Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Организационные принципы и информационные технологии построения автоматизированной системы мониторинга Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь |
![]() |
05 августа 2010 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 2(15)]
С. М. Муталимов, В. Е. Кратенок,
В целях контроля и мониторинга реализации мероприятий на 2007–2010 гг. ГПИР потребовалось создание автоматизированной системы мониторинга (АСМ ГПИР), организационная структура которой представлена на рисунке 1. Рис. 1. Организационная инфраструктура системы мониторинга ГПИР
Автоматизированный мониторинг инновационных проектов является составной частью современных систем управления экономикой, предоставляя для них качественно новую информацию и обеспечивая новое качество управленческих решений, позволяет организовать систематическое, научно обоснованное отслеживание выполнения запланированных мероприятий по каждому проекту, систематизировать информацию в разрезе отраслей, регионов, отслеживать динамику финансовых показателей и принимать взвешенные решения на основе своевременной реальной информации и фактов, создающих наилучшие условия для решения текущих экономических проблем. Основные цели создания АCM ГПИР: повышение эффективности государственной системы управления, получение объективной информации о реализации ГПИР, повышение ответственности руководителей за выполнение установленных показателей инновационного развития на всех уровнях управления и результативности инновационной деятельности при выполнении заданий ГПИР, а также оперативности и качества подготовки и принятия решений по вопросам инновационного развития экономики. Информационным ядром АСМ ГПИР являются:
АСМ ГПИР позволяет:
Она также позволяет:
Основные составляющие АCM ГПИР (рис. 2):
Рис. 2. Схема сетевой инфраструктуры АСМ ГПИР
В организационном плане АСМ ГПИР охватывает четыре уровня. I. Организации и предприятия — исполнители инновационных проектов. II. Государственные заказчики инновационных проектов. III. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ), включая ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА») — организацию, ответственную за функционирование АСМ ГПИР. IV. Совет Министров Республики Беларусь. На I уровне используется программно-технический комплекс подготовки, заполнения, проверки и представления электронных XML-форм инновационных проектов. Он реализован на основе программного комплекса Microsoft Office InfoPath 2007 и обеспечивает работу с электронными формами. Организации устанавливают компоненты программного обеспечения на своих рабочих станциях и активируют их, обеспечивая тем самым готовность к приему шаблонов электронных форм и их заполнению. Шаблоны электронных форм инновационных проектов создаются специальными средствами, утверждаются ГКНТ и рассылаются по электронной почте всем государственным заказчикам, и одновременно публикуются на сайте ГУ «БелИСА»(http://belisa.org.by/ru/nis/gospr/documgospr/) вместе с инструкциями по их заполнению. Контроль данных осуществляется в два этапа. Первичный контроль осуществляется на этапе ввода данных, непосредственно при заполнении электронных форм в организациях путем проверки их на соответствие формальным правилам, изложенным в инструкциях. Вторичный контроль осуществляется на этапе консолидации данных у ответственного лица, уполномоченного государственным заказчиком непосредственно перед отсылкой их в ГУ «БелИСА». Проверка данных инновационных проектов проводится на основании имеющейся у исполнителя фактической информации о ходе реализации проекта и путем сравнения плановых показателей, отображаемых в веб-интерфейсе АСМ ГПИР. Профильтрованные по этим признакам электронные формы отчетности проходят вторичный контроль сотрудников ГУ «БелИСА» на соответствие числовых и иных данных определенным критериям и после проверки отсылаются соответствующему куратору ГКНТ. После подтверждения правильности данных в форме анкета пересылается кураторами ГКНТ обратно в ГУ «БелИСА», где вводится в базу данных на постоянное хранение. Такое построение системы обеспечивает разделение проверенных и непроверенных данных в отдельных базах данных, что ускоряет их анализ и обработку. На II–IV уровнях используется программно-технический комплекс для автоматизации сбора электронных форм, обеспечения накопления информации, ее хранения, обработки и предоставления для анализа руководству. Он реализуется на основе серверных компонентов MS SQL Server 2005. Это решение хорошо зарекомендовало себя при организации сложных систем баз данных, а также при организации бизнес-процессов с использованием XML-документов. В качестве клиентского программного обеспечения используется Microsoft Internet Explorer 6.1 и 1С Предприятие 8.1. Internet Explorer обеспечивает взаимодействие с порталом и веб-компонентами, a клиент 1С Предприятие 8.1 — защищенное взаимодействие с базой данных MS SQL. Информация АСМ ГПИР интегрируется в базе данных, содержащей данные и документы с учетом их накопления и возможности «отката» системы на определенную дату как в целом всей базы, так и по отдельному документу. MS SQL позволяет хранить в базах данных информацию, полученную из структурированных, полуструктурированных и неструктурированных источников. В SQL Server имеется большой набор интегрированных служб, расширяющих возможности использования данных: можно составлять запросы, выполнять поиск, проводить синхронизацию, делать отчеты, анализировать данные. Все данные хранятся на основных серверах, входящих в состав центра обработки данных, организованного в ГУ «БелИСА». К ним осуществляется доступ с компьютеров и мобильных устройств. Следовательно, имеется возможность полностью контролировать данные, а также обращаться к данным из любого приложения, совместимого с платформами MS SQL Server. Сотрудники, отвечающие за сбор и анализ информации, могут работать с данными, не покидая привычных приложений, которыми они пользуются каждый день, например, Microsoft Office 2007 или клиентских АРМ (автоматизированных рабочих мест) 1С Предприятие 8.1. MS SQL позволяет создать надежную, производительную, интеллектуальную платформу, отвечающую всем требованиям по работе с данными. Для ввода данных используются формы. Каждая форма может содержать несколько элементов, включая статический текст, таблицы, графики, действия. Следует отметить, что при создании электронных форм используется Microsoft Office InfoPath 2007, в котором поддерживаются следующие основные компоненты:
Заполненная электронная форма представляет собой документ XML, в котором содержится ссылка на шаблон формы, а также инструкция по обработке. Созданная форма посылается по электронной почте пользователя или передается им на электронном носителе, проходит предварительную обработку и контроль и поступает на встроенную в базу MS SQL обработку, которая обеспечивает выборочное или полное задаваемое оператором извлечение данных из формы и преобразует их в соответствующий внутренний документ базы данных. Следует отметить, что база осуществляет накопление данных и позволяет делать хронологический откат по дате запроса. База данных обеспечивает хранение множества электронных форм инновационных проектов в виде собственных документов, но в то же время позволяет выгружать их в XML-форму как источник первичной информации на заданную оператором дату. Для обеспечения первичного анализа информации в среде 1С Предприятие с помощью встроенного языка программируются представления, презентации в виде динамических таблиц, отражающих аналитическую информацию:
Инструкция предоставляется в любом формате, но предпочтительнее в PDF или DOC. Динамические таблицы отражают данные о состоянии инновационных проектов, в том числе:
Они также отражают сводные данные по проектам в различных аспектах, дифференцированных для пользователей системы. Информационное взаимодействие с пользователями АСМ ГПИР осуществляется в режимах офлайн и онлайн с использованием компонентов защиты на основе брандмауэров (см. рис. 2). Компоненты защиты обеспечивают работу пользователей через Интернет. В режиме офлайн пользователям предоставляется клиентское программное обеспечение, которое содержит необходимые электронные формы. Пользователь вносит данные, сохраняет информацию в виде стандартного файла XML и посылает его по электронной почте для последующего автоматизированного занесения в базу АСМ ГПИР. Средства автоматизации включают предбазовую обработку информации, ее проверку и занесение в сводные каталоги. В режиме онлайн пользователь получает защищенный доступ по протоколу HTTPS к ресурсам web-сервера, авторизуется там путем ввода логина и пароля, просматривает данные в соответствии со своим уровнем доступа, пользуется имеющимися в удаленном доступе автоматизированными отчетами и презентациями. Отдельным блоком веб-интерфейс предоставляет возможность ознакомиться с аналитическими материалами в формате PDF. Для обеспечения внедрения АСМ ГПИР на уровне предприятий и органов государственного управления подготовлены необходимые инструктивные материалы, а также проведены обучающие семинары для специалистов [3, 4]. Использование АСМ ГПИР дает возможность:
При наличии безусловного улучшения решения задач по контролю над ходом реализации заданий ГПИР с использованием существующей АСМ ГПИР, хотелось бы также обратить внимание на некоторые имеющиеся недостатки при существующем положении со сбором отчетности от государственных заказчиков. Условно эти недостатки можно было бы разделить на три основных фактора: организационный, человеческий, системный. Какую бы совершенную автоматизированную систему не создали, одним из основных проблемных мест функционирования системы, как правило, будет вопрос ее наполнения первичной информацией, как с точки зрения ее полноты, корректности, так и ее оперативности. Здесь можно выделить два подхода. 1. Накопление информации от первоисточника. Вся получаемая информация по умолчанию принимается к загрузке в базу данных без предварительной модерации, верификации и т. д. Такой подход неприменим к системам, которые транслируют свои данные на уровне достоверного отображения информации по состоянию дел в той или иной конкретной сфере, особенно когда это касается систем, способствующих принятию решений, а не призванных дать общее представление о предмете или отобразить все разнообразие имеющейся по данной проблематике информации. 2. Накопление информации от первоисточника с последующей ее обработкой, проверкой и подтверждением от иного источника ее достоверности. В АСМ ГПИР реализован второй подход. Но с существенным отличием, а именно тем, что проверка информации осуществляется из того же самого источника, просто по другим каналам и иными способами. Он имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Хотелось бы более подробно остановиться именно на отрицательных аспектах такого подхода. В первую очередь должна быть выработана организационная структура такого подхода, определен тот верификационный сегмент системы, который будет решать, соответствует ли полученная информация истине или нет. Естественно, тут же возникает вопрос первичной фильтрации всей полученной информации с тем, чтобы вышеописанному сегменту системы не приходилось проделывать двойную работу, и к нему для проверки поступала только новая, не имеющаяся уже в базе данных, информация. Процедура значительно усложняется, как по человеческим трудозатратам, так и по затратам времени. Более того, возникает вопрос, на основании чего верификационный сегмент системы будет принимать решение о верности информации. Что логически подразумевает под собой сравнение поступившей информации с информацией полученной другим, альтернативным путем. Но, как было сказано выше, путь другой, а источник тот же, и в результате получается, что при неэффективном подходе время процедуры обработки становится критичным, то есть мы получаем ситуацию, когда достоверность информации напрямую влияет на ее актуальность и наоборот. При таком подходе также в разы возрастает вероятность так называемого человеческого фактора, обработка таких массивов в режиме реального времени естественно не способствует тому, что вероятность ошибки вследствие невнимательности сводится к минимуму. И наконец, возникает вопрос организационного характера, а именно: насколько ответственно исполнитель будет относиться к заполнению электронной формы отчетности, сознавая, что он, возможно, еще не один раз будет вынужден ее продублировать как на бумаге, так и по телефону, факсимильно или как-то иначе. Особенно с учетом того, что за информацию, написанную на бумаге, он расписывается, в отличие от электронного варианта. И насколько люди, занятые в процедуре проверки истинности информации, будут коррелировать свою работу и не перекладывать друг на друга ответственность в случае возможных ошибок. Даже при условии очень четкой организации, добросовестности и оперативности всех участков данной схемы проверки информации в конечном итоге мы получаем базу данных, которая страдает отсутствием оперативности и не всегда в каждый данный момент времени достоверна. Таким образом, для более эффективного функционирования АСМ ГПИР необходимо следующее:
Реализация этих двух составляющих позволит сделать систему более функциональной, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения объективности существующего положения дел в режиме реального времени, позволит уйти от дублирования одной и той же информации и связанными с ее накоплением затратами. Поэтому ГУ «БелИСА» в 2010–2011 гг. предстоит развить АСМ ГПИР на основе разработки механизмов контроля электронных форм первичной отчетности в реальном масштабе времени через веб-интерфейс, обеспечения работы органов государственного управления непосредственно с базой данных через Интернет в соответствии с правами доступа, создания механизма гибкой настройки отчетных и сводных форм в электронном виде, создания комплекса автоматизированных отчетов и презентаций для улучшения и повышения эффективности получения информации в различных разрезах.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |