Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Оценка перспективной потребности в специалистах в области инновационной деятельности
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2009/art2_12_2009.html

 
 

30 ноября 2009 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 3(12)]


И.В. Войтов,
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, д-р техн. наук, профессор

А.М. Самусенко,
заместитель начальника управления инновационного развития отраслей ГКНТ, канд. физ.-мат. наук

А.Н. Королевич,
заведующий отделом-центром планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук

Н.А. Никоненко,
старший научный сотрудник отдела-центра планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук

М.И. Артюхин,
ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси», канд. филос. наук


В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы (ГПИР) поставлена задача создания конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, энергосберегающей экономики [1]. Очевидно, что решающее значение при этом приобретают наука, образование и высококвалифицированный кадровый потенциал [2–6].

Мировой опыт свидетельствует, что для перевода экономики на инновационный путь развития требуются не просто квалифицированные кадры, а специалисты новой генерации, способные организовывать инновационную деятельность не только научных организаций, но и промышленных предприятий.

Определенный опыт обеспечения наукоемких отраслей экономики квалифицированными кадрами в области инновационной деятельности имеет Россия [7–10]. В России успешно функционирует многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-техническом и производственном секторах экономики, которая включает получение высшего образования, переподготовку и повышение квалификации. Ряд высших учебных заведений России имеют полный цикл разноуровневых программ подготовки кадров в сфере организации и управления инновационной деятельностью. Причем эти программы охватывают как высшее и послевузовское профессиональное образование, так и сферу повышения квалификации. Опыт России показал, что для получения полноценных профессиональных навыков в области инновационной деятельности обучение специалистов следует осуществлять на долгосрочных (не менее 9 месяцев) курсах повышения квалификации.

В Беларуси Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы поставлена задача создания системы подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной деятельности. Первоочередные мероприятия по кадровому обеспечению инновационного развития страны определены в Плане реализации ГПИР.

Актуальность этой задачи обусловлена тем, что в сфере обеспечения предприятий и организаций республики квалифицированными инновационными кадрами имеется ряд проблем, требующих незамедлительного решения [2–6]. В Республике Беларусь отсутствует многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов в области инновационной деятельности. Весьма ограниченное число вузов организовывают, как правило, краткосрочные курсы повышения квалификации в области инновационного менеджмента. До сих пор не разработаны образовательные и профессиональные стандарты инновационных специальностей, адаптированные к современным требованиям становления инновационной экономики. Следует отметить и проблему дефицита квалифицированных преподавателей, имеющих опыт практической работы. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности в вузах ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере специфику и реалии национальной экономики и особенности белорусского пути инновационного развития общества [4, 5].

В настоящее время поставлена задача определения реальной потребности инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах в области инновационной деятельности. Важность решения этой проблемы подтверждается включением ее в План реализации ГПИР, где в подразделе «Подготовка и переподготовка кадров в сфере инновационной деятельности», стоит задача определения потребности в специалистах в области инновационной деятельности и разработки прогноза перспективной потребности в повышении квалификации и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает организация и проведение обследований инновационных предприятий и научных организаций республики по определению текущей и перспективной потребности в квалифицированных специалистах в области инновационной деятельности.

В 2008 г. Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) в соответствии с заданием ГПИР проведено комплексное исследование по определению перспективной потребности в специалистах c высшим образованием в области инновационной деятельности на промышленных предприятиях, в научных и других организациях, включенных в перечень исполнителей ГПИР. Сведения о потребности в специалистах в области инновационной деятельности представили 222 организации Республики Беларусь.

Результаты проведенного исследования показали, что реальная потребность инновационных предприятий и научных организаций, включенных в перечень исполнителей Плана реализации ГПИР, в специалистах в области инновационной деятельности на период 2009–2015 гг. составила 2529 человек, из них 1739 человек — по направлению «Инновационный менеджмент», 790 — «Маркетинг в инновационной сфере».

Полученные данные о распределении среднегодовой потребности инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах в области инновационного менеджмента и маркетинга на период 2009–2015 гг. по конкретным направлениям представлены на рис. 1 и 2.

 Распределение среднегодовой потребности инновационных предприятий и научных организаций Беларуси  в специалистах с высшим образованием по направлениям в области инновационного менеджмента

 Рис. 1. Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики на период 2009–2015 гг. в специалистах с высшим образованием по направлениям в области инновационного менеджмента

 

Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах по направлениям в области инновационного маркетинга

Рис. 2. Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах по направлениям в области инновационного маркетинга


В области «Инновационный менеджмент» наиболее востребованы специалисты по следующим направлениям: «экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности», «управление инновациями на предприятиях», «управление персоналом», «управление инновационными проектами», «менеджмент качества инновационного продукта» (рис. 1). Среднегодовая потребность на период 2009–2015 гг. в специалистах по этим направлениям колеблется в пределах 22–47 человек в год. Обращает на себя внимание невысокая потребность в специалистах в области стратегического менеджмента в инновационных организациях, экспертизы инновационных проектов и мониторинга реализаций инноваций, трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Как показал анализ данных опроса, потребность в специалистах в области инновационного маркетинга распределилась примерно равномерно по всем шести направлениям (рис. 2), наиболее востребованными являются: «управление продвижением инновационного продукта на рынок» и «маркетинговая логистика».

Для реализации задачи кадрового обеспечения инновационного развития экономики, наряду с определением наиболее перспективных направлений инновационной деятельности, весьма актуальным является вопрос о выборе форм подготовки высококвалифицированных специалистов.

Основными формами подготовки специалистов в области инновационной деятельности являются:

  • подготовка специалистов в вузах  в области инновационной деятельности;
  • переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных с управлением инновационной деятельностью (курсы переподготовки и повышения квалификации в вузах, отраслевые институты повышения квалификации и т. д.).

Значительный практический интерес в связи с этим представляет анализ полученных данных опроса о количественном и качественном распределении перспективной потребности предприятий и организаций республики в инновационных кадрах по перечисленным формам подготовки.

Анализ распределения среднегодовой потребности в инновационных кадрах по формам подготовки показывает, что по всем направлениям инновационного менеджмента и маркетинга наибольшее количество специалистов требуется подготовить посредством повышения квалификации (см. таблицу, рис. 3, 4). Удельный вес специалистов, которых предполагается готовить путем направления на курсы повышения квалификации в отраслевые институты повышения квалификации, изменяется в зависимости от направлений в области инновационного менеджмента  в пределах от 50 до 81,8%, а инновационного маркетинга — от 45,5 до 83,3%.

 Распределение среднегодовой потребности в специалистах в области инновационной деятельности по формам подготовки, в процентах от общей численности требуемых специалистов по конкретному направлению

Направления инновационной деятельности Формы подготовки специалистов
подготовка в вузе переподготовка повышение квалификации
Инновационный менеджмент
Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности 20,0 20,0 60,0
Менеджмент качества инновационного продукта 22,7 9,1 68,2
Правовое обеспечение инновационной деятельности 11,1 11,1 77,8
Стратегический менеджмент в инновационных организациях 25,0 16,7 58,3
Трансфер технологий 12,5 25,0 62,5
Управление инновационными проектами 17,2 24,1 58,6
Управление инновациями на предприятии 25,0 15,6 59,4
Управление интеллектуальной собственностью 26,3 15,8 57,9
Управление персоналом 19,4 19,4 61,3
Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности 34,0 8,5 57,4
Экспертиза инновационных проектов и мониторинг реализаций инноваций 9,1 9,1 81,8
Другое 50,0 0,0 50,0
Маркетинг в инновационной сфере
Маркетинг инновационных продуктов 11,1 5,6 83,3
Маркетинг новых технологий 29,4 11,8 58,8
Маркетинговая логистика 25,0 10,0 65,0
Стратегический инновационный маркетинг 22,2 11,1 66,7
Управление продажами инновационной продукции 12,5 6,3 81,3
Управление продвижением инновационного продукта на рынок 18,2 36,4 45,5
Другое 50,0 0,0 50,0


Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием по направлениям в области инновационного менеджмента и по формам подготовки

Рис. 3. Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием по направлениям в области инновационного менеджмента и по формам подготовки

 

Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием по направлениям в области инновационного маркетинга и по формам подготовки

Рис. 4. Распределение среднегодовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием по направлениям в области инновационного маркетинга и по формам подготовки


Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что одной из первоочередных задач кадрового обеспечения инновационной сферы республики является создание разветвленной сети курсов повышения квалификации по наиболее востребованным направлениям инновационной деятельности. К таким направлениям в области инновационного менеджмента относятся: «экспертиза инновационных проектов и мониторинг реализаций инноваций» (81,8%), «правовое обеспечение инновационной деятельности» (77,8%), «менеджмент качества инновационного продукта» (68,2%), «трансфер технологий» (62,5%), «управление персоналом» (61,3%) и «коммерциализация объектов интеллектуальной собственности» (60,0%) (таблица, рис. 3).

В области инновационного маркетинга предприятия и организации республики наиболее заинтересованы в организации курсов повышения квалификации по следующим направлениям: «маркетинг инновационных продуктов» (83,3%), «управление продажами инновационной продукции» (81,3%), «стратегический инновационный маркетинг» (66,7%), «маркетинговая логистика» (65,0%) (таблица, рис. 4).

Вместе с тем следует отметить, что ведущая роль в кадровом обеспечении инновационной деятельности, как показывает опыт России, должна принадлежать подготовке высококвалифицированных специалистов в вузах в рамках получения высшего профессионального образования по инновационным специальностям.

Согласно данным проведенного опроса предприятий и организаций республики, соотношение между такими формами подготовки специалистов в области инновационной деятельности, как подготовка в вузе и переподготовка, различается в зависимости от конкретного направления. Удельный вес специалистов, которых предполагается готовить в вузах по всем направлениям инновационной деятельности, за исключением направлений «трансфер технологий», «управление инновационными проектами» и «управление продвижением инновационного продукта на рынок», больше (или равен) удельного веса специалистов, которых предполагается направить на переподготовку по инновационным специальностям (таблица, рис. 3, 4).

С целью ускорения процесса обеспечения предприятий республики высококвалифицированными кадрами в инновационной сфере представляется целесообразным открыть подготовку и переподготовку специалистов в вузах по новым инновационным специальностям, соответствующим наиболее востребованными направлениями инновационного менеджмента и маркетинга. Так, результаты опроса свидетельствуют, что в наибольшей степени обследованные предприятия и научные организации республики ориентированы на подготовку в вузах специалистов по таким направлениям инновационного менеджмента, как «экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности» (34%), «управление интеллектуальной собственностью» (26,3%) и «управление инновациями на предприятии» (25,0%), «стратегический менеджмент в инновационных организациях» (25,0%), «менеджмент качества инновационного продукта» (22,7%). В сфере инновационного маркетинга наиболее востребованы следующие направления подготовки специалистов в вузах: «маркетинг новых технологий» (29,4%), «маркетинговая логистика» (25,0%), «стратегический инновационный маркетинг» (22,2%). В то же время посредством переподготовки предполагается восполнить 36,4% от прогнозируемой численности специалистов по направлению «управление продвижением инновационного продукта на рынок», 25% — «трансфер технологий», 24,1% — «управление инновационными проектами».

Результаты проведенного исследования показали, что в целом по всем направлениям в области инновационного менеджмента и маркетинга большинство предприятий и научных организаций республики ориентированы на такие формы подготовки специалистов, как повышение квалификации (61,7 и 65,2% соответственно) и подготовка в вузах (24,5 и 20,4% соответственно) (рис. 5).

 Распределение перспективной потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием в области инновационного менеджмента (а) и инновационного маркетинга (б) в 2009–2015 гг. по формам подготовки

Рис. 5. Распределение перспективной потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием в области инновационного менеджмента (а) и инновационного маркетинга (б) в 2009–2015 гг. по формам подготовки

 

Для проведения долгосрочного планирования подготовки инновационных кадров, и что особенно важно, для осуществления модернизации системы высшего образования республики весьма актуальным является анализ распределения годовой потребности в специалистах в области инновационного менеджмента и маркетинга по формам подготовки (рис. 6, 7).

 Распределение годовой потребности инновационных предприятий и научных организаций Беларуси в специалистах в области инновационного менеджмента

 Рис. 6. Распределение годовой потребности инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах в области инновационного менеджмента

. Распределение годовой потребности обследованных инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах в области инновационного маркетинга по формам подготовки

Рис. 7. Распределение годовой потребности обследованных инновационных  предприятий и научных организаций республики в специалистах в области инновационного маркетинга по формам подготовки


Результаты исследования, представленные на рис. 6, свидетельствуют, что в республике назрела необходимость создания многоуровневой системы подготовки инновационных кадров, включающей получение высшего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации. Причем наибольшая потребность в подготовке специалистов в области инновационного менеджмента приходится на 2009–2011 гг., тогда как к 2015 г. число требуемых специалистов по таким формам подготовки, как повышение квалификации и подготовка в вузе уменьшается в 1,6–1,7 раза, а по переподготовке — в 2,6 раза.

Как показывает анализ результатов опроса по направлению «маркетинг в инновационной сфере» (рис. 7), наибольшее число специалистов в данной области требуется подготовить посредством повышения квалификации также в 2009–2011 гг., а к 2015 г. потребность в таких специалистах уменьшится в 2 раза.

Следует отметить, что годовая потребность в специалистах в сфере инновационного маркетинга, подготовленных в вузах или прошедших переподготовку, весьма мала и изменяется в пределах 14–28 и 10–20 человек соответственно. Такая невысокая потребность объясняется тем, что для нашей республики инновационный маркетинг как вид деятельности еще только начинает зарождаться.

Таким образом, проведенное ГКНТ исследование позволило выявить наиболее востребованные на предприятиях и в научных организациях республики перспективные направления и формы подготовки специалистов для инновационной деятельности.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы. С целью подготовки необходимого количества высококвалифицированных кадров, способных к осуществлению инновационных преобразований в различных отраслях экономики, требуется принятие неотложных мер по организации в Республике Беларусь многоуровневой системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по достаточно широкому спектру направлений инновационного менеджмента и маркетинга. Для насыщения рынка труда инновационными кадрами следует ускорить создание государственных и негосударственных образовательных центров и кафедр, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов. Необходимо также активизировать работу по организации разветвленной сети курсов повышения квалификации руководящих научных кадров и руководителей промышленных предприятий, охватывающей не только систему высшего образования, но и отраслевые научно-исследовательских институты и центры.



Литература:
1. Недилько, В.И. Инновации в Республике Беларусь: состояние и перспективы / В.И. Недилько // Новости науки и технологий. — 2005. — № 1 (2). — С. 10–17.
2. Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под. ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.
3. Богдан, Н.И. Инвестиции в знания: мировые тенденции и проблемы Беларуси / Н.И. Богдан // Белорусский экономический журнал. — 2007. — № 3 (40). — С. 75–86.
4. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности: состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 27–28 сентября 2007 г. / БНТУ; под ред. Е.В. Гуриной. — Минск, 2007. — 210 с.
5. Гурина, Е.В., Серченя, Т.И. Подготовка инновационных менеджеров в системе непрерывного образования // Новости науки и технологий. — 2008. — № 3 (9). — С. 9–17.
6. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности как условие создания инновационной экономики / И.В. Войтов [и др.] // Новости науки и технологий. — 2008. — № 3 (9). — С. 3–8.
7. Зинов, В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение / В.Г. Зинов. — М.: Дело, 2005. — 496 с.
8. Менеджеры инновационной деятельности в научно-технической промышленной сферах / Под. ред. Н.В. Арзамасцева и В.Г. Зинова. — М.: РИНКЦЭ, 2001. — 145 с.
9. Инновационный менеджмент / Под ред. Л.Н. Оголевой.— М.: Инфра-М, 2003. — 238 с.
10. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие / А.Е. Абрамешин [и др.] — М.: Европейский центр по качеству, 2003. — 408 с.

 


Ссылки по теме:
  

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.