Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Инновационная технология изготовления асфальтобетонных смесей и ее реализация в условиях государственно-частного партнерства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 октября 2010 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 3(16)]
А. В. Бусел, И. А. Дрозд,
Традиционный асфальтобетон исчерпал свои возможности с появлением транспортных средств с нагрузками более 10 т на ось. Современные троллейбусы и автобусы имеют нагрузку 13–14 т на ось, что гораздо выше расчетных значений. Чтобы надежно воспринимать такие транспортные нагрузки, дорожное покрытие изготавливают из асфальтобетонных смесей на полимербитумных вяжущих. Полимеры, применяемые в этих целях (стирол-бутадитен-стирол, этилен-винил-ацетат и др.), импортируются в Республику Беларусь и имеют высокие цены (более 10 млн руб. за 1 т), в то время как цена битума на порядок ниже. Удорожание модифицированного битума в таких асфальтобетонах предлагается компенсировать введением в состав асфальтогранулята, получаемого переработкой старого асфальтобетона (табл. 1) [1]. Таблица 1 Объемы сбора и использования отходов асфальтобетона
Мобильная асфальтосмесительная установка «МВА 2000»
Кроме прочего, асфальтосмесительная установка оборудована системой модификации нефтяного битума до получения конечного продукта в соответствии с действующим в Республике Беларусь стандартом СТБ 1220-2009 для приготовления асфальтобетонных смесей улучшенного качества. Установка для модифицирования битума включает систему подачи битума, загрузки полимеров, систему подачи индустриального масла — пластификатора, скоростной смеситель, гомогенизатор с подкачивающим насосом, трубопроводы и другие элементы. Модификация битума осуществляется полимерами вида термоэластопластов типа «Кратон-Д», «ДСТ» и т. п., что улучшает физико-механические характеристики применяемого битума и положительно сказывается на качестве выпускаемых асфальтобетонных смесей [4]. Лабораторные исследования партий асфальтобетонных смесей, выпускаемых СЗАО «Белтуркстрой» показали, что при использовании качественных сырьевых материалов и при обеспечении стабильности технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей при прочих равных условиях достигается значительное превышение качественных характеристик смесей по сравнению с нормативными значениями. Для реализации данного инновационного решения в рамках государственно-частного партнерства было создано специализированное совместное предприятие — СЗАО «Белтуркстрой» — по выпуску асфальтобетонных смесей с долей государства в уставном фонде 9 % (Государственное предприятие «УДМСиБ»). Пакет из 91 % акций принадлежит иностранным предприятиям и белорусским частным структурам. Основной целью данного решения является экономия бюджетных денежных средств путем:
В процессе реализации проекта привлечены значительные инвестиции и создана конкурентная среда в сегменте рынка торговли асфальтобетонными смесями в г. Минске. Высокоточное оборудование завода и высокая степень автоматизации и компьютеризации технологических процессов позволяет применять при изготовлении асфальтобетонных смесей как эффективные полимерные добавки, так и местные материалы, в том числе отходы промышленности, легко изменяя технологические параметры. Это делает перспективным разработку новых экологоэффективных решений. На асфальтосмесительной установке «МВА 2000» установлена горелка немецкого производства для работы на природном газе и система пылеочистки фирмы «Дэнотерм» — лидера в производстве промышленных систем пылеочистки. Очистка дымовых газов выполняется с помощью рукавных тканевых фильтров, выполненных из специальной жаростойкой ткани, с автоматической очисткой рукавов. Рукавные матерчатые фильтры позволяют очистить уходящие из сушильного барабана газы с эффективностью до 2 мг/м3, что позволяет эксплуатировать асфальтобетонную установку с проектной мощностью выпуска асфальтобетонных смесей до 160 т/час в условиях г. Минска без причинения вреда окружающей среде. Извлекаемая пыль участвует в технологическом процессе (в виде минерального порошка — до 50 % потребляемой массы минерального порошка) без снижения качественных характеристик асфальтобетонных смесей. Таким образом, благодаря созданию инновационной базы по производству асфальтобетонных смесей достигаются цели проекта и в комплексе реализуется спектр задач, стоящих как непосредственно перед СЗАО «Белтуркстрой», так и перед дорожно-строительным комплексом г. Минска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |