Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Инновационная инфраструктура
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/nis/innovac_infrastr/c7ddd0e3abb0c03a.html

 
 

15 марта 2024 г.

 

Деятельность субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» и Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности». В указанных документах инновационная инфраструктура определяется как совокупность юридических лиц, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение деятельности по созданию и реализации инноваций.

В настоящий момент в Республике Беларусь функционирует 24 субъектов инновационной инфраструктуры, в число которых входят:

  • 16 научно-технологических парков (далее – технопарк);
  • 6 центров трансфера технологий (далее – ЦТТ);
  • Белорусский инновационный фонд;
  • Национальный центр интеллектуальной собственности.

Технопарки как субъекты инновационной инфраструктуры занимают ключевую позицию в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь. Технопарки активно содействуют усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и инновационными предприятиями в производственной, кадровой, научно-исследовательской сферах. С данной целью белорусскими технопарками оказываются услуги по следующим направлениям:

  • техническая и консультационная помощь в производстве высокотехнологичных товаров и услуг;
  • содействие коммерциализации высокотехнологичных разработок;
  • помощь в составлении бизнес-планов и поиске финансирования;
  • аренда офисных помещений и физического оборудования;
  • содействие осуществлению внешнеэкономической деятельности и продвижению производимой продукции высоких технологий на зарубежные рынки;
  • содействие реализации инновационных проектов через образовательные услуги, мероприятия и совместное использование оборудования, а также развитие сферы высоких технологий;
  • маркетинговые и инженерные услуги;
  • оказание консультативных услуг, содействие в налаживании связей с инвесторами, запуске стартап мероприятий;
  • бизнес-инкубация научных проектов;
  • разработка программного и аппаратного обеспечения, коммерческие НИОКР;
  • обеспечение студентов университетов современной инфраструктурой и оборудованием.

Отдельно стоит отметить значительную роль технопарков в развитии инновационного предпринимательства в регионах Республики Беларусь. Технопарками на постоянной основе организуются и проводятся стартап-мероприятия, в том числе форумы, инвест-уикенды, мастер-классы, семинары и др. Технопарки активно участвуют в развитии локальных стартап-школ. ООО «Технопарк Полесье» активно содействует развитию кластера «Биотехнологии и «зеленая» экономика», а ООО «Технопарк «Горки» выступает в качестве ядра формирующего кластера в области биоинформатики, аграрных биотехнологий и «зеленой» экономики.

В течение последних нескольких лет наблюдается активизация осуществляемого технопарками международного сотрудничества. Так, белорусские технопарки развивают сотрудничество с такими международными организациями как ПРООН, ЮНИДО. Ключевым партерном белорусских технопарков в Российской Федерации выступает Инновационный центр «Сколково», ведутся работы по активизации сотрудничества с университетом и инновационным центром Иннополис. Также технопарками активно развивается сотрудничество с КНР, Узбекистаном и некоторыми другими странами (регионами).

Для центров трансфера технологий основными направлениями деятельности являются:

  • консультационные услуги;
  • исследования конъюктуры рынка по выявлению возможности введения новшества, правовая защита и информационное продвижение новшеств;
  • помощь в составлении бизнес-планов и поиске финансирования;
  • инжиниринговые услуги;
  • содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;
  • управление инновационными проектами и подготовка бизнес-планов;
  • образовательные услуги (для осуществления трансфера технологий)

Отдельно стоит выделить роль налоговых льгот для субъектов инновационной инфраструктуры. Так, для ЦТТ предусмотрена сниженная ставка налога на прибыль – 10% вместо 20%, а также освобождение от уплаты налогов на недвижимость и землю.

С целью обеспечения развития научно-технологических парков, действующим законодательством предусмотрена система налоговых льгот по следующим налогам:

  • налог на прибыль — 10%;
  • налог на недвижимость – 0%;
  • земельный налог – 0%;
  • понижающий коэффициент арендной ставки — 0,1.

Для резидентов предусмотрены следующие льготы:

  • налог на прибыль: 10% (обычная ставка – 20%);
  • понижающий коэффициент арендной ставки – от 0,1 до 0,9;
  • полное освобождение от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемым в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при УСН) — предусмотрено в соответствии с п.4 Указа от 03.01.2007 № 1 решениями местных Советов депутатов для технопарков и резидентов таких городов как Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев.

Кроме того, в рамках инвестиционного проекта на производственной площадке по просп. Партизанскому 8, в г. Минске устанавливается специальный правовой режим для резидентов ООО «МГТ». Участники проекта освобождаются сроком до 31 декабря 2030 г. от уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, для целей реализации резидентами ООО «МГТ» инвестиционных проектов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применять освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет со дня регистрации в качестве резидента ООО «МГТ». Применяются понижающие ставки оплаты за электроэнергию.

Развитие инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности является одним из основных направлений государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. Целью развития инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности является повышение вклада субъектов данной инфраструктуры в инновационное развитие Республики Беларусь. Для достижения указанной цели Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы (далее – Государственная программа) предусмотрена реализация мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. В настоящее время в рамках Государственной программы реализуется 23 мероприятия, направленных на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры. В рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры осуществляется выделение бюджетных средств, направляемых на:

  • приобретение основных средств (научного, технологического и иного оборудования, приборов и комплектующих изделий);
  • капитальное строительство (строительно-монтажные работы);
  • капитальный ремонт зданий, помещений, сооружений.

Достигнутые за последние годы результаты в определенной мере являются следствием внедрения новых инструментов содействия и поддержки инновационной деятельности технопарков и их резидентов.

В рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы в части инновационной инфраструктуры планируется:

создание и организация деятельности технопарков (их филиалов) в крупных районных центрах;

формирование и развитие в технопарках технологической инфраструктуры для оказания соответствующих услуг резидентам (центры прототипирования и промышленного дизайна, центры коллективного пользования оборудованием, инжиниринговые центры, лабораторные комплексы, коворкинг-центры и другое);

обеспечение привлечения внебюджетных источников финансирования развития субъектов инновационной инфраструктуры;

организация реализации в технопарках образовательных программ дополнительного образования взрослых по вопросам инновационной деятельности;

создание и организация эффективного использования целевых фондов инновационного развития технопарков;

обеспечение повышения квалификации сотрудников субъектов инновационной инфраструктуры;

развитие международного сотрудничества субъектами инновационной инфраструктуры.

Динамика изменения количества субъектов инновационной инфраструктуры

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Количество субъектов инновационной инфраструктуры

14

16

16

14

13

18

24

25

25

25

26

24

24

Количество технопарков

9

11

13

12

9

10

14

15

16

17

17

17

16

Количество центров трансфера технологий

5

5

3

2

4

7

9

9

8

7

7

5

6

Количество иных организаций, имеющих статус субъекта инновационной инфраструктуры

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

2

2

2

Расположение субъектов инновационной инфраструктуры (по состоянию на 04.12.2023)

Регион

Количество субъектов инновационной инфраструктуры

Брестская область

3

Витебская область

4

Гомельская область

2

Гродненская область

3

Минская область

3

Могилевская область

2

г.Минск

7

 

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.