Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Состояние системы подготовки кадров в высших экономических учебных заведениях Украины
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2008/art4_9_2008.html

 
 

20 февраля 2009 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)] 


М.Г. Виевская,
доцент Криворожского экономического института Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, канд. пед. наук

Л.И. Красовская,
заведующая кафедрой педагогики и психологии Криворожского экономического института Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, канд. пед. наук, доцент

 

Социально-экономические изменения, происшедшие в Украине, способствуют повышению требований к качеству подготовки экономистов, изменению самого содержания указанного процесса. Анализ современного состояния подготовки экономических кадров свидетельствует о необходимости учета всех составляющих данной системы.

Учитывая тот факт, что организация учебного процесса в высших учебных заведениях должна соединять научные исследования с их практическим воплощением, мы отследили динамику докторских диссертационных исследований по экономике и сравнили ее с другими направлениями научных разработок. По результатам проведенного анализа нами построена диаграмма. Для этого использовались данные Бюллетеня ВАК Украины об утверждении защищенных докторских диссертаций в специализированных советах и присуждении дипломов докторов наук.  Динамика представлена на рис. 1 и 2, обобщенные результаты сравнительного анализа — на рис. 3. Приведенные данные свидетельствуют о лидерстве таких направлений научных поисков, как технические, медицинские и экономические науки. Из 864 научных работников, которые получили дипломы докторов наук в 2006 г., 203 человека (23,5%) стали докторами технических наук, 140 (16,2%) — медицинских, 83 (9,1%) — физико-математических, 82 (9,5%) — экономических. По педагогическим наукам защищена и утверждена 61 докторская диссертация, что составляет 7,1%.

В 2007 г. дипломы докторов наук получили 628 научных работников, из них 133 человека (21,2%) — в области технических  наук, 107 (17%) — медицинских, 73 (11,6%) — экономических, 63 (10%) — физико-математических и 41 человек (6,5%) — в области исторических наук. Сравнительный анализ выявил сохранение доминирующей позиции и развитие интереса к экономической отрасли, с учетом того, что пятерка лидеров изменилась.

Анализ литературы по проблеме развития высшего экономического образования, работ таких авторов, как В. Базилевич [1, 23], Д. Богиня [2], Б. Будзан [3], Л. Бурдейна [4], Л. Грущенко [5], Б. Данилишин [6], Л. Дыбкова [8], Н. Захарченко [9], Е. Иванченко [10], Т. Качеровская [11], А. Колот [12], И. Мороз [15], В. Стрельников [22], С. Кустовський [14], И. Полищук [20], В. Стасюк  [21], С. Юрий [24], отражает современное состояние высшего профессионального образования, в том числе экономического. Прежде всего следует отметить тот факт, что нынешний уровень высшего образования не в полной мере отвечает требованиям общества и подписанного Болонского соглашения. Сложившаяся ситуация обусловила изменение базовых элементов образовательной системы (статуса учебного заведения, его организационной структуры, учебных программ, методов обучения и т. д.) и требует модернизации.

 

 

 

Реформы образования документально отражены в принятой Государственной национальной программе «Образование»: Украина ХХІ век, Законе «О высшем образовании» и комплексе документов, связанных с подписанием Украиной Болонской декларации.

Данными документами предусмотрено внедрение гибкой, динамичной, ступенчатой системы подготовки специалистов, что позволит удовлетворить потребности и возможности личности в получении определенного образовательного и квалификационного уровня по соответствующим направлениям, с учетом ее способностей; определении направлений базового высшего образования и специальностей по квалификационным уровням; будет способствовать разработке квалификационных характеристик специалистов при участии заказчиков и интегрированию системы высшего образования Украины в международное научно-образовательное сообщество.

Можно утверждать, что наблюдается активизация тенденции разработки нормативно-правовой базы образовательной отрасли. В то же время внедрение указанных документов в практику деятельности несколько замедлено. С принятием Закона Украины «Об образовании» (1991 г.) начался процесс формирования принципиально новой для нашего государства ступенчатой системы образования и органично связанной с ней системы научных степеней и званий (бакалавр, магистр, доктор). Определены проблемы, требующие первоочередного решения. Среди них — индивидуализация и дифференциация знаний, расширение перечня специальностей, прежде всего правового и экономического направлений, разработка нормативной базы по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами.

Министерством труда Украины представлен перечень направлений подготовки специалистов с высшим образованием по профессиональным направлениям, специальностям различных квалификационных уровней и рабочих профессий. Он был утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 18 мая 1994 г. [18]. К направлению «Экономическое образование» были отнесены специальности: «Учет и аудит», «Экономика предпринимательства», «Экономическая теория», «Финансы», «Маркетинг».

После принятия Закона Украины «Об образовании» начался процесс создания условий для внедрения в высшие учебные заведения многоступенчатой подготовки специалистов, возникла потребность введения образовательно-квалификационных уровней «младший специалист» «бакалавр», «магистр». С 1991 по 1994 гг. осуществлялась разработка первого поколения государственных отраслевых стандартов по направлению «Экономика и предпринимательство». Это был период поисков и апробаций новых программ, планов, направлений. Центрами научных исследований стали ведущие высшие учебные заведения Украины: Киевский экономический университет, Киевский торгово-экономический университет, Одесский экономический университет. В системе высшего экономического образования было выделено направление «Экономика и предпринимательство», которое предусматривает подготовку специалистов по специальностям: «Финансы», «Банковское дело», «Экономика предприятия», «Экономическая статистика», «Бухгалтерский учет», «Биржевая деятельность»; бакалавров, специалистов, магистров по специальностям «Экономическая теория», «Экономическая кибернетика», «Международная экономика», «Финансы», «Банковское дело», «Учет и аудит», «Экономика предприятий», «Маркетинг», «Управление трудовыми ресурсами», «Экономическая статистика».

С целью создания концепций, государственных стандартов, методических рекомендаций, касающихся содержания учебных курсов, внедрения нестандартных форм и методов обучения при Министерстве образования и науки Украины созданы структурные подразделения — научно-методические комиссии. Научно-методической комиссией по экономическому образованию разработаны и утверждены новые образовательно-профессиональные программы подготовки квалифицированного рабочего персонала (1995 г.); младших специалистов (1994 г.); бакалавров (1994 г.); специалистов (1995 г.).

Необходимо отметить, что к началу 90-х годов XX в. перечень специальностей экономического направления был ограниченным. В высших учебных заведениях осуществляли подготовку экономистов, бухгалтеров, финансистов, инженеров-экономистов, специалистов по планированию в различных отраслях народного хозяйства, статистов. Существовала трехуровневая система подготовки специалистов экономического профиля. Первый уровень представлен квалифицированными рабочими, подготовку которых осуществляли ПТУ на базе полного среднего и базового образования. Второй уровень отражает подготовку специалистов со средним специальным образованием: бухгалтер, экономист, финансист. Третий уровень — уровень подготовки специалиста. В 1991 г. в Украине функционировали девять экономических и торговых институтов: Киевский институт народного хозяйства, Одесский институт народного хозяйства, Тернопольский институт народного хозяйства, Харьковский инженерно-экономический институт, Донецкий институт советской торговли, Киевский торгово-экономический институт, Львовский торгово-экономический институт, Полтавский кооперативный институт, Харьковский институт общественного питания. Бухгалтеров и экономистов для сельского хозяйства готовили в высших учебных заведениях агропромышленного комплекса. На экономических факультетах классических университетов (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова) осуществлялась, в основном, подготовка специалистов по политической экономии. Подготовку специалистов на уровне среднего специального экономического образования, по данным Министерства образования и науки Украины, обеспечивали 54 техникума.

Развитие в стране банковского дела, предпринимательства, туристического и гостиничного бизнеса обусловило значительное увеличение количества высших учебных заведений и экономических специальностей. Вузы, адаптируясь к рыночным условиям, расширяли перечень образовательных услуг путем введения новых специальностей и специализаций: «Экономика и управление производством», «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», «Экономика и управление в машиностроении», «Менеджер-бухгалтер», «Инженер-маркетолог». Расширение спектра образовательных услуг путем открытия новых специальностей было одним из условий выживания высших учебных заведений, которые финансировались по остаточному принципу.

В 1995 г. была разработана и принята Концепция непрерывного экономического образования, которая предусматривает введение курса «Экономика» как базовой дисциплины во всех типах общеобразовательных учебных заведений [13]. Вместо обзорного, как отмечает И.В. Мороз [15], конспективного курса, рассчитанного на полгода-год, предложено изучение экономики как базовой дисциплины в течение 5–6 лет (4 года в общеобразовательной школе, два года в высших учебных заведениях). Изучение основ экономических знаний сконцентрировано на пяти направлениях: «Семейная экономика» (8-й класс), «Экономика предпринимательства» (9-й класс), «Экономическая система общества» (10-й класс), «Международная экономика» (11-й класс), «Основы рыночной экономики» (I–II курсы высших учебных заведений).

В 1996 г. при Министерстве образования Украины был создан профессиональный совет по экономическому образованию, главными задачи которого стали аккредитация и лицензирование экономических специальностей по заявленным уровням на основе проведения лицензионной или аккредитационной экспертизы. К проведению экспертиз привлекались высококвалифицированные сотрудники высших учебных заведений Украины. В данное время эти вопросы решают экспертный отдел Министерства образования и науки Украины, экспертные комиссии, а решение принимает Государственная аккредитационная комиссия.

В 2002 г. были разработаны: государственный отраслевой стандарт Образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра, специалиста и магистра, направления 0501 – «Экономика и предпринимательство» [17], государственный отраслевой стандарт Образовательно-професиональная программа подготовки младшего специалиста направление 0501 – «Экономика и предпринимательство» [18]; в 2003 г. — государственный отраслевой стандарт Образовательно-професиональная программа переподготовка специалиста направление 0501 – «Экономика и предпринимательство» [16].

Глобализация международных экономических и финансовых связей, потребность в определении новых принципов и механизмов построения системы национального экономического образования, творческое осмысление новейших тенденций и мирового развития образования, обусловили актуальность разработки и утверждения новой Концепции развития экономического образования в Украине [13]. Настоящий документ является методологической базой просветительской деятельности и определяет пути разрешения неотложных проблем в сфере экономического образования через понимание ее цели, заданий, содержания и технологий.

Концепцией определены задачи экономического образования, среди которых:

  • развитие экономической науки в высших учебных заведениях как основы обеспечения постоянного обновления содержания;
  • повышение качества обучения в образовательных учреждениях разных форм собственности;
  • совершенствование управления и организационно-экономического механизма функционирования учебных заведений;
  • наращивание потенциала профессорско-преподавательского состава и повышение его социального статуса;
  • внедрение европейской системы зачета знаний, развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;
  • согласование структуры системы высшего экономического образования Украины с требованиями Болонского процесса, в том числе за счет развития сотрудничества учебных заведений, схем мобильности, интеграции программ обучения; обеспечение непрерывности экономического образования [13, с. 4].

Система высшего экономического образования Украины адаптируется к потребностям рыночной экономики, приобретая черты развитых систем. Важным является то, что разработаны основы нормативно-правовой регуляции системы высшего экономического образования, которые нуждаются в последующем совершенствовании.

Непрерывность экономического образования обеспечивается на основе интеграционных процессов в системе: дошкольное учебное заведение — общеобразовательная школа — межшкольный учебно-производственный комбинат — профессионально-техническое учебное заведение — высшее учебное заведение І–ІІ уровня аккредитации — высшее учебное заведение ІІІ–ІV уровня аккредитации — институт повышения квалификации (МВА, второе высшее образование) — самообразование.

Процесс реформирования экономического образования продолжается. В мае 2005 г. Украина подписала Болонскую Декларацию. В соответствии с ней мы должны принять общую систему сравнительных образовательно-квалификационных уровней, внедрить два цикла обучения (бакалавр и магистр), систему кредитов, обеспечить мобильность студентов и преподавателей в пределах образовательного пространства, способствовать европейскому сотрудничеству обеспечения качества образования, продвигать европейские стандарты в систему высшего образования, постоянно учиться в течение всей жизни. Были пересмотрены направления, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Так, в 2006 г. Кабинет Министров Украины утвердил новый перечень направлений подготовки по образовательно-квалификационному уровню «бакалавр», пересматриваются и направления подготовки по образовательно-квалификационному уровню «магистр». Разработаны новые образовательно-квалификационные программы подготовки бакалавров и магистров направлений 0501 – «Экономика и предпринимательство» и 0502 – «Менеджмент» всех специальностей, которые отвечают требованиям Болонской декларации. Сформирована новая концепция методического обеспечения учебного процесса, оценки знаний студентов, прохождения практики, сдачи государственных экзаменов, написания квалификационных работ бакалавра и магистра и т. д. в контексте Болонского процесса. Значительное внимание уделяется разработке учебных планов подготовки специалистов по экономике на основе определенного количества кредитов ECTS на год. Согласно «Методическим рекомендациям по внедрению Европейской системы трансферта кредитов ECTS и приложения к диплому» [12], «система ECTS основывается на принципе, что 60 кредитов измеряют общую нагрузку студента дневной формы обучения на год». Кредиты отображают нагрузку студента, включая лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельную работу, практики и т. д. До подписания Болонского соглашения 1 кредит составлял 54 часа, а после некоторые учебные заведения закрепили новое соотношение, в котором 1 кредит равняется 36 часам, в классических университетах — 30. Обучение в бакалавриате продолжается 3–4 года (180–240 кредитов ECTS). Типичная магистерская программа составляет 1,5–2 года, то есть 90–120 кредитов ECTS, одногодичная магистратура — соответственно 60 кредитов ECTS. Поэтому в классических университетах предложено осуществлять подготовку специалистов разных специальностей на экономических факультетах, как правило, по схеме «4+2». То есть 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Поэтому и общее количество часов и кредитов, которые изучаются студентом в бакалавриате, составляет 240 кредитов, или 7200 академических часов. Для двухгодичной магистратуры — соответственно 120 кредитов, или 3600 часов, для магистратуры на 1,5 года — 90 кредитов, или 2700 часов.

В Киевском национальном экономическом университете им. Вадима Гетьмана, как и в классическом университете, а именно Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко считают, что общая учебная нагрузка бакалаврского уровня должна составлять 240 кредитов, но кредит составляет не 30, а 36 часов, и поэтому общая трудоемкость учебной работы студента на протяжении обучения должна равняться 8640 академическим часам.

Согласно действующему отраслевому стандарту направления «Экономика и предпринимательство», трудоемкость учебной работы составляет 140 отечественных кредитов (1 кредит равен 54 часам), или 7560 академических часов. В соответствии с устоявшимися европейскими стандартами студент на протяжении семестра должен изучать 5–6 дисциплин, формой итогового контроля, как правило, является экзамен. В отечественных заведениях это количество составляет 6–7 дисциплин, что вдвое меньше, чем в предыдущих учебных планах. Аудиторная нагрузка в КНЭУ за неделю на бакалаврском уровне подготовки составляет: на первом году обучения — 26–28 часов, на втором — 24–26, на третьем — 22–24, на четвертом — 18–20 часов. Кроме изменения объема нагрузки и количества дисциплин была упорядочена структура рабочих учебных планов относительно разделения дисциплин на нормативные и выборочные, но выборочные дисциплины не разделяются на группы по выбору университета и студента. При этом усилена выборочная составляющая учебных планов для того, чтобы они были более гибкими, индивидуализированными, учитывающими личные потребности студента, его ориентацию на будущий рынок труда. Распределение учебных дисциплин по циклам подготовки и по признаку нормативности и избирательности, которое используется в Киевском национальном экономическом университете им. Вадима Гетьмана с 1 сентября 2005 г., приведено в табл. 1.

 Таблица 1

Распределение дисциплин учебного плана подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» в Киевском национальном экономическом университете им. Вадима Гетьмана

Циклы дисциплин Нормативное количество учебных часов / кредитов ECTS В том числе  
нормативные дисциплины, часов / кредитов ECTS дисциплины по выбору (вариативная компонента), часов/ кредитив ECTS
Гуманитарная подготовка 2160/60 кредитов 1836/51 кредитов 324/9 кредитов
Естественнонаучная и общеобразовательная подготовка 4320/20 кредитов 3600/100 кредитов 720/20 кредитов
Профессиональная подготовка 2160/60 кредитов 1296/36 кредитов 864/24 кредитов
Всего 8640/240 кредитов 6723/187 кредитов 1908/53 кредитов

 
Дисциплины по выбору делятся на две группы: пакетные и внепакетные. Первые предусматривают продвинутое, углубленное изучение нормативных дисциплин, например, экономика предприятия II, маркетинг II, экономика труда и социально-трудовые отношения II, финансы II, финансы III. К ним отнесены и дисциплины, которые предусматривают углубленное изучение иностранного языка по программе специальности «Международная экономика», углубленный вариант дисциплин психолого-педагогичного цикла и другие дисциплины.

Внепакетными являются дисциплины, которые расширяют кругозор, находятся на стыке отдельных нормативных дисциплин. К ним отнесены эргономика, комплексный тренинг по управлению бизнес-процессами промышленного предприятия, интернет-технологии в бизнесе, институциональная экономика, синергетика и самоорганизация в экономической деятельности, геоинформатика, трансформационная экономика и экономическая политика государства, социально-экономическая безопасность, человеческое развитие, управление конфликтами, экономико-математические модели в менеджменте организаций, информационный менеджмент и другие дисциплины. Понятно, что они являются разными для каждой специальности.

В Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко содержание подготовки экономистов также изменено. Было пересмотрено соотношение между нормативными дисциплинами и дисциплинами по выбору. На уровне бакалавра на изучение нормативных дисциплин отведено 75% общей нагрузки студента, а на дисциплины по выбору — 25%. В магистратуре это соотношение составляет 60:40.

Для обеспечения логичности процесса обучения, дисциплины по выбору предлагается выбирать не произвольно, руководствуясь случайным выбором, а сознательно, как отмечает В. Базилевич, с сохранением структурно-логических схем их преподавания [23]. Для этого в пределах каждой специальности введены по меньшей мере две специализации и за ними закреплены блоки профессиональных дисциплин свободного выбора студента. Таким образом, выбирая специализацию, будущий специалист по экономике выбирает перечень дисциплин (кластер), который он будет изучать. Это дает ему возможность уже на уровне бакалавриата определиться с научным направлением своих будущих квалификационных работ, а также приобрести знания и навыки в нескольких смежных областях базовой науки, которая значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Приведем примеры отдельных кластеров. Так, кафедра финансов по специальности «Финансы» (на уровне бакалавриата) предлагает два кластера: «Государственные финансы» и «Финансовый рынок». Избирая первый кластер, студент изучает дисциплины: «Государственный финансовый контроль» «Казначейское дело» «Финансовые системы зарубежных стран». На уровне магистратуры — «Менеджмент государственных финансов», «Межгосударственные трансферты в современных финансовых системах». «Социальное страхование».

Вторым кластером предусмотрен следующий перечень дисциплин: «Корпоративные финансы», «Фондовый рынок», «Биржевая деятельность» (бакалавриат) и «Международные кредитно-расчетные операции», «Маркетинг финансовых услуг», «Ценообразование и операции на рынке финансовых услуг» (магистратура).

Для расширения экономической эрудиции студента в КНУ так же, как и в КНЭУ, оставили в учебных планах подготовки бакалавров и магистров внекластерные дисциплины свободного выбора студента. Число нормативных дисциплин по гуманитарным и общеэкономическим циклам уменьшено с 44 до 28, хотя ни одна дисциплина не была потеряна и вошла в образовательную программу полностью или как модуль.

Приведем примеры дисциплин в учебных планах подготовки бакалавров и магистров на экономическом факультете Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (табл. 2) [23].

Таблица 2

Новые дисциплины учебных планов на экономическом факультете Киевского национального университета им. Тараса Шевченко 

Кафедра Название дисциплины
Кафедра экономической теории> Основные направления современной экономической теории (включая модуль Нобелология); Новая экономика; Теория экономического развития
Кафедра экономической кибернетики Адаптивные модели экономики; Интеллектуальный анализ данных; Социально-экономическая безопасность
Кафедра международной экономики Международные рыночные исследования; Международное ценообразование; Международные бизнес-коммуникации
Кафедра финансов Таможенно-тарифная политика государства; Финансовая политика Украины в условиях глобализации; Моделирование и анализ экономических систем
Кафедра бухгалтерского учета Контроллинг; Электронный документооборот; АРМ-аналитика
Кафедра теоретической и прикладной экономики Оценка бизнеса; Конкурентная политика государства; Управление конкурентоспособностью предприятия
Кафедра менеджмента инновационной и инвестиционной деятельности Система информационных технологий; Риск-менеджмент инновационной и инвестиционной деятельности; Организация и управление маркетингом нововведений


С введением новых учебных планов для индивидуализации учебного процесса и реализации личных потребностей студентов относительно их профессиональной подготовки и требований рынка труда во многих заведениях введен регламентирующий документ — «Индивидуальный учебный план студента и результаты его выполнения», в котором отображаются структурно-логическая схема подготовки будущих специалистов-экономистов (перечень учебных дисциплин, которые предусмотрены программой подготовки, и формы организации обучения), объемы учебной нагрузки студента по всем видам учебной деятельности и оценка текущей, итоговой успеваемости и государственной аттестации выпускника. Отмеченный документ заменил традиционную зачетную книжку и дал возможность отобразить индивидуальный график обучения по определенной специальности. Так реализуется личностный подход к формированию индивидуальной траектории обучения. Студент, проанализировав аннотации дисциплин по выбору, советуясь с куратором, формирует выборную составляющую своего индивидуального учебного плана.

Таким образом, современная подготовка специалистов осуществляется в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» в высших учебных заведениях I–IV  уровня аккредитации по образовательным (неполное, базовое, полное высшее образование) и образовательно-квалификационным уровням (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр) и требованиям государственных стандартов и образовательно-профессиональных программ.

Специальности экономического направления, как мы уже отмечали, пользуются постоянным спросом. В прошлом году больше всего заявлений среди абитуриентов было подано на специальности юридического, экономического, компьютерного направлений и международные отношения. Соответственно и выпуски по специальностям «бухгалтерский учет», «правоведение», «экономика предприятий» остаются наибольшими в вузах. В то же время, по данным центра занятости, на рынке труда на одно свободное место претендуют 10 бухгалтеров, почти 6 юристов и экономистов. Бухгалтеры, юристы и экономисты нужны всегда, потому что они являются представителями профессий, на которых базируется рыночная экономика, но при условии, что уровень знаний и конкретных умений, которые имеют выпускники, отвечают современным требованиям.

Поскольку в 2006 г. в центре занятости было зарегистрировано 42 тыс. специалистов с высшим экономическим образованием, мы считаем, что имеет смысл говорить о дисбалансе между субъектами образования и рынком труда, низком качестве и конкурентоспособности выпускников высшей экономической школы. Правительство страны вместе с Министерством образования и науки Украины пытается исправить положение. Одним из мероприятий является проведение рейтинга вузов страны. В марте 2007 г. кафедра ЮНЕСКО «Высшее техническое образование. Прикладной системный анализ и информатика» (Украина) опубликовала результаты проекта «Определение рейтинга лучших 200 вузов Украины». Для оценки деятельности использовались данные 2006 г. Лидерами в 2006 г. определены Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Национальный университет «Киево-Могилянская академия». В 2007 г. лидерами названы Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко и Национальный медицинский университет им. Олександра Богомольца. Первые два вуза осуществляют подготовку экономистов. Анализ достижений профильных экономических вузов отражен в табл. 3.

 Таблица 3

Рейтинг высших экономических учебных заведений в Украине

Название учебного заведения

Рейтинг 2006 г. Рейтинг 2007 г.
Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана 23 18
Харьковский национальный экономический университет 26 49
Киевский национальный торгово-экономический университет 35 45
Одесский государственный экономический университет 54 37
Тернопольский национальный экономический университет 58 39


Нами был проведен мониторинг экономического образования в Днепропетровской области (население 3745 тыс. чел). На территории данной области подготовку экономистов осуществляют 11 вузов. Кроме них образовательные услуги по подготовке будущих экономистов предоставляют и вузы других областей (Киевской, Полтавской, Харьковской, Донецкой, Запорожской). Так, в Кривом Роге (население 690 тыс. чел.) их подготовку осуществляют 6 вузов, 4 учебных центра, 2 филиала и одно обособленное подразделение.

Современная политика Министерства образования и науки Украины направлена на то, чтобы сократить численность вузов. Планируется сокращение в расчете 1 высшее учебное заведение на 1 млн населения. Оснований для сокращения несколько. Одно из них — проблемы депопуляции, характерные для страны и являющиеся наибольшими в Европе. За счет данных процессов в 2010 г. 15-летняя возрастная группа населения уменьшится на 26%, а 17-летняя — на 23%. Таким образом, уменьшение численности абитуриентов приведет к сокращению количества студентов, то есть необходимо существенное сокращение лицензированного объема. Объемы подготовки специалистов с 2006/2007 учебного года уже изменены. Всего на первый курс принято почти 60% за счет госбюджета, но это касается таких специальностей, как строительные, компьютерные и научно-технические, а на экономические, правовые, менеджмент и международные отношения уменьшен заказ на 10%. Не менее важным является вопрос качества выпускников общеобразовательных школ. Со следующего года в вузы будут приниматься сертификаты, имеющие не менее 150 баллов.

Мы считаем действенным показателем работы высшей школы трудоустройство выпускников. По данным Министерства образования и науки Украины, трудоустраиваются в среднем 92% выпускников, обучающихся за счет госбюджета, из них 30% — не по специальности. Предоставляемая вузами информация о трудоустройстве выпускников, получивших образование за счет средств юридических и физических лиц, не позволяет отследить реальную картину востребованности молодых специалистов на рынке труда. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что работодатели более охотно нанимают специалистов с высшим образованием даже в тех случаях, когда специализация выпускника не отвечает его будущей профессии. Следует отметить, что в сложившейся ситуации более 50% предприятий отказываются от сотрудничества с высшими учебными заведениями, что негативно влияет на компетентность будущего экономиста. Учебные заведения вынуждены использовать виртуальные организации для проведения комплексных тренингов, для отработки практических навыков у студентов.

Базовое высшее образование — это уровень бакалавра. Понятие «полное высшее образование» распространяется как на выпускника, который получил статус «специалиста», так и на выпускника-магистра. И хотя на практике, как утверждают представители министерства, отмеченные образовательно-квалификационные уровни оцениваются руководителями предприятий в большинстве случаев как равнозначные, студенты стремятся получить уровень магистра. Хотя в общем количестве выпускников их доля незначительна: бакалавров — 46%, специалистов — 40%, магистров — 6%. Кроме того, в Украине реализуется идея непрерывного образования в течение всей жизни. Разработан закон «Об образовании взрослых» (Образование в течение жизни). Все большее распространение приобретают краткосрочные образовательно-професиональные программы, сформирована система последипломного образования. Ежегодно в 563 заведениях и подразделениях последипломного образования осуществляется переподготовка более чем 30 тыс. специалистов с высшим образованием. Повышают квалификацию около 300 тыс. специалистов. Отдельную нишу занимают в системе экономического образования МВА. Квалификацию магистра управления бизнесом получают как дополнение к уже полученному высшему образованию с целью приобретения практических навыков управления бизнесом. Интерес к такой программе в Украине постоянно растет. По данным отечественных бизнес-школ, с каждым годом желающих становится на 8–20% больше. Сегодня количество специалистов в бизнес-школах Украины составляет около 400 человек. Нужно отметить, что их престиж уступает западным, потому что в мировой практике их деятельность оценивается по средней заработной плате выпускников, разнице зарплат до и после учебы, количеству и качеству научных работ преподавателей, рекомендаций студентам. Первые 29 магистров МВА были подготовлены международным институтом менеджмента в Киеве в 1990 г. На сегодня кроме данного заведения лидерами является бизнес-школа Львовского института менеджмента, Киево-Могилянская бизнес-школа, Киевская бизнес-школа и международный институт бизнеса. За время создания бизнес-школ степень МВА получили 2 тыс. человек.

Рынок бизнес-образования характеризуется увеличением платы за учебу. Сегодня прибыли пяти бизнес-школ составляют больше 2 млн долларов в год. Такое образование является популярным среди обеспеченной молодежи в возрасте до 30 лет. Как правило, это владельцы своего дела, топ-менеджеры ведущих отечественных или совместных компаний. Необходимо отметить, что в Украине степень МВА не является признанной государством. Министерство образования и науки Украины подписало меморандум о сотрудничестве между США и Украиной в сфере развития бизнес-образования. Учебу в МВА можно рассматривать как стремление повысить качество экономического образования и конкурентоспособность.

Разнообразные толкования понятия «качество образования» как общественного идеала образованности человека, результата учебной деятельности, процесса организации учебы и воспитания, критерия функционирования образовательной системы отражают многоаспектность данного явления.

Мы считаем, что определяющими среди основных тенденций, способствующих развитию высшего экономического образования на современном этапе, являются: демократизация и гуманизация всех сфер общественной жизни; необходимость повышения качества подготовки специалистов экономического профиля в соответствии с потребностями рыночной экономики и международных стандартов. В связи с этим необходимо:

  • совершенствовать стандарты подготовки будущих экономистов в условиях двухступенчатой системы высшего образования;
  • модернизировать нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузах;
  • оптимизировать модульно-рейтинговую и кредитную систему в высшем образовании Украины;
  • совершенствовать формы и содержание самостоятельной работы студентов как важнейшего условия повышения качества экономического образования;
  • совершенствовать механизмы взаимодействия субъектов образования и рынка труда для обеспечения конкурентоспособности будущих экономистов в современных социально-экономических условиях.

Реформирование системы высшего образования в Украине, реализация задач повышения его качества позволит повысить конкурентоспособность его выпускников на рынке труда, и будет способствовать созданию национальной системы подготовки экономистов, отвечающей потребностям страны.


Литература:

1. Базилевич В. Інтелектуалізація та індивідуалізація — основа формування нової парадигми класичної університетської освіти в галузі економіки і управління в контексті Болонського процессу // Вища школа. — 2005. — № 6. — С. 28–47.
2. Богиня Д.П., Грішнова О.А. Основи економіки праці. — К.: Знання-Прес, 2000. — 313 с.
3. Будзан Богдан Бізнес-школа в умовах загострення конкуренції на ринку освіти в галузі менеджменту // Вища школа. — 2005. — № 2. — С. 42–49.
4. Бурдейна Л.І. Формування моральної культури студентів вищих навчальних закладів торговельно-економічного профілю: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед наук: спец. 13.00.07 «Теорія та методика виховання» / Л.І. Бурдейна. — Тернопіль, 2005. — 21,[1] с.
5. Грущенко Л.М. Формування професійно-орієнтованого ставлення до дисциплін психолого-педагогічного циклу у студентів економічного університету: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти» / Л.М. Грущенко. — К., 2007. — 21,[1] с.
6. Данилишин Б. Культурно-освітня сфера як соціальна база підтримки ринкової трансформації в Україні (питання теорії і практики). — К.: РВПС України НАН України, 1999. — 125 с.
7. Державна національна програма «Освіта»: Україна XXI століття. — К. 1994.
8. Дибкова Л.М. Індивідуальний підхід у формуванні професійної компетентності майбутніх економістів: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти» / Л.М. Дибкова. — К., 2006. — 16,[1] с.
9. Захарченко Н.В. Педагогічні умови використання ділових ігор у підготовці майбутніх економістів: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Н.В. Захарченко. — Вінниця, 2006. — 20,[1] с.
10. Іванченко Є.А. Формування професійної мобільності майбутніх економістів у процесі навчання у вищих навчальних закладах: дис. …канд. пед. наук:13.00.04 / Іванченко Євгенія Анатоліївна. — Одеса, 2005. — 263 с.
11. Качеровська Т.В. Навчально-ігрове проектування у професійній підготовці майбутніх менеджерів організацій: дис. … канд.. пед. наук:13.00.04 / Качеровська Тетяна Василівна. — Одеса, 2005. — 275 с.
12. Колот Анатолій Фундаменталізація та індивідуалізація економічної освіти як провідні тенденціїїї розвитку // Вища школа. — 2006. — № 1 — С. 59–71.
13. Концепція неперервної освіти з економіки. — К., 1995. — 10 с.
14. Кустовський С.М. Дидактичні умови організації самостійної навчально-пізнавальної діяльності майбутніх економістів у вищих навчальних закладах: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд.. пед. наук: 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / С.М. Кустовський. — Винниця, 2005. — 21,[1]с.
15. Мороз І.В. Педагогічні умови застосування кредитно-модульної системи навчання студентів економічних факультетів вищих навчальних закладів: дис…. кандидата. пед. наук: 13.00.04 / Мороз Інна Вікторівна. — Переяслав-Хмельницький, 2004. — 236 с.
16. Освітньо-професійна програма перепідготовки спеціаліста напряму 0501 – «Економіка і підприємництво». — К., 2003. — 134 с.
17. Освітньо-професійна програма підготовки бакалавра, спеціаліста і магістра напряму 0501 – «Економіка і підприємництво». — К., 2002. — 140 с.
18. Освітньо-професійна програма підготовки молодшого спеціаліста напряму 0501 – «Економіка і підприємництво». — К., 2003 — 60 с.
19. Перелік напрямів підготовки фахівців з вищою освітою за професійним спрямуванням, спеціальностей різних кваліфікаційних рівнів та робітничих професій. Постанова Кабінету Міністрів України 18 травня 1994 року. — К.: Міленіум. –2001 — 470 с.
20. Поліщук І.Ф. Підвищення рівня професійної підготовки студентів економічних спеціальностей засобами ігрових форм навчання: ): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня  канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / І.Ф. Поліщук. — Київ. — 2005. — 20 с.
21. Стасюк В.Д. Педагогічні умови професійної підготовки майбутніх економістів у комплексі «школа — вищий заклад освіти»: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / В.Д. Стасюк. — Одеса, 2003. — 20,[1]с.
22. Стрельніков В.Ю. Теоретичні засади проектування професійно орієнтованої дидактичної системи підготовки бакалаврів економіки: дис….д-ра пед. наук: 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Стрельніков Віктор Юрійович. — К., 2007. — 461 с.
23. Сучасна економічна освіта: Україна і Болонський процесс / За ред. В.Д. Базилевича. — К.: Знання, 2006. — 326 с.
24. Юрій С. В університеті має домінувати не кафедра, а випускаючий за фахом профессор // Вища школа. — 2005. — № 4. — С. 3–19.

 

Ссылки по теме: 

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.