Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Подготовка специалистов в области инновационной деятельности как условие создания инновационной экономики
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2008/art1_9_2008.html

 
 

10 февраля 2009 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]


И.В. Войтов,

заместитель Председателя ГКНТ, д-р техн. наук, профессор

А.М. Самусенко,
заместитель начальника управления инновационного развития отраслей ГКНТ, канд. физ.-мат. наук

А.Н. Королевич,
заведующий отделом-центром планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук

Н.А. Никоненко,
старший научный сотрудник отдела-центра планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук

М.И. Артюхин,
руководитель Центра мониторинга миграции научных кадров ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси», канд. филос. наук
 

Опыт развитых индустриальных стран показывает, что для долгосрочного устойчивого роста экономики необходимо осуществить ее перевод на инновационный путь развития. Для этого нужны квалифицированные специалисты в области инновационной деятельности, которые смогли бы создавать инновационную цепочку: анализ рынка — научный поиск — опытно-конструкторская разработка — технологический дизайн — разработка промышленного образца — продвижение продукта на рынок [1–3].

Мировой опыт показывает, что подготовка кадров для инновационной деятельности имеет два направления. Первое — подготовка управленцев, способных руководить инновационными процессами на различных уровнях. Второе — подготовка инновационных менеджеров, маркетологов, аналитиков и т. д. С целью решения этой задачи должна быть создана многоуровневая система по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности.

Подобная многоуровневая система по подготовке специалистов в области инновационной деятельности формируется в настоящее время в России [4–7]. Основу этой многоуровневой системы инновационного образования составляют опорные (специализированные) центры по подготовке специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Кроме того, свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами инновационного менеджмента в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации, предоставляют многие образовательные учреждения: государственные и негосударственные учебные заведения, специализированные институты, ориентированные на переподготовку и повышение квалификации.

С конца 1990-х годов в Российской Федерации проводится целенаправленная работа по разработке и введению образовательных и профессиональных стандартов инновационных специальностей. Например, приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 октября 2002 г. № 3594 утверждено новое направление подготовки дипломированных специалистов — «инноватика». К настоящему времени в Общероссийский классификатор специальностей по образованию введены такие специальности, связанные с инновационной деятельностью, как «инноватика» (квалификация «бакалавр (магистр) техники и технологии»), «управление инновациями» (квалификация «инженер-менеджер»), «менеджмент высоких технологий» (квалификация «инженер-менеджер») [7].

В Республике Беларусь проблеме подготовки кадров для инновационной деятельности отводится важное место, что отражено в концепции Национальной инновационной системы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399) и Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. [8].

В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь определены меры по совершенствованию и повышению уровня образования [8]:

  • обновление структуры и содержания учебных программ с включением проблематики инновационного менеджмента, внедрение новых образовательных программ и услуг, повышение их качества, введение курсов о новых технологиях, компьютеризация;
  • совершенствование форм связи науки, образования и производства, развитие действующих объектов инновационной инфраструктуры в системе образования и создание новых инновационных структур для формирования единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы.

В соответствии с концепцией Национальной инновационной системы для реализации задачи подготовки кадров для инновационной деятельности необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:

  • разработать методологию прогнозных характеристик перспективной потребности в научных кадрах и специалистах, занятых в реализации приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий в Республике Беларусь;
  • ускорить создание государственных межотраслевых научно-исследовательских и учебно-методических центров по приоритетным направлениям науки и технологий; основными задачами этих центров должны стать: развитие соответствующих научно-технических направлений, разработка новых технологий, переподготовка и повышение квалификации руководящих научных кадров и руководителей промышленных предприятий по инновационному менеджменту, содействие отраслевым министерствам и ведомствам во внедрении новых и высоких технологий;
  • совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных кадров и специалистов инновационного менеджмента путем создания государственных и негосударственных образовательных центров и кафедр по подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного менеджмента и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки;
  • предусмотреть организацию в вузах разветвленной системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности, инновационного менеджмента, трансфера и коммерциализации технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами, продвижения их на рынок, для чего предусмотреть соответствующий курс в учебных программах высших учебных заведений.

Для подготовки специалистов в области инновационной деятельности должны быть задействованы:

  • система высшего образования: подготовка специалистов с высшим образованием по новым специальностям в области инновационной деятельности, в том числе подготовка научных работников высшей квалификации, специалистов инновационного менеджмента на основе государственного заказа, а также по инициативе субъектов хозяйствования;
  • система последипломного образования: переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в области государственного управления; переподготовка и повышение квалификации специалистов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности;
  • система послевузовского образования: подготовка кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономики;
  • система краткосрочных курсов, семинаров и конференций по повышению квалификации специалистов в области инновационной деятельности.

В Республике Беларусь система подготовки специалистов для инновационной деятельности находится на начальной стадии формирования. В настоящее время в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (ОКРБ 011-2001) имеется только одна инновационная специальность 1-26 04 01 «Управление инновационными процессами» (введена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 15 февраля 2008 г. № 98), по которой недавно открыта переподготовка специалистов только лишь в одном вузе страны — ГУО «Институт непрерывного образования» БГУ (см. табл.). Имеется также инновационная специализация 1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент» (специальность 1-26 02 02 «Менеджмент»), по которой с 2004 г. ведется подготовка и переподготовка специалистов только лишь в БНТУ с присвоением квалификации «менеджер-экономист». С 2008 г. подготовка по данной специализации начата и в частном учреждении образования «Минский институт управления». Кроме того, в ряде учреждений образования республики организованы краткосрочные (одна-две недели) курсы повышения квалификации в области инновационного менеджмента (см. табл.).

Список высших учебных заведений Республики Беларусь, в которых ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области инновационной деятельности

№ п/п

 

Высшие учебные заведения

 

Наименование специальности/ специализации (направления)
1 Белорусский национальный технический университет
подготовка (переподготовка) кадров
1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент»
2 ЧУО «Минский институт управления»
подготовка кадров
1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент»
3 ГУО «Институт подготовки научных кадров
НАН Беларуси»
курсы повышения квалификации
1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент»
4 ГУО «Институт непрерывного образования» БГУ
переподготовка
1-26 04 01 «Управление инновационными процессами»
5 Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова
курсы повышения квалификации
«Инновационные образовательные технологии»
6 ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси»
курсы повышения квалификации
«Инновационный менеджмент», «Право интеллектуальной собственности», «Экономика и инновационная деятельность», «Инновационный менеджмент»
7 Республиканский институт инновационных технологий БНТУ
курсы повышения квалификаци
«Инновационный менеджмент и энергосберегающие технологии в производстве», «Инновационный менеджмент и маркетинговая деятельность», «Инновационный менеджмент качества и конкурентоспособности продукции»
8 Академия управления при Президенте Республики Беларусь
курсы повышения квалификации
«Инновационная деятельность на предприятии»

 


В большинстве случаев вузы республики ограничиваются введением в учебные программы подготовки специалистов новых дисциплин, связанных с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и технологий, таких как, например, «Инновационный менеджмент», «Инноватика», «Управление инновациями», «Основы управления интеллектуальной собственностью» др. [9]. Очевидно, что такой подход не дает возможности подготовить высококвалифицированные кадры в области инновационной деятельности.

Следует обратить внимание и на тот факт, что образовательные стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной экономики [10]. Кроме того, назрела необходимость разработки и принятия профессиональных стандартов специалистов в области инновационной деятельности, учитывающих специфику деятельности в научно-инновационной сфере, используя, например, опыт Российской Федерации.

Таким образом, проведенный выше анализ состояния системы подготовки кадров для инновационной деятельности в Республике Беларусь позволяет обозначить ряд проблем в этой сфере:

  • в системе высшего образования Республики Беларусь отсутствует многоуровневая система подготовки специалистов в области инновационной деятельности;
  • в вузах республики практически отсутствует разветвленная сеть переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;
  • отсутствуют образовательные и профессиональные стандарты инновационных специальностей;
  • спрос на образовательные услуги в системе последипломного образования сформирован на повышение квалификации в области общеэкономических дисциплин — менеджмент, маркетинг, а специализированным дисциплинам по организации и управлению инновационной деятельностью уделяется недостаточно внимания;
  • отсутствует система кооперационных связей между реальными потребителями специалистов в области инновационной деятельности — производственными предприятиями и учреждениями образования;
  • отсутствуют данные о реальной потребности инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах в области инновационной деятельности.

Сегодня, когда в Республике Беларусь уже подводятся первые итоги выполнения Государственной программы инновационного развития, необходимо ускорить подготовку квалифицированных специалистов. Одна из возможностей — подготовка кадров не по всему спектру направлений инновационной деятельности, а по наиболее востребованным направлениям. Результаты предварительного исследования потребности республики в инновационных специалистах, проведенного Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, показали, что к таким направлениям в области инновационного менеджмента относятся «экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности», «управление инновациями на предприятии», а в области инновационного маркетинга — «маркетинговая логистика», «управление продвижением инновационного продукта на рынок» (рис. 1, 2). Таким образом, целесообразно ввести в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь новые специальности, соответствующие данным направлениям.

 

 

Рис. 1. Распределение потребности Республики Беларусь в специалистах в области инновационного менеджмента по направлениям

 

 

Рис. 2. Распределение потребности Республики Беларусь в специалистах в области инновационного маркетинга по направлениям

 

С целью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих более углубленными профессиональными знаниями, умениями в конкретной сфере инновационной деятельности, считаем необходимым также ввести в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь новые специализации, в частности, в рамках недавно открытой специальности 1-26 04 01 «Управление инновационными процессами».

Очевидно, что для успешного решения сложных задач в инновационной сфере, помимо специалистов с высшим образованием, требуются научные кадры высшей квалификации по инновационным специальностям. Анализ номенклатуры специальностей научных работников показал, что инновационные специальности четко не определены в номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь.

Например, проведение научных исследований по управлению в инновационной сфере относится к области экономической науки «экономика и управление народным хозяйством» (специальность 08.00.05). В паспорте специальности «экономика и управление народным хозяйством» в качестве сферы деятельности указывается «управление инновациями», а области исследования — «экономика инноваций». Представляется целесообразным в номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь специальность 08.00.05 разбить на несколько специальностей и определить область исследования, связанную с инновационной сферой. Например, ввести новую отдельную специальность — «управление инновациями и инновационной деятельностью».

Как было отмечено выше, для подготовки специалистов по инновационным специальностям, целесообразно в качестве примера использовать хорошо зарекомендовавшую себя в России многоуровневую систему непрерывной подготовки кадров, которая включает три основных направления: подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Как показывает опыт стран, которые ранее Беларуси вступили на инновационной путь развития, ключевое место отводится именно подготовке специалистов в вузах в рамках высшего профессионального образования, поскольку в этом случае страна получает специалиста, обладающего необходимыми знаниями и квалификацией для осуществления инновационной деятельности.

В условиях, когда процесс введения инновационных специальностей в республике находится на начальной стадии, необходимо шире использовать имеющуюся систему переподготовки и повышения квалификации кадров, а также активизировать работу по созданию специализированных образовательных учреждений и центров, осуществляющих подготовку инновационных специалистов. Наряду с этим представляется целесообразным организовать переподготовку и повышение квалификации специалистов по различным направлениям инновационной деятельности в отраслевых институтах и в научных центрах, созданных непосредственно при промышленных предприятиях и концернах.

Несмотря на то, что переподготовка и повышение квалификации не позволяют в достаточной мере обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, тем не менее, благодаря этим формам подготовки уже в ближайшей перспективе в стране появятся специалисты с определенным объемом знаний в области инновационной деятельности. Кроме того, руководители предприятий и организаций получат возможность повысить свою квалификацию по определенным направлениям инновационной деятельности, чтобы обеспечивать эффективное управление инновационными процессами на предприятии.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает принятие неотложных мер по созданию в Беларуси многоуровневой системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по новым специальностям в области инновационной деятельности. Стратегической целью этой системы должно стать: создание государственных и негосударственных образовательных учреждений, центров и кафедр по подготовке специалистов в области инновационной деятельности, разработка образовательных и профессиональных стандартов инновационных специальностей в соответствии с целями и задачами Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.

 

Литература:

1. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука, 2002 — 244 с.
2. Инновационные перспективы США, ЕС и Японии (Технологические приоритеты и методология формирования) / Отв. ред. А.А. Дынкин. — М.: ИМЭМО РАН, 2004. — 108 c.
3. Инновационные приоритеты государства / Отв. ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова. — М.: Наука, 2005. — 274 c.
4. Скрябин В.В. Рынок целевых образовательных услуг и подготовка предпринимательских кадров. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2003.
5. Гохберг Л., Ковалева Н. Подготовка управленческих кадров в условиях инновационного менеджмента // Человек и труд. — 2001. — № 5. — С. 75–77.
6. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. — М.: Дело, 2005. — 496 c.
7. Инноватика. Нормативные документы // http://www.itportal.ru/inn_list_doc.jsp.
8. Национальная инновационная система Республики Беларусь. — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 112 с.
9. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности: состояние и перспективы: материалы международного научно-практического семинара, г. Минск, 27–28 сентября 2007 г. / Под ред. Е.В. Гуриной. — Мн.: БНТУ, 2007. — 210 с.
10. Гурина Е.В., Серченя Т.И. Образовательные стандарты в системе подготовки специалистов для инновационной деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — С. 130–131.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.