Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Формы межгосударственного сотрудничества в повышении качества подготовки научных кадров
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2008/art3_9_2008.html

 
 

19 февраля 2009 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]


Л.В. Кондрашова,
заведующая кафедрой педагогики, проректор по научной работе Криворожского государственного педагогического университета, д-р пед. наук, профессор


Процесс интеграции украинского общества в мировое экономическое, научное и образовательное пространство актуализирует проблему подготовки научных кадров, соответствующих требованиям современной действительности. Современный рынок труда и потребности общества диктуют требования к личности специалиста. В характеристиках облика современного специалиста все большую роль играют ориентация на свободу действий и творческий поиск, инициативу, самостоятельность, мобильность, создание нового знания. В связи с формированием творческой личности современного профессионала, его способности и готовности к исследовательской деятельности возрастает роль научной работы в условиях высшей школы. В вузовской практике имеет место противоречие между объективной необходимостью роста объема научного труда и реальным положением готовности студентов к научной работе. Студенты за годы обучения в высшей школе овладевают методикой научно-исследовательской работы, но их научная подготовка не всегда соответствует современным требованиям исследовательского труда.

Студенты не всегда осознают целесообразность научной работы, а курс «Методика научной работы» не считают обязательным и его содержание не соотносят с содержанием изучаемых научных знаний и учебных предметов. Научно-исследовательская работа большинства будущих специалистов не связана с их жизненными и профессиональными планами. Как показывает практика, интерес студентов к научной работе не всегда соответствует потребностям общества, в их мотивации посвятить себя научным изысканиям преобладают в основном нейтральные и негативные тенденции.

Проблема подготовки научных кадров на современном этапе развития общества актуальна не только для Украины. Вопросы реформирования образовательной структуры волнуют общественность с середины 1990-х годов. Большая ответственность в этом направлении ложится на университеты, которые призваны готовить студенческую молодежь не только к профессиональной, но и к научной деятельности.

На различных этапах исторического развития университетского образования конечной целью его было «получение ученой степени, которая фиксировала научную квалификацию выпускника, при этом многие молодые люди проводили время на университетских скамьях, не стремясь к ученой степени, а просто потому, что это считалось важным этапом социализа-ции, т. е. взросления, становления мировоззрения и обретения ими будущего жизненного пути» [1, с. 113]. Вся практика преподавательской деятельности была направлена в основном на передачу профессиональных знаний и подготовку студентов к избранной профессии. Серьезная научно-исследовательская работа была объектом и основным содержанием деятельности научно-исследовательских институтов. Разрыв между образовательным процессом и научной деятельностью был характерен и для классических университетов.

Возрастание роли науки в современном производстве и экономике актуализируют проблему развития и повышения эффективности научной работы в структуре университетского образования. Способность и готовность выпускника высшей школы к научно-исследовательской деятельности должны стать важным показателем и характеристикой уровня его профессионализма.

Союз между наукой и образованием является основой модернизации университетского образования в наши дни. Высшая школа должна стать центром научных разработок. Культивирование духа науки в университетской среде, целенаправленная, систематическая работа кафедр и факультетов по приобщению талантливой студенческой молодежи к научно-исследовательской деятельности, развитие у нее независимого креативного мышления, навыков самостоятельной научной работы, наращивание инфраструктуры университетской науки, — все это позволяет вести учебный процесс и выполнять научные изыскания на современном мировом уровне.

Обеспечение эффективности научных исследований и высокого уровня готовности студенческой молодежи к разработке научных проблем предполагает свободу выбора учебных предметов, дидактических технологий их изучения студентами, активизации позиции будущих специалистов в организации учебной и научно-исследовательской работы, выполнение научных проектов с учетом интересов, возможностей и способностей их разработчиков.

Подготовка к научной работе — это своего рода социальный проект системы научной работы высшей школы. Успешность его разработки сопряжена с объединением усилий отечественных университетов с опытом зарубежных вузов по подготовке научных кадров и привлечению студенческой молодежи к решению актуальных научных проблем. Необходимо, чтобы каждый его участник осознавал актуальность международного сотрудничества преподавателей и студентов в решении проблем, формировании готовности к достижению научных результатов и овладении методикой научно-исследовательской работы.

Налаживание международных контактов с зарубежными партнерами в образовательной и научной среде обеспечивает результативность в решении проблемы подготовки научных кадров. Реализация задач международного сотрудничества высшей школы по приобщению будущих специалистов к научной деятельности предполагает дальнейшее совершенствование не только учебного процесса, но и методики приобщения и подготовки студентов к самостоятельной научной работе, когда последняя становится не самоцелью, а инструментом профессиональной деятельности, средством профессионального саморазвития, самовыражения и самоутверждения будущего научного работника.

Совместные усилия преподавательских коллективов как отечественных, так и зарубежных вузов важно сконцентрировать на формировании исследовательской компетентности студентов и реализации основных направлений совместной деятельности, таких как:

  • стимулирование и поддержка интереса преподавателей и студентов к научной работе как важному звену их профессионального становления и научного роста;
  • гармонизация отношений участников межвузовского и зарубежного сотрудничества в подготовке студенческой молодежи к научной работе, создании разнообразных форм научных объединений, поддержке научных инициатив и творческих поисков в решении проблемных вопросов;
  • содействие организации и проведению совместных научных исследований с международными партнерами;
  • разнообразие форм международного сотрудничества, проведение совместных научных семинаров, тренингов, симпозиумов, конференций, выполнение совместных научных проектов, обмен опытом научных школ;
  • привлечение зарубежных ученых к преподавательской деятельности и руководству научной работой студентов;
  • систематическое проведение научных консультаций, стажировок с целью изучения зарубежного опыта по подготовке научных кадров;
  • создание совместного банка научных достижений с зарубежными партнерами.

Исследовательская компетентность — это способность будущего научного работника, связанная с анализом, постановкой и решением научных проблем в конкретной научной отрасли, готовность активно и продуктивно использовать знания, умения и навыки, креативные способности в создании нового знания и усовершенствовании собственной научно-исследовательской практики.

Целенаправленность деятельности по формированию исследовательской компетентности личности объединяет в себе разнообразные компоненты педагогического процесса. Для повышения результативности этого процесса необходимо:

  • проектировать образовательную среду как пространство накопления, обогащения и расширения опыта исследовательской деятельности;
  • разрабатывать и обосновывать модели формирования исследовательской компетентности студентов с учетом международных стандартов научной деятельности;
  • внедрять в образовательный процесс курсы и модули, связанные с подготовкой студентов как активных участников научно-исследовательской работы, научного сотрудничества с зарубежными партнерами;
  • акцентировать внимание студентов на интернациональном характере научных изысканий и обогащении содержания учебных дисциплин научной проблематикой;
  • создавать информационное обеспечение, ориентированное на изучение и использование зарубежных научных достижений и методик решения научных проблем;
  • определять оптимальное сочетание традиционных и инновационных методик и технологий, обеспечивающих подготовку студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности с опорой на международный опыт;
  • привлекать к организации и проведению учебной и научно-исследовательской работы зарубежных ученых и опытных преподавателей;
  • заключать долговременные договоры о научном сотрудничестве и совместной работе по подготовке научных кадров;
  • систематически изучать международный опыт научной работы, использовать его в отечественной практике, разнообразить формы обмена опытом в решении научных проблем и подготовке научных кадров;
  • совместно с зарубежными вузами-партнерами разрабатывать критерии и показатели эффективности подготовки студенческой молодежи к научной работе; диагностический инструментарий для отслеживания динамики становления ключевых исследовательских компетенций будущих специалистов в области научной деятельности.

Становление будущего научного сотрудника в условиях высшей школы возможно только на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Одним из первых шагов к созданию образовательного пространства и системы учебно-научной работы вуза является внедрение модели формирования исследовательской компетентности студентов, гуманизация отношений преподавателей и студентов, ориентация их на международный опыт и сотрудничество в решении научных проблем, сотворчество всех участников, заинтересованных в результативности совместной работы.

Важно скоординировать усилия отечественной и зарубежной школ в разработке модели подготовки студенческой молодежи к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сложившаяся в прежние времена система подготовки специалистов высшей научной квалификации объединяла в себе учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) университета, аспирантуру и докторантуру. В соответствии с требованиями Болонского процесса произошли существенные изменения в ее структуре. Двухуровневая система, объединившая в себе бакалавриат и магистратуру, с сохранением подготовки специалистов, аспирантуры и докторантуры, не улучшила качество подготовки научных кадров. Низкая результативность университетов в подготовке научных кадров объясняется отсутствием четкого разграничения функций между различными образовательными ступенями и нарушением преемственности с аспирантурой и докторантурой. Отсутствие образовательных стандартов, в которых научная работа и подготовка к ней студентов заняла бы достойное место в соответствии с теми задачами, которые сегодня стоят перед наукой в сфере оптимизации производства и экономики, а также функциональной модели бакалавра, магистра и специалиста негативно сказывается и на работе аспирантуры и докторантуры. Наблюдается тенденция разделения высшей школы на исследовательские и профессиональные университеты, сведения бакалавриата к подготовке профессионалов, а магистратуры — к подготовке научных кадров. Практика не подтверждает эффективность и необходимость разделения профессиональной и научной подготовки в содержании университетского образования. Имеет место отсутствие преемственности их с ранее сложившимися формами подготовки научных кадров через аспирантуру и докторантуру. Наблюдается острая потребность в разграничении функций между различными ступенями подготовки современных специалистов и создании четкой модели подготовки студенческой молодежи к научно-исследовательской деятельности. Научная работа должна иметь место во всех ступенях подготовки современных специалистов, но ее объем должен быть различным. Он должен постепенно увеличиваться от бакалавриата и магистратуры к аспирантуре и докторантуре, а формы научной работы должны усложняться и быть разнообразными. Вряд ли целесообразно соглашаться с теми, кто считает, что аспирантура исчерпала себя и ее вполне можно заменить магистратурой.

Разработка модели подготовки студенческой молодежи к научной работе сопряжена с конкретизацией функций и структурированием содержания научной работы на каждой образовательной ступени, которые должны быть четко взаимосвязаны между собой, служить естественным продолжением и усложнением подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Если на этапе подготовки бакалавров преобладает УИРС с элементами НИРС, то в магистратуре доля научно-исследовательской деятельности увеличивается, создавая основу для формирования готовности будущих специалистов в аспирантуре и докторантуре решать серьезные научные проблемы, создавать новые знания и разрабатывать инновационные научные проекты.

Подготовка элитных специалистов, соответствующих мировым стандартам, на основе интеграции образования, научных исследований и производственной практики, предполагает следующие направления:

  • модернизацию содержания высшего образования в соответствии с достижениями мировой науки;
  • отбор, обучение и поддержку талантливой молодежи, склонной к научной работе и нестандартному решению проблемных вопросов;
  • национальную и международную аккредитацию совместных программ научной деятельности и образовательного процесса по подготовке научных кадров;
  • профессионально ориентированную подготовку студентов и аспирантов к совместной работе над реализацией научных программ и международных проектов;
  • академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей;
  • обмен опытом и методиками подготовки научных кадров с зарубежными вузами-партнерами;
  • овладение студентами и аспирантами методиками и инновационными технологиями научной работы;
  • разнообразие форм международного сотрудничества в приобщении студенческой молодежи к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Программа международного сотрудничества в подготовке научных кадров может быть результативной только при опоре на следующие принципы:

  • единства и согласованности действий всех участников договора о международном сотрудничестве в научной работе;
  • объективной оценки уровня готовности студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе; систематического отслеживания динамики изменений степени сформированности исследовательской компетентности, творческих способностей и свойств личности, необходимых для получения позитивных результатов научной работы;
  • комплексного использования форм, методов и средств международного сотрудничества в развитии позитивной мотивации, готовности к научной работе выпускников высшей школы, аспирантуры и докторантуры;
  • сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей, аспирантов и научных руководителей в освоении международного опыта решения научных проблем и разработки инновационных методик и технологий научной работы;
  • опоры на субъектность в достижении цели разрабатываемой коллегиально научной темы или совместного научного проекта.

На основе этих принципов строится методика и технология подготовки научных кадров и создается банк научных достижений отечественных и зарубежных ученых. В реализации содержания и принципов международного сотрудничества в подготовке научных кадров важно определиться с совместной стратегией и тактикой в реализации проектируемых задач.

Одним из условий создания оптимальной системы подготовки студентов к научной работе является комплексное планирование. Комплексный план НИРС объединяет два раздела. Первый раздел включает мероприятия по организации общеуниверситетских форм научной работы (олимпиады, конкурсы, выставки научных работ, смотры, студенческие конференции) и мероприятия по совершенствованию планирования, организации и контроля НИРС, повышению квалификации научных руководителей. Второй раздел — перечень мероприятий по курсам, с примерной разбивкой по кафедрам, ответственным за проведение различных форм исследовательской и творческой работы студентов.

Рекомендованные планом содержание и формы научной работы студентов тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, позволяют разрабатывать исследовательскую тему в течение длительного времени. В комплексном плане предусмотрено постепенное — от курса к курсу — возрастание объема и сложности научной работы.

На первом курсе преобладают формы творческих заданий: подготовка рефератов, реферирование научной литературы, выполнение заданий с элементами исследования. На втором курсе добавляется лабораторный практикум исследовательского характера с комплексным заданием, курсовая работа и подключение студентов к госбюджетной, хоздоговорной тематике в проблемных группах, конструкторских бюро. На третьем курсе выполняется курсовое исследование по одной из профилирующих дисциплин, проводится исследование по самостоятельной научной проблеме. На четвертом курсе выполняется творческий проект и ведется индивидуальная научная работа по избранной научной проблеме. Пятый курс завершается выполнением и защитой квалификационной работы. При этом большое внимание уделяется конкретным и практическим результатам, полученным студентами, их оформлению.

Целесообразно уделять внимание согласованию деятельности кафедр на различных курсах с тем, чтобы у студентов формировалась исследовательская компетентность, закреплялись навыки экспериментальной работы, совершенствовались методика исследования, умения анализировать экспериментальные данные, оформлять научную работу, творчески работать и мыслить.

Практика показала приоритетность поэтапного внедрения комплексных планов НИРС. Вначале разрабатывается конкретная методическая основа комплексного планирования научной работы студентов; затем проводится проверка экспериментальных планов по отдельным специальностям; после чего на основе методического опыта кафедр формируются комплексные планы по всем специальностям.

Итоги научной работы подводятся на межвузовских смотрах-конкурсах, научно-практических конференциях. Награждение студентов проводится в торжественной обстановке на пленарном заседании «Дней науки». Показатели оценки научной работы должны учитывать:

  • количество статей, авторами (соавторами) которых являются студенты;
  • количество докладов, авторских свидетельств, дипломов и грамот;
  • количество отчетов по НИР, в выполнении которых участвовали студенты;
  • количество научных программ и проектов, квалификационных работ, рекомендованных к внедрению;
  • количество работ, направленных на межвузовские и международные конкурсы по различным отраслям научного знания.

Эти показатели однозначно трактуются и могут быть легко проверены комиссией, подводящей итоги научной работы студентов по кафедрам и факультетам.

Вся работа по НИРС служит основой деятельности аспирантуры и докторантуры. В научно-образовательном процессе высшей школы и аспирантуры должны реализоваться отношения профессионального сотрудничества, результатом которого является новый уровень исследовательской компетентности и готовности личности к научно-исследовательской работе. Взаимодействие университета и аспирантуры предполагает:

  • содержание подготовки к научной работе (гуманизация, фундаментальность, интегративность, креативность);
  • совершенствование методики и технологии научно-исследовательской деятельности аспирантов;
  • разнообразие видов и форм научной и инновационной деятельности;
  • демократизацию отношений «студент-преподаватель», «аспирант-научный руководитель»;
  • активное международное сотрудничество.

Эффективность этого взаимодействия реализуется на основе интеграции образования и науки, создания научных школ, обеспечения высокой степени международной интеграции в научной деятельности и подготовке научных кадров. Объединение усилий отечественных и международных научных учреждений по укреплению материальной базы, финансированию научных программ и разработок, созданию учебно-научно-инновационных центров, опытно-экспериментальных лабораторий и конструкторских бюро будет способствовать улучшению условий и результативности научной работы; углублению исследовательской и инновационной деятельности путем использования стратегий межгосударственного сотрудничества за счет разнообразия его видов и форм, привлечения авторитетных ученых и педагогов для научного руководства студентов и аспирантов.

С целью повышения эффективности работы аспирантуры необходимо создание международных центров инновационных технологий и образовательных услуг, банка научных достижений и издательских центров с экспертизой полученных молодыми исследователями научных результатов. Для защиты диссертаций необходимо практиковать:

  • создание межгосударственных специализированных советов, что значительно повысит объективность оценки диссертаций, позволит преодолеть местничество, которое имеет место в практике этих советов;
  • утвердить требования к публикациям и определить список межгосударственных изданий, которые будут учитываться при защите диссертаций;
  • практиковать создание межгосударственных специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, членами которых могут быть видные ученые, имеющие собственную научную школу (подготовленных под их руководством кандидатов и докторов наук);
  • практиковать приглашение оппонентов и экспертов на основе планов международного сотрудничества, что значительно повысит объективность и качество научной экспертизы;
  • разработать требования к единым аттестатам и дипломам специалистов с учеными званиями и научными степенями, признать их действие в международном образовательном пространстве.

Таким образом, все вышеназванные меры будут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности будущих научных работников, созданию системы и комплексному планированию научной работы и международного сотрудничества по подготовке научных кадров и приобщению молодежи к самостоятельной исследовательской и инновационной деятельности. Привлечение зарубежных ученых к руководству и аттестации научных кадров позитивно будет сказываться на качестве их подготовки. Практика показывает, что из-за нехватки научных кадров специализированные советы комплектуются лишь по наличию ученой степени доктора наук, без учета опыта исследовательской деятельности и научного руководства. Многие ученые, имеющие научную школу и не один десяток подготовленных специалистов с ученой степенью, не привлекаются к работе в специализированных советах и к экспертизе диссертаций. Поэтому важно отойти от территориального принципа создания советов, а практиковать межгосударственный принцип с привлечением в их состав ученых с реальными научными заслугами и достижениями.

Не менее значима сегодня проблема повышения качества научной продукции. Отсутствие государственных средств на публикацию работ студентов, аспирантов и докторантов, их редактирование привело к резкому снижению их качества. Очевидно, межгосударственное сотрудничество в издательской деятельности позволит сократить число издаваемых за средства авторов сборников, эффективно планировать средства на издательскую деятельность. Важно продумать упрощение процедуры получения права на выполнение межгосударственных научных грантов, программ, проектов, но повысить требования к оценке эффективности и практической значимости полученных результатов. Межгосударственное сотрудничество позволит улучшить и более эффективно использовать исследовательскую базу и научные силы сотрудничающих сторон в повышении качества исследовательской деятельности и подготовки научных кадров.


Литература:

Андреев А. Существовал ли «русский путь» развития университетов // Высшее образование в России. — 2008. — № 7. — С. 113–119.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.