Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Этапы инновационного процесса как основа систематизации экономико-правовых инструментов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности |
02 февраля 2012 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2011, № 2(19)]
В. А. Миюсов, Е. В. Вашкевич, Л. Я. Куницкая,
На стадии инновационного развития общества наука и производство становятся взаимообусловленными и взаимоувязанными стадиями единого инновационного процесса, подлежащего регулированию в качестве целостной системы. Для целей настоящего исследования понятие «инновационный процесс» используются в следующем значении: это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта, а также сопровождающие его организационно-управленческие решения. Инновационный процесс включает в себя:
Задача создания организационной системы инновационного процесса состоит в формировании стратегического видения, которым должны руководствоваться органы государственного управления в вопросах выбора инструментов регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности и областей их применения. Система регулирования и стимулирования представляет собой комплекс правовых, организационных и экономических инструментов, направленных на поддержание оптимального состояния инновационного процесса, то есть достижение баланса между его составляющими. Для целей настоящего исследования инновационный процесс разделен на 6 этапов (см. приложение).
Правильно и оптимально выбранные приоритеты имеют макроэкономическое и стратегическое значение, так как концептуально и на долгосрочную перспективу предопределяют объектно-предметный вектор стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. От того, насколько эффективно распределяются ресурсы, обеспечивающие стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, зависит эффективность всех этапов инновационного процесса. Законодательным актом, определяющим суть и устанавливающим основы и предназначение приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики». Согласно ст. 5 данного закона выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности является одним из основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь. Системность работы по данному направлению была впервые обозначена в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 945 «Об организации разработки комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь и определении приоритетных направлений научно-технической деятельности в республике». В настоящее время законодательством Республики Беларусь наиболее актуальные (приоритетные) и перспективные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности установлены в разрезе двух видов деятельности:
Представляется неоправданным наличие отдельных приоритетов по научной и научно-технической деятельности, так как научные исследования объективно должны быть ориентированы на последующее использование их результатов в научно-технической деятельности (в различной временной перспективе, прямо или опосредованно). Поэтому целесообразно приоритеты научных исследований и приоритеты научно-технической деятельности устанавливать одним нормативным правовым документом. (В Российской Федерации в настоящее время действуют приоритетные направления развития науки, технологий, и техники, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899. Отдельных приоритетов научных исследований нет.) Сравнительный анализ действующих приоритетных направлений научных исследований и приоритетных направлений научно-технической деятельности показал, что они по своей сути совпадают, но имеют при этом существенные структурные расхождения. Отдельные приоритетные направления взаимоувязаны («Энергетика и энергосбережение» и «Энергообеспечение, энергосбережение, энергоэффективность, энергоэффективные технологии», «Обороноспособность и национальная безопасность» и «Научное обеспечение укрепления обороноспособности и повышения уровня национальной безопасности Республики Беларусь»). Однако большинство приоритетных направлений научных исследований и приоритетных направлений научно-технической деятельности не совпадают из-за различной степени их укрупненности и терминологических отличий, что не позволяет однозначно установить их взаимоувязку. Главный недостаток приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, по нашему мнению, состоит в том, что они фактически представляют собой перечень всех выполняемых в стране научных исследований и разработок, и по ним невозможно судить о перспективных направлениях экономического развития и производственно-научной специализации страны в системе мирохозяйственных связей. Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики» приоритетные направления являются основанием для распределения средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Строгое выполнение приведенной нормы закона объективно возможно только в том случае, если приоритетные направления научно-технической деятельности будут максимально широкими, то есть утратят свою суть и предназначение. Именно по этой причине научные организации и государственные органы, опасаясь того, что осуществляемые ими направления научной и научно-технической деятельности не будут поддерживаться государством из-за их «неприоритетности», настойчиво и по надуманным основаниям пытаются включить все свои направления научно-технической деятельности в перечень приоритетов. В результате утвержденные приоритеты научно-технической деятельности фактически представляют собой перечень всех выполняемых в стране научных исследований и разработок. Из-за такой расплывчатости приоритетов в состоянии «распыленности бюджетных средств» находится система мер по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, что негативно сказывается на всем процессе инновационного развития страны. Если будет принят общий документ о приоритетных направлениях инновационного (или научно-технического) развития, то это позволит оптимально структурировать указанные приоритеты, детализировать их в разрезе научных исследований и разработок и обеспечить первоочередной государственной поддержкой научные исследования и разработки, соответствующие приоритетным направлениям научно-технической деятельности. Выбор приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности является одним из ключевых элементов системы стимулирования этой деятельности.
Подготовка кадров является одним из ключевых этапов инновационного процесса влияющим на все остальные этапы, так как для обеспечения их функционирования необходимы соответствующие специалисты. Его эффективность напрямую зависит от возможностей и государственной поддержки получения профессиональных знаний, а также обмена новыми знаниями с коллегами как внутри страны, так и со специалистами со схожим профессиональным опытом из других стран. Базовая предпосылка развития кадрового потенциала заключается в реализации системы непрерывного образования (вуз — наука) на основе связи между высшей школой, оптимизации системы переподготовки и повышения квалификации, подготовки кадров высшей научной квалификации (послевузовского образования). Особое внимание необходимо уделять стадии, когда выпускники высших учебных заведений получают первое место работы в качестве молодых специалистов. Важно на данном этапе за счет мер стимулирования заинтересовать молодого специалиста работой по специальности, мотивировать его на дальнейшее повышение квалификации. Особое внимание также необходимо уделять стимулированию деятельности научно-преподавательского состава, обеспечивающего подготовку специалистов на всех уровнях образования. Принимая во внимание то, что ни одна страна мира, даже самая развитая, не в состоянии обеспечить опережающее инновационное развитие только национальными кадрами, необходимо также создать благоприятные условия для привлечения в Беларусь высококвалифицированных специалистов других государств по соответствующим направлениям деятельности.
Важно за счет экономико-правовых инструментов стимулирования работ на данном этапе обеспечить эффективный переход результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в стадию научно-технической деятельности, направленной на создание или усовершенствование на их основе способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности. Следует отметить, что прикладные научные исследования согласно определениям, данным научной и научно-технической деятельности в действующем законодательстве (законы Республики Беларусь «О научной деятельности» и «Об основах государственной научно-технической политики»), относятся одновременно к научной и научно-технической деятельности. Такое положение дел представляется не самым оптимальным с точки зрения контролирования процесса перехода результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в стадию научно-технической деятельности. Особенно в ситуации, когда Национальная академия наук Беларуси одновременно выступает в качестве потребителя государственных средств, выделяемых на научные исследования, и государственного органа, распределяющего эти государственные средства и осуществляющего контроль за эффективным их использованием. Учитывая вышеизложенное, целесообразно, по нашему мнению, в ближайшей перспективе оценить эффективность функционирования такой системы государственного управления в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» разработка — это деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. На основании полученных результатов при выполнении государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований формируются научно-технические программы, результатом выполнения которых является освоение и внедрение новых видов продукции. Уже на этапе проведения разработок к этому процессу подключаются организации, которые впоследствии будут обеспечивать освоение результатов — выпуск инновационной продукции. Поэтому важно создать благоприятные условия, стимулирующие эти организации к участию в процессе проведения разработок. Бюджетное финансирование выделяется на выполнение стадии НИОКТР заданий программ. Стадия освоения финансируется производителями за счет собственных средств. С момента заключения договора на выполнение задания программы до начала освоения результатов проходит не менее 3–5 лет. За это время финансовое положение планируемых изготовителей продукции, как правило, меняется. Финансирование стадии освоения становится проблематичным и производство научных результатов не обеспечивается. Все это приводит к увеличению количества выполненных за счет средств бюджета НИОКТР, результаты которых не востребованы. На государственном уровне разработаны и применяются механизмы финансирования и правового регулирования поддержки инновационной деятельности на этапе освоения результатов научно-технической деятельности. Однако неудачно спланированное или неэффективно реализуемое бюджетное финансирование может быть препятствием для широкомасштабного освоения результатов НИОКТР.
На данном этапе инновационного процесса важно обеспечить оптимальные условия для деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, благоприятный инвестиционный климат, льготные условия и государственную поддержку для субъектов, обеспечивающих производство и выпуск инновационной продукции. Действующее законодательство, по нашему мнению, в полной мере позволяет обеспечить непрерывность инновационного процесса от идеи до ее освоения при условии безоговорочного соблюдения требований нормативных правовых актов. Одно из требований законодательства — возврат бюджетных средств при отсутствии (или невозможности) освоения в производстве научных результатов — используется не в полной мере, и это, по нашему мнению, — одна из возможных причин разрыва между 4-м и 5-м этапами инновационного процесса. Недостаточно также используется такая мера стимулирования участников инновационного процесса, как вознаграждение разработчиков и лиц, содействующих использованию научных результатов в производстве, за создание объектов права промышленной собственности. Причиной могут быть проблемы освоения или низкий удельный вес научных результатов, которые могут быть использованы в производстве, в общем количестве полученных научных результатов. Сложившаяся ситуация, по нашему мнению, требует проведения исследований по изучению структуры проводимых за счет средств бюджета в стране НИОК(Т)Р и принятия соответствующих решений.
Фактически на данном этапе закладывается основа для определения или пересмотра (корректировки) на государственном уровне наиболее актуальных (приоритетных) и перспективных направлений научной и научно-технической деятельности, то есть данный этап является замыкающим в инновационном процессе, обозначая его цикличность. Ключевым принципом разработки и применения мер стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, позволяющим обеспечить комплексность и концептуальность проводимой работы по выявлению наиболее проблемных и актуальных на данный момент вопросов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности является систематизация законодательства по этапам инновационного процесса. Данный подход позволит:
Приложение
Ссылки по теме: |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |