Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Состояние экспорта услуг в сфере послевузовского образования в Республике Беларусь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 августа 2012 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2012, № 1(20)]
А. Н. Королевич, Н. А. Никоненко, Ю. А. Шульга,
Дана оценка состояния подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях и организациях, обеспечивающих получение послевузовского образования в Республике Беларусь. Проанализировано распределение численности иностранных граждан по аспирантурам высших учебных заведений и научных организаций, по республиканским органам государственного управления, регионам Беларуси, отраслям науки и странам происхождения. Сделан вывод о необходимости расширения подготовки научных кадров высшей квалификации для иностранных государств и определены основные меры по наращиванию экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь. The state of training highly qualified scientific specialists for foreign countries at the postgraduate departments of the Republic of Belarus has been evaluated. A distribution of foreign postgraduate students being studied with respect to the higher educational institutions and scientific organizations, public authorities, regions of Belarus, science areas and the countries of origin was analyzed. A conclusion has been made concerning a necessity to expand the training highly qualified scientific specialists for foreign countries and the basic directions of activity on increasing the export of educational services in the Republic of Belarus were determined.
Образовательные услуги для иностранцев предлагают сегодня тысячи высших учебных заведений из почти 140 государств. При этом основная конкуренция на международном рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией. На эти страны, где обучается свыше 4/5 всех иностранных студентов, приходится примерно 4/5 общемировых государственных расходов на образование [2]. В соответствии с данными департамента международного сотрудничества Минобрнауки России в 2008 г. в 650 российских вузах обучалось свыше 120 тыс. иностранных граждан, из них большая часть (70 тыс.) — граждане СНГ [4]. Беларусь обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Подготовка национальных кадров высшей научной квалификации для зарубежных стран в белорусских образовательных и научных учреждениях, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, постепенно становится составной частью внешнеэкономической деятельности Беларуси. В 2011–2015 гг. прогнозируется увеличение экспорта образовательных услуг, объемы которого согласно Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь должны возрасти к 2015 г. в 3 раза. Кроме того, планируется перераспределение доли экспорта услуг в пользу послевузовского образования. Решение этой задачи требует проведения анализа состояния подготовки иностранных граждан в учреждениях и организациях, обеспечивающих получение послевузовского образования. Данные государственной статистики послевузовского образования свидетельствуют, что за 2009–2011 гг. наблюдалась положительная динамика роста численности иностранных аспирантов, обучавшихся в вузах и научных организациях республики. Так, в 2011 г. численность иностранных аспирантов (без учета граждан СНГ) возросла по сравнению с 2009 г. на 17,4 % (с 196 чел. в 2009 г. до 230 чел. в 2011 г.) (рис. 1) [6]. Рис. 1. Динамика численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь в 2005–2011 гг. Важным показателем уровня развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования является удельный вес иностранных граждан в общей численности аспирантов в стране. В Республике Беларусь за последние пять лет данный показатель увеличился с 2,7 до 4,6 %. Следует отметить, что в странах, занимающих лидирующие позиции в сфере экспорта образовательных услуг, значение этого показателя составляет более 10 %, а в Швейцарии — более 40 %, в Великобритании, США и Канаде — около 20,0 % [5]. Согласно данным государственной статистики подготовка научных кадров высшей квалификации для иностранных государств осуществляется преимущественно в высших учебных заведениях республики (90,9 %), тогда как в аспирантурах научных организаций проходят подготовку всего лишь 9,1 % от общей численности аспирантов-иностранцев (табл. 1). Таблица 1 Численность аспирантов — иностранных граждан* в разрезе научных организаций и высших учебных заведений за период 2009–2011 гг.
* Без учета граждан СНГ.
Таблица 2 Динамика численности аспирантов — иностранных граждан* в разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций за период 2009–2011 гг.
* Без учета граждан СНГ.
Картина регионального распределения подготовки аспирантов иностранных граждан по состоянию на начало 2012 года следующая: основная их доля (215 чел., или 93,5%) обучалась в аспирантурах ведущих университетов и научных организаций г. Минска и только 15 чел., или 6,5% от их общей численности — в региональных аспирантурах. Наибольшее число аспирантов — иностранных граждан в 2011 году проходило подготовку в учреждениях послевузовского образования Витебской области (7 чел.).
Анализ отраслевой структуры подготовки в белорусских учреждениях послевузовского образования аспирантов иностранных граждан показывает (рис. 2), что иностранные граждане больше всего заинтересованы в получении послевузовского образования по специальностям гуманитарного профиля. Их доля в общей численности аспирантов иностранных граждан составляет 56,5 %. На втором месте находятся технические науки — 25,2 %, далее следуют специальности естественнонаучного профиля — 16,1 %. Все другие отрасли науки востребованы аспирантами-иностранцами довольно слабо. Так, в 2011 г. по медицинским наукам обучалось всего 1,3 % от общей численности аспирантов-иностранцев, по сельскохозяйственным наукам — 0,9 %. Как видим, в этих областях научного знания есть еще большой резерв для развития экспорта образовательных услуг. Рис. 2. Отраслевая структура подготовки аспирантов — иностранных граждан в Республике Беларусь в 2011 г. (без учета стран СНГ) Следует отметить, что отраслевая структура подготовки иностранных аспирантов в системе Министерства образования имеет свои особенности: по сельскохозяйственным и медицинским наукам подготовка аспирантов вообще не ведется. Более половины общей численности аспирантов-иностранцев получают послевузовское образование по специальностям в области общественных и гуманитарных наук (51,5 %) (рис. 3). В отраслевой структуре подготовки аспирантов — иностранных граждан в организациях НАН Беларуси наоборот преобладают естественные науки (57,9 %). Далее следуют технические науки — 31,6 %, а общественные и гуманитарные науки составляют всего 10,5 %.
Рис. 3. Отраслевая структура подготовки аспирантов — иностранных граждан в системе Министерства образования и НАН Беларуси в 2011 г.
Эффективность подготовки аспирантов иностранных граждан. Анализ данных государственной статистики свидетельствует о достаточно высоких показателях эффективности деятельности учреждений послевузовского образования в части подготовки аспирантов — иностранных граждан. Так, в 2011 г. из 60 иностранных граждан, окончивших аспирантуру, 22 человека защитили диссертации в срок обучения. Таким образом, показатель эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран составил 36,7 %, что существенно превышает значение данного показателя в целом по республике — 3,2 % (табл. 3). Таблица 3 Эффективность подготовки аспирантов — иностранных граждан по показателю защит в срок обучения в 2011 г.
Основными потребителями услуг в сфере послевузовского образования в Республике Беларусь являются страны Азии и Ближнего Востока. Доля аспирантов из этих стран в общей численности иностранцев в 2011 году составила 74,3 %. Наибольший удельный вес составляют граждане из Китая (24,3 % от всех обучающихся иностранных аспирантов), Ирана — 21,3 %, Ирака — 19,6 % и Ливии — 11,7 % (табл. 4). Таблица 4 Численность аспирантов — иностранных граждан по странам происхождения
Анализ состояния подготовки иностранных граждан в учреждениях и организациях, обеспечивающих получение послевузовского образования, свидетельствует о недостаточном уровне развития экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь. Для наращивания экспорта услуг в сфере послевузовского образования необходимо принятие, с учетом имеющегося зарубежного опыта, ряда мер, направленных на оптимальное использование имеющихся организационных, экономических, дипломатических и профессиональных кадровых возможностей Республики Беларусь. К числу основных мер можно отнести следующие:
Только реализация всего комплекса вышеизложенных мер позволит надеяться на то, что в ближайшей перспективе подготовка национальных кадров высшей научной квалификации для зарубежных стран станет важной составной частью внешнеэкономической деятельности Беларуси.
1. Беляков, С. А., Клячко, Т. Л., Полушкина, Е. А., Краснова, Г. А., Сюлькова, Н. В. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений / С. А. Беляков и др. — М: Издательский дом «Дело» РАНХиГс, 2011. — 124 с. 2. Ничков, В. В. Прочные позиции на международном рынке образовательных услуг — реальность и перспектива российского образования [Электронный ресурс] / В. В. Ничков // Федеральный справочник «Образование в России». Т. 5. — С. 485–490. — Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/X/Nichkov.pdf. 3. Папкова, Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // Дружба. — 2008. — № 6. — 18 фев. Режим доступа: http://www.forteacher07.ru/content/view/184/57. 4. Доля образовательных услуг РФ на мировом рынке снизилась (13.11.2008) // Федеральный портал «Российское образование» / URL: Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=6921. 5. Человеческие ресурсы в научно-технической сфере (по итогам деятельности рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных институтов в 2004–2006 гг.) // Вестник международных организаций. — 2007. — № 4. — С. 85–90. 6. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2009 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2010. — 82 с. 7. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2011 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2012. — 45 с.
Ссылки по теме: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |