокации.

Активная работа по внедрению современных информационных технологий в работу органов управления ведется не только в правоохранительных структурах Российской Федерации, но и других стран.

Примером реализации новых подходов к решению задач обеспечения безопасности является создание ГИС Центра оперативного управления (ЦОУ) ГУВД Карагандинской области Казахстана. Следует отметить, что в Республике Казахстан в последние годы быстро и динамично внедряются геоинформационные технологии. ГИС активно применяются в области разработки природных ресурсов, коммуникаций, обороны, государственного управления (рис. 1).

 

Рис. 1. Подробный цифровой план Караганды масштаба 1:2000 в ArcGIS


Основной предпосылкой для создания центра явилось то, что традиционная система прохождения информации о правонарушениях и система реагирования в схеме «Дежурная часть — ГУВД — МВД» перестала отвечать требованиям оперативности и максимальной концентрации сил и средств для раскрытия преступлений.

ЦОУ состоит из организационной и технической частей. Организационная часть включает в себя координацию и интеграцию действий всех служб оперативного реагирования. К технической части относятся средства связи, включая телефонную, оперативную радиосвязь, факсимильную, электронную почту, средства определения месторасположения подвижных объектов, оптико-волоконные линии, систему передачи и обработки цифровой информации (рис. 2). 

Рис. 2. План Караганды в ArcGIS на экране проекционного комплекса Barko в ЦОУ


Основными задачами центра являются прием информации, анализ ситуации, принятие решений и оптимальное управление имеющимися ресурсами. Они реализуются в жестких рамках системы оперативного управления:

  • в системе принимаются и фиксируются абсолютно все сообщения: автоматически фиксируется звонок, производится запись разговора, событие заносится в базу данных и ставится на контроль исполнения;
  • по регламенту на принятие решения отводится не более 1 минуты: за это время оператор должен принять сообщение, зафиксировать фабулу, определить место происшествия и отдел полиции, в зоне ответственности которого оно находится, передать необходимую информацию в группу управления силами и средствами (ГУСС) соответствующего отдела;
  • офицер ГУСС должен принять решение о том, какой из патрульно-постовых нарядов (ППН) направить в зависимости от того, какой из них наиболее близок к месту происшествия, подготовлен и оснащен должным образом;
  • оперативная обстановка в городе и области постоянно изменяется, и все изменения автоматически контролируются и отображаются в ЦОУ.

В состав ЦОУ входят:

  • подсистема оперативной радиосвязи и оповещения;
  • цифровая широкополосная оптико-волоконная сеть, объединяющая отделы полиции в единую вычислительную сеть, по которой передаются голосовые, цифровые и видео данные;
  • система видеонаблюдения, состоящая из видеокамер, размещенных по всему городу;
  • система определения местоположения и состояния оборудования подвижных ППН;
  • вычислительный центр, построенный по схеме высокой надежности на кластере серверов и дисковом массиве;
  • распределенная вычислительная сеть автоматизированных рабочих мест;
  • интегрированный банк данных информации [3].

В департаменте полиции Мюнхена (Германия) для управления нарядами полиции используется GLADIS (Информационная служба отображения и географического анализа преступлений), прикладная ГИС, которая позволила привязать статистику к реальным пространственным данным, основанная на программном ГИС-обеспечении ESRI в составе ArcView GIS с модулем ArcView Spatial Analyst и пакета разработчика MapObjects, а также на привязанной к местности базе данных, содержащей информацию по каждому из зданий (жилых, промышленных, коммерческих и т. д.). Все инциденты геокодируются (привязываются к адресам) и автоматически создаются отчеты, помогающие оперативному расследованию преступлений. GLADIS также создает карты инцидентов, по которым проводится классификация преступлений, выявляются текущие тенденции и планируются профилактические мероприятия. После проведения геокодирования данные о преступлениях связываются с другой пространственно привязанной информацией, такой как движение на дорогах или общественный транспорт, социально-демографические данные и исторические сведения. Далее, используя инструменты пространственного анализа и визуализации, офицеры могут получить ясное представление о наиболее криминогенных местах, типичных преступлениях и методах их совершения, сгруппировать данные по разным видам преступлений и их повторяемости и на основе полученных данных осуществлять управление патрульными группами, направляя их в наиболее криминогенные места.

ArcView GIS является основой «Системы внедрения средств пространственного анализа преступлений» (SCAS) в Комитете по связям с общественностью (CPLC) управления полиции Карачи (Пакистан). SCAS включает две стадии. Первая заключается в адаптированной под задачи полиции карты дорожной сети Карачи. Вторая стадия включает базы данных, локальные системы и специализированные приложения.

Внедрение ГИС-технологий в органы правопорядка США поддерживается на федеральном уровне Национальным институтом юстиции. В отделе шерифа округа Джеферсон, штат Колорадо, разработана «Система анализа преступлений и сообщений о происшествиях» (CAPERS) в качестве инструмента поддержки управленческих решений, которая позволяет отделу округа активнее определять свою политику, опираясь на глубокое понимание взаимосвязей криминальной обстановки и географии.

Администрацией национальной полиции Республики Корея используется система анализа и прогноза преступлений на территории всей страны. Система состоит из двух подсистем: анализа и прогноза; регистрации полученных сообщений [4].

Следует признать, что контроль и управление патрульной службой в Республике Беларусь, в настоящее время, осуществляется с использованием УКВ-радиосвязи между дежурным по войсковым нарядам (ДВН) и непосредственно патрулями. Такая же связь используется и в звене «ДВН — оперативный дежурный». Информация об обстановке, примерные координаты местонахождения, ориентировочная скорость передвижения войсковых нарядов поступают непосредственно по каналам УКВ-радиосвязи, передаются голосом и не всегда являются достоверными. Очевидно, что в случае резкого изменения обстановки, возникновения чрезвычайной ситуации, получения новых задач (например, оказание помощи органам милиции по задержанию правонарушителей, блокировании участка местности и т. д.) такая организация управления не позволяет быстро довести команду или распоряжение до войсковых нарядов. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос управления и контроля в реальном времени за перемещениями войсковых нарядов, возможность их быстрого реагирования на возникающие нештатные ситуации. Именно от этого напрямую будет зависеть степень выполнения задач предназначенными для этого подразделениями. Представляется, что при этом наиболее целесообразным является использование современных геоинформационных технологий, навигационных систем и средств связи, обеспечивающих точное позиционирование войсковых нарядов, быстрый обмен данными об их местонахождении, принятие обоснованных решений соответствующими должностными лицами и быстрое доведение их до подчиненных.

Подобно тому, как это сделано в рассмотренных выше примерах, применение геоинформационных технологий во внутренних войсках Республики Беларусь позволит:

  • обеспечивать органы управления внутренних войск своевременной, достоверной и полной информацией для непрерывного управления войсками;
  • обобщать и анализировать данные об обстановке;
  • вырабатывать варианты решения, сравнивать их эффективность и представлять в удобном виде;
  • создавать и вести единый банк карт и на его основе снабжать войска актуальными картами, схемами и планами районов проведении возможных мероприятий (тренировок, учений, операций и т. д.);
  • моделировать различные ситуации, имеющие место при выполнении задач по охране общественного порядка;
  • осуществлять обучение личного состава органов управления принятию наиболее эффективных решений.

В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее: в условиях быстро меняющейся обстановки, характеризующейся дефицитом времени на принятие решений, связанных с анализом и прогнозированием развития ситуации, ориентация на интеллектуальные, автоматизированные и геоинформационные системы подготовки решений является первоочередной задачей.


Литература:

1. Козлов, А.А. Тенденции повышения результативности применения внутренних войск в районах чрезвычайного положения / А.А. Козлов // 4-я Международная научная конференция по военно-техническим проблемам, проблемам обороны и безопасности, использованию технологий двойного применения: тез. докл. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — С. 43–44.
2. ДеМерс, Майкл Н. Географические информационные системы, основы / Майкл Н. ДеМерс [Пер. с англ. В. Андрианов]. — М.: Дата+, 1999. — 504 с.
3. Библиотека электронных ресурсов компании DATA+ [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://www.dataplus.ru/Industries/2MVD/18_karaganda.htm
4. Библиотека электронных ресурсов компании DATA+ [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://www.dataplus.ru/Industries/2MVD/
5. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / Режим доступа: http://mvdrf.ru/

 

Ссылки по теме:  

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации научно-технической деятельности в регионах (10 апреля 2024 г., г. Брест)

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Автоматизация и технологии в машино– и приборостроении» (18 апреля 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 05.02.2024
Copyright © БелИСА