Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Организационные принципы и информационные технологии построения автоматизированной системы мониторинга Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/2_2010/art2_15_2010.html

 
 

05 августа 2010 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 2(15)]


И. В. Войтов,
Председатель ГКНТ, д-р техн. наук, профессор

С. М. Муталимов,
зав. центром информационно-аналитического центра методологии и мониторинга ГПИР ГУ «БелИСА»

В. Е. Кратенок,
зав. центром инновационной информации ГУ «БелИСА», канд. мед. наук


В настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание инновационной деятельности, реализуется Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. (ГПИР), которая направлена на достижение главного приоритета страны — перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. В основу ГПИР заложено поэтапное построение национальной инновационной системы — современной институционной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества [1, 2]. Важным направлением в области государственной научно-технической политики является формирование и реализация Государственной программы, которую следует рассматривать как систему мер, направленную на регулирование и развитие процессов создания, освоения и использования инноваций как стратегического фактора развития экономики. Известно, что инновационная деятельность — это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научных достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

В целях контроля и мониторинга реализации мероприятий на 2007–2010 гг. ГПИР потребовалось создание автоматизированной системы мониторинга (АСМ ГПИР), организационная структура которой представлена на рисунке 1.

 Организационная инфраструктура системы мониторинга ГПИР

Рис. 1. Организационная инфраструктура системы мониторинга ГПИР

 
Необходимость создания АСМ ГПИР обусловлена следующими причинами:

  • большим количеством инновационных проектов (более 1100), в которых участвуют практически все ведущие предприятия Республики Беларусь;
  • необходимостью в оперативном сборе информации о ходе каждого проекта;
  • большим объемом информационных потоков;
  • высокими требованиями к оперативности сбора и обработки информации;
  • различными источниками финансирования;
  • необходимостью в мониторинге проектов по трем уровням градации:

I уровень — создание новых предприятий и важнейших производств;
II уровень — создание новых производств;
III уровень — модернизация действующих производств;

  • необходимостью в учете реализованных отечественных и зарубежных технологий;
  • большим количеством показателей (более 100 на 17 этапах реализации инновационного проекта), характеризующих выполняемый проект и требующих автоматизированной обработки;
  • потребностью в информировании органов государственного управления по различным срезам мониторинга хода выполнения проектов программы для принятия организационных и корректирующих воздействий.

Автоматизированный мониторинг инновационных проектов является составной частью современных систем управления экономикой, предоставляя для них качественно новую информацию и обеспечивая новое качество управленческих решений, позволяет организовать систематическое, научно обоснованное отслеживание выполнения запланированных мероприятий по каждому проекту, систематизировать информацию в разрезе отраслей, регионов, отслеживать динамику финансовых показателей и принимать взвешенные решения на основе своевременной реальной информации и фактов, создающих наилучшие условия для решения текущих экономических проблем.

Основные цели создания АCM ГПИР: повышение эффективности государственной системы управления, получение объективной информации о реализации ГПИР, повышение ответственности руководителей за выполнение установленных показателей инновационного развития на всех уровнях управления и результативности инновационной деятельности при выполнении заданий ГПИР, а также оперативности и качества подготовки и принятия решений по вопросам инновационного развития экономики.

Информационным ядром АСМ ГПИР являются:

  • унифицированная система входных документов на основе электронных форм, используемых для описания инновационных проектов;
  • единый формат представления предприятиями инновационных проектов и отчетности в электронном виде;
  • единая база данных субъектов экономики с информацией об инновационных проектах.

АСМ ГПИР позволяет:

  • формировать базу данных по инновационным проектам и инновационному развитию субъектов экономики с информацией о финансово-экономических показателях и выполнению ими установленных заданий;
  • группировать инновационные проекты по организациям, отраслям, регионам, уровням значимости проектов, систематизировать их в масштабах всей республики;
  • контролировать выполнение плановых этапов и показателей инновационного развития с указанием причин невыполнения;
  • фиксировать электронный документооборот по каждому проекту;
  • проводить оперативный анализ выполнения показателей инновационного развития на основе методологии «план — факт»;
  • пользоваться аналитическим комплексом автоматизированных отчетов и электронных презентаций по различным показателям ГПИР;
  • выдавать рекомендации, обеспечивающие принятие взвешенных управленческих решений на основе своевременной реальной информации и фактов;
  • представлять информацию в режиме удаленного доступа с различным уровнем объема информации заинтересованным органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.

Она также позволяет:

  • регистрировать субъекты экономики (предприятий и организаций) с указанием идентификационных характеристик (реквизитов);
  • регистрировать все документы, участвующие в электронном обмене по каждому предприятию, и фиксировать действия, проводимые с этими документами;
  • хранить исходные файлы электронных документов, которые регистрируются в системе, с возможностью их последующего просмотра по временным параметрам;
  • экспортировать/импортировать данные в формате XML, MS SQL или XLS для обмена сведениями между приложениями;
  • представлять данные о планах развития и инвестиционных проектах в формате, удобном для последующей обработки.

Основные составляющие АCM ГПИР (рис. 2):

  • программно-технический комплекс подготовки, заполнения, проверки и представления электронных XML-форм инновационных проектов;
  • программно-технический комплекс для автоматизации сбора электронных форм, обеспечения накопления информации, ее хранения, обработки и предоставления для анализа руководству соответствующего уровня, государственным заказчикам, а также исполнителям проектов;
  • комплекс инструментов планирования и анализа, объединенных в целостную систему;
  • средства информационного взаимодействия организаций, органов государственного и регионального управления;
  • программно-технический комплекс разработки и предоставления электронных форм исполнителям проектов.

 Схема сетевой инфраструктуры АСМ ГПИР

Рис. 2. Схема сетевой инфраструктуры АСМ ГПИР

 

В организационном плане АСМ ГПИР охватывает четыре уровня.

I. Организации и предприятия — исполнители инновационных проектов.

II. Государственные заказчики инновационных проектов.

III. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ), включая ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА») — организацию, ответственную за функционирование АСМ ГПИР.

IV. Совет Министров Республики Беларусь.

На I уровне используется программно-технический комплекс подготовки, заполнения, проверки и представления электронных XML-форм инновационных проектов. Он реализован на основе программного комплекса Microsoft Office InfoPath 2007 и обеспечивает работу с электронными формами. Организации устанавливают компоненты программного обеспечения на своих рабочих станциях и активируют их, обеспечивая тем самым готовность к приему шаблонов электронных форм и их заполнению.

Шаблоны электронных форм инновационных проектов создаются специальными средствами, утверждаются ГКНТ и рассылаются по электронной почте всем государственным заказчикам, и одновременно публикуются на сайте ГУ «БелИСА»(http://belisa.org.by/ru/nis/gospr/documgospr/) вместе с инструкциями по их заполнению.

Контроль данных осуществляется в два этапа. Первичный контроль осуществляется на этапе ввода данных, непосредственно при заполнении электронных форм в организациях путем проверки их на соответствие формальным правилам, изложенным в инструкциях. Вторичный контроль осуществляется на этапе консолидации данных у ответственного лица, уполномоченного государственным заказчиком непосредственно перед отсылкой их в ГУ «БелИСА». Проверка данных инновационных проектов проводится на основании имеющейся у исполнителя фактической информации о ходе реализации проекта и путем сравнения плановых показателей, отображаемых в веб-интерфейсе АСМ ГПИР.

Профильтрованные по этим признакам электронные формы отчетности проходят вторичный контроль сотрудников ГУ «БелИСА» на соответствие числовых и иных данных определенным критериям и после проверки отсылаются соответствующему куратору ГКНТ. После подтверждения правильности данных в форме анкета пересылается кураторами ГКНТ обратно в ГУ «БелИСА», где вводится в базу данных на постоянное хранение.

Такое построение системы обеспечивает разделение проверенных и непроверенных данных в отдельных базах данных, что ускоряет их анализ и обработку.

На II–IV уровнях используется программно-технический комплекс для автоматизации сбора электронных форм, обеспечения накопления информации, ее хранения, обработки и предоставления для анализа руководству. Он реализуется на основе серверных компонентов MS SQL Server 2005. Это решение хорошо зарекомендовало себя при организации сложных систем баз данных, а также при организации бизнес-процессов с использованием XML-документов. В качестве клиентского программного обеспечения используется Microsoft Internet Explorer 6.1 и 1С Предприятие 8.1. Internet Explorer обеспечивает взаимодействие с порталом и веб-компонентами, a клиент 1С Предприятие 8.1 — защищенное взаимодействие с базой данных MS SQL.

Информация АСМ ГПИР интегрируется в базе данных, содержащей данные и документы с учетом их накопления и возможности «отката» системы на определенную дату как в целом всей базы, так и по отдельному документу.

MS SQL позволяет хранить в базах данных информацию, полученную из структурированных, полуструктурированных и неструктурированных источников. В SQL Server имеется большой набор интегрированных служб, расширяющих возможности использования данных: можно составлять запросы, выполнять поиск, проводить синхронизацию, делать отчеты, анализировать данные. Все данные хранятся на основных серверах, входящих в состав центра обработки данных, организованного в ГУ «БелИСА». К ним осуществляется доступ с компьютеров и мобильных устройств. Следовательно, имеется возможность полностью контролировать данные, а также обращаться к данным из любого приложения, совместимого с платформами MS SQL Server. Сотрудники, отвечающие за сбор и анализ информации, могут работать с данными, не покидая привычных приложений, которыми они пользуются каждый день, например, Microsoft Office 2007 или клиентских АРМ (автоматизированных рабочих мест) 1С Предприятие 8.1. MS SQL позволяет создать надежную, производительную, интеллектуальную платформу, отвечающую всем требованиям по работе с данными. Для ввода данных используются формы. Каждая форма может содержать несколько элементов, включая статический текст, таблицы, графики, действия.

Следует отметить, что при создании электронных форм используется Microsoft Office InfoPath 2007, в котором поддерживаются следующие основные компоненты:

  • XSD-схема данных;
  • XSL-преобразование;
  • Manifest.xsn — служебный файл, в котором хранятся настройки формы;
  • Script.js — пользовательские сценарии.

Заполненная электронная форма представляет собой документ XML, в котором содержится ссылка на шаблон формы, а также инструкция по обработке. Созданная форма посылается по электронной почте пользователя или передается им на электронном носителе, проходит предварительную обработку и контроль и поступает на встроенную в базу MS SQL обработку, которая обеспечивает выборочное или полное задаваемое оператором извлечение данных из формы и преобразует их в соответствующий внутренний документ базы данных. Следует отметить, что база осуществляет накопление данных и позволяет делать хронологический откат по дате запроса. База данных обеспечивает хранение множества электронных форм инновационных проектов в виде собственных документов, но в то же время позволяет выгружать их в XML-форму как источник первичной информации на заданную оператором дату. Для обеспечения первичного анализа информации в среде Предприятие с помощью встроенного языка программируются представления, презентации в виде динамических таблиц, отражающих аналитическую информацию:

  • по контролю поступления отчетных форм от организаций, реализующих инновационные проекты, в разрезе органов отраслевого и регионального управления;
  • контролю планируемых и фактических инвестиционных затрат по каждому инновационному проекту в разрезе органов отраслевого и регионального управления и по каждой организации, а также по источникам финансирования;
  • контролю ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность объектов, создаваемых в результате реализации инновационных проектов с месячными, квартальными, годовыми разрезами;
  • контролю выполнения заданий по каждому инновационному проекту, в том числе с поквартальной и помесячной разбивкой;
  • контролю объема производства инновационной продукции в разрезе органов отраслевого и регионального управления;
  • контролю создания рабочих мест в результате реализации инновационных проектов в разрезе органов отраслевого и регионального управления;
  • контролю количества приобретенных новых технологий, в том числе за рубежом и в странах СНГ;
  • контролю количества патентов;
  • по причинам невыполнения плановых заданий, уточненным срокам плановых заданий;
  • о ходе выполнения проекта в целом.

Инструкция предоставляется в любом формате, но предпочтительнее в PDF или DOC.

Динамические таблицы отражают данные о состоянии инновационных проектов, в том числе:

  • по органам отраслевого и регионального управления;
  • предприятиям — исполнителям проектов;
  • лицам — ответственным исполнителям;
  • уровням проекта;
  • территориальным признакам;
  • численности производственного персонала;
  • выполнению заданий и этапов прохождения проектов;
  • использованию инвестиций;
  • вводу в эксплуатацию новых объектов;
  • выведению объектов на проектную мощность;
  • составу инновационной продукции;
  • использованию новых технологий;
  • патентам;
  • создаваемым рабочим местам.

Они также отражают сводные данные по проектам в различных аспектах, дифференцированных для пользователей системы.

Информационное взаимодействие с пользователями АСМ ГПИР осуществляется в режимах офлайн и онлайн с использованием компонентов защиты на основе брандмауэров (см. рис. 2).

Компоненты защиты обеспечивают работу пользователей через Интернет.

В режиме офлайн пользователям предоставляется клиентское программное обеспечение, которое содержит необходимые электронные формы. Пользователь вносит данные, сохраняет информацию в виде стандартного файла XML и посылает его по электронной почте для последующего автоматизированного занесения в базу АСМ ГПИР. Средства автоматизации включают предбазовую обработку информации, ее проверку и занесение в сводные каталоги.

В режиме онлайн пользователь получает защищенный доступ по протоколу HTTPS к ресурсам web-сервера, авторизуется там путем ввода логина и пароля, просматривает данные в соответствии со своим уровнем доступа, пользуется имеющимися в удаленном доступе автоматизированными отчетами и презентациями.

Отдельным блоком веб-интерфейс предоставляет возможность ознакомиться с аналитическими материалами в формате PDF.

Для обеспечения внедрения АСМ ГПИР на уровне предприятий и органов государственного управления подготовлены необходимые инструктивные материалы, а также проведены обучающие семинары для специалистов [3, 4].

Использование АСМ ГПИР дает возможность:

  • организовать оперативный электронный обмен информацией между всеми участниками инновационной деятельности на основе единых стандартов;
  • сократить сроки предоставления информации о ходе выполнения инновационных проектов;
  • повысить оперативность контроля за выполнением показателей инновационных проектов по каждой организации, в разрезе министерств и иных органов государственного управления, регионов, с использованием статистической отчетности;
  • повысить качество и оперативность подготовки сводной информации и аналитических выводов, способствующих своевременному принятию соответствующих управленческих решений, позволяющих улучшить ход выполнения проектов.

При наличии безусловного улучшения решения задач по контролю над ходом реализации заданий ГПИР с использованием существующей АСМ ГПИР, хотелось бы также обратить внимание на некоторые имеющиеся недостатки при существующем положении со сбором отчетности от государственных заказчиков.

Условно эти недостатки можно было бы разделить на три основных фактора: организационный, человеческий, системный.

Какую бы совершенную автоматизированную систему не создали, одним из основных проблемных мест функционирования системы, как правило, будет вопрос ее наполнения первичной информацией, как с точки зрения ее полноты, корректности, так и ее оперативности.

Здесь можно выделить два подхода.

1. Накопление информации от первоисточника. Вся получаемая информация по умолчанию принимается к загрузке в базу данных без предварительной модерации, верификации и т. д. Такой подход неприменим к системам, которые транслируют свои данные на уровне достоверного отображения информации по состоянию дел в той или иной конкретной сфере, особенно когда это касается систем, способствующих принятию решений, а не призванных дать общее представление о предмете или отобразить все разнообразие имеющейся по данной проблематике информации.

2. Накопление информации от первоисточника с последующей ее обработкой, проверкой и подтверждением от иного источника ее достоверности.

В АСМ ГПИР реализован второй подход. Но с существенным отличием, а именно тем, что проверка информации осуществляется из того же самого источника, просто по другим каналам и иными способами. Он имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Хотелось бы более подробно остановиться именно на отрицательных аспектах такого подхода.

В первую очередь должна быть выработана организационная структура такого подхода, определен тот верификационный сегмент системы, который будет решать, соответствует ли полученная информация истине или нет. Естественно, тут же возникает вопрос первичной фильтрации всей полученной информации с тем, чтобы вышеописанному сегменту системы не приходилось проделывать двойную работу, и к нему для проверки поступала только новая, не имеющаяся уже в базе данных, информация. Процедура значительно усложняется, как по человеческим трудозатратам, так и по затратам времени. Более того, возникает вопрос, на основании чего верификационный сегмент системы будет принимать решение о верности информации. Что логически подразумевает под собой сравнение поступившей информации с информацией полученной другим, альтернативным путем. Но, как было сказано выше, путь другой, а источник тот же, и в результате получается, что при неэффективном подходе время процедуры обработки становится критичным, то есть мы получаем ситуацию, когда достоверность информации напрямую влияет на ее актуальность и наоборот.

При таком подходе также в разы возрастает вероятность так называемого человеческого фактора, обработка таких массивов в режиме реального времени естественно не способствует тому, что вероятность ошибки вследствие невнимательности сводится к минимуму.

И наконец, возникает вопрос организационного характера, а именно: насколько ответственно исполнитель будет относиться к заполнению электронной формы отчетности, сознавая, что он, возможно, еще не один раз будет вынужден ее продублировать как на бумаге, так и по телефону, факсимильно или как-то иначе. Особенно с учетом того, что за информацию, написанную на бумаге, он расписывается, в отличие от электронного варианта. И насколько люди, занятые в процедуре проверки истинности информации, будут коррелировать свою работу и не перекладывать друг на друга ответственность в случае возможных ошибок.

Даже при условии очень четкой организации, добросовестности и оперативности всех участков данной схемы проверки информации в конечном итоге мы получаем базу данных, которая страдает отсутствием оперативности и не всегда в каждый данный момент времени достоверна.

Таким образом, для более эффективного функционирования АСМ ГПИР необходимо следующее:

  • четкое определение ответственности лица, заполняющего первичную электронную форму отчетности, персонально, как по временным условиям, так и по ее наполнению. Чему не в малой степени бы способствовало наличие цифровой подписи. В то же время в настоящий момент имеется ряд систем, использующих цифровую (электронную) отчетность без цифровой подписи, что ни в коей мере не снимает ответственность с пользователя за достоверность переданной информации;
  • совершенствование механизма заполнения электронной формы, ее упрощение и доступность в интерактивном режиме, с возможностью внесения правок до контрольной даты сбора отчетности за период. Предоставление пользователю более простого способа просмотра консолидированной информации по его учреждению и извещению о необходимости отчета по конкретным проектам в отчетный период. Показательным является тот факт, что и в данный момент у государственного заказчика есть возможность через удаленный доступ просматривать состояние своих проектов, но он в этом просто не заинтересован именно в силу отсутствия ответственности за представленные там сведения.

Реализация этих двух составляющих позволит сделать систему более функциональной, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения объективности существующего положения дел в режиме реального времени, позволит уйти от дублирования одной и той же информации и связанными с ее накоплением затратами.

Поэтому ГУ «БелИСА» в 2010–2011 гг. предстоит развить АСМ ГПИР на основе разработки механизмов контроля электронных форм первичной отчетности в реальном масштабе времени через веб-интерфейс, обеспечения работы органов государственного управления непосредственно с базой данных через Интернет в соответствии с правами доступа, создания механизма гибкой настройки отчетных и сводных форм в электронном виде, создания комплекса автоматизированных отчетов и презентаций для улучшения и повышения эффективности получения информации в различных разрезах.


Литература:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г. № 136 «Об утверждении Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы».
2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы [Электронный ресурс] // ГУ «БелИСА». — Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/nis/gospr.
3. Войтов, И. В., Крылов, Ф. Н., Кратенок, В. Е., Муталимов, С. М. и др. Инструктивные материалы пользователя автоматизированной системы мониторинга Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 36 с.
4. Сборник инструктивно-методических материалов по работе с автоматизированной системой мониторинга Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы / Под ред. И. В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. —116 с.



Ссылки по теме:
  

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.