Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Подготовка специалистов в области инновационной деятельности как условие создания инновационной экономики |
|||||||||||||||||||||||||||
10 февраля 2009 г. | |||||||||||||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]
А.М. Самусенко, А.Н. Королевич, Н.А. Никоненко, М.И. Артюхин, Опыт развитых индустриальных стран показывает, что для долгосрочного устойчивого роста экономики необходимо осуществить ее перевод на инновационный путь развития. Для этого нужны квалифицированные специалисты в области инновационной деятельности, которые смогли бы создавать инновационную цепочку: анализ рынка — научный поиск — опытно-конструкторская разработка — технологический дизайн — разработка промышленного образца — продвижение продукта на рынок [1–3]. Мировой опыт показывает, что подготовка кадров для инновационной деятельности имеет два направления. Первое — подготовка управленцев, способных руководить инновационными процессами на различных уровнях. Второе — подготовка инновационных менеджеров, маркетологов, аналитиков и т. д. С целью решения этой задачи должна быть создана многоуровневая система по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности. Подобная многоуровневая система по подготовке специалистов в области инновационной деятельности формируется в настоящее время в России [4–7]. Основу этой многоуровневой системы инновационного образования составляют опорные (специализированные) центры по подготовке специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Кроме того, свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами инновационного менеджмента в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации, предоставляют многие образовательные учреждения: государственные и негосударственные учебные заведения, специализированные институты, ориентированные на переподготовку и повышение квалификации. С конца 1990-х годов в Российской Федерации проводится целенаправленная работа по разработке и введению образовательных и профессиональных стандартов инновационных специальностей. Например, приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 октября 2002 г. № 3594 утверждено новое направление подготовки дипломированных специалистов — «инноватика». К настоящему времени в Общероссийский классификатор специальностей по образованию введены такие специальности, связанные с инновационной деятельностью, как «инноватика» (квалификация «бакалавр (магистр) техники и технологии»), «управление инновациями» (квалификация «инженер-менеджер»), «менеджмент высоких технологий» (квалификация «инженер-менеджер») [7]. В Республике Беларусь проблеме подготовки кадров для инновационной деятельности отводится важное место, что отражено в концепции Национальной инновационной системы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399) и Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. [8]. В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь определены меры по совершенствованию и повышению уровня образования [8]:
В соответствии с концепцией Национальной инновационной системы для реализации задачи подготовки кадров для инновационной деятельности необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:
Для подготовки специалистов в области инновационной деятельности должны быть задействованы:
В Республике Беларусь система подготовки специалистов для инновационной деятельности находится на начальной стадии формирования. В настоящее время в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (ОКРБ 011-2001) имеется только одна инновационная специальность 1-26 04 01 «Управление инновационными процессами» (введена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 15 февраля 2008 г. № 98), по которой недавно открыта переподготовка специалистов только лишь в одном вузе страны — ГУО «Институт непрерывного образования» БГУ (см. табл.). Имеется также инновационная специализация 1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент» (специальность 1-26 02 02 «Менеджмент»), по которой с 2004 г. ведется подготовка и переподготовка специалистов только лишь в БНТУ с присвоением квалификации «менеджер-экономист». С 2008 г. подготовка по данной специализации начата и в частном учреждении образования «Минский институт управления». Кроме того, в ряде учреждений образования республики организованы краткосрочные (одна-две недели) курсы повышения квалификации в области инновационного менеджмента (см. табл.). Список высших учебных заведений Республики Беларусь, в которых ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области инновационной деятельности
Следует обратить внимание и на тот факт, что образовательные стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной экономики [10]. Кроме того, назрела необходимость разработки и принятия профессиональных стандартов специалистов в области инновационной деятельности, учитывающих специфику деятельности в научно-инновационной сфере, используя, например, опыт Российской Федерации. Таким образом, проведенный выше анализ состояния системы подготовки кадров для инновационной деятельности в Республике Беларусь позволяет обозначить ряд проблем в этой сфере:
Сегодня, когда в Республике Беларусь уже подводятся первые итоги выполнения Государственной программы инновационного развития, необходимо ускорить подготовку квалифицированных специалистов. Одна из возможностей — подготовка кадров не по всему спектру направлений инновационной деятельности, а по наиболее востребованным направлениям. Результаты предварительного исследования потребности республики в инновационных специалистах, проведенного Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, показали, что к таким направлениям в области инновационного менеджмента относятся «экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности», «управление инновациями на предприятии», а в области инновационного маркетинга — «маркетинговая логистика», «управление продвижением инновационного продукта на рынок» (рис. 1, 2). Таким образом, целесообразно ввести в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь новые специальности, соответствующие данным направлениям.
Рис. 1. Распределение потребности Республики Беларусь в специалистах в области инновационного менеджмента по направлениям
Рис. 2. Распределение потребности Республики Беларусь в специалистах в области инновационного маркетинга по направлениям
С целью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих более углубленными профессиональными знаниями, умениями в конкретной сфере инновационной деятельности, считаем необходимым также ввести в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь новые специализации, в частности, в рамках недавно открытой специальности 1-26 04 01 «Управление инновационными процессами». Очевидно, что для успешного решения сложных задач в инновационной сфере, помимо специалистов с высшим образованием, требуются научные кадры высшей квалификации по инновационным специальностям. Анализ номенклатуры специальностей научных работников показал, что инновационные специальности четко не определены в номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь. Например, проведение научных исследований по управлению в инновационной сфере относится к области экономической науки «экономика и управление народным хозяйством» (специальность 08.00.05). В паспорте специальности «экономика и управление народным хозяйством» в качестве сферы деятельности указывается «управление инновациями», а области исследования — «экономика инноваций». Представляется целесообразным в номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь специальность 08.00.05 разбить на несколько специальностей и определить область исследования, связанную с инновационной сферой. Например, ввести новую отдельную специальность — «управление инновациями и инновационной деятельностью». Как было отмечено выше, для подготовки специалистов по инновационным специальностям, целесообразно в качестве примера использовать хорошо зарекомендовавшую себя в России многоуровневую систему непрерывной подготовки кадров, которая включает три основных направления: подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Как показывает опыт стран, которые ранее Беларуси вступили на инновационной путь развития, ключевое место отводится именно подготовке специалистов в вузах в рамках высшего профессионального образования, поскольку в этом случае страна получает специалиста, обладающего необходимыми знаниями и квалификацией для осуществления инновационной деятельности. В условиях, когда процесс введения инновационных специальностей в республике находится на начальной стадии, необходимо шире использовать имеющуюся систему переподготовки и повышения квалификации кадров, а также активизировать работу по созданию специализированных образовательных учреждений и центров, осуществляющих подготовку инновационных специалистов. Наряду с этим представляется целесообразным организовать переподготовку и повышение квалификации специалистов по различным направлениям инновационной деятельности в отраслевых институтах и в научных центрах, созданных непосредственно при промышленных предприятиях и концернах. Несмотря на то, что переподготовка и повышение квалификации не позволяют в достаточной мере обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, тем не менее, благодаря этим формам подготовки уже в ближайшей перспективе в стране появятся специалисты с определенным объемом знаний в области инновационной деятельности. Кроме того, руководители предприятий и организаций получат возможность повысить свою квалификацию по определенным направлениям инновационной деятельности, чтобы обеспечивать эффективное управление инновационными процессами на предприятии. В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает принятие неотложных мер по созданию в Беларуси многоуровневой системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по новым специальностям в области инновационной деятельности. Стратегической целью этой системы должно стать: создание государственных и негосударственных образовательных учреждений, центров и кафедр по подготовке специалистов в области инновационной деятельности, разработка образовательных и профессиональных стандартов инновационных специальностей в соответствии с целями и задачами Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.
Литература: 1. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука, 2002 — 244 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |