Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

О некоторых актуальных тенденциях в развитии международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/1_2008/art4_7_2008.html

 
 

16 июля 2008 г.

 
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 1(7)]


О.А. Мееровская
,
ученый секретарь ГУ «БелИСА

Т.О. Ляднова,
начальник отдела международного научно-технического сотрудничества ГУ «БелИСА», канд. экон. наук


По заказу Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в 2002–2007 гг. ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА») выполнил серию работ, посвященных мониторингу и анализу состояния и тенденций развития международного научно-технического сотрудничества (МНТС) Беларуси. Общей их целью является аналитическое и информационное обеспечение деятельности ГКНТ по формированию политики сфере МНТС как части государственной научно-технической политики и планированию мероприятий по его поддержке на правительственном и ведомственном уровнях.

В разные годы, в зависимости от поставленной задачи, были проанализированы состояние научно-технической кооперации с Россией, странами СНГ, Азиатско-Тихоокеанским регионом, сотрудничество в рамках международных научных программ и деятельность по реализации прямых договоров с зарубежным заказчиком на проведение научных исследований и/или разработку (поставку) научно-технической продукции. Несмотря на разнообразие объектов исследования (приоритеты научно-технической деятельности, законодательная база, формы поддержки МНТС, страновые приоритеты в фокусных регионах и т. д.), обязательным компонентом всех работ являлся сбор информации и анализ международных научно-технических проектов (МНТП), выполняемых организациями Республики Беларусь с партнерами из фокусной страны/региона. Анализ МНТП дает ответ на вопросы том, какие организации сегодня работают в этом направлении, в каких научных областях, какие международные программы наиболее популярны и почему, каковы условия сотрудничества, в чем состоят проблемы и какие меры целесообразно предпринять на государственном уровне для того, чтобы помочь развитию белорусской науки через интеграцию отечественных субъектов научно-технической деятельности в мировое научно-технологическое пространство. Следует отметить, что количество МНТП и во-влеченных в деятельность по их реализации организаций, а также объем привлеченного зарубежного финансирования являются единственными количественными показателями, по которым можно с достаточной долей объективности оценивать интенсивность и эффективность международной научной кооперации.

Для целей мониторинга по заказу ГКНТ в ГУ «БелИСА» в 2002 г. создана и с тех пор постоянно пополняется база данных МНТП (БД), которая на настоящий момент содержит сведения о примерно 1,5 тыс. проектов, выполненных научными и научно-производственными организациями Беларуси в 1994–2006 гг., а также переходящих на 2007 г. и последующие годы. Она включает проекты, реализованные в рамках международных программ и профинансированные международными организациями и фондами — INTAS, ISTC, UNESCO, NATO, SCOPES, FP6 и др. (далее — совместные проекты), а также прямые договоры с зарубежными заказчиками на разработку и поставку научно-технической продукции (далее — контракты). В основном это научные работы, обеспеченные финансированием: до 2007 г. сведения о малобюджетных проектах (объем финансирования до 2 тыс. долларов США) в БД не вносились. С 2007 г. с целью обеспечения сопоставимости данных, получаемых при анализе БД, со сведениями, предоставляемыми республиканскими органами государственного управления в их отчетах, ГКНТ было принято решение о включении в БД сведений обо всех МНТП. Так, в ходе актуализации базы в 2007 г. в нее была внесена информация о 416 научно-технических проектах, выполнявшихся научными организациями и научно-производственными компаниями республики в 2006 г., что, в силу указанных причин, примерно в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. В целом же, среднегодовое количество реализуемых в Беларуси МНТП в 2004–2006 гг. стабилизировалось на уровне 400–450 проектов. Источники информации о МНТП — сведения отраслевых министерств и НАН Беларуси, информация, предоставленная офисами международных программ и поддерживаемым ГУ «БелИСА» государственным реестром НИОК(Т)Р, а также Интернет.

Целью исследования, проведенного в 2007 г., была оценка деятельности белорусских организаций по реализации МНТП в 2006 г. (по БД), сравнительный анализ с показателями предыдущих лет и выявление тенденций, характерных для этой сферы МНТС. Ниже остановимся на некоторых основных особенностях и тенденциях, отмеченных в работе.

1. Общее снижение доли организаций, участвующих в МНТП, в общем количестве организаций, осуществляющих исследования и разработки.

Из 416 МНТП, реализованных в 2006 г., 215 приходились на долю Министерства образования (51%), 169 — НАН Беларуси (41%), 23 — Минздрава (6%), 7 — Минпрома (2%), 2 — Минприроды (менее 1%) (рис. 1).

 Распределение МНТП по ведомственной принадлежности белорусских организаций-исполнителей в 2006 г.

 Рис. 1. Распределение МНТП по ведомственной принадлежности белорусских организаций-исполнителей в 2006 г.

Деятельностью по выполнению МНТП занимались всего 14% от общего количества организаций, осуществляющих в республике научные исследования и разработки. Несмотря на то, что в течение 2004–2006 гг. этот показатель существенно не изменился, за весь период мониторинга количество вовлеченных в МНТС отечественных организаций уменьшилось примерно в 2 раза.

Только в министерствах образования и здравоохранения к деятельности по реализации МНТП подключаются новые организации, которые ранее (или, по крайней мере, в течение 2004–2005 гг.) ею не занимались. В НАН Беларуси, где на начало 2006 г. было сосредоточено почти 70% всех занятых НИОКР докторов наук и более 60% кандидатов наук, в реализации международных исследований участвовали только 18% организаций [1].

2. Уменьшение доли совместных проектов в общем количестве МНТП.

В середине 1990-х годов международные программы были основным зарубежным источником поддержки белорусской науки. В начале 2000-х годов наметилась тенденция к увеличению числа и объемов финансирования контрактов, выполняемых по заказам из-за рубежа. Она особенно усилилась в 2004–2006 гг. и привела к тому, что по итогам анализируемого года совместные научно-исследовательские проекты в общем количестве МНТП составили 36% в НАН Беларуси и всего 12% в Министерстве образования (при относительно стабильном, как отмечалось выше, общем количестве МНТП).

По данным БД, в 2006 г. 16 организациями НАН Беларуси выполнялось 79 совместных проектов в рамках различных международных программ/фондов с общим объемом финансирования 5,6 млн долларов США. К лидерам по количеству проектов относились Институт физики им. Б.И. Степанова (20 проектов), Объединенный институт проблем информатики (10), Институт зоологии (9), Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — «Сосны» (5), Институт тепло– и массообмена им. А.В. Лыкова (6), Институт математики (7), Институт физики твердого тела и полупроводников (4).

В вузах активность по реализации совместных научно-исследовательских проектов в 3 раза ниже: их выполнялось всего 26, главным образом, в Белорусском государственном университете (10 проектов) и в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (4). По информации Министерства образования, общий объем средств, полученный по этим проектам в течение 2006 г., составил 1,6 млн долларов США.

В работе проанализированы состояние сотрудничества с основными действующими в Беларуси программами МНТС, которые открыты для отечественных ученых Международным научно-техническим центром (ISTC) и Международной ассоциацией по содействию сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего СССР (INTAS), Рамочными программами научных исследований и технологического развития ЕС (РП ЕС), выявлены их сильные и слабые стороны, внутренние и внешние причины отмеченной тенденции, сделана попытка спрогнозировать ситуацию на 2008–2010 гг.

В качестве причин снижения интереса белорусских ученых к международным научным программам отмечены, в частности:

  • сворачивание в 2003–2006 гг. деятельности INTAS — лидера по количеству профинансированных в 1994–2006 гг. совместных проектов с участием белорусских партнеров — и, наконец, вступление Ассоциации в стадию ликвидации с 1 января 2007 г.;
  • прекращение деятельности в Беларуси ряда зарубежных научных организаций, продолжающих в то же время финансировать международные научные исследования в других странах СНГ;
  • высокий научный уровень и высокая конкуренция в новых программах международного научного сотрудничества (РП ЕС), приходящих на смену программам, так или иначе связанным с поддержкой научно-технического потенциала в странах СНГ (INTAS, ISTC). Так, к примеру, уровень успешности заявок от Беларуси в проектах ISTC составил в среднем 39%, тогда как для проектов с белорусским участием, поданных на конкурсы 6РП ЕС, — 19%, причем последний показатель даже несколько выше, чем средний по СНГ, и весьма близок к среднему уровню успешности для стран-членов ЕС;
  • новые, непростые требования и правила участия в РП ЕС, требующие от ученого времени на их освоение, а также знания английского языка, интернет-технологий, мобильности;
  • снижение поддержки (организационной и финансовой) двусторонних исполнительных программ МНТС со стороны формирующих их органов государственного управления в сфере науки (например, в Германии, Польше), а также фактическое приостановление деятельности межведомственной Белорусско-Германской рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству и Белорусско-Польской межправительственной комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий. Тем самым перестают формироваться и поддерживаться двусторонние контакты — та «питательная среда», которая служит инструментом для продвижения белорусских партнеров в многосторонние международные консорциумы;
  • усиление требований к научным организациям со стороны вышестоящих органов по повышению отдачи от науки в целом и от МНТС в частности. Работа в таких условиях не позволяет выстраивать долгосрочную стратегию по вхождению в новые программы, включающую такие элементы, как ознакомление с правилами участия, обучение, поиск партнеров и т. д;
  • государством и самими научными организациями в той или иной степени финансируется деятельность, направленная на продвижение на рынок научно-технической продукции (создание и поддержка веб-сайтов, издание рекламных материалов, организация тематических выставок в Беларуси и участие белорусских разработчиков в крупных специализированных выставках, а также в национальных экспозициях за рубежом) и преследующая своей целью заключение контрактов на ее поставку (разработку). В противоположность этому деятельность по подготовке заявок на международные проекты осуществляется учеными, в основном, индивидуально (реже — группой из нескольких ученых), в свободное от основной работы время. Она никем не поддерживается, никак не оплачивается. Результат участия в конкурсе (а в большинстве международных программ решение о финансировании принимается по результатам конкурса) не очевиден. При таких условиях поддерживать интерес ученых к этой деятельности весьма сложно;
  • последним в списке причин, негативно сказывающихся на заинтересованности белорусских ученых в МНТС, но не последним по значению, является рост внутренних расходов на науку. В 2006 г. они составили 524 млрд руб., что представляет собой трехкратное увеличение (в абсолютных показателях) по сравнению с 2002 г. [2], пересчет этих показателей в евро позволяет говорить о двукратном росте (с 95,8 млн евро в 2002 г. до 194,5 млн евро в 2006 г.). При всей недостаточности таких темпов роста для кардинального улучшения ситуации в научно-технической сфере и отставании их от темпов роста ВВП можно сказать, что выделяемые государством на науку средства сегодня более доступны, а, значит, и более интересны ученым, нежели зарубежные.

По данным Итальянского агентства по содействию европейским исследованиям, основная масса ученых ЕС (52%) видят интерес в участии в международных многосторонних научных исследованиях в возможности работы в сети специалистов аналогичной или смежных научных областей, обмена с ними опытом и информацией (“networking”) [3]. Чуть более четверти опрошенных (28%) видят в этой деятельности средство повысить собственный уровень исследований, возможность «делать большую науку» и только 20% на первое место ставят финансовые причины (рис. 2).

 Интересы ученых ЕС в международных научных исследованиях

Рис. 2. Интересы ученых ЕС в международных научных исследованиях

Подобные опросы среди белорусских участников МНТС не проводились. Однако, с учетом наличия между тремя названными причинами взаимосвязи и взаимозависимости, необходимо отметить, что участие в международных научно-исследовательских программах высокого научного уровня, к которым, несомненно, относятся программы ISTC, INTAS, ЮНИДО, ЮНЕСКО, НАТО, ГЭФ и РП ЕС, позитивно влияет на уровень национальных исследований в отдельных областях. Поэтому снижение показателей по данному параметру в Беларуси требует внимания со стороны ГКНТ и НАН Беларуси.

Проведенный анализ дает основания для весьма сдержанного, если не пессимистического, прогноза относительно перспектив активизации деятельности в данном направлении в ближайшем будущем. Они вызваны вступлением в активную фазу ранее только намечавшегося перехода от удобных и популярных в научном сообществе Беларуси и стран СНГ программ поддержки науки к программам равноправного сотрудничества в области науки и технологий. Последние предполагают не только равный доступ к проектам, но и равные условия при участии в конкурсах, единые критерии и требования по экспертизе заявок, а также совместное финансирование исследований. К работе на таких условиях многие отечественные организации пока не готовы. Знаковым событием в этом плане стало решение Европейской комиссии о закрытии INTAS.

Вместе с тем, потенциал сотрудничества с рядом известных в Беларуси организаций, финансирующих международные научные исследования, еще далеко не исчерпан. Так, анализ не выявил каких-либо серьезных внешних факторов, которые могли бы объяснить падение интереса отечественных ученых к ISTC. Есть основания утверждать, что и количество проектов, и привлеченные средства могли бы быть существенно больше, если бы увеличилось число подаваемых от Беларуси заявок, в том числе подготовленных совместно с российскими партнерами.

Беларусь относительно неплохо стартовала в 6РП ЕС (2002–2006 гг.) — новой для нашей страны программе МНТС, относящейся к упомянутой выше категории программ равноправного сотрудничества. Отечественные научные организации приняли участие в 19 проектах 6РП с объемом финансирования своей части работ равным 1,4 млн евро. Еще 6 проектов в форме грантов на развитие научной карьеры и мобильности имеют отдельные белорусские ученые. Поскольку большая часть проектов принята к финансированию в конце 2005 и 2006 гг., срок реализации этих проектов приходится на 2006–2009 гг. В стране начато формирование инфраструктуры для информационной и консалтинговой поддержки участия в программе. Вместе с тем, серьезный прорыв здесь может быть достигнут только при условии многоуровневого подхода к организации сотрудничества по аналогии с тем, который использует сегодня во взаимодействии с ЕС Россия и к которому медленно движется Украина. Основой для него могло бы стать соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий между Беларусью и ЕС.

3. В противоположность сотрудничеству в рамках международных программ активно развивается деятельность по зарубежным контрактам: по сравнению с 2004 г. их количество выросло в 3,4 раза в Министерстве образования и в 1,8 раза в НАН Беларуси. Растет количество контрактов в Министерстве здравоохранения. Увеличивается и объем средств, поступающих в Беларусь из-за рубежа за счет этого вида деятельности. Однако повсеместно рост финансовых показателей достигнут за счет увеличения количества контрактов, а не за счет их «укрупнения».

При том, что, в целом, получение совместного проекта в какой-либо серьезной научной программе является более трудоемким и требует более длительного времени, чем подготовка контракта, с финансовой точки зрения он выгоднее последнего. Соотношение стоимости совместных проектов и контрактов в категории малобюджетных МНТП (объем финансирования до 20 тыс. долл. США), к которой относится более половины выполняемых в республике международных НИОКР, составляет 2:3, в категории крупных (объем финансирования более 200 тыс. долл. США) — 3:1.

4. Опережающий рост активности вузов.

По итогам 2006 г. впервые место лидера по количеству выполняемых МНТП, ранее принадлежавшее НАН Беларуси, заняло Министерство образования — 51% от общего количества МНТП (в 2004 г. — 28%). Отмеченный рост произошел на фоне относительно стабильной позиции НАН Беларуси и снижения количества МНТП, реализуемых Министерством промышленности (рис. 3).

 

Рис. 3. Распределение МНТП по ведомственной принадлежности выполняющих их организаций 2004 и 2006 гг.

Анализу успехов Министерства образования в развитии МНТС посвящена отдельная глава. Среди основных причин названы, в частности:

  • расширение сферы научного и научно-технического взаимодействия белорусских университетов с зарубежными партнерами;
  • постоянное и нарастающее участие вузов в международных выставках и сопутствующих мероприятиях;
  • формирование и развитие информационных ресурсов, информационных площадок и порталов вузов;
  • развитие инновационной инфраструктуры, содействующее продвижению научно-технических разработок вузов на внутренний и внешний рынки;
  • организация и участие в научно-практических семинарах по принципу «Кооперационная биржа»;
  • участие в международных научных конференциях.

Опыт организации МНТС в Министерстве образования является, пожалуй, единственным примером системной работы в данном направлении на уровне республиканских органов государственного управления и может быть предложен в качестве модели для использования другими министерствами.

В качестве примера использования БД для анализа ситуации с выполнением МНТП в конкретной научной области и/или в интересах конкретного министерства в работе проведен анализ проектов в сфере медицины и фармакологии. Результаты анализа были представлены в докладе Первого заместителя Председателя ГКНТ В.И. Недилько «Международное научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь: организация и формы государственной под-держки. Место проектов в области здравоохранения в международной кооперации республики» на семинаре по вопросам развития МНТС в области здравоохранения и фармацевтики, прошедшем в г. Минске 28 июня 2007 г. Сформулированные по результатам анализа рекомендации Министерству здравоохранения по совершенствованию организации МНТС, включая вопросы реализации МНТП, были направлены ГКНТ министру здравоохранения.

В работе дан ряд практических рекомендаций ГКНТ, НАН Беларуси, отдельным республиканским органам государственного управления, которые направлены как на совершенствование сотрудничества по выполнению МНТП, так и на оптимизацию мониторинга этого вида деятельности. Тем не менее, отмечено, что основной предпосылкой для интенсивного и эффективного МНТС являются комплексные меры по развитию научно-технической и инновационной деятельности в стране в целом.

Результаты исследования, а также содержащиеся в нем выводы и рекомендации в установленном порядке представлены заказчику, а также презентованы ответственным исполнителем НИР, ученым секретарем БелИСА О.А. Мееровской на научно-практическом семинаре «Международный опыт работы научно-технологических парков, трансфера технологий и инновационного менеджмента» (13–14 декабря 2007 г., г. Минск) и Белорусско-Латвийском научно-инновационном форуме (18–19 декабря 2007 г., г. Минск. Информация в части сотрудничества в рамках международных научных программ доведена до сведения межведомственного Координационного совета по взаимодействию с 7РП ЕС, заседание которого состоялось в ГКНТ 20 февраля 2008 г. 


Литература:
1. Научные кадры Республики Беларусь, социологический анализ [текст]. — Минск: Белорусская наука, 2007. — С. 13.
2. Science, innovations and technologies in the Republic of Belarus, 2006, short statistical book – Minsk: BelISA, 2007. — P. 44.
3. Материалы Международного информационно-методического семинара «Научно-техническое сотрудничество Беларуси и ЕС в области продуктов питания, сельского хозяйства и биотехнологий», Минск, 11–12 октября 2007 г.
4. «Провести анализ реализации выполненных белорусскими организациями в 2006 году международных программ и проектов. Актуализировать базу данных по международным программ и проектам», отчет о НИР. — Минск: ГУ «БелИСА», 2007 — 89 с.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.