Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 августа 2010 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 2(15)]
Н. А. Никоненко, М. И. Артюхин,
Основным приоритетом государственной политики большинства стран мира в современных условиях становится развитие образования, науки и технологий. Многие страны сталкиваются с проблемой обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами в научно-технической сфере и особенно научными кадрами высшей квалификации [1]. В развитых странах мира иностранные студенты являются одной из важных составляющих научного кадрового потенциала. Подготовка высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран в XXI в. превращается в одну из наиболее выгодных статей экспорта [1–4]. Объем мирового рынка образовательных услуг оценивается в настоящее время примерно в 100 млрд долл. США [3]. По данным Организации экономического и социального развития, в системе высшего образования всего мира обучается около 2,7 млн иностранных студентов. Образовательные услуги для иностранцев предлагают 129 стран мира, причем подавляющее число иностранных студентов обучается в странах Европы и Северной Америки [1, 2]. Устойчивым лидером в сфере экспорта образовательных услуг являются США, контролирующие почти треть мирового финансового образовательного оборота. На втором месте находится Великобритания, которая за последнее десятилетие утроила численность приема иностранных студентов. В современном мире усиливается конкурентная борьба за передел мирового рынка образовательных услуг. Так, во Франции и в Японии реали-зуются программы действий, которые должны позволить этим странам за ближайшие 10 лет выйти на уровень экспорта образовательных услуг в США. Следует отметить, что экспорт образовательных услуг является не только прибыльной статьей доходов государств, но и содействует реализации их социально-экономических и геополитических интересов, способствует расширению и укреплению внешнеэкономических позиций, проведению модернизации национальных систем образования с учетом потребностей мирового рынка труда. Значительные традиции в сфере экспорта образовательных услуг имеет Россия. Число иностранных студентов, обучавшихся в странах бывшего СССР, составляло порядка 11 % от их общемировой численности. После распада СССР доля России в мировом рынке образовательных услуг неуклонно снижалась и в настоящее время на долю России приходится порядка 3 % от общего числа обучающихся в мире иностранных студентов, а ежегодный доход России от экспорта образовательных услуг составляет всего лишь 0,5 % от мирового рынка [5]. В последние годы Правительство Российской Федерации предпринимает значительные шаги по развитию экспорта образовательных услуг [3–5].В 2002 г. принята Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных и научных учреждениях. В настоящее время в России разработан проект новой Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг., в которой определены стратегические задачи государственной политики для формирования экспортного потенциала российского высшего и послевузовского образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Важную роль в отношении приема и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», которое регламентирует многие вопросы в сфере экспорта образовательных услуг. Сегодня стоит задача выхода Республики Беларусь на международный рынок образовательных услуг. Республика Беларусь располагает значительными образовательными ресурсами, высоким научно-педагогическим потенциалом, что может позволить ей занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг [6, 7]. Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в белорусских образовательных учреждениях должна стать важной частью внешнеэкономической деятельности нашей страны с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств. Задача формирования новой экспортообразующей отрасли — экспорта белорусских образовательных услуг была определена Правительством Республики Беларусь в Национальной программе развития экспорта на 2006–2010 гг. Для ее реализации Совет Министров Республики Беларусь утвердил Концепцию развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320) [8]. Реализация концепции должна позволить к концу 2010 г. увеличить экспорт образовательных услуг в 1,6 раза по отношению к показателям 2005 г. Задача расширения объема подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в белорусских образовательных и научных учреждениях отнесена к приоритетам государственной политики в сфере экспорта образовательных услуг [8]. Данные государственной статистики послевузовского образования свидетельствуют, что за 2005–2009 гг. наблюдалась положительная динамика роста численности иностранных аспирантов, обучавшихся в вузах и научных организациях республики [9–13]. Так, в 2008 г. численность иностранных аспирантов (без учета граждан СНГ) возросла по сравнению с 2007 г. на 19,0 %, а по сравнению с 2005 г. — на 43,7 %. Однако следует отметить, что в 2009 г. темпы роста численности иностранных аспирантов существенно замедлились (рис. 1). Рис. 1. Динамика роста численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь и Министерстве образования в 2005–2009 гг.
Таблица 1 Динамика численности аспирантов — иностранных граждан в разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций за период 2006–2009 гг.
Среди причин, сдерживающих развитие экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь, следует указать на несовершенство нормативной правовой базы, недостаточный уровень информационного и организационно-методического обеспечения подготовки специалистов для иностранных государств, проблемы социально-бытового характера и т. д. [6]. Выявление существующих проблем в сфере экспорта образовательных услуг и разработка путей их решения требует проведения детального анализа состояния системы подготовки иностранных граждан в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь. Анализ распределения численности иностранных аспирантов по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям за 2006–2009 гг. показывает, что наибольшее их число обучается в аспирантурах Минобразования (см. рис. 1, табл. 1). На начало 2010 г. в вузах Министерства образования проходили подготовку 147 иностранных аспирантов, что составляло 75 % от их общей численности в целом по республике. Как видно из таблицы 1, за 2006–2009 гг. численность иностранных аспирантов в системе Министерства образования возросла в 1,8 раза. Таким образом, рост объемов подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в целом по республике достигнут исключительно за счет аспирантур Министерства образования. Следует отметить, что доля иностранных граждан в общей численности аспирантов в системе Минобразования невелика — 5,9 %, тогда как в аспирантурах Министерства спорта и туризма и Министерства культуры данный показатель в 2009 г. Составил 27,9 и 11,6 % соответственно от общей численности аспирантов в учреждениях этих министерств (см. табл. 1). Численность иностранцев, обучающихся в аспирантурах Министерства здравоохранения, за период 2006–2009 гг. сократилась в 3,9 раза и составила всего лишь 1,6 % от общей численности аспирантов данного министерства. На протяжении последних четырех лет численность иностранных граждан, проходящих подготовку в научных организациях НАН Беларуси, оставалась на крайне низком уровне и составляла 0,2–0,4 % от общей численности аспирантов НАН Беларуси. Согласно данным государственной статистики [9–13] подготовка кадров высшей квалификации для иностранных государств осуществляется преимущественно в высших учебных заведениях республики (99,0 %), тогда как в аспирантурах научных организаций проходят подготовку всего лишь 2 аспиранта-иностранца. Причем следует отметить, что если за 2006–2010 гг. численность иностранных аспирантов, обучающихся в вузах республики, увеличилась в 1,5 раза, то в научных организациях она, наоборот, сократилась в 5 раз (табл. 2). Динамика численности аспирантов — иностранных граждан по областям Республики Беларусь за период 2006–2009 гг.
Анализ распределения иностранных аспирантов по регионам Республики Беларусь показывает, что большинство из них проходят подготовку в учреждениях послевузовского образования г. Минска. В 2009 г. в аспирантурах г. Минска обучалось 177 аспирантов из зарубежных стран, что составило 90,3 % от их общей численности. Численность иностранных граждан, проходящих подготовку в региональных аспирантурах, в 2009 г. распределилась примерно равномерно среди четырех областей республики (см. табл. 2). За 2006–2009 гг. в аспирантурах Брестской и Минской областей подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных государств вообще не осуществлялась. Анализ данных государственной статистики свидетельствует о достаточно высоких показателях эффективности деятельности учреждений послевузовского образования в части подготовки аспирантов — иностранных граждан. Так, в 2009 г. из 26 иностранных граждан, окончивших аспирантуру, 8 человек защитили кандидатские диссертации в срок обучения, и 11 успешно прошли процедуру предварительной экспертизы. Таким образом, показатель эффективности подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран составил 30,8 %, что существенно превышает значение данного показателя в целом по республике — 3,2 %. Для сравнения отметим, что в 2008 г. из 25 выпускников аспирантур — иностранных граждан 10 человек (40 %) защитили диссертации в срок обучения и 14 человек (56 %) успешно прошли процедуру предварительной экспертизы. Данные государственной статистики не отражают всего спектра показателей деятельности учреждений послевузовского образования по развитию экспорта образовательных услуг. В частности, отсутствуют статистические данные о распределении численности иностранных аспирантов по отраслям науки, специальностям и странам происхождения. Для проведения детального анализа состояния подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных государств в 2008 г. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь провел проверку вузов и научных организаций республики, обеспечивающих получение послевузовского образования [6]. Подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь осуществлялась в 2008 г. в 43 высших учебных заведениях и 73 научных организациях. Иностранные граждане, по данным проведенного исследования, обучались в аспирантурах 26 вузов и 2 научных организаций республики, что составляет около 24 % от общей численности учреждений послевузовского образования страны. Таким образом, большинство образовательных и научных организаций республики не используют в полной мере свой научно-педагогический и образовательный потенциал для развития экспортных услуг в сфере послевузовского образования. Исследование показало, в 2008 г. аспирантскую подготовку в Республике Беларусь проходили граждане из 23 стран мира. Наибольшую долю составляли граждане стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, в том числе из Китая — 58 человек (35,4 %) и Ливии — 22 человека (13,4 %) (см. рис. 2). Гражданами стран дальнего зарубежья являлись 88,4 % от общего числа иностранных аспирантов, проходивших подготовку в 2008 г., а гражданами стран Балтии — 4,3 %. Следует отметить, что граждане стран СНГ составили только 7,3 % от общей численности иностранных аспирантов (12 аспирантов, причем из них 10 человек — граждане России). Рис. 2. Распределение аспирантов-иностранцев, обучавшихся в 2008 г. в вузах и научных организациях Республики Беларусь, по странам происхождения
Рис. 3 Распределение аспирантов — иностранных граждан, обучавшихся в 2008 г., по отраслям науки
Среди специальностей общественного и гуманитарного профиля наибольший интерес для иностранных аспирантов представляют специальности экономического и педагогического профиля, а также по истории международных отношений и внешней политике, теории и истории искусства. Иностранные граждане предпочитают также проходить подготовку по специальностям в области математики, информационных технологий, вычислительной техники, систем радиотехники и телекоммуникаций. Большинство аспирантов из Китая, Ирака и Ливии обучаются по специальностям в области общественных и гуманитарных наук, а граждане Вьетнама, Ирана и Йемена наиболее заинтересованы в прохождении аспирантской подготовки по специальностям естественно-научного и технического профиля. Проведенный выше анализ показал, что в Республике Беларусь сложился недостаточный уровень развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования по сравнению с ведущими странами мира. Подготовка научных кадров высшей квалификации для зарубежных государств преимущественно осуществляется в высших учебных заведениях Министерства образования. Научным организациям республики следует разработать действенные механизмы привлечения иностранных граждан для обучения в аспирантуре, и в особенности по специальностям в области естественных и технических наук. В качестве приоритетных направлений деятельности по расширению подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в Республике Беларусь следует определить следующие:
Для реализации этих задач следует разработать проект Концепции экспорта образовательных услуг Республики Беларусь на период 2011–2020 гг. Только согласованные действия всех структур, вовлеченных в процесс подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран, позволят повысить эффективность использования имеющегося образовательного и материально-технического потенциала для расширения экспорта образовательных услуг учреждениями послевузовского образования Республики Беларусь.
1. Человеческие ресурсы в научно-технической сфере (по итогам деятельности рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных институтов в 2004–2006 гг.) // Вестник международных организаций. — 2007. — № 4. — С. 85–90.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |