Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года |
|||||||||||||||||||||||||
04 января 2011 г. | |||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Стратегия технологического развития Республики Беларусь (далее – стратегия) разработана в соответствии с подпунктом 1.1.2 пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь от 21 мая 2010 г. № 13. При разработке стратегии учтены основные положения концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (одобрена Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, протокол от 21 апреля 2010 г. № 11), проекта Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2025 годы, Пошаговой стратегии до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта (утверждена Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 27 декабря 2009 г. № 34/310-491), а также предложения Государственного комитета по науке и технологиям, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления. В стратегии рассмотрены мировые тенденции технологического развития и его состояние в Беларуси, определены цели и задачи технологического развития отраслей экономики, направления создания высокотехнологичных производств, способных предложить принципиально новые виды товаров и услуг, рыночные стимулы для повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности и основные результаты реализации стратегии в 2011–2015 годах. Для целей стратегии используются следующие основные понятия и их определения:
Тенденции развития мировой экономики в ближайшее десятилетие будут обусловлены:
Отличительной чертой экономического роста станет ускоренное развитие сферы нематериальных услуг, хотя производство товаров останется основой материального жизнеобеспечения экономики и населения. Развитые страны мира переходят к формированию новой технологической базы экономических систем, основанных на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий (V и VI технологические уклады). Ключевыми направлениями развития V технологического уклада в мире являются микроэлектроника и информационно-коммуникационные технологии, VI технологического уклада – биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии и наноматериалы, системы искусственного интеллекта и глобальные информационные сети. В основе формирования ядра нового технологического уклада лежит развитие межотраслевых технологий на базе перекрестного использования в различных сочетаниях достижений в области нанотехнологий, новейших био– и инфотехнологий, а также достижений в отдельных других областях науки и техники, не относящихся в рамках нового уклада к числу системообразующих. Эти межотраслевые технологии, являющиеся двигателем нового технологического рывка, обеспечат как появление принципиально новых, так и производство традиционных товаров и услуг, обладающих свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов. В процессе становления нового технологического уклада возможно возникновение в краткосрочной и долгосрочной перспективах новых секторов экономики, в том числе создание продукции с использованием нанотехнологий. Кроме того, появятся новые производства на базе освоения принципиально новых технологий и продуктов в рамках существующих отраслей. К основным тенденциям научно-технологического развития следует отнести:
В рамках каждой из этих тенденций формируются новые технологии и области науки с точки зрения их потенциального применения в различных сферах человеческой деятельности. Эти технологии потенциально являются ответами на глобальные вызовы и формируют новый технологический образ мира. Наиболее весомый эффект принесет комплексное использование (синтез) новейших технологий. Это предполагает переход к так называемым гибридным технологиям производства, соединяющим в себе достижения в сфере интеллектуальных модулей движения, микромеханики, материаловедения, информатики, биоинженерии и других. Наибольшее количество приложений в различных секторах и в формировании новых рынков будут обеспечивать такие технологии, как:
Среди других важнейших технологий будущего выделяются усовершенствованный компьютерный интерфейс и системы передачи информации (в том числе конфиденциальной), квантовые компьютеры, «умные» материалы, новые методы диагностики и лечения (иммунотерапия, ксенотрансплантация, генетические карты, стволовые клетки, трансплантация чипов в мозг), создание генетически модифицированных организмов, искусственных мышц и тканей, нетрадиционные виды транспорта (в частности, на водородном топливе), роботы для самого широкого применения и другие.
В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативная правовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию инфраструктуры, малых инновационных предприятий. По ряду направлений Республика Беларусь удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость, радиационная безопасность и другим. Результаты прикладных исследований и разработок последних лет обеспечили достижения в области автомобиле– и тракторостроения, современных телевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственных препаратов, сенсорной техники. Однако негативные тенденции в научной и инновационной сферах сохраняются. Инновационно-активными в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007 – 17,8 процента, в 2008 – 17,6 процента, в 2009 году – 12 процентов. Это существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия – 75 процентов, Канада, Германия, Австрия – 60 процентов и выше) и средним (Мексика – 46 процентов, Эстония – 38 процентов, Латвия – 35 процентов, Словения, Венгрия – 28 процентов) уровнями экономического развития. Основными видами технологических инноваций промышленных предприятий являются приобретение машин и оборудования (в 2008 году – 71,7 процента предприятий, 2009 году – 62 процента), исследования и разработки (в 2008 году – 42,3 процента предприятий, 2009 году – 63,6 процента). Новые технологии приобрели в 2009 году только 6 процентов инновационно-активных предприятий (в 2002 году – 11,7 процента), в том числе с правами на объекты интеллектуальной собственности – 1,7 процента. Количество патентов, полученных отечественными заявителями на изобретения и полезные модели, при этом увеличилось с 1265 в 2004 году до 1951 в 2008 году. Инновационная активность промышленности Беларуси в основном обеспечивается за счет устойчивой группы предприятий, где инновационная деятельность носит постоянный характер и связана с приобретением машин и оборудования за счет собственных средств. Построение же экономики инновационного типа предполагает вовлечение в инновационную деятельность широкого круга субъектов предпринимательской деятельности с большим спектром инноваций за счет различных источников. В 2008 году создано 375 передовых производственных технологий, из них новыми для Беларуси являются 84,8 процента (в 2007 году – 78,1 процента), новыми за рубежом – 13,9 процента (в 2007 году – 20,3 процента), принципиально новыми – 1,3 процента (в 2007 году – 1,6 процента). Число использовавшихся в отраслях экономики передовых производственных технологий возросло в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 11 процентов. Наибольшая их часть (91,6 процента) была применена в промышленности (в 2007 году – 92,5 процента). При этом доля производственных технологий, используемых 10 и более лет, остается достаточно высокой, в частности, в 2008 году она составляла 32,9 процента. В ведущих зарубежных странах этот показатель не превышает 7 процентов. Технологическое отставание проявляется во внешней торговле технологиями. В 2007 году по количеству сделок в торговле технологиями и услугами технического характера с зарубежными странами экспорт (1119 единиц) и импорт (1150 единиц) были практически равны, однако по стоимости импорт (181,8 млн. долларов США) почти в 2 раза превышал экспорт (96 млн. долларов США). В экспорте технологий доминировали неохраноспособные виды новшеств, значительно менее ценные с коммерческой точки зрения (инжиниринговые услуги – 71,5 процента, исследования и разработки – 25,8 процента). На долю соглашений, предметами которых являлись охраняемые объекты интеллектуальной собственности, приходилось лишь 2,7 процента экспорта технологий. Опыт как развитых, так и новых индустриальных стран свидетельствует о том, что благодаря государственно-частному партнерству и поддержке инновационного сектора малого бизнеса они добились значительных технологических и экономических успехов. При этом в Республике Беларусь доля организаций, занятых в сфере науки и научного обслуживания, крайне низкая – около 0,4 процента от общего числа микроорганизаций и малых предприятий. Вместе с тем эти организации и предприятия обычно создаются энергичными исследователями, умеющими работать на рынке и доводить предложенные технологические разработки до практического внедрения. Уровень развития науки страны служит в современном мире определяющим фактором конкурентоспособности ее экономики. Технологическое развитие только на базе привлекаемых зарубежных технологий неизбежно снижает общий уровень конкурентоспособности. Поэтому стратегическим направлением является развитие научно-технического потенциала. Однако в Республике Беларусь в последние годы наблюдается тенденция к снижению финансирования исследований и разработок. Отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к валовому внутреннему продукту в 2008 году составило 0,74 процента, в 2009 году – 0,65 процента. Этот показатель в 2009 году составил в странах Европейского союза – 1,88 процента (в Швеции – 3,75 процента, Финляндии – 3,7 процента, Швейцарии – 2,82 процента, Дании – 2,72 процента, Австрии – 2,66 процента, Германии – 2,63 процента, Франции – 1,99 процента). В Беларуси в 2008 году затраты на исследования и разработки за счет собственных средств организаций и средств предпринимательского сектора составили 36 процентов от внутренних затрат на исследования и разработки, в 2009 году этот показатель снизился до 29 процентов. Доля расходов производственного сектора на исследования и разработки в общих затратах на исследования и разработки в западных странах значительно выше и составляет: в Финляндии – 75 процентов, Швеции – 74 процента, Японии – 74 процента, Австрии – 71 процент, США – 70 процентов, Германии – 70 процентов, Дании – 70 процентов, Франции – 64 процента. В качестве приоритета развития страны определены технологическое развитие отраслей экономики и ее структурная перестройка на основе создания высокотехнологичных производств, способных предложить принципиально новые виды товаров (услуг). Основная задача связана с созданием конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой, ресурсосберегающей экономики путем определения перспективных для экономики «технологических коридоров». Предстоит ускорить построение эффективной Национальной инновационной системы, максимально использовать имеющиеся условия для интеграции науки, образования, производства, формирования рыночных стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности и рынка инноваций. Для преодоления негативных тенденций последних лет в развитии науки и технологий необходимо обеспечить опережающие темпы роста кадрового потенциала науки, значительное увеличение финансирования исследований и разработок за счет бюджета и собственных средств организаций. Доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования должна составить к 2015 году не менее 52–54 процентов от общих затрат на исследования и разработки в стране. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в современных условиях и на перспективу будет являться локомотивом экономического роста и социального развития страны. Опыт использования указанных технологий в бизнес-процессах свидетельствует о росте производительности труда, снижении операционных расходов, увеличении маневренности предприятий, росте их конкурентоспособности.
Основная цель стратегии – создание конкурентоспособной экономики, основанной на использовании прогрессивных технологий и стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности. Реализация стратегии направлена на решение следующих задач:
Стратегия ориентирована на разработку и внедрение отечественных и привлечение зарубежных прогрессивных технологий для развития производств V и VI технологических укладов (информационно-коммуникационных и биологических технологий) и технологическое совершенствование традиционных производств IV технологического уклада. Важнейшими аспектами стратегии являются решение проблем формирования человеческого капитала, отвечающего требованиям времени, экономических условий, стимулирующих бизнес на осуществление инноваций, и национальной инновационной системы как развитой системы институтов (норм и правил), обеспечивающей эффективное взаимодействие участников инновационных процессов.
Обрабатывающая промышленность Основными целями развития обрабатывающей промышленности на ближайшую и более отдаленную перспективы являются:
К основным задачам технологического развития обрабатывающей промышленности относятся:
Целевыми индикаторами являются:
Проведение структурного преобразования потребует изменения организационных форм субъектов предпринимательской деятельности, в том числе путем создания крупных национальных интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспортоориентированных холдингов, совместных производств с участием транснациональных корпораций. Возрастет степень интеграции белорусского промышленного комплекса в мировую хозяйственную систему на основе расширения сотрудничества с зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями в разработке и реализации продукции, производстве ее отдельных компонентов. Прорывными должны стать производства в сферах высокоточного машиностроения, микроэлектроники, приборостроения, новых материалов и альтернативных источников энергии, информационных технологий, телекоммуникаций, измерительного и медицинского оборудования.
Производство машин и оборудования является наиболее значимым сектором, обеспечивающим технологическое развитие экономики республики. В данном секторе производится более 20 процентов промышленной продукции, около 5 процентов национального валового внутреннего продукта, в организациях сектора задействовано 8 процентов всех занятых в экономике. Одной из основных проблем производства машин и оборудования является высокая доля изношенности основных производственных фондов – 59,1 процента. Сохраняются низкие коэффициенты обновления и выбытия основных средств. В 2009 году коэффициент обновления основных средств составил 5,2 процента, а коэффициент выбытия основных средств – 1,6 процента. Высокой остается материалоемкость продукции – 60,3 процента, а также импортоемкость (доля импортной составляющей в себестоимости производимой продукции) – 33,4 процента. Основная часть используемых технологий относится к IV технологическому укладу. Производство машин и оборудования обеспечивает реальный сектор экономики средствами производства. За счет данной продукции должен быть осуществлен перевод экономики на новую технологическую базу. Основной задачей производства машин и оборудования является завершение радикального перехода от сформированных десятилетиями технологий к гибким современным, соответствующим мировому уровню технологиям мелкосерийного многономенклатурного производства. Одним из основных направлений технологического развития производства машин и оборудования станет создание новых производств, в том числе:
Модернизация действующих производств предусматривает организацию выпуска новых видов конкурентоспособной на мировом уровне продукции, в том числе:
Металлургическое производство в Республике Беларусь представлено рядом металлургических предприятий, среди которых наиболее крупным является РУП «Белорусский металлургический завод». Предприятие в 2008 году поставило на экспорт продукции на сумму 1,58 млрд. долларов США, что составляет более 70 процентов общего объема произведенной им продукции. Производительность труда в металлургии является одной из самых высоких в обрабатывающей промышленности (221,56 млн. рублей на одного занятого). Вместе с тем высокой признается и энергоемкость производства* – 13,6 процента. Показатель импортоемкости продукции находится в пределах 40 процентов. Положительной особенностью является низкий уровень износа основных средств – 42,2 процента, что стало результатом их планомерного обновления в течение последних десяти лет. Организациями отрасли выпускается широкий сортамент металлопроката и труб стальных, однако отсутствует производство востребованного в Республике Беларусь листового проката. Основными задачами технологического развития металлургического производства являются:
Одним из основных направлений технологического развития металлургического производства и производства готовых металлических изделий является строительство завода по производству листового проката для нужд белорусского машиностроения. Модернизация действующих производств и внедрение новых технологий для организации выпуска новых видов конкурентоспособной на мировом уровне продукции предусматривает:
Химическое производство Основу производства минеральных удобрений, неорганических химических веществ, искусственных и синтетических волокон, резиновых и пластмассовых изделий республики составляют организации концерна «Белнефтехим», наиболее крупными из которых являются РУП «Производственное объединение «Беларуськалий», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно», РУП «Светлогорское производственное объединение «Химволокно», ОАО «Гомельский химический завод», ОАО «Белшина». Основными видами деятельности этих организаций являются производство минеральных удобрений, в том числе азотных, калийных и фосфорных, химических волокон и нитей, продукции малотоннажной химии, лакокрасочных изделий, пластмасс, шин, изделий из резины. Данные производства имеют большое значение для народного хозяйства и населения страны, объем производства составляет около 13 процентов общего объема промышленного производства. Более 50 процентов производимой продукции экспортируется за рубеж. За предыдущую пятилетку рентабельность реализованной продукции по отрасли не снижалась ниже 20 процентов, а в 2008 году превысила 50 процентов по причине большого спроса и высоких цен на минеральные удобрения в мире. Вместе с тем рентабельность большинства остальных предприятий отрасли не превышает 15 процентов. Основными причинами являются высокая стоимость сырья, треть которого поставляется из-за рубежа, и недостаточно высокая технологическая оснащенность. Износ основных средств по отрасли составлял на конец 2009 года 58,8 процента, в течение пятилетки наблюдалась тенденция к его снижению. В 2006–2009 годах наблюдался рост производительности труда в среднем за год на 10 процентов, а в 2009 году произошел резкий его скачок (на 40 процентов) по причине падения численности занятых в отрасли и одновременного роста объемов производства. Основными задачами технологического развития производства минеральных удобрений, неорганических химических веществ, искусственных и синтетических волокон, резиновых и пластмассовых изделий являются:
К целевым индикаторам относятся:
Одним из основных направлений развития производства минеральных удобрений, искусственных и синтетических волокон, резиновых и пластмассовых изделий является создание новых производств, в том числе:
в области производства минеральных удобрений:
в области производства химических волокон и нитей:
установка новых технологических линий по выпуску пленок (ОАО «Могилевский завод искусственного волокна»), в том числе:
в области производства шин:
Модернизация действующих производств будет включать: в области производства минеральных удобрений:
в области производства химических волокон и нитей:
Одним из направлений технологического развития химического производства станет развитие малотоннажной химии, в том числе организация производств лекарственных препаратов, вкусовых добавок, консервантов, красителей, средств защиты растений, присадок к маслам и топливам.
Объем производства нефтепродуктов является самым высоким в экономике страны – 25 943,7 млрд. рублей. Для данного производства традиционно характерна высокая импортоемкость – 79,5 процента, материалоемкость – 76,6 процента и низкая энергоемкость – 4,1 процента. Рентабельность реализованной продукции низкая – 10,4 процента, что обусловлено ростом цен на российские энергоносители. Нефтепереработку в стране осуществляют две организации – ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан». На протяжении длительного периода организации работают стабильно и эффективно. За 2009 год ими было переработано 21,6 млн. тонн нефти, в то же время уровень рентабельности остается низким: в ОАО «Мозырский НПЗ» – 5,7 процента, в ОАО «Нафтан» – 4,5 процента. Основными задачами технологического развития производства нефтепродуктов являются увеличение глубины переработки нефти за счет создания производственных мощностей, основанных на технологиях мирового уровня, и обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза. К целевым индикаторам относятся:
Одним из основных направлений технологического развития производства нефтепродуктов является создание новых производств, в том числе:
Модернизация действующих производств, направленных на повышение качества продукции, будет включать реконструкцию установок гидроочистки с получением дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, реконструкцию каталитического риформинга с получением дополнительного количества прямогонного бензина для производства высокооктанового компонента бензина в ОАО «Нафтан».
Особенностью текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви является быстрая и высокоэффективная отдача вложенных средств. Однако в последние годы их оборачиваемость замедлилась. Так, при возможной оборачиваемости 4–6 оборотов в год оборот средств сейчас происходит 2–3 раза в год, что связано в первую очередь с недостаточной конкурентоспособностью продукции. Наиболее сложные проблемы в развитии, связанные с повышением конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, осуществлением структурной перестройки производства, решаются медленно. Износ активной части основных производственных фондов на начало 2010 года составил 69,7 процента при пороговом значении не более 60 процентов. Доля новых товаров в объеме производства составляет ежегодно не более 3 процентов. Основной целью технологического развития текстильного и швейного производства является повышение его конкурентоспособности на основе создания современного высокоэффективного производства. Достижение указанной цели возможно путем решения основной задачи – технического переоснащения действующих производств с заменой физически и морально устаревшего оборудования на высокотехнологичное, энергосберегающее, обеспечивающее выпуск конкурентоспособной продукции. К целевым индикаторам относятся:
Одним из основных направлений технологического развития станет создание новых производств, в том числе:
Модернизация действующих производств будет осуществляться путем:
Производство строительных материалов является важным сектором экономики страны, имеет развитую структуру и в значительной степени обеспечивает нужды внутреннего строительства. Вместе с тем данный сектор характеризуется большим потреблением энергетических ресурсов, затратами на производство и высоким уровнем материалоемкости. Высоким остается удельный вес использованного импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива в затратах на производство продукции. Степень износа основных фондов в промышленности строительных материалов составила на начало 2010 года 51,9 процента, а процесс их обновления происходит несколько более интенсивно, чем в целом по экономике. Основной задачей производства строительных материалов является полное обеспечение внутреннего рынка строительными материалами отечественного производства и наращивание экспортного потенциала. К целевым индикаторам относятся:
Одним из основных направлений технологического развития станет создание новых производств, в том числе:
организация производства:
Модернизация действующих производств предусматривает:
Обработка древесины и производство изделий из дерева По данным ФАО ООН на долю Республики Беларусь приходится 0,46 процента общемирового производства древесностружечных плит, 0,43 процента древесноволокнистых плит, 0,3 процента клееной фанеры. Объемы выпуска этих товаров позволяют не только полностью обеспечивать потребности внутреннего рынка, но и значительную их часть реализовывать за пределами республики. Ежегодно за рубеж поставляется около 90 процентов общего объема выпуска древесноволокнистых плит, 85 процентов клееной фанеры, более 50 процентов древесностружечных плит. В структуре экспорта доминирует продукция с высокой степенью обработки древесного сырья. Менее рациональна и требует совершенствования структура поставок товаров на рынки стран вне СНГ, где на данном этапе наиболее востребованы наши изделия первичной обработки сырья – необработанная древесина, пиломатериалы и тара деревянная. Продукция более глубокой переработки поставляется преимущественно в Россию и другие страны СНГ. Наряду с позитивными тенденциями развития в отрасли имеются проблемы: высокий уровень физического и морального износа основных средств и низкая инвестиционная активность, ухудшение финансового состояния организаций и снижение конкурентоспособности многих видов отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках по ценовому фактору, технологичности и другим параметрам. Одна из основных специфических проблем – слаборазвитые прогрессивные производства по глубокой переработке древесины, их доля в общем объеме выпуска продукции составляет менее 35 процентов, что в два раза ниже уровня, достигнутого Финляндией, Швецией и Австрией. Основной задачей развития деревообрабатывающего производства является обеспечение опережающего роста экспортоориентированных и импортозамещающих производств по глубокой переработке древесного сырья и с высокой добавленной стоимостью, основанных на новых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях. К целевым индикаторам относятся:
Основным направлением технологического развития станет внедрение новых технологий производства конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках древесноволокнистых плит средней плотности типа МДФ, древесных плит с ориентированной стружкой типа OSB, ламинированных древесностружечных плит высокого качества, большеформатной фанеры. Это позволит к 2015 году обеспечить прирост производства этих видов новой продукции на сумму около 235 млн. долларов США, сократить импорт на 120–140 млн. долларов США в год. Республика Беларусь по производству бумаги и картона на душу населения значительно (в 10–90 раз) отстает от государств с развитой целлюлозно-бумажной промышленностью (Финляндия, Швеция, Канада, США). Основной причиной является отсутствие в стране производственных мощностей по выпуску беленой целлюлозы для выпуска высококачественной бумаги, в том числе бумаги-основы для производства продукции санитарно-гигиенического назначения. В итоге из-за рубежа импортируется целлюлоза, офисная бумага, полиграфический картон. В 2009 году по целлюлозно-бумажной отрасли сложилось отрицательное сальдо внешней торговли в размере 262,5 млн. долларов США. Основной задачей развития целлюлозно-бумажного производства является повышение его конкурентоспособности и эффективности за счет реализации сырьевого преимущества Беларуси перед западноевропейскими странами. К целевым индикаторам относятся:
Основным направлением технологического развития станет строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы мощностью 300–400 тыс. тонн в год на базе ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», что позволит обеспечить выпуск товарной продукции на сумму около 1 трлн. рублей в год и создать до 500 новых рабочих мест. Модернизация действующих производств будет включать техническое переоснащение ОАО «Белорусские обои». Основной задачей технологического развития производства пищевых продуктов является создание конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны и наращивание экспортного потенциала. К целевым индикаторам относятся:
Одним из направлений технологического развития станет создание новых производств, в том числе:
Модернизация действующих производств и внедрение новых технологий в целях организации выпуска новых видов продукции включает:
Основу электроэнергетики республики составляют тепло– и гидроэлектростанции. Установленная мощность электростанций в Республике Беларусь на 1 января 2010 г. составляла 8233,3 МВт, что достаточно для полного обеспечения потребности республики в электрической энергии. Вместе с тем Беларусь ежегодно импортирует от 2,4 до 4,5 млрд. кВт.ч электроэнергии в целях повышения уровня своей энергетической безопасности за счет диверсификации источников энергии исходя из экономической целесообразности и в целях загрузки наиболее эффективных мощностей, а также необходимости проведения планового ремонта электростанций. Электрической энергии производится 99,8 процента на тепловых электростанциях, работающих на газомазутном топливе. Небольшое количество электроэнергии вырабатывается мини-ТЭЦ, работающими на местных видах топлива (торф, древесное топливо), а также гидроэлектростанциями и ветроэнергетическими установками. Проведенная в 2006–2009 годах модернизация основных производственных фондов электростанций способствовала снижению их износа фондов системы с 60,7 процента до 51,2 процента. Постоянно растущие цены на газ и нефть, поставляемые из России, привели к падению рентабельности предприятий отрасли и ухудшению их финансового положения. Решению данной проблемы будут способствовать:
Основными задачами технологического развития являются:
К целевым индикаторам относятся:
Одним из направлений технологического развития станет создание новых производств, в том числе:
Модернизация действующих производств и внедрение новых технологий предполагают:
В целях совершенствования в области энергосбережения предусматривается внедрение светодиодной, фотогальванической техники и оптоэлектронных технологий, энергоэффективных светодиодных осветительных и сигнальных устройств и систем.
Добыча нефти Будет продолжена реализация программы поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа на территории деятельности РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в 2007–2015 годах. До 2015 года на реализацию мероприятий данной программы по внедрению новых передовых технологий в области бурения и разработки залежей нефти и газа, геолого-технических мероприятий и поддержания пластового давления планируется направить около 1,8 трлн. рублей. Одним из важных резервов в преодолении объективных причин снижения добычи нефти из-за выработки запасов является проведение геолого-технических мероприятий, направленных на увеличение нефтеотдачи пластов и интенсификацию добычи нефти. Основными задачами технологического развития добычи нефти являются:
К целевому индикатору относится замедление темпов падения объемов добычи нефти (добыча нефти в 2015 году – 1,6 млн. тонн). Основными направлениями технологического развития добычи нефти являются:
Результатами реализации этой программы в нефтедобыче должны стать замедление темпов падения объемов добычи нефти и совместное освоение нефтяных месторождений за рубежом (Венесуэла, Иран и другие страны).
Торф – органический продукт, имеющий важное значение для различных сфер народного хозяйства. Ограничение его использования на нужды топлива, переориентация на использование в других сферах является приоритетной составляющей политики государства. Развитие организаций добычи и переработки торфа осуществляется в соответствии с Государственной программой «Торф» на 2008–2010 годы и на период до 2020 года. Организациями ежегодно добывается 2,4–2,8 млн. тонн торфа, из которого производится 1,1–1,2 млн. тонн топливных брикетов. Имеющиеся в республике ресурсы торфа обеспечивают дальнейшую перспективу развития организаций. Основной задачей технологического развития добычи и переработки торфа является повышение эффективности использования данного сырья путем использования его для нужд сельского хозяйства, строительства, медицины и других сфер народного хозяйства. К целевым индикаторам относятся:
Основными направлениями технологического развития добычи и переработки торфа станут:
Строительство в настоящее время является одной из важнейших сфер национальной экономики, участвующей в воспроизводстве основных фондов, развитии и улучшении социальной сферы, реконструкции и модернизации производства материальных благ. В структуре валового внутреннего продукта (далее – ВВП) доля строительства неуклонно увеличивается. Степень износа основных фондов в строительстве на конец 2009 года составила 48,3 процента, а процесс их обновления происходит несколько более интенсивно, чем в целом по экономике. Строительство является одним из крупнейших потребителей энергетических ресурсов, характеризуется высоким уровнем материалоемкости. Удельный вес использованного импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива в затратах на производство продукции (работ, услуг) снизился в 2009 году в строительстве до 8,6 процента. К целевым индикаторам относятся:
Основными направлениями технологического развития строительства станут:
Сельское хозяйство В последние годы сельскохозяйственный комплекс страны неуклонно развивался, в результате чего обеспечена устойчивая продовольственная безопасность государства, наращивается экспорт продукции на зарубежные рынки. Вместе с тем остается нерешенной проблема повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Сохраняется низкий уровень рентабельности (5–6 процентов) и производительности труда, накапливается задолженность предприятий по финансовым обязательствам, не обеспечиваются нормативные критерии отдачи от значительных государственных инвестиций. Имеющийся технологический разрыв в сравнении с экономически развитыми странами оценивается специалистами в 15–20 лет. Организациями используются материалоемкие и ресурсоемкие технологии, что влечет за собой удорожание продукции и снижение ее конкурентоспособности. Традиционные факторы повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции уже исчерпали свой потенциал. Основной задачей технологического развития сельского хозяйства является создание конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего внутренние потребности страны и наращивание экспортного потенциала. К целевым индикаторам относятся:
Решение этой задачи в перспективе связано с внедрением в сельскохозяйственное производство прорывных инновационных технологий и новейших научных разработок, призванных вывести сельскохозяйственные организации на качественно новый уровень. Основными направлениями технологического развития сельского хозяйства будут являться: в растениеводстве:
в животноводстве:
В Беларуси лесные ресурсы являются одним из главных природных богатств. Площадь лесного фонда составляет 9,4 млн. га, запас лесонасаждений – около 1,5 млрд. куб. метров, лесистость территории – 38,3 процента (при минимальной научной норме – 20 процентов, в странах Западной Европы – 24 процента, Северной Европы – 47 процентов). На душу населения приходится 147 куб. метров древесины, что в 2,3 раза больше среднемирового уровня. За последние 20 лет в лесном фонде Республики Беларусь произошли существенные изменения. Общая площадь лесного фонда увеличилась на 1,4 млн. га, в том числе покрытых лесом земель – на 0,9 млн. га. Удельный вес спелых лесов вырос с 2,4 до 9,8 процента. Повысилась продуктивность лесов: средний запас насаждений на 1 га покрытых лесом земель увеличился со 135 до 193 куб. метров, в том числе спелых и перестойных древостоев – с 216 до 243 куб. метров. Средний возраст насаждений увеличился на 12 лет и достиг 51 года. Нынешняя возрастная структура белорусских лесов с точки зрения хозяйственного использования не совсем благоприятна. В общей площади лесопокрытых земель превалируют молодняки и средневозрастные насаждения (72,5 процента), в которых ведутся только рубки ухода за лесом с получением преимущественно дровяной и мелкотоварной деловой древесины. Спелые насаждения в лесопокрытой площади составляют всего около 10 процентов при норме 15–20 процентов. Основной задачей развития лесного хозяйства является повышение продуктивности лесов за счет улучшения качества и эффективности проводимых лесохозяйственных мероприятий в целях увеличения запасов насаждений (главным образом за счет хозяйственно-ценных пород) на всех этапах лесовыращивания и на этой основе более полного обеспечения потребностей деревообрабатывающих производств в древесном сырье. К целевым индикаторам относятся:
Основными направлениями технологического развития лесного хозяйства станут:
Организация экономического сотрудничества и развития в настоящее время идентифицирует пять отраслей промышленности как высокотехнологичные (высокотехнологичный сектор экономики), выпускающие продукцию при высоких уровнях затрат на исследования и разработки по отношению к объему продаж:
Организации в высокотехнологичном секторе осуществляют инновации и получают преимущество, создавая рынки новых изделий и более продуктивно используя ресурсы. Они производят изделия с высокой добавленной стоимостью и успешны на внешних рынках. Исследования и разработки, выполненные в высокотехнологичных отраслях промышленности, дают возможность другим коммерческим секторам осваивать новые изделия и процессы, увеличивать производительность, расширять бизнес и создавать высокооплачиваемые рабочие места. Понятия высокотехнологичный сектор и V технологический уклад в законодательстве Республики Беларусь не применялись. В связи с этим отсутствует соответствующая статистика по оценке вклада высокотехнологичного сектора в развитие экономики страны. К производствам V технологического уклада с учетом специфики экономики Республики Беларусь относятся:
Виды экономической деятельности, осуществляемые на данных производствах в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», приведены в таблице. Виды деятельности могут быть дополнены при осуществлении деятельности, осуществляемой в сфере биотехнологий, нетрадиционной энергетики (использование солнечной, ветровой энергии, биологических отходов и тому подобного), а также при осуществлении деятельности, направленной на производство товаров, приведенных в таблице.
Таблица
Основой товаров, производимых на производствах V технологического уклада, являются микроэлектронные компоненты. Обеспечение развития микро– и наноэлектроники должно стать одним из приоритетов технологического развития страны в 2011–2015 годах и на период до 2020 года. Для оценки вклада высокотехнологичного сектора в экономику страны использовались такие показатели, как «доля промышленного производства организаций высокотехнологичного сектора в общем объеме промышленного производства», «доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта». По оценке Минэкономики, указанные показатели составили в 2009 году 2,5 и 4,3 процента соответственно. Отличительной характеристикой производств VI технологического уклада является резкое снижение энерго– и материалоемкости производства, конструирование материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Примерный список производств VI технологического уклада включает следующие:
Особенностью нанотехнологий является проникновение их в будущем практически во все отрасли экономики, что будет постепенно расширять перечень высокотехнологичных отраслей и видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичному сектору. С одной стороны, в настоящее время Республика Беларусь имеет научные разработки V и VI технологических укладов. С другой стороны, белорусскими организациями пока не в достаточной мере освоены CALS-технологии, являющиеся инструментом повышения эффективности производства и конкурентоспособности изделий.
Информационно-коммуникационные технологии Ставится задача внедрить CALS-технологии во всех крупных организациях Беларуси, довести к 2015 году охват клиник страны телемедицинскими системами для удаленных консультаций до 90 процентов, повысить уровень автоматизации работ банковского сектора, транспорта, налоговых и таможенных служб и государственного аппарата управления в целом. В среднесрочной перспективе необходимо осуществить переход во всех стратегических сферах на национальный программный продукт. В 2011–2015 годах в области информационных технологий предусматривается разработка и внедрение:
В предстоящий период будет сделан акцент на дальнейшем развитии прикладного направления биологии – биотехнологии, в том числе новейшей, связанной с изучением функционирования генетического аппарата клетки (геномика), ее белков (протеомика), внутриклеточных структур, отдельных клеток, а также с изучением клеточных технологий (клеточная инженерия) и проблем нанобиологии, включая создание биосенсоров и информационных систем. Развитие биотехнологий позволит:
В здравоохранении намечается:
В промышленности намечается создание:
Кроме того, предусматривается модернизация в ОАО «Витязь» производства электронных модулей путем замены автоматизированной линии SMT-монтажа на линию нового поколения с системой автоматической инспекции в целях освоения блоков LCD-телевизоров нового поколения.
Опережающий рост наукоемких отраслей расширит спрос на материалы с новыми свойствами (композиты, новые поколения конструкционной и функциональной керамики и полимеров, металлические и гибридные материалы, фармацевтические препараты, продукты биотехнологии, лакокрасочные материалы, специальные композиционные древесные материалы и другие). В связи с этим планируется создание новых производств, на которых будут внедряться результаты фундаментальных и прикладных исследований и разработок. В промышленности предусматривается разработка и создание следующих видов новых материалов:
В последнюю пятилетку отечественное производство фармацевтической продукции развивалось устойчиво и достигло значительных результатов. При этом увеличены поставки отечественных лекарственных средств на внутренний рынок со 143,5 млрд. рублей до 312 млрд. рублей. Доля отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке доведена до 20,8 процента в стоимостном выражении, увеличен годовой объем производства фармацевтической продукции со 121,3 млн. долларов США до 185,8 млн. долларов США (более чем в 1,5 раза), номенклатура освоенных в производстве лекарственных средств доведена до 626 наименований, привлечены инвестиции для модернизации основных фондов в объеме 145,8 млрд. рублей. Вместе с тем для производства фармацевтической продукции характерна высокая зависимость от импорта сырья (фармацевтические субстанции), материалов, а также технологического оборудования, не производимых в республике. Так, импортные сырье и материалы составляют более 70 процентов в стоимости всего используемого организациями сырья и материалов. Инновационная активность организаций и технологическое развитие производства фармацевтической продукции сдерживаются высокой закредитованностью. Низкая результативность проводимой работы по привлечению инвестиций крупных транснациональных корпораций в развитие производства фармацевтической продукции в Республике Беларусь складывается под влиянием следующих факторов:
Основными задачами технологического развития производства фармацевтической продукции являются:
К целевым индикаторам относятся:
Основными направлениями технологического развития производства фармацевтической продукции являются:
Планируется разработка технологий получения и организация производства:
В Беларуси телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование «информационной экономики» или «информационного общества». Одним из главных направлений этого процесса в Беларуси станет интеграция связи в формирующийся информационно-индустриальный комплекс, объединяющий производство оборудования и услуг связи, электронно-вычислительную технику, индустрию досуга, бытовую электронику и ряд смежных производств. В процессе формирования информационно-индустриального комплекса сфера связи все в большей степени будет зависеть от технического и технологического уровня его основных компонентов – электронно-вычислительной техники, индустрии полупроводников и программного обеспечения, а также телекоммуникаций. С 2010 года меняются подходы к развитию связи. Наиболее перспективным направлением развития сетей следующего поколения для Республики Беларусь является внедрение платформы IMS – стандартной архитектуры сетей для оказания мультимедийных услуг по проводным и беспроводным сетям, что принесет достаточные преимущества как для операторов, так и для пользователей услуг уже в ближайшее время. Концепция IMS – это решение для предоставления услуг в сетях, основанных на протоколе IP, вне зависимости от того, использует абонент мобильный широкополосный или стационарный широкополосный доступ. Внедрение программно-аппаратной платформы IMS позволит национальному оператору электросвязи при подключении своих клиентов к сети передачи данных предоставлять им весь спектр телекоммуникационных услуг, включая телефонную связь. Основными задачами технологического развития связи являются:
К целевым индикаторам относятся:
Основными направлениями технологического развития связи являются: строительство мультисервисной сети электросвязи, включающее два этапа:
создание перспективных интернет-технологий, которые объединяют следующие комплексы:
Продолжится реализация мероприятий Национальной программы исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008–2012 годы. Основная цель данной Национальной программы – развитие и эффективное использование научно-технического потенциала Беларуси в области создания космических средств и технологий для решения социально-экономических задач в интересах отраслей экономики, обеспечения безопасности населения, повышения уровня науки и образования в стране. Намечается создание и внедрение технологий и аппаратно-программных комплексов для дешифрирования и обработки данных дистанционного зондирования Земли, которые позволят решать задачи в следующих областях деятельности: сельское, лесное и водное хозяйство; оперативное предупреждение о чрезвычайных ситуациях и минимизация их последствий; экология, охрана и использование природных ресурсов; картография, градостроительство и геология; оборона и других.
Планируемое строительство атомной электростанции позволит увеличить объем производства электроэнергии в республике до 20 процентов и нарастить ее экспорт за рубеж. Данное строительство предполагает активное развитие собственной научной базы в обеспечении развития ядерной энергетики и соответствующую подготовку специалистов.
Нанотехнологии Предусматривается разработка и внедрение нанотехнологий и технологий создания наноматериалов в производстве:
Предусматривается разработать и внедрить в медицинскую практику:
Будут созданы:
В число важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год включены показатели, характеризующие эффективность деятельности промышленных организаций: рентабельность продаж в промышленности (в процентах) и удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции (в процентах). Проектом Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривается рентабельность продаж в промышленности увеличить с 7,5 процента (оценка) в 2010 году до 14–15 процентов в 2015 году, а удельный вес отгруженной инновационной продукции – с 11 процентов (оценка) в 2010 году до 20–21 процента в 2015 году. Кроме того, в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь необходимо увеличить к 2015 году не менее чем на 200 процентов долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. Достижение этих показателей возможно только при условии модернизации производств с переходом их на новые и высокие технологии, создания новых высокотехнологичных производств. Обеспечение технологического развития будет осуществляться путем перемещения иностранных технологий и внедрения отечественных технологий. Первым направлением создания высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов на основе разработки отечественных высоких технологий в республике станет резкое увеличение затрат на исследования и разработки, особенно за счет собственных средств организаций промышленности. Проектом Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусматривается за пять лет увеличить внутренние затраты на исследования и разработки (затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами) с 0,64 процента (оценка) в 2010 году до 2,5–2,9 процента к ВВП, что будет соответствовать уровню затрат на исследования и разработки таких развитых стран, как Швейцария, Дания, Австрия. Такая задача достижима. В Республике Корея в 1981–1985 годах отношение затрат на научные исследования и разработки были увеличены с 0,77 процента к ВВП в 1980 году до 1,58 процента в 1985 году, при этом расходы бизнеса увеличились более чем в 9 раз и составили 1,18 процента к ВВП (в 2003 году расходы бизнеса составили 1,98 процента к ВВП). В Республике Беларусь затраты на исследования и разработки за счет внебюджетных средств должны составить в 2015 году 1,3–1,55 процента. В КНР в 1980–1990-х годах первостепенная задача состояла в том, чтобы использовать уже имеющиеся за рубежом технические достижения в целях максимальной экономии денежных ресурсов и времени. Но изучение и применение иностранных достижений ни в коем случае не должно ослабить собственные (национальные) исследования в области науки и техники. Все должно быть направлено на дальнейшее укрепление отечественной науки и техники. Зарубежная техника закупалась на основе принципа «учиться, использовать, улучшать и производить». При этом учитывалось, что мировая наука постоянно развивается, промышленная техника обновляется быстро. И если только вводить зарубежное промышленное оборудование, наращивать производственные мощности и игнорировать технические знания по использованию техники, то это приведет лишь к слепому копированию иностранного. В этих условиях трудно создать что-либо новое, в лучшем случае будет обеспечено медленное продвижение вслед за развитыми странами. В Китае учитывали, что только на основе изучения положительного зарубежного опыта и через собственные новые научно-технические достижения можно заложить прочный фундамент для дальнейшего ускоренного развития. Без проведения промышленностью исследований и разработок добиться перелома в технологическом развитии не удастся. Как ранее отмечалось, в развитых странах доля затрат на исследования и разработки за счет средств бизнеса составляет 64–75 процентов. В связи с этим необходимо создание и развитие в промышленности и других отраслях заводских исследовательских лабораторий, научно-технических центров и тому подобного. В целях оценки активности министерств, концернов и организаций по проведению исследований и разработок и созданию собственных технологий предлагается введение показателя «отношение затрат на исследования и разработки к выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в процентах». Именно высокое отношение затрат на исследования и разработки к продажам от 10 до 40 процентов характеризует высокотехнологичные рентабельные компании в сфере биотехнологий и фармацевтики, разработки программного обеспечения, микроэлектронике и телекоммуникационном оборудовании. Сравнение отношения затрат на исследования и разработки к выручке от реализации продукции отечественных высокотехнологичных организаций с аналогичными показателями ведущих зарубежных компаний позволит объективно оценивать уровень инновационной активности организаций страны. Учитывая, что разработка и освоение технологий требует больших объемов финансирования и наличия исследовательских подразделений в составе предприятий, важным направлением технологического развития станет объединение предприятий в холдинги, включающие научные организации, что позволит создать сквозную научно-производственную цепь: исследование – разработка – производство – реализация продукции. В настоящее время зарегистрировано 14 холдингов: «БЕЛТЕХ ХОЛДИНГ», «Могилевводстрой», «Интертрансавто», «Холдинг «Компания «Пинскдрев», «ГОРИЗОНТ», «Агромашсервис», «Могилевобллён», «БелЭликомХолдинг», «ЗОВ-строй», «Агрокомбинат «Скидельский», «Пралесак-Оил», «Холдинг Реви Тар Инвест», «Группа компаний Протос», «Забудова». До конца 2010 года планируется создание холдингов: «БЕЛАВТОМАЗ», «Минский моторный завод», «БелОМО» «Оптической электроники», «Брестоблтранс». В 2011 году намечается создание холдингов «Интеграл», «Белспецмонтаж», «Белжелезобетон», «Минскстрой», Холдинга автоматизированных систем управления, Регионального холдинга по промышленно-техническому монтажу оборудования и конструкций, Масложирового холдинга, Межотраслевого производственного холдинга по производству подвижного состава наземного городского пассажирского электротранспорта, техники специального и коммунального назначения, реализации комплексных транспортных проектов «под ключ» (управляющая компания – ОАО «Белкоммунмаш»). Предполагается создание на базе холдингов межотраслевой финансово-промышленной организации с учетом результатов анализа деятельности созданных холдингов и рассмотрение вопросов с заинтересованными органами государственного управления, Национальным банком и Министерством архитектуры и строительства, а также создание в 2013–2014 годах холдинга на базе организаций консервной отрасли концерном «Белгоспищепром». В целях стимулирования затрат на исследования и разработки за счет средств организаций необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусмотрев применение скидки по уменьшению суммы налога на прибыль в размере 50 процентов суммы прироста затрат организации на научные исследования и опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Выработка мер по безусловному перечислению лицензионных платежей (роялти) организациями, использующими результаты научных исследований и разработки, а также объекты промышленной собственности, соответствующим научным организациям и обладателям исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Вторым направлением развития высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов станет создание научно-технологического парка в области фотоники и электроники в г. Минске и научно-технологического парка «Полесье» в области биотехнологий в г. Пинске. Третье направление – развитие малых инновационных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Для этого необходимо создание при государственной поддержке во всех областных центрах и крупных университетах научно-технологических парков в целях привлечения молодых ученых и студентов к инновационному предпринимательству, обеспечения поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в реализации инновационных проектов по созданию производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную высокотехнологичную продукцию. Целесообразно внести дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 66, 1/10522), предусмотрев право университетам (научным организациям) создавать не только унитарные предприятия, но и хозяйственные общества с участием университетов (интеллектуальная собственность), государственных предприятий (производственные площади и оборудование) и организаций частного сектора (финансовые ресурсы). В целях обеспечения малых инновационных предприятий финансированием будет осуществляться содействие созданию венчурных организаций (фондов), в том числе с участием государства. Необходимо совершенствование деятельности Белорусского инновационного фонда в направлении преимущественно финансирования венчурных проектов малых инновационных предприятий. Для развития венчурного финансирования в республике в 2011–2012 годах планируется создание фондовой биржи для котировки и продажи акций частных высокотехнологичных организаций. Необходимо определить показатели облисполкомам и Минскому горисполкому по количеству малых инновационных предприятий, которые будут выпускать экспортоориентированную высокотехнологичную продукцию для оказания местными исполнительными и распорядительными органами содействия им в выделении оборудованных инженерными коммуникациями земельных участков для размещения производств. В Республике Беларусь в 2009 году производством промышленной продукции занималось более 13 тыс. малых предприятий, которые также стремятся поставлять продукцию на экспорт. Например, из 4,6 тыс. малых предприятий г. Минска около 3,4 тыс. предприятий поставляли продукцию на экспорт. В 2011–2015 годах необходимо оказать содействие инновационному развитию малых предприятий страны для развития их инновационного потенциала и наращивания экспорта высокотехнологичной продукции. Для этого необходимо обеспечить передачу в установленном законодательством порядке научными организациями страны технологий, созданных за счет средств бюджета, малым предприятиям на условиях перечисления ими после получения выручки от продажи продукции роялти научным организациям. То есть следует создавать инновационные сети, в которых крупные организации будут взаимодействовать с инновационными (венчурными) малыми и средними предприятиями. Использование преимуществ крупного предприятия на экономии за счет масштабов производства и мобильности, гибкости, готовности к быстрым изменениям при относительно малой капиталоемкости инновационных малых предприятий позволяет сократить сроки исследований и разработок, освоение массового выпуска широкого набора модификаций нового товара и выход его на мировой рынок. Четвертое направление – создание научно-исследовательских и научно-технических центров (лабораторий) частной формы собственности, в том числе в микро– и малых организациях, а также создаваемых иностранными высокотехнологичными компаниями. Данное направление будет развиваться с учетом зарубежного опыта. Так, в Республике Корея в 1981 году функционировало 53 частных исследовательских центра, в 2004 году – около 10 тыс. центров, в том числе более 9,2 тыс. небольших исследовательских центров малого и среднего бизнеса. В Израиле иностранные компании (Intel, Motorola, General Elektric, Texas Instruments, IBM, Fillips Medical, Hewlett Packard и другие) создали и финансируют более 110 центров, осуществляющих исследования и разработки, с численностью работающих более 35 тыс. человек. В 1983 году в Китае по инициативе руководства Академии наук КНР началась реформа научно-технической сферы. За 1983–1987 годы более 6 тыс. специалистов ушли из академических НИИ и создали 217 научно-технических фирм, из них 14 были подчинены АН КНР, 102 – академическим НИИ, 75 – создано совместно академическими НИИ и торгово-промышленными организациями государственной или коллективной собственности, 26 – академическими НИИ и иностранными фирмами. В 1988 году число таких фирм достигло 400, в них было занято около 10 тыс. бывших работников АН КНР. Электроника была главной сферой деятельности созданных АН КНР научно-технических фирм. Средний объем реализации на одного занятого в научно-технических фирмах превышал этот показатель для государственных НИИ и вузов в 5–10 раз. Поэтому в начале 1998 года руководством КНР созданы особо благоприятные условия для их развития. Работникам научно-технической сферы и руководителям всех уровней дали понять, что с деятельности фирм сняты всякие ограничения и любые попытки поставить административные преграды на пути их развития не должны иметь места. Это создало базу для стремительного развития в КНР таких фирм. В настоящее время в условиях острой конкуренции на мировых рынках стоимость морально устаревших основных фондов, которые используются для выпуска убыточной продукции, может ничего не стоить, а интеллектуальная собственность, защищенная патентами, может оцениваться миллионами и миллиардами долларов. В экономике, основанной на знаниях, создание объектов интеллектуальной собственности, проектов товаров, правил создания технологий, формирование идеологии спроса и предложения становится выгоднее, чем создание и производство товаров, наращивание производства для удовлетворения спроса. Республика Беларусь обладает высоким научным потенциалом. Так, например, по данным организации Tomson Scientific по совокупному цитированию в области нанокристаллов наша страна занимает 20-е, фотоники в целом – 16-е, в сфере фотонных кристаллов – 6-е место в мире. По оценкам специалистов в будущем развитие нанофотоники по масштабам долговременного технологического и социального воздействия может быть сравнимо с влиянием полупроводниковой электроники на технологический прогресс и повышение качества жизни. Важно создать условия для превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные исследования, разработки и промышленную коммерциализацию. В этих целях целесообразно стимулировать создание учеными частных исследовательских центров, переход ученых в исследовательский сектор предприятий, в том числе в частные исследовательские лаборатории для коммерциализации результатов исследований. При этом необходимо обеспечить разработку и принятие законодательного акта, предусматривающего их социальную защиту. Например, выплату им в течение 2–3 лет за счет бюджета гарантированной суммы дохода в размере должностного оклада на предыдущей работе. Пятое направление – проведение аттестации действующих производств в части определения уровня их технологического развития (уклада), развитие независимого инновационно-технологического аудита. Оказание государственной поддержки организациям в зависимости от уровня технологического развития организации и показателей, предлагаемых к реализации инвестиционных (инновационных) проектов. Шестое направление – осуществление перехода в 2012 году в организациях от показателя «объем промышленного производства» к показателю «добавленная стоимость». При формировании и отборе проектов по созданию высокотехнологичных предприятий и производств одним из основных экономических критериев является добавленная стоимость (фонд заработной платы, включая обязательные платежи, прибыль, амортизационные отчисления, налоги и сборы, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов) в расчете на одно новое рабочее место (в среднем по экономике производительность труда на новом рабочем месте должна быть не менее 60 тыс. долларов США). Понятие «добавленная стоимость» пока не используется в бухгалтерском учете на уровне организаций и статистической отчетности организаций.
Необходимыми условиями изменений в структуре производства являются усиление свободы действий, конкуренция, использование предпринимательских инновационных элементов в ведении бизнеса, формирование мощного слоя малого и среднего бизнеса, крупных государственно-частных компаний. Либерализация условий экономической деятельности, в том числе упрощение налогового законодательства, является одним из важнейших условий формирования национального бизнеса как важнейшего экономически и инновационно-активного слоя общества. Результатом такой либерализации должно стать в том числе и формирование общей обстановки в экономике, при которой постоянное осуществление инновации является необходимым условием выживания в конкурентной борьбе. В настоящее время предлагаемые наукой результаты исследовательских разработок находят слабое практическое применение в экономике. Необходимо предусмотреть широкие льготы и стимулы для решения ключевых проблемных вопросов инновационного развития. По мере появления в стране соответствующих условий следует:
Чрезвычайно актуальной является проблема формирования человеческого капитала, отвечающего задачам активного инновационного развития экономики, что предполагает кардинальное улучшение качества всех ступеней образования, подготовки научных кадров, развития творческих способностей и стимулов всего населения. Формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов предпринимательской деятельности должно обеспечиваться совершенствованием имущественных отношений, функций отраслевых министерств, концернов. Основной функцией отраслевых министерств, концернов должно стать формирование и осуществление экономической политики в соответствующей отрасли. Необходимо свести к минимуму функции, связанные с непосредственным управлением хозяйственной деятельностью подчиненных организаций. Из подчинения министерств, состава концернов необходимо вывести организации, деятельность которых не оказывает определяющего значения на отрасль в целом. В подчинении министерств, концернов целесообразно оставить организации, осуществляющие специальные функции по обеспечению национальной безопасности и стратегических интересов страны, производящие продукцию, изъятую из гражданского оборота либо оборот которой ограничен, объекты инфраструктуры республиканского значения и другие значимые организации. Первостепенной задачей государства должна стать защита и охрана прав собственников, в том числе интеллектуальной собственности, обеспечение взаимодействия государственного и частного секторов экономики при сбалансированности интересов, прав и обязательств всех представителей этих секторов. Системы управления государственным имуществом, реформирования отношений собственности, приватизации государственного имущества должны быть максимально ориентированы на создание благоприятных условий для повышения инновационной активности всех субъектов предпринимательской деятельности. Управление государственным имуществом, приватизация государственного имущества как составные части единой общеэкономической политики страны в максимальной степени должны быть направлены на создание условий для привлечения инвестиций в экономику.
Необходимо обеспечить реализацию системы мер по защите и поддержке экономических интересов экспортеров в соответствии с разработанными отраслевыми стратегиями и планами, среди которых можно выделить следующие:
Инвестиционное обеспечение технологического развития и конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочном периоде должно базироваться на взаимосогласованных действиях государства, бизнеса, науки и гражданского общества, где ключевая роль принадлежит государству как инициатору и гаранту выполнения достигнутых договоренностей. Источниками финансирования приоритетных проектов и мер по реализации долгосрочной технологической стратегии развития могут рассматриваться средства бюджета в рамках бюджетных программ, государственных фондов. В целях финансового обеспечения формирования технологических коридоров, проведения отдельных высокорискованных прикладных научно-исследовательских опытно-конструкторских работ по созданию технологических решений на базе разработанных принципиально новых технологических идей предстоит повысить роль государственно-частного партнерства через концессионные договоры, проектное финансирование, создание венчурных и иных фондов. В качестве соорганизаторов и ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым направлениям, должны выступить иные институты развития. Важными источниками инвестиций являются собственные средства организаций, кредиты банков, иностранные источники и другие. Предстоит финансирование создания и развития инновационной инфраструктуры, то есть совокупности субъектов, осуществляющих научное, финансовое, организационно-методическое, материально-техническое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий), увеличение объемов финансирования инновационного сектора и кадровых программ (поддержка высших учебных заведений, развитие системы непрерывного профессионального образования и другое), защита интеллектуальной собственности, а также создание инновационных предприятий и инновационных кластеров, факторами развития которых выступает наличие развитой вузовской сети, интегрированной в международное образовательное пространство, развитие инфраструктуры транспорта, способной обеспечить мобильность населения (аэропорты, высокоскоростные магистрали, сети автодорог и прочее), создание комфортной для жизни среды, масштабного и диверсифицированного рынка труда, что повысит значение развития городов-спутников вокруг крупных городов.
Ожидаемыми результатами реализации стратегии будет достижение к 2015 году:
______________________________ *Удельный вес затрат на топливно-энергетические ресурсы в общих затратах на производство товаров (работ, услуг).
|
|||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |