Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Подготовка научных кадров — одно из ключевых условий построения общества, основанного на знаниях
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2008/art5_9_2008.html

 
 

26 февраля 2009 г.

 

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]


Николае Стратан,

генеральный директор Центра университетского, постуниверситетского образования и повышения квалификации Академии наук Молдовы, доктор наук


История цивилизации доказала, что наука и образование на протяжении многих столетий содействовали преобразованию и прогрессу в обществе. Поэтому в развитых странах им всегда уделялось особое внимание и оказывалась всяческая поддержка.

В настоящее время, когда масштабность и темпы преобразований стали совершенно другими, общество все больше основывается на знаниях. В этих условиях образование, подготовка научных и научно-педагогических кадров и научные исследования выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономического устойчивого развития человека и общества.

Знание становится сегодня основным условием эффективного производства материальных ценностей, а их разработка — важнейшей государственной проблемой. В производстве научных знаний решающая роль принадлежит научным кадрам. Поэтому их подготовка должна занимать приоритетное место в научно-технической политике страны.

В числе приоритетных направлений развития нашей страны на современном этапе — построение общества, основанного на знаниях. По заданию правительства Академия наук Молдовы разрабатывает стратегию развития общества, где главной идеей является повышение роли науки в развитии общества, увеличение числа лиц с высшим образованием, изменение менталитета людей в пользу построения современного общества.

Для реализации основных принципов стратегии в республике созданы соответствующая законодательная база. В 2004 г. был принят Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях, который регламентирует правовые отношения, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики в области науки и инноваций, деятельностью в области научных исследований, научно-технологической информации, аккредитацией организаций в области науки и инноваций, аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, защитой интеллектуальной собственности.

В том же году был создан Центр университетского, постуниверситетского образования и повышения квалификации в составе Академии наук Молдовы. Главная цель Центра — реализация государственной политики в области подготовки научных кадров высшей квалификации путем организации эффективной системы постуниверситетского обучения через докторантуру и постдокторантуру.

Центр осуществляет мониторинг процесса организации и проведения обучения докторантов и постдокторантов на национальном уровне, а также совместно с высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку докторантов и постдокторантов, ежегодно разрабатывает проект плана поступления в докторантуру и постдокторантуру и осуществляет их зачисление.

Сегодня в докторантуру может поступить далеко не каждый, а практически лишь тот, кто окончил вуз с оценками 9 и 10.

Кафедры Центра осуществляют подготовку докторантов по общеобразовательным дисциплинам: иностранные языки, информатика и вычислительная техника, история и методология области научного исследования, по которым докторанты сдают кандидатские экзамены.

Подготовка докторантов по специальности входит в компетентность соответствующих научных институтов Академии наук Молдовы.

В настоящее время существуют две формы обучения докторантов за счет государственного бюджета: очная (3 года) и заочная (4 года). Поступают, однако, и предложения на продление срока очного обучения до 4 лет с последующим изменением структуры обучения. На первом году докторанты проходят курс общей подготовки и сдают все кандидатские экзамены. Последующие 3 года работают исключительно над диссертацией с таким расчетом, чтобы по окончании докторантуры ее защитить или, по крайней мере, подготовить работу к защите.

Подготовка научных кадров через докторантуру и постдокторантуру осуществляется и на контрактной основе — соискательство. Плата за обучение зависит от ученой степени научного руководителя: доктор наук, доктор-хабилитат, член-корреспондент или академик.

В республике подготовка научных кадров осуществляется по 20 областям науки и более чем по 250 специальностям в 43 учреждениях, в которых обучаются более 1600 докторантов (из них 505 человек — на очном обучении, 718 — на заочном), 416 соискателей и 25 постдокторантов.

В настоящее время в институтах Академии наук Молдовы обучаются 370 докторантов (из них 144 — на очном обучении, 106 — на заочном), 110 соискателей и 10 постдокторантов.

В республике научные исследования и работа над кандидатскими и докторскими диссертациями осуществляются 699 научными руководителями, из которых 20 академиков, 18 членов-корреспондентов, 358 докторов наук и 313 кандидатов наук.

Научные исследования докторантов в рамках Академии наук, работа над докторскими диссертациями осуществляются 153 научными руководителями, из которых 16 академиков, 11 членов-корреспондентов, 77 докторов-хабилитат и 49 докторов наук.

В последние годы значительно увеличивались финансовые ассигнования из государственного бюджета на развитие науки.

Увеличилась также заработная плата научных работников и стипендия докторантов. По сравнению с предыдущими годами, когда стипендия составляла 260 леев в первый и второй год обучения, 310 леев — в третий год обучения, сегодня стипендия составляет: в первый год обучения — 618 леев, во второй год — 658 леев, в третий год — 768 леев.

В целях стимулирования и привлечения талантливой молодежи в науку лучшим докторантам дневного отделения ежегодно присуждаются 20 специальных стипендий правительства Молдовы в размере 2000 леев и 7 персональных стипендий (по отраслям науки, носящие имя 7 знаменитых ученых Молдовы) в размере 1200 леев. Докторанты также активно участвуют в различных международных проектах для молодых ученых. Ежегодно в результате проведенных конкурсов докторанты выигрывают по 10–15 стипендий Международного сообщества ученых.

Докторанты получают необходимую поддержку в осуществлении научных исследований. Им выделяются финансы на научные командировки, участие в международных симпозиумах, конференциях, семинарах, на приобретение различных материалов для исследований и т. д. Большая часть докторантов имеют возможность стажироваться как в научных центрах стран СНГ, так и в странах ЕС и США, что позволяет значительно улучшить научно-исследовательскую подготовку докторантов.

В ноябре 2006 г. было принято постановление Правительства Республики Молдова о создании Лицея Академии наук Молдовы, а в апреле 2007 г. был издан указ Президента Республики Молдова об основании Университета Академии наук Молдовы.

В связи с этим в целях осуществления последовательности в подготовке высококвалифицированных научных кадров появилась идея объединения всех этих образовательных учреждений. В результате была разработана и успешно внедряется концепция создания научно-образовательного кластера Лицей — Университет — Докторантура — Постдокторантура в составе Академии наук Молдовы.

Согласно концепции, в Лицей Академии наук Молдовы (первая ступень научно-образовательного кластера) будут зачислены одаренные дети, отобранные по определенной методике, разработанной и одобренной Академией наук Молдовы.

Создание научно-образовательного кластера Лицей — Университет — Докторантура — Постдокторантура в составе Академии наук Молдовы является лучшим путем подготовки научных кадров высокой квалификации, так как названный кластер призван обеспечить:

  • внедрение подготовки научных кадров высшей квалификации в интегрированную систему, объединяющую в единое целое доуниверситетское, университетское и постуниверситетское образование (лицей, университет, докторантуру и постдокторантуру);
  • привлечение в образовательный процесс в качестве преподавателей высококвалифицированных научных кадров из состава Академии наук Молдовы;
  • использование научных лабораторий Академии наук Молдовы в целях непрерывного образования и повышения его качества;
  • объединение в единое целое образовательных, исследовательских и инновационных процессов;
  • применение новых стратегий и высших технологий в образовательном процессе;
  • формирование специалистов, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных интегрироваться и по-новому влиять на развитие экономики, общества в целом, повысить качество научных исследований.

Для реализации проекта составлен план мероприятий:

  • создание инфраструктуры научно-образовательного кластера Лицей — Университет — Докторантура — Постдокторантура в составе Академии наук (конструкция, реконструкция комплекса зданий, оборудование научных лабораторий и кабинетов, создание необходимых условий для эффективного развития научно-образовательного процесса);
  • создание законодательной базы для успешного функционирования научно-образовательного кластера;
  • разработка учебных планов и программ;
  • формирование научно-педагогического корпуса с привлечением ведущих ученых Академии наук, в целях обеспечения высокого качества обучения и формирования молодых научных кадров.

Научно-образовательный кластер Лицей — Университет — Докторантура — Постдокторантура в системе Академии наук Молдовы будет способствовать:

  • подготовке высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, необходимых для развития науки и национальной экономики;
  • модернизации существующей системы подготовки научных и научно-педагогических кадров;
  • разработке новой модели подготовки высококвалифицированных научных кадров путем интеграции науки и образования.

Увеличение ассигнований на развитие науки позволило так же создать адекватную материальную базу для обучения докторантов.

Эти и другие меры призваны сделать занятие наукой более увлекательным, подготовку научных кадров — более качественной, привлечь талантливую молодежь к решению многочисленных актуальных проблем, стоящих перед обществом, в целях обеспечения культурного, социального и экономического устойчивого развития человека и государства.

Накопленный опыт по подготовке молодых научных кадров позволяет сделать определенные выводы и внести некоторые предложения по улучшению системы подготовки докторантов.

Необходимо значительно повысить ответственность самих докторантов и их научных руководителей за проведение научных исследований, своевременное завершение работы и защиту кандидатских и докторских диссертаций в срок. В настоящее время очень низок процент защиты кандидатских диссертации сразу после окончания докторантуры.

В Положении об организации и прохождении докторантуры и постдокторантуры следует фиксировать обязательный срок защиты докторской диссертации — не позднее двух лет после завершения докторантуры.

Организации, осуществляющие подготовку докторантов, должны заключать контракт с докторантами очного отделения и их научными руководителями, в которых оговаривать ответственность за выполнение плана подготовки научных кадров и обязанность вернуть государству 75% полученных финансов в виде стипендии и оплаты за научное руководство. В случае нарушения этих условий научного руководителя могут лишить права научного руководства сроком на 5 лет.

Пересмотреть условия приема в докторантуру: вместо вступительных экзаменов, которые, как правило, повторяют выпускные экзамены в высших учебных заведениях, организовать конкурс научных проектов. Кандидаты на поступление в докторантуру защищают перед конкурсной комиссией собственный научный проект, тема которого должна совпадать с темой будущей докторской диссертации.

В процессе подготовки докторантов больше внимание уделить их профессиональной подготовке. В этих целях следует постоянно организовать научные семинары для молодых исследователей, летние школы для докторантов, предоставляя им возможность общения с коллегами, организовывать дискуссии на интересующие их научные темы.

Рекомендовать организациям, осуществляющие подготовку докторантов, расширить научные связи с зарубежными научными центрами в целях обмена докторантами, организации научных стажировок, привлечения в качестве научных руководителей, рецензентов и для чтения лекций знаменитых ученых из разных стран мира.

Добиться увеличения финансовых ассигнований на подготовку научных кадров в целях предоставления им возможности чаще участвовать в международных конференциях, симпозиумах, семинарах и круглых столах.

Внести поправки в программу общей подготовки докторантов в целях расширения их профессионального и культурного кругозора, что будет способствовать улучшению образа молодых исследователей, их адаптации в научном сообществе.

 


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.