Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Общие подходы к формированию региональной инновационной политики
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr12.html

 
 

17 октября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


Е.Н.
 Иванова
Институт экономики НАН Беларуси, Минск


Экономическое развитие регионов в современных условиях зависит от их научно-технического и инновационного потенциала, который определяется уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии.

В настоящее время для всех областей республики достаточно острой остается проблема формирования развитой инновационной инфраструктуры, что препятствует коммерциализации и распространению результатов исследований и разработок. В регионах созданы лишь ее отдельные элементы. Выделить регионы-лидеры в этом направлении не представляется возможным, так как в областях функционируют единичные структуры.

Так в Могилевской области создан технопарк, в Витебской — центр трансфера технологий при Полоцком университете, в Брестской — Центр внедрения научно-технических разработок, в Гродненской — центр трансфера технологий при Гродненском университете. Эти структуры в силу своей организационной и финансовой несостоятельности не могут оказать существенного влияния на развитие научно-технического потенциала областей.

Кроме того, основными причинами, сдерживающими развитие инновационной инфраструктуры, являются снижение спроса на НИОКР, отсутствие ощутимой государственной поддержки. Это свидетельствует о том, что экономика страны и регионов пока еще не приблизилась к состоянию инновационной восприимчивости.

Региональная составляющая государственной инновационной политики в нашей стране только начинает формироваться: создаются организационные структуры управления и механизмы регулирования инновационной деятельности. Однако они пока не оказывают ощутимого воздействия на региональное развитие. В этой связи актуальной является задача повышения эффективности действующих механизмов и региональных методов управления научно-технической и инновационной деятельностью.

Основным механизмом реализации региональной инновационной политики в анализируемом периоде стали региональные научно-технические программы (РНТП), а главным источником финансирования — областные инновационные фонды.

РНТП разрабатываются во всех областях. Тематика программ различна и затрагивает широкий спектр вопросов. В результате выполнения заданий программ решается ряд региональных проблем.

Так, например, в ходе выполнения РНТП «Развитие Могилевской области» были созданы 54 единицы научно-технической продукции, в том числе 21 новый вид машин, приборов и оборудования, 4 вида материалов и веществ, 27 технологических процессов и регламентов, 2 компьютерные системы. По результатам разработок подано 11 заявок на изобретения, получено 5 патентов.

Финансирование программ осуществляется, как правило, из республиканского и областного бюджетов, а также средств заказчиков.

Опыт формирования и выполнения РНТП показал, что институциональная среда регионов пока еще не способствует осуществлению программных методов работы с инновациями. А местные органы власти не располагают современными методами и инструментами анализа и прогнозирования НТП, что снижает эффективность отбора, подготовки и реализации инновационных проектов и программ.

Важнейшим условием успешной реализации региональной инновационной политики является соответствующее финансовое обеспечение. В настоящее время основным финансовым источником являются областные инновационные фонды, которые формируются за счет обязательных отчислений предприятий, находящихся в коммунальной собственности. Средства фондов используются на техническое перевооружение и модернизацию действующих предприятий, реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций; финансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции. Одна из проблем создания и внедрения инноваций на предприятиях коммунальной собственности заключается в том, что отсутствует механизм финансирования организаций научной сферы для проведения поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств инновационного фонда, поскольку эти организации не являются плательщиками фонда. Поэтому для проведения эффективной инновационной политики в регионах необходимо совершенствование финансового механизма и в первую очередь порядка формирования и использования инновационных фондов.

В настоящее время формируется организационная структура управления НТП в регионах: создаются научно-технические советы, отделы или вводятся штатные единицы, ответственные за координацию, мониторинг и аудит инновационного развития предприятий и организаций. Вместе с тем научно-технические советы созданы еще не во всех регионах, даже в столице подобная структура отсутствует, а существующие не всегда проявляют себя как активный координирующий элемент инновационной деятельности.

Региональная инновационная политика предполагает создание благоприятных условий для формирования инновационного климата. К ним относятся систематизация и эффективное использование информационных ресурсов, их интеграция в мировое информационное пространство и выход на рынок информационных услуг, основывающихся на разработке и внедрении технологий высокопроизводительной обработки, хранения и передачи данных по телекоммуникационным сетям, а также создание баз данных и банков знаний.

Таким образом, основными общими для всех регионов направлениями инновационной политики должны стать:

  • эффективное использование средств областных инновационных фондов для решения региональных задач и обновления основных производственных фондов коммунальных предприятий на новой технологической основе;
  • усиление использования административного ресурса для решения задач инновационного развития;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры, в том числе за счет фондов поддержки предпринимательства;
  • развитие программно-целевого финансирования инновационных проектов предприятий и организаций региона, отражающих его проблемы, за счет совершенствования системы концентрации инвестиционных ресурсов и механизма отбора объектов инвестирования;
  • финансирование за счет средств регионального бюджета наиболее значимых исследовательских проектов и программ ведущих НИИ и вузов регионов;
  • организация и проведение мониторинга научно-инновационного потенциала регионов в целях повышения эффективности научно-технической региональной политики.

Литература:

1. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2025 годы: В 5 т. / Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. Институт экономики НАН Беларуси. — Мн.: Изд-во «Право и экономика», 2005. — Т. 4: Прогноз научно-технического прогресса в регионах Республики Беларусь на 2006–2025 годы. — 415 с.; Т. 5: Прогноз научно-технического прогресса на 2006–2025 годы (обобщающие показатели). — 200 с.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.