Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Этапы инновационного процесса как основа систематизации экономико-правовых инструментов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/2_2011/art2_19_2011.html

 
 

02 февраля 2012 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2011, № 2(19)]


УДК 338-029:32]:001.895(047)(476)


М. И. Круталевич,
зав. отделом ГУ «БелИСА»

В. А. Миюсов,
вед. специалист ГУ «БелИСА»

Е. В. Вашкевич,
вед. науч. сотрудник ГУ «БелИСА»

Л. Я. Куницкая,
вед. науч. сотрудник ГУ «БелИСА»


Предложены принципы систематизации нормативных правовых актов, направленных на государственное регулирование и экономическое стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в разрезе этапов инновационного процесса.


Инновационное развитие Республики Беларусь является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности в мировой экономике. При этом интенсивное, планомерное и устойчивое инновационное развитие возможно только при наличии эффективной системы экономико-правовых инструментов регулирования и стимулирования научной, научно-техниче­ской и инновационной деятельности.

На стадии инновационного развития общества наука и производство становятся взаимообусловленными и взаимоувязанными стадиями единого инновационного процесса, подлежащего регулированию в качестве цело­стной системы.

Для целей настоящего исследования понятие «инновационный процесс» используются в следующем значении: это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта, а также сопровождающие его организационно-управленческие решения.

Инновационный процесс включает в себя:

  • непосредственно инновационный процесс;
  • процесс государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельно­сти на основе принятия организационно-­управленческих решений.

Задача создания организационной системы инновационного процесса состоит в формировании стратегического видения, которым должны руководствоваться органы государственного управления в вопросах выбора инструментов регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности и областей их применения. Система регулирования и стимулирования представляет собой комплекс правовых, организационных и экономических инструментов, направленных на поддержание оптимального состояния инновационного процесса, то есть достижение баланса между его составляющими.

Для целей настоящего исследования инновационный процесс разделен на 6 этапов (см. приложение).


Этап 1: определение на государственном уровне приоритетных направлений научной и научно-технической деятельности.
В условиях, когда в мировой экономике обостряется борьба за технологическое лидерство и ни одно государство не способно обеспечить инновационное развитие по всем технологическим направлениям из-за ограниченности человеческих, материальных и финансовых ресурсов, необходимо ориентировать меры стимулирования не на все направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, а преимущественно на актуальные.

Правильно и оптимально выбранные приоритеты имеют макроэкономическое и стратегическое значение, так как концептуально и на долгосрочную перспективу предопределяют объектно-предметный вектор стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. От того, насколько эффективно распределяются ресурсы, обеспечивающие стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, зависит эффективность всех этапов инновационного процесса.

Законодательным актом, определяющим суть и устанавливающим основы и предназначение приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики».

Согласно ст. 5 данного закона выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности является одним из основных принципов формирования и реализации государ­ственной научно-технической политики Республики Беларусь.

Системность работы по данному направлению была впервые обозначена в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 945 «Об организации разработки комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь и определении приоритетных направлений научно-технической деятельности в республике».

В настоящее время законодательством Республики Беларусь наиболее актуальные (приоритетные) и перспективные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности установлены в разрезе двух видов деятельности:

  • приоритетные направления научных исследований, определенные в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2010 г. № 585 «Об утверждении перечня приоритетных направлений научных исследований Республики Беларусь на 2011–2015 гг.»;
  • приоритетные направления научно-технической деятельности, определенные в Указе Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.».

Представляется неоправданным наличие отдельных приоритетов по научной и научно-технической деятельности, так как научные исследования объективно должны быть ориентированы на последующее использование их результатов в научно-технической деятельно­сти (в различной временной перспективе, прямо или опосредованно). Поэтому целесообразно приоритеты научных исследований и приоритеты научно-технической деятельности устанавливать одним нормативным правовым документом. (В Российской Федерации в настоящее время действуют приоритетные направления развития науки, технологий, и техники, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899. Отдельных приоритетов научных исследований нет.)

Сравнительный анализ действующих приоритетных направлений научных исследований и приоритетных направлений научно-технической деятельности показал, что они по своей сути совпадают, но имеют при этом существенные структурные расхождения.

Отдельные приоритетные направления взаимоувязаны («Энергетика и энергосбережение» и «Энергообеспечение, энергосбережение, энергоэффективность, энергоэффективные технологии», «Обороноспособность и национальная безопасность» и «Научное обеспечение укрепления обороноспособности и повышения уровня национальной безопасности Республики Беларусь»). Однако большинство приоритетных направлений научных исследований и приоритетных направлений научно-технической деятельности не совпадают из-за различной степени их укрупненности и терминологических отличий, что не позволяет однозначно установить их взаимоувязку.

Главный недостаток приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, по нашему мнению, состоит в том, что они фактически представляют собой перечень всех выполняемых в стране научных исследований и разработок, и по ним невозможно судить о перспективных направлениях экономического развития и производственно-научной специализации страны в системе мирохозяйственных связей.

Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государ­ственной научно-технической политики» приоритетные направления являются основанием для распределения средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Строгое выполнение приведенной нормы закона объективно возможно только в том случае, если приоритетные направления научно-технической деятельности будут максимально широкими, то есть утратят свою суть и предназначение.

Именно по этой причине научные организации и государственные органы, опасаясь того, что осуществляемые ими направления научной и научно-технической деятельности не будут поддерживаться государством из-за их «неприоритетности», настойчиво и по надуманным основаниям пытаются включить все свои направления научно-технической деятельности в перечень приоритетов. В результате утвержденные приоритеты научно-технической деятельности фактически представляют собой перечень всех выполняемых в стране научных исследований и разработок.

Из-за такой расплывчатости приоритетов в состоянии «распыленности бюджетных средств» находится система мер по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, что негативно сказывается на всем процессе инновационного развития страны.

Если будет принят общий документ о приоритетных направлениях инновационного (или научно-технического) развития, то это позволит оптимально структурировать указанные приоритеты, детализировать их в разрезе научных исследований и разработок и обеспечить первоочередной государственной поддержкой научные исследования и разработки, соответ­ствующие приоритетным направлениям научно-технической деятельности. Выбор приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности является одним из ключевых элементов системы стимулирования этой деятельности.


Этап 2: подготовка кадров для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Главной составляющей и движущей силой инновационного развития, определяющим критерием оценки его уровня, является формирование человеческого капитала, что предполагает кардинальное улучшение качества всех ступеней образования, подготовки научных кадров, развития творческих способностей и стимулов всего населения. Вопросы финансирования и стимулирования подготовки кадров и повышения их квалификации для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности являются одним из приоритетных направлений государственной политики.

Подготовка кадров является одним из ключевых этапов инновационного процесса влияющим на все остальные этапы, так как для обеспечения их функционирования необходимы соответствующие специалисты. Его эффективность напрямую зависит от возможностей и государственной поддержки получения профессиональных знаний, а также обмена новыми знаниями с коллегами как внутри страны, так и со специалистами со схожим профессиональным опытом из других стран.

Базовая предпосылка развития кадрового потенциала заключается в реализации системы непрерывного образования (вуз — наука) на основе связи между высшей школой, оптимизации системы переподготовки и повышения квалификации, подготовки кадров высшей научной квалификации (послевузовского образования).

Особое внимание необходимо уделять стадии, когда выпускники высших учебных заведений получают первое место работы в качестве молодых специалистов. Важно на данном этапе за счет мер стимулирования заинтересовать молодого специалиста работой по специально­сти, мотивировать его на дальнейшее повышение квалификации.

Особое внимание также необходимо уделять стимулированию деятельности научно-преподавательского состава, обеспечивающего подготовку специалистов на всех уровнях образования.

Принимая во внимание то, что ни одна страна мира, даже самая развитая, не в состоянии обеспечить опережающее инновационное развитие только национальными кадрами, необ­ходимо также создать благоприятные условия для привлечения в Беларусь высококвалифицированных специалистов других государств по соответствующим направлениям деятельности.


Этап 3: проведение научных исследований.
Основным рычагом государственного стимулирования данного этапа инновационного процесса является бюджетное финансирование проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечение достойного уровня заработной платы работников научных организаций, выплата вознаграждений авторам исследований за использование их результатов в инновационном процессе, бюджетное финансирование закупки оборудования, необходимого для качественного выполнения научных исследований.

Важно за счет экономико-правовых инструментов стимулирования работ на данном этапе обеспечить эффективный переход результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в стадию научно-технической деятельности, направленной на создание или усовершенствование на их основе способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности.

Следует отметить, что прикладные научные исследования согласно определениям, данным научной и научно-технической деятельности в действующем законодательстве (законы Республики Беларусь «О научной деятельности» и «Об основах государственной научно-технической политики»), относятся одновременно к научной и научно-технической деятельности.

Такое положение дел представляется не самым оптимальным с точки зрения контролирования процесса перехода результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в стадию научно-технической деятельности. Особенно в ситуации, когда Национальная академия наук Беларуси одновременно выступает в качестве потребителя государственных средств, выделяемых на научные исследования, и государственного органа, распределяющего эти государственные средства и осуществляющего контроль за эффективным их использованием.

Учитывая вышеизложенное, целесообразно, по нашему мнению, в ближайшей перспективе оценить эффективность функционирования такой системы государственного управления в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности.


Этап 4: проведение разработок.
Эффективность данного этапа инновационного процесса напрямую зависит от результативности предыдущего этапа — проведение научных исследований.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» разработка — это деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. На основании полученных результатов при выполнении государ­ственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований формируются научно-технические программы, результатом выполнения которых является освоение и внедрение новых видов продукции. Уже на этапе проведения разработок к этому процессу подключаются организации, которые впоследствии будут обеспечивать освоение результатов — выпуск инновационной продукции. Поэтому важно создать благоприятные условия, стимулирующие эти организации к участию в процессе проведения разработок.

Бюджетное финансирование выделяется на выполнение стадии НИОКТР заданий программ. Стадия освоения финансируется производителями за счет собственных средств. С момента заключения договора на выполнение задания программы до начала освоения результатов проходит не менее 3–5 лет. За это время финансовое положение планируемых изготовителей продукции, как правило, меняется. Финансирование стадии освоения становится проблематичным и производство научных результатов не обеспечивается. Все это приводит к увеличению количества выполненных за счет средств бюджета НИОКТР, результаты которых не востребованы.

На государственном уровне разработаны и применяются механизмы финансирования и правового регулирования поддержки инновационной деятельности на этапе освоения результатов научно-технической деятельности. Однако неудачно спланированное или неэффективно реализуемое бюджетное финансирование может быть препятствием для широкомасштабного освоения результатов НИОКТР.


Этап
 5: освоение результатов научно-технической деятельности. Вопросы освоения инновационного продукта и его коммерциализация являются важной проблемой инновационного развития как организаций-производителей, так и республики в целом. Ситуация, когда научная и научно-техническая деятельность находится в значительном отрыве от производства, сдерживает вывод на рынок новой продукции и технологий.

На данном этапе инновационного процесса важно обеспечить оптимальные условия для деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, благоприятный инвестиционный климат, льготные условия и государственную поддержку для субъектов, обеспечивающих производство и выпуск инновационной продукции.

Действующее законодательство, по нашему мнению, в полной мере позволяет обеспечить непрерывность инновационного процесса от идеи до ее освоения при условии безоговорочного соблюдения требований нормативных правовых актов. Одно из требований законодательства — возврат бюджетных средств при отсутствии (или невозможности) освоения в производстве научных результатов — используется не в полной мере, и это, по нашему мнению, — одна из возможных причин разрыва между 4-м и 5-м этапами инновационного процесса.

Недостаточно также используется такая мера стимулирования участников инновационного процесса, как вознаграждение разработчиков и лиц, содействующих использованию научных результатов в производстве, за создание объектов права промышленной собственности. Причиной могут быть проблемы освоения или низкий удельный вес научных результатов, которые могут быть использованы в производ­стве, в общем количестве полученных научных результатов. Сложившаяся ситуация, по нашему мнению, требует проведения исследований по изучению структуры проводимых за счет средств бюджета в стране НИОК(Т)Р и принятия соответствующих решений.


Этап 6: оценка экономической эффективности реализации инновационной продукции (работ, услуг).
На данном этапе инновационного процесса субъекты инновационной деятельности (на микроуровне) и государственные органы (на макроуровне) осуществляют оценку экономической эффективности реализации инновационной продукции (работ, услуг).

Фактически на данном этапе закладывается основа для определения или пересмотра (корректировки) на государственном уровне наиболее актуальных (приоритетных) и перспективных направлений научной и научно-технической деятельности, то есть данный этап является замыкающим в инновационном процессе, обозначая его цикличность.

Ключевым принципом разработки и применения мер стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, позволяющим обеспечить комплексность и концептуальность проводимой работы по выявлению наиболее проблемных и актуальных на данный момент вопросов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности является систематизация законодатель­ства по этапам инновационного процесса. Данный подход позволит:

  • отслеживать весь инновационный процесс с учетом функциональных связей и логической упорядоченности его этапов, а не виды деятельности, относящиеся к этому процессу, в отдельности;
  • обеспечить комплексность и концептуальность проводимой работы по выявлению наиболее проблемных и актуальных на данный момент вопросов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  •  обеспечить системность дальнейшей работы по разработке проектов соответствующих нормативных правовых актов.

Приложение

 

Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.