Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Территориальные инновационные кластеры в Беларуси: возможности формирования |
||||||||||||||||
01 декабря 2009 г. | ||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 3(12)]
Рассматривая «кластер» как экономическую категорию необходимо отметить, что одним из первых идею специализированной индустриальной локализации предложил Альфред Маршалл в конце XIX в. в «Принципах экономики» (1890). Характеристика локальных концентраций специализированной деятельности включала три основных блока:
В свою очередь М. Портер в качестве ключевых элементов кластера выделил:
Теория Портера о «бриллианте конкурентоспособности» является своего рода продолжением и развитием идей Маршалла [1]. В экономической литературе можно встретить множество определений понятия «кластер». Классическое определение М. Портера является наиболее универсальным: кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. К преимуществам кластерного подхода можно отнести:
Кроме того, как отмечают некоторые авторы [2], кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного инновационного продукта», позволяет учесть особенности развития каждого региона, а механизмы ее реализации соответствуют реальным возможностям власти и сложившимся в стране экономическим и правовым условиям. Современный опыт развитых стран мира показывает, что эффективное экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, но не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни новые высокотехнологичные отрасли не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались именно инновационные кластеры как альтернатива традиционного отраслевого подхода. И наиболее активные и жизнеспособные кластеры формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. В кластерных структурах близость большого количества предприятий предполагает обмен идеями и знаниями между специалистами, начинающими собственное дело, кроме того, высока возможность доступа к свободному капиталу вследствие географической концентрации фирм, притягивающей так называемых «бизнес-ангелов» и венчурный капитал. Создание территориальных инновационных кластеров в Республике Беларусь — дело ближайшего будущего. Однако кластеризация — процесс сложный и длительный, со своими проблемами и трудностями. Как отмечают многие исследователи, сложности реализации идей по созданию кластеров в основном связаны с взаимоувязкой интересов различных сторон, вовлеченных в этот процесс. Возникают трудности при обмене идеями, знаниями, технологиями. Возникают конкурентные проблемы «сиюминутного получения технологических преимуществ», переманивания кадров, юридического закрепления прав и обязанностей. К проблемам на пути кластеризации также можно отнести недостаточную развитость и низкую инновационную активность предприятий малого бизнеса, многим из которых характерны неконкурентоспособная (по современным стандартам технологий и методов) организация производства, высокая затратность и значительный уровень износа основных фондов. Возможность создания кластера — это наличие, во-первых, формальной институциональной структуры (как вертикально, так и горизонтально интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний; во-вторых, секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития; в-третьих, природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации; в-четвертых, региональной стратегии развития. Процедура создания кластеров имеет два условия:
В настоящее время широко используются три типовых подхода к формированию территориальных инновационных кластеров [3]. Первый предполагает создание на основе специалистов администрации региона расширенной рабочей группы. В качестве экспертов (участников) могут быть привлечены представители различных региональных организаций, заинтересованных в создании кластера и способных оказать реальную помощь. Второй включает сотрудничество органов власти и управления с существующими в регионе исследовательскими организациями, консалтинговыми фирмами, вузами и т. д. Работа с такими организациями осуществляется путем заключения с ними договоров об оказании услуг. Третий подход является относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его заключается в создании специализированной организации — Агентства экономического развития. Региональные органы власти могут выступать одним из учредителей, передавая в качестве взноса в уставной капитал, например, объекты недвижимости и другое имущество. Процедура создания кластеров имеет свои принципы и условия. Создавать кластеры необходимо поэтапно [3]. На первом этапе (подготовительном) выясняется актуальность, общая экономическая целесообразность, разработка и апробация механизмов создания и развития кластеров и принимается решение о полномасштабной работе над проектом. На основном этапе решаются организационно-правовые вопросы, связанные с формированием кластеров. Завершающий этап предполагает корректировку «портфеля» приоритетных кластеров, форм и методов государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластеров, а также разработку всех организационных документов, технико-технологических и экономических обоснований (см. табл.) [3]. Схема разработки кластера
Практическая реализация разработки и создания кластера должна включать в себя следующие мероприятия: 1. Создание рабочего органа — координационного совета кластера, в задачи которого входят:
2. Создание привлекательных условий для потенциальных участников кластера. 3. Создание основной группы кластера, формирующей его «ядро», основу функционирования всего кластера. 4. Обеспечение развития кластера. 5. Самороспуск координационного совета кластера по мере выполнения первых трех задач. Исходя из анализа потенциальных возможностей реализации кластерного подхода, для Беларуси приоритетными являются следующие направления в проведении инновационной политики [4]:
Региональные исполнительные органы власти в сфере кластерной политики должны стимулировать и поддерживать кластерные инициативы. Для этого они должны осуществлять следующие функции:
Для финансирования кластерных инициатив могут привлекаться следующие бюджетные средства:
Несмотря на крайне высокую важность для экономики страны формирования инновационных кластеров и крайне высокую заинтересованность государства в инновационном развитии экономики регионов, на сегодняшний день отсутствуют государственные механизмы прямого действия, направленные на развитие территориальных инновационных кластеров. Учитывая специфику белорусской модели экономического развития, которой присуща высокая роль государства в управлении экономикой и формировании приоритетов экономического развития, целесообразно создать инструмент, который призван реализовать на практике механизм проведения государственной экономической политики в вопросах формирования территориальных инновационных кластеров. Таким инструментом на уровне областей и г. Минска могло бы явиться региональное Агентство экономического развития (АЭР) (как вариант для Беларуси — Агентство по развитию региональных инновационных систем (АРИС) (при ГКНТ)), в задачи которого также будет входить организация и координация работ по созданию кластера на всех этапах, перечисленных в таблице. Филиалами агентства (выполнение функций АРИС) на местах могли бы стать, например, региональные ЦНТДИ. Функции АРИС:
Что касается механизмов активизации инновационного развития белорусских регионов и оказания им государственной поддержки, то в настоящее время существует достаточно эффективный механизм стимулирования процессов создания и деятельности территориальных инновационных кластеров. Этот механизм не требует существенного изменения законодательной базы и заключается в широком использовании потенциала свободных экономических зон (СЭЗ), существующих в каждой области и являющихся частью территории хозяйственного комплекса региона. Назначение СЭЗ — стимулирование свободного перемещения ресурсов и оптимальное использование экономических факторов в интересах конкретного региона. Использование специального правового режима СЭЗ для субъектов хозяйствования, формирующих территориальный инновационный кластер, обеспечивает создание механизма стимулирования развития такого кластера, попутно решая задачи по созданию благоприятных условий для привлечения внешних и внутренних инвестиций и позволяя получить желаемый экономический эффект в относительно короткие сроки. Анализ экономической активности резидентов СЭЗ [5] показал, что на сегодняшний день СЭЗ, как инструмент региональной политики используется не в полную силу, а сами СЭЗ пока не стали точками роста, способными значительно повлиять на развитие отдельных территорий в Беларуси. Использование потенциала СЭЗ в качестве механизма создания инновационных кластеров и стимулирования концентрации наукоемких производств одного научно-технического профиля в регионе позволяет решить задачу инновационного развития регионов, как позволило в свое время создать региональные инновационные кластеры в США, Японии и Китае. В белорусских СЭЗ уже сегодня имеются все необходимые предпосылки для формирования инновационных кластеров: налаженная инфраструктура, льготы по налогообложению, центры трансфера технологий, инкубаторы малого предпринимательства и т. д. Анализ первоисточников теории и практики образования кластеров позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективной организационной формой построения кластера является добровольное объединение независимых производителей товаров, услуг, научной и информационной продукции. Альтернативой такому подходу является учреждение государственного регулирования объединяемых в кластер субъектов в форме производственного объединения, треста и т. п. Стимулом инновационной деятельности участников кластера в первом случае является конкуренция на рынке. При жестком государственном регулировании побудительными мотивами для достижения любых результатов является контроль вышестоящим органом выполнения плановых показателей. При этом каждый из участников кластера ограничен в свободе маневра. Такая модель очень эффективна в экстремальных, кризисных условиях, когда предельно ясна цель и известно, что ее достижение возможно только при полном напряжении всех сил. Но в условиях свободной конкуренции она подавляет инициативу участников, абсолютно необходимую для ведения инновационной деятельности. Из этого следует, что наиболее целесообразной является организационно-правовая форма потенциального кластера в виде добровольного объединения независимых производителей на условиях прямых хозяйственных договоров без образования нового юридического лица. Однако эта форма не исключает существования на стартовом этапе создания кластера некого механизма, обеспечивающего координацию и организационную поддержку работ по созданию кластера. Таким образом, для создания организационно-правового механизма развития территориальных инновационных кластеров, прежде всего, необходимо:
|
||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |