Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Использование информации о научных исследованиях и разработках для развития инновационной деятельности
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/1_2005/d3f2a97c4ccfcd23.html

 
 

01 сентября 2005 г.

 

В.Е. Кратёнок, директор ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (ГУ «БелИСА»)


А.В. Енин, и.о. заведующего отделом научно-информационного обеспечения и регистрации НИР, ОКР, ОТР ГУ «БелИСА»


Создание эффективной национальной инновационной системы, как и системы непрерывного пожизненного образования, относится к важнейшим национальным приоритетам нашей страны. При этом первая призвана обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации, вторая — воспроизводство «человеческого капитала», способного генерировать, воспринимать и реализовывать инновации.

Решение этих задач невозможно без использования эффективной государственной системы научно-технической информации, призванной, с одной стороны, обеспечить потребности в ней ученых, инженерно-технических специалистов, а с другой, — представить в мировом информационном пространстве национальную научно-техническую продукцию.

Инновационный процесс возникает в тот момент, когда созданный в научно-технической сфере уникальный продукт передается в производство, т.е. находит потребителя. При этом следует отметить, что инновационность не сводится только к изменениям в технике и технологиях — она распространяется на все фазы производства, изготовления продукции, сбыта, охватывает управление и маркетинг, производство и обращение, всю инфраструктуру экономики. Это, в свою очередь, резко повышает требования к развитию системы накопления, передачи и распространения знаний. Учитывая то, что система научно-технической информации, являясь составной частью научно-технического потенциала, выступает в роли аккумулятора знаний, генератора научно-технического прогресса, актуальной является проблема информационного обеспечения инновационной деятельности. В этой связи уместно отметить роль ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА»).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 472 «Об осуществлении государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» регистрацию и хранение документов обо всех НИР, ОКР, ОТР (НИОКТР) в нашей стране осуществляет ГУ «БелИСА». На основании документов, представленных организациями-исполнителями, ГУ «БелИСА» вносит сведения о НИОКТР в соответствующий государственный реестр, формирует базы данных и комплектует фонд отчетной научно-технической документации (фонд НТД) по этим работам. Только за 2004 г. в государственном реестре зарегистрирована 4191 НИОКТР, выполняемая 439 организациями Республики Беларусь как за счет бюджетного (61,65:), так и внебюджетного (38,35:) источников финансирования.

Отчеты и пояснительные записки о НИОКТР, которые составляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32–2001 «СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», являются исключительно важным источником научно-технической информации. Их ценность определяется тем, что для научных исследований обычно выбираются наиболее актуальные для народного хозяйства проблемы, а результаты НИОКТР, сразу же после ее завершения, зачастую служат единственным источником информации по определенной теме.

Фонд НТД ГУ «БелИСА» включает следующие базовые для системы документы:

– технические задания на НИР, ОКР и ОТР, а также технико-экономические обоснования этих работ (более 46 тыс.);

– промежуточные и заключительные отчеты о НИР, пояснительные записки к проектам ОКР и ОТР, иную проектно-конструкторскую, технологическую и эксплутационную документацию по этим работам (свыше 26 тыс.).

Значительная доля этой информации пока поступает в фонд НТД в виде бумаг и потому мало доступна широкому кругу специалистов научных и промышленных организаций. Прежде всего поэтому информационные ресурсы государственного реестра НИОКТР и фонда НТД в настоящее время используются, главным образом, для удовлетворения отдельных запросов органов государственного управления. В то же время эти информационные ресурсы могут и должны шире и эффективнее использоваться организациями научно-технической сферы Республики Беларусь.

Тем более, что вся информация государственного реестра НИОКТР систематизирована в соответствии с Межгосударственным рубрикатором научно-технической информации, а это позволяет ее структурировать по областям знаний (общеотраслевые и комплексные проблемы; общественные науки; естественные и точные науки; технические и прикладные науки).

Иерархический принцип построения классификационной системы рубрикатора с универсальным тематическим охватом отраслей науки, техники, экономики и других видов человеческой деятельности дает возможность рассматривать структуру фонда НТД более детально и в различных аспектах. Словом, в нашей стране сформирован мощный национальный информационный ресурс инновационной системы.

В методологическом плане представление об инновационной системе означает признание необходимости целостного подхода к инновационному процессу, его формированию, структуре и динамике. Социальное значение имеют не разрозненные попытки использовать конкретные разработки в конкретном производстве, не частичные меры по отлаживанию тех или иных звеньев инфраструктуры инновационного процесса, а формирование целостной гибкой и динамической инновационной системы, способной решать проблему модернизации или изменения технологического базиса нашего общества.

Национальная инновационная система включена в социально-экономическую систему общества, от которой исходят импульсы в виде востребованности инновационного продукта. Именно социально-экономическая инфраструктура инновационной системы позволяет реализовывать открывающиеся технологические возможности и тем самым придает жизненность инновационному процессу.

В современных условиях общественная востребованность инноваций проявляется в виде обычного платежеспособного спроса на них как со стороны производственных структур, так и государства. Однако отсутствие развитых специализированных средств, коммуникаций, недооценка интерактивного характера современного инновационного процесса не позволяют участникам и руководителям национального инновационного рынка сформировать «общее видение», в рамках которого возможны успешные индивидуальные стратегии. Для выработки оптимальных подходов в решении различных проблем необходим постоянный мониторинг состояния структуры и тенденций в области критических технологий, определение «белых пятен» инновационного развития.

Современная модель инновационной деятельности анализирует инновации в терминах взаимодействия рынка, возможностей предприятий и науки, то есть когда инновационная деятельность и инновационный процесс предстают в виде не линейной цепочки передачи знаний по стадиям инновационного цикла и продвижения нового товара на рынок, а цепочки с обратными связями между всеми составляющими ее звеньями. Успех или провал инновации в такой модели определяется эффективностью существующих связей между различными фазами инновационного цикла.

В модели инновационного процесса такого типа принципиально меняется роль науки. Последняя выступает не только как источник инновационных идей, но и как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла, то есть сфера исследований и разработок более не рассматривается как предшествующая и создающая предпосылки для инновационной деятельности.

Большую роль в реализации такой модели играют процессы самоорганизации, которые необходимо поддерживать при помощи соответствующей информационной политики.

Суть такой политики базируется на том, что информационные технологии при их использовании изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы способность человека обрабатывать и понимать символы, генерируя новые знания. Такие изменения современной экономики рассматриваются сегодня как глобальный структурный сдвиг, ознаменовавший переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике — «экономике, базирующейся на знаниях». Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве основного источника стоимости.

С замещением труда знаниями на первый план деятельности предприятий, организаций выходит задача аккумулирования интеллектуального капитала, выявления, накопления и распространения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. Реальным содержанием процесса развития творческого потенциала работника становится «система управления знаниями», превращение различных организационных структур управления экономикой в самообучающиеся системы, использующие свои предприятия в качестве лабораторий передового опыта и втягивающие в процесс поиска эффективных решений все трудовые коллективы.

Современная управленческая практика во многом строится на том, что лицу, принимающему решения, необходимо знать о критических технологиях до их появления в массовом производстве, и это предварительное знание обеспечивает возможность осуществлять планирование на 5–10 лет.

Руководитель, оперируя большими средствами, будь то госбюджет, внебюджетные фонды или частные инвестиции, должен ориентироваться не только на то, что существует сегодня, но и на то, что будет завтра.

Поскольку специфика современного этапа научно-технологического развития в глобальном масштабе состоит в быстром выдвижении на первый план наукоемких и особенно высоких технологий и продуктов, то одного обозначения направлений исследований или наименования технологий через указание качественных характеристик совершенно недостаточно. Это не позволяет оценивать конкурентоспособность изделий и технологий, а также их значение для экономики и социальной сферы, не дает возможности определить целесообразность их внедрения и оправданность государственных затрат на поддержку соответствующих изделий и разработок.

Следовательно, в контуры принятия решений руководителей всех уровней необходимо включить функцию анализа системы новых знаний.

Решение этой задачи в значительной степени зависит от эффективности реализации функций, которые должен осуществлять ГУ «БелИСА». В их числе находится системный анализ состояния и тенденций преобразования научно-технической сферы, сбор, обобщение, анализ научно-технической информации и обеспечение ею органов государственного управления и организаций реального сектора экономики для практического освоения полученных результатов, информационное обеспечение международного научно-технического сотрудничества, создание единого информационного пространства Республики Беларусь.

Для информационного обеспечения органов государственного управления и организаций научно-технической сферы ГУ «БелИСА» издает с 1997 г. «Бюллетень регистрации НИР, ОКР, ОТР» — для ознакомления с перечнем выполняемых НИР, ОКР, ОТР и «Реферативный сборник непубликуемых работ. Отчеты НИР, ОКР, ОТР, депонированные научные рукописи» — для ознакомления с результатами завершенных НИР.

Понимая, что издание данных сборников в качестве единственного канала доведения информации о НИОКТР до всех заинтересованных лиц и организаций является достаточно дорогостоящим, весьма актуальной является разработка автоматизированной системы удаленного регламентированного доступа к базам данных государственного реестра НИОКТР и фонда НТД для работников Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и других органов госуправления, членов государственных экспертных советов, организаций научно-технической сферы на основе интернет-технологий. Разработка и внедрение такой системы планируется институтом в 2006–2007 гг.

Используемая в настоящее время технология ведения государственного реестра НИОКТР (разработанная еще в 1996 г.), в основном, ориентирована на выполнение учетных функций для реализации льгот по налогообложению организаций-исполнителей научных разработок и не отвечает современным требованиям качественного мониторинга направлений научной деятельности, анализа состояния научно-технического потенциала на основе оценки результативности выполняемых научно-технических разработок.

Применяемая в настоящее время технология формирования баз данных государственного реестра требует больших затрат ручного труда, технологически не ориентирована на эффективное использование современных систем классификации и кодирования данных, что затрудняет или делает невозможным однозначную интерпретацию накопленной в реестре информации. Используемое программное обеспечение морально и методологически устарело, что фактически ограничивает возможности по улучшению качества формирования и потребления информации государственного реестра НИОКТР.

Для того чтобы государственный реестр НИОКТР отвечал требованиям сегодняшнего дня, планируется в ближайшие годы разработать автоматизированную систему формирования государственного реестра НИОКТР, основанную на использовании международных систем классификации и кодирования научно-технической информации, а также использования интернет-технологий в процессе осуществления государственной регистрации НИОКТР.

Учитывая тот факт, что значительная доля информации поступает в фонд НТД в виде бумаг, о чем говорилось выше, весьма актуальной является задача по разработке интегрированной автоматизированной системы обработки информации фонда НТД, включающей подсистему сканирования документов, подсистему криптографической защиты информации, архив электронных документов, подсистему ведения учета, накопления, многоаспектного поиска, представления информации и подготовки отчетных и аналитических данных о результатах научно-технической деятельности для органов государственного управления и организаций реального сектора экономики. Разработка вышеперечисленных систем планируется в рамках реализации формируемой в настоящее время государственной научно-технической программы развития системы научно-технической информации (НТИ) в Республике Беларусь на 2006–2008 гг.

Планируемая институтом разработка и внедрение таких систем позволит обеспечить принципиально новый уровень их информационного обеспечения, улучшить качество экспертизы новых проектов НИОКТР, а также планирования и формирования новых научно-технических программ. Достигнутое при этом исключение дублирования при планировании НИОКТР позволит в короткие сроки компенсировать затраты на разработку подобной системы.

Весьма актуальной и важной представляется также разработка типовых автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих интеграцию различных видов публикуемой и непубликуемой научно-технической информации для реализации задачи усиления функции анализа новых знаний в системах принятия решений разного уровня, а также формирование информационно-аналитических услуг по различным направлениям научно-практической деятельности для органов государственного управления, научных и учебных организаций и иных субъектов хозяйствования.

Исследования, проведенные в ГУ «БелИСА», показали, что функционирование системы проблемно-ориентированного информирования руководства можно осуществить путем создания доступных, с максимально дружественным к пользователю интерфейсом проблемно-ориентированных баз данных (ПОБД), ограниченных по объему, созданных на основе высококвалифицированного поиска и отбора приоритетных данных по конкретной проблеме, взятых из многочисленных, наиболее авторитетных информационных источников научно-технической документации.

Благодаря такой технологии создается оригинальный научно-информационный продукт, обеспечивающий ориентацию по актуальной проблеме и способствующий ее решению. Накопленный опыт использования библиографических, реферативных и полнотекстовых ПОБД для информационно-аналитического обеспечения приоритетных направлений науки и техники свидетельствует о том, что такой подход обеспечивает значительное повышение эффективности как исследований, так и принимаемых на их основе решений. Применение ПОБД и Интернета в создании оперативной обзорно-аналитической информации позволяет улучшить качество научно-информационного обеспечения управленческой деятельности. Использование их как составляющих единой информационной системы способствует значительному улучшению традиционных средств научной коммуникации и ускорению процесса «круговорота информации» в системе «общего видения» рынка инноваций.

Реализация этих работ позволит в ближайшей перспективе эффективно использовать государственный реестр НИОКТР и другие источники документации как информационную основу анализа реализации научно-технической политики органами государственного управления и информационный ресурс формирования эффективных инновационных стратегий в реальном секторе экономики.


Литература

1. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001–2020 годы. Минск, 2000.
2. Развитие науки Беларуси. Аналитический доклад ГКНТ. Минск, 2000–2003 гг.
3. Приоритетные направления научно-технической деятельности Республики Беларусь. 2004 г. (проект).
4. Кратёнок В.Е. CDS/ISIS/M в Беларуси: новые возможности информационной системы. (Материалы международной научно-практической конференции: «Информационные технологии в библиотеках на рубеже веков: проблемы, поиски, решения» — Минск, 1999. — С. 103–104.
5. Оболенский В. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения, 2003. — № 7 — С. 3–12.
6. Мильнер Б. Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики, 1999. — № 9 — С. 109.
7. Сакайя Т. Стоимость создаваемая знаниями, или История будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология/ Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 337–371.
8. Разработать систему информационно-аналитической поддержки НИР «Исследование воздействия внешних факторов на экономику Республики Беларусь. Разработка предложений по мероприятиям денежно-кредитной политики в условиях нестабильности внешней конъюнктуры». Отчет о НИР / ГУ «БелИСА»; Руководитель В.Е. Кратёнок. — № ГР2004284. — Мн., 2004. — 78 с.: 11 ил., 5 прил. — Библиогр.: 6 назв.
9. Соловьев В.П. Информационное общество, интеллектуальная собственность и экономика, основанная на знаниях // Белорусский экономический журнал, 2004.— № 2.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.