БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 3(9) 2008
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 3(9) 2008

Подготовка специалистов по управлению инновациями — приоритетный путь развития вузовского образования в условиях рыночной экономики

27 февраля 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]


М.М. Ерихов,

заведующий кафедрой «Технологии комплексных инноваций» факультета инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, д-р техн. наук, профессор


Вуз — это рыночная структура, которая должна ориентироваться на потребительский спрос, выражаемый рынком трудовых ресурсов, запрашиваемых конкретной экономикой конкретной страны и конкретного региона. Вуз, как и любая другая социоэкономическая структура, вынужденная работать в условиях рынка, не может не отражать в своей работе те рыночные законы, которые естественны для рассматриваемого этапа исторического развития. И соответственно, как и для любой другой структуры, функционирующей в условиях рынка, в первую очередь необходимо решить, какой продукт и для кого вузы готовят. Соответственно, мы должны совершенно четко понимать, что мы работаем на рынок труда, на рынок трудовых ресурсов, и те специалисты, которых выпускают вузы, должны быть востребованы этим рынком. Если нам удастся добиться этого, то будет и помощь государства, будут и инвестиции тех граждан или их родственников, которые захотят, чтобы эти граждане получили высшее образование, и частных инвесторов, которые будут относиться к процессу получения знаний как к обычному, правда, высокорентабельному бизнесу.

Приоритетность решения образовательных задач в вузах

Достаточно долгое время существовало понимание того, что для успешной и качественной подготовки кадров в стенах вуза необходимо, чтобы специалисты, которые проводят обучение, сами имели некоторый опыт практической работы в выбранном ими направлении. В условиях рынка это понимание переросло в так называемую триединую задачу высшей школы, состоящую из: 1) оказания образовательных услуг; 2) проведения научных и научно-практических исследований; 3) осуществления инновационной деятельности по внедрению научных результатов в практику социально-экономической и производственной жизни общества. Вместе с тем, здесь есть некоторое системное противоречие, сводящееся к тому, что при таком подходе к построению системы — а мы говорим о системе высшего образования — мы не можем четко сформулировать цель, для реализации которой создается рассматриваемая нами система. Эта цель должна быть однозначно понимаемой, конкретной, достижимой и позитивной. В случае триединой задачи нам не удастся свести вектор целей, на которые направлена каждая из этих задач в отдельности, к некоторому общему скаляру, если мы не введем некоторые весовые коэффициенты. В этом случае цель выглядит достаточно размытой, неконкретной и аморфной. Создавая систему под такую цель, мы, скорее всего, не достигнем намеченного результата, а если даже достигнем, то он будет далек от оптимального. Поэтому предлагается другой подход, когда во главу угла мы ставим традиционную классическую цель университетов и вузов вообще — оказание образовательных услуг, а цели, достигаемые решением задач научных и научно-практических исследований и инновационной деятельности, мы формулируем как вспомогательные, необходимые для того, чтобы оказываемые населению образовательные услуги были достаточно качественными и соответствовали запросам того общества, того уровня развития экономики, которое существует на рассматриваемом нами временном отрезке. При такой постановке можно достаточно четко сказать, что нашей целью является оказание высококачественных образовательных услуг для того, чтобы обучаемые в стенах вуза студенты были востребованы рынком. То есть, мы можем очертить как круг потенциальных потребителей услуг, так и те потребительские свойства, которые будут наиболее востребованы на этом рынке. Достижение вспомогательных целей, сформулированных выше, должно так или иначе усиливать эффект от решения главной задачи — оказания образовательных услуг. Качество предоставляемых услуг и их соответствие потребностям рынка должно отражать новейшие тенденции не только в образовании, но и в особенностях использования уже полученных знаний в сложившихся условиях той или иной отрасли экономики, в том или ином разрезе социально-экономической жизни страны.

Смена концепции передачи знаний на концепцию дееспособности, т. е. умения выполнять какую-либо работу

Традиционно считается, что классический университет возник как система передачи именно знаний. Эти знания каким-то образом систематизировались, структурировались и передавались студентам с тем чтобы потом, при необходимости, быть использованными для решения того или иного вопроса, той или иной практической проблемы. Но с ростом сложности практических задач по использованию этих знаний на первое место все больше и больше стала выходить проблема не получения знаний как таковых, а использования их в практической деятельности. И для решения этой задачи как раз и необходимы были те, уже сформулированные нами вспомогательные задачи — исследовательская деятельность и инновационная деятельность университетов, поскольку они дают возможность студентам почувствовать на практике ту актуальность и те механизмы использования теоретических знаний, которые были бы без этого оторванными от жизни и практически не пригодились.

Два направления подготовки кадров по управлению инновациями

Инноватика как самостоятельная наука развивается по тому же пути, как и прочие междисциплинарные науки, формируемые на базе реальных потребностей различных отраслей знания. Если понимать под инноватикой науку о внедрении в практику некоторых нововведений, то можно сразу же выделить две области такого рода деятельности. Первая область связана с внедрением новаций в каждой из конкретных областей знания. Эта область связана, как правило, с узкими отраслевыми механизмами и технологиями внедрения нововведений, и эти механизмы не приводят к расширению рамок тех прикладных знаний, которые необходимы для управления инновациями в той или иной отрасли при управлении внедрением нововведений в конкретные производственные, производственно-технические, социально-технические процессы. Однако есть и пример инноваций другого рода. Их условно можно разделить на два подкласса. Первый подкласс — это инновации, относящиеся к таким областям знаний, которые находятся на стыке двух или большего количества прикладных наук. Сложность внедрения подобных инноваций связана с тем, что, как правило, изменения, проводимые этими инновациями в производственных процессах одной отрасли, так или иначе затрагивают саму технологию проведения этих процессов и в другой отрасли. Поэтому оценить эффект этого рода инноваций и организовать процесс их внедрения оптимально может только специалист, способный всесторонне исследовать подобные процессы на стыке двух и более областей знания с учетом полной взаимоувязки их протекания. Второй подкласс инноваций связан с взаимосвязью жизненного цикла одного и того же бизнес-продукта и протеканием всех стадий жизненного цикла этого продукта, начиная от момента формирования идеи о его разработке, его проектирования, изготовления, доведения до целевого рынка, эксплуатации, обслуживания и утилизации в конце жизненного цикла. В данном случае мы имеем дело с временными причинно-следственными связями, которые возникают в процессе внедрения инноваций на любой из стадий жизненного цикла изделия, когда последующие стадии жизненного цикла так или иначе будут нести в себе отпечаток инноваций, проведенных на предыдущих стадиях. Примером тому является деформация, скажем, сбытовой системы в зависимости от повышения стоимости, потребительских свойств, качества самого продукта в результате изменения как технологии его производства, так и самих технических идей, заложенных при его проектировании и создании. Последние два типа инноваций можно, в отличие от отраслевых, назвать инновациями комплексными. В этом случае специалист, обладающий знаниями по управлению инновациями, должен хорошо разбираться не только в тех конкретных отраслевых прикладных процессах, протекающих при осуществлении той или иной целенаправленной производственной деятельности, но обладать и системными знаниями о взаимовлиянии этих процессов, осуществляемых либо параллельно, но в разных прикладных областях, либо последовательно на разных стадиях жизненного цикла одного и того же продукта.

Роль структурных подразделений, занимающихся подготовкой специалистов по инновационному развитию, в реализации инновационного развития вуза

Подобные структуры по своей сути предназначены для подготовки кадров в области управления инновациями. Как уже было сказано выше, вспомогательными задачами, необходимыми для осуществления высококачественного образовательного процесса в этой области, будут являться задачи непосредственно инновационной деятельности по практическому внедрению инноваций в те или иные производственные процессы. В данном случае вуз представляет из себя структуру, подобную обычному предприятию, и инновационные процессы, протекающие в вузе, также нуждаются в каком-либо целенаправленном управлении. При этом рассматриваемое структурное подразделение вуза решало бы одновременно две задачи: с одной стороны, оно готовило бы кадры, осуществляя эту образовательную деятельность на базе практической работы по внедрению инноваций в вузе. С другой стороны, оно в режиме постоянного мониторинга осуществляло бы инновационное управление процессами, протекающими в вузе, прежде всего, с точки зрения ориентации и подстраивания вуза под реальные потребности рынка, по работе с этим рынком, по его исследованию и формированию.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА