Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Молодежь и инновации — настоящее и будущее белорусской науки |
||||||
25 ноября 2010 г. | ||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 4(17)]
Прогресс науки и развитие общества, составляя неразрывное целое, основываются на объединении знаний, опыта и мудрости старших поколений с энергией, упорством и стремлением к совершенству молодых. И. П. Павлов
Всякий человек, приобретающий знания, имеет потребность в их развитии и непосредственной реализации еще на этапе получения. Возможность применения знаний нигде так не перспективна и не полезна, как в теоретической и практической научной деятельности. Весьма проблематично развить «творческую зависимость» от науки после получения образования. Тогда совокупность полученной информации воспринимается как долгожданный объем юридически подтвержденных необходимых знаний и практических навыков в определенной специальности, который позволяет реализовать себя в производстве и в сфере услуг (так называемый третичный сектор) за конкретное вознаграждение. Перспектива стабильного заработка и свойственное молодым желание устроить личную жизнь, как правило, затрудняет оценку выбора в пользу трудоемкой научной карьеры, требующей предельной самоотдачи. Если на этапе получения высшего образования государственная политика не была направлена на развитие научного потенциала у студентов, то именно в момент такой оценки часть перспективных и талантливых людей минует науку. Из этого отнюдь не следует вывод о том, что необходимо разрабатывать законодательные рычаги давления на выдающихся личностей для их направления в научные организации, наоборот, следует как можно шире предоставить возможность не только ознакомиться с научным процессом, но и обеспечить непосредственное участие в экспериментальной и теоретической науке во время обучения. Тот уровень организации качества научной деятельности для студенческой молодежи, который будет доступен и должным образом пролоббирован государством, определит в дальнейшем перспективу научного потенциала и развития страны. Следовательно, интеграция науки и образования является делом государственной важности и необходимости. Для успешного начала процесса интеграции науки и образования с видимым эффектом нет необходимости в колоссальных экономических затратах. Оригинальность решения проблемы скорее обеспечивает условия экономической выгоды наряду с процессом стабилизации положения и положительной динамики темпов интеграции. В данной ситуации интересна так называемая «модель взаимоликвидации диаметрально противоположных проблем» в условиях межведомственной интеграции науки и образования. Например, недостаток или отсутствие материально-технической базы для исследовательской работы студентов в вузах, а также и острая необходимость в таковой, компенсируется организацией доступа к имеющейся современной материально-технической базе в научных организациях. В свою очередь, недостаток резерва научных кадров и внутреннего конкурса в научных организациях компенсируется притоком энергичных и заинтересованных в продуктивности научно-исследовательской работы студентов, основным желанием которых является возможность участия в серьезных научных проектах с последующим использованием полученных результатов в курсовых и дипломных работах, а также в выступлениях. Здесь же решается вопрос с компенсацией дефицита научного руководства в вузах и пополнением (подготовкой) научных сотрудников высшей квалификации не только для научных, но и для образовательных организаций. Подобным образом происходит решение всех остальных проблем, возникших на почве разобщенности науки и образования.
Аспирантура — инструмент для достижения благородных целей, потому что быть ученым — значит быть человеком благородным, посвящающим себя созиданию «дворца науки» для всемирного блага. Очень важно чувствовать внутреннее разделение между удовлетворением от заработка и самореализованности, достижений. Приятно, когда они в равной степени находятся на высоте. В противном случае необходимы целеустремленность и терпение.
С чего начинается путь в науку молодого исследователя? Где появляется здоровый научный азарт? Когда впервые определяется желаемое место работы и рождается стремление попасть на него «любой ценой»? На эти и многие другие вопросы есть только один ответ — на молодежной научной конференции! Однако чтобы попасть на научную конференцию в качестве полноценного участника, необходимо иметь результаты научных исследований и обладать определенными навыками публичного выступления. Где сегодня можно все это получить? Иногда учащиеся старших классов имеют возможность проводить научно-исследовательскую работу под руководством кого-нибудь из учителей, студенты зачастую находят себе научных руководителей из числа сотрудников интересующей кафедры. К сожалению, уделить должное внимание всем желающим и талантливым учащимся и студентам невозможно, поэтому каждый год наука теряет своих потенциальных лидеров, а вместе с наукой их теряет сфера образования и, в целом, государство. Именно поэтому так важно начинать заботиться о будущем науки уже сегодня, развивая всевозможные формы интеграции образовательной и научной деятельности. В этом вопросе не должны преобладать ни сфера образования, ни сфера науки, — все взаимоотношения должны быть ориентированы в первую очередь на достижение интересов нашей молодой развивающейся страны. Очень важно привлекать молодых людей к интеллектуальной деятельности, создавая научные кружки под руководством молодых и авторитетных ученых в организациях Национальной академии наук Беларуси и учреждениях образования. Заинтересованные организации всегда могут обратиться за помощью в Совет молодых ученых Национальной академии наук Беларуси, который в рамках сотрудничества с Минским государственным дворцом детей и молодежи создает и развивает целую сеть научных кружков для учащихся старших классов и студентов младших курсов. Сегодня в Национальной академии наук функционируют пять научных секций, в которых проходят обучение свыше ста учащихся столичных общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Юные ученые по окончании курса обучения в научном кружке овладевают общенаучной терминологией, полноценно используют методы обработки эксклюзивной экспериментальной информации, у них формируется особый склад мышления, навыки научного познания и рассуждения, приобретается опыт самостоятельного планирования, организации, проведения и оценки результатов научного исследования, умение грамотного оформления и представления полученных результатов исследования в форме научных статей и презентаций на молодежных конференциях, опыт публичных выступлений на научных мероприятиях, умение дискутировать, взаимодействовать, сотрудничать в коллективе, опыт выступления в государственных средствах массовой информации, формируется также внутренняя потребность в постоянном совершенствовании своих знаний и получении новых, оптимальном развитии и реализации своих интеллектуальных способностей. Можно только представить и порадоваться за уровень профессионализма и научной квалификации этих ребят через несколько лет, когда к окончанию высшего учебного заведения они будут иметь десятки публикаций в сборниках материалов международных конференций и авторитетных изданиях, дипломы лауреатов престижных конкурсов и победителей молодежных конференций. Безусловно, такие юные исследователи подготовят и в срок защитят кандидатские диссертации высочайшего уровня и еще выше поднимут знамя отечественной научной мысли в ближайшем будущем. Поэтому очень приятно вкладывать свои силы в «белорусское золото» и воочию видеть результат и успех юных талантов. В этом направлении также развивается Центр студенческих научных инициатив при Совете молодых ученых Национальной академии наук Беларуси, в тесном взаимодействии с руководством Минского государственного дворца детей и молодежи открывая все новые и новые научные кружки. Одной из востребованных и перспективных форм привлечения молодежи в науку является организация образовательных летних школ по основам организации и проведения научного эксперимента. Первый положительный опыт такой школы был получен летом этого года. В предстоящем году планируется организовать и провести подобную летнюю образовательную школу для учащихся в масштабах Беларуси. Кстати, Совет молодых ученых Национальной академии наук Беларуси совместно с Министерством образования Республики Беларусь работает над проектом с веселым рабочим названием «Школа юных академиков». Возможно, в 2011 году эта идея получит свое полномасштабное развитие. Своей первостепенной задачей Совет молодых ученых Национальной академии наук Беларуси определяет организацию и проведение больших молодежных конференций для учащихся, студентов и молодых ученых, заинтересованность в которых ежегодно проявляют около 2000 участников из разных городов Беларуси и стран ближнего зарубежья. Уровень мероприятий колоссально повышает интерес юных и молодых ученых к Национальной академии наук Беларуси, а значит, и к научной сфере в целом. Участие в конференциях многих ученых из России и Украины становится традиционным, появляется желание сотрудничать или работать в научных организациях. Поэтому, не взирая на всевозможные трудности и препятствия, мы не отказываемся от этой формы нашего участия в создании нового общества, основанного на знании и духовных ценностях. Не стоит забывать и о необходимости совмещать научный рост с культурным и духовным, поскольку во все времена ученый являлся не только носителем знаний, но и культурных ценностей, отличался примерным поведением и образом жизни. Именно поэтому в плане ежегодных мероприятий Совета молодых ученых предусмотрена зимняя молодежная конференция «Нравственность. Репродуктивное здоровье. Демография», а также проект добровольной помощи детям-сиротам «Любовь». Все в жизни бывает когда-то в первый раз, и научный дебют — не исключение. Все известные и начинающие ученые когда-то впервые выходили на трибуну перед незнакомой аудиторией сверстников и высоких, полных таинственной внимательности и кажущейся строгости «мужей». Все они помнят свой слегка срывающийся голос, дрожание рук, трепет и даже немного появляющуюся внутреннюю панику при вступительных словах своего первого секционного выступления. Как тяжело было начать тогда! И какой всплеск эмоций захлестывал выступившего уже в «безопасном» кресле зала! Чувство тихого ликования и свершения чего-то невероятного переполняло всех. Потом напрягалось внимание к последующим выступающим, чтобы увидеть их особенные стороны, появлялось осмысление своих недочетов, желание выступить лучше и вообще — желание выступать! С первой конференции всегда уходят с надеждой на лучшее, с неудержимым стремлением активнее заниматься наукой, вкладывать в нее все свои силы, достигать успехов и побеждать. С нее уходят с желанием вернуться! Вот именно в этот момент рождается научный азарт — первый шаг сделан, начало положено. Поэтому так важно, чтобы для кого-то первая конференция была красивой и яркой, ведь именно это событие запечатлевается на всю жизнь и формирует внутреннее стремление к совершенствованию всемирного знания. В последующем все конференции, форумы и симпозиумы становятся местом высокопродуктивного самовырожения, самоутверждения и самореализации, а также местом выбора наиболее искусных мастеров в своем научном ремесле. Без подобных мероприятий блекнут все научные открытия и достижения, ведь именно там происходит рождение специалиста для всего мира! Все, что происходит до — это тайна одного ученого, и только конференция снимает завесу с неизвестного. Интересный факт: мы редко задумываемся о том дне, когда определили для себя место, где хотели бы осуществлять свои научные исследования. Для очень многих ученых этот день был связан именно с первой научной конференцией. Именно на ней учреждение может раскрыться для исследователя во всей своей красе, привлекательности, ненавязчивом обаянии и доброжелательности к гостям. На конференции участники в полной мере познают заведение, которое принимает их. Это своеобразная реклама, марка и знак качества любой научной организации. Вот почему так важно поддерживать и давать возможность проводить молодежные форумы, симпозиумы и другие мероприятия. Это позволит молодежи приходить в академию наук и уже с юных лет загораться мечтой стать настоящим ученым. Счастье каждого человека зависит от двух составляющих: реализовать себя в полной мере, найти и сохранить свою любовь. Пусть в жизни каждого, несмотря на избранный путь, все будет именно так!
|
||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |