Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Формирование кадрового потенциала инновационного развития: проблемы и перспективы
Адрес документа: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr32.html

 
 

31 октября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


Е.П. Сапёлкин
Управление социально-культурной сферы, отдел образования и науки Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Минск


Реализация Государственной программы инновационного развития в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров, способных на практике осуществлять инновационную деятельность. В предшествующий период социально-экономического развития страны наметилась положительная динамика развития отечественной науки и ее кадрового обеспечения. В 2005 г. численность научных работников увеличилась на 5,1% по сравнению с 2004 г. Общая численность работников, занятых научными исследованиями и разработками, составила 30 222 человека. Этому способствовала целенаправленная политика государства по развитию отечественной науки, в частности по установлению значительных преференций научным организациям, увеличению финансирования научно-исследовательских работ и материальному стимулированию ученых. Средний уровень оплаты труда работников отрасли «Наука и научное обслуживание» в 2005 г. был на 33,9% выше, чем в среднем по другим отраслям экономики страны. В два раза увеличен размер стипендии аспирантам и докторантам, для молодых ученых в возрасте до 35 лет установлен повышающий коэффициент к тарифным окладам в размере 1,3ˆ71,5. Все эти меры способствовали повышению творческой активности и увеличению численности ученых, особенно молодых. Вместе с тем, в настоящее время на различных предприятиях реального сектора экономики наблюдается острый дефицит специалистов, имеющих профессиональную подготовку в области инновационной деятельности. Формирование кадрового потенциала для инновационной сферы предусматривает создание благоприятных условий подготовки и повышения квалификации специалистов в соответствии с государственным классификатором по специальностям, которые связаны с инновационным предпринимательством. Наши исследования показывают, что для выполнения Государственной программы инновационного развития необходимо не менее 7 тыс. молодых специалистов и опытных практиков, руководителей высшего, среднего и низшего звена, которые должны обладать необходимыми знаниями и навыками по внедрению новых и высоких технологий в отечественное производство. Однако система подготовки кадров для инновационной деятельности пока еще не сформирована. При детальном анализе причин такой ситуации выяснилось, что среди различных факторов, определяющих качество подготовки специалистов, весьма существенным является то, что в процессе преподавания многие педагоги ориентируются не на инновационный характер образования и трудовой деятельности, а на пассивную передачу знаний, не учитывая обучающе-исследовательский принцип в образовании. Учебные занятия нередко превращаются в простое заучивание известных материалов, теорем и формул, в то время как основной задачей современной системы высшего образования является формирование творческого потенциала личности будущего специалиста. К сожалению, преподаванию учебных курсов по инновационному менеджменту, эвристике, основам технического творчества, теории решения изобретательских задач, патентоведению и другим смежным дисциплинам, столь необходимым для подготовки высококвалифицированных творческих специалистов, не уделяется должного внимания.

Система научно-исследовательской деятельности молодежи в настоящее время также требует совершенствования. Созданная в советской период государственная система научно-технического творчества молодежи, в том числе ее активные формы в вузах не получили должного развития в переходном периоде в процессе становления рыночной экономики. Многие центры НТТМ, станции юных техников, клубы и кружки технического творчества при школах, ПТУ, техникумах, вузах, на предприятиях, во дворцах молодежи и ЖЭСах по месту жительства значительно уменьшили масштабы своей деятельности или прекратили свое существование. Несмотря на то, что в Республике Беларусь в последние годы увеличилось количество научных публикаций студентов и магистрантов, доля молодежи, постоянно занимающейся научно-исследовательской работой во внеучебное время, уменьшилась. Пока мало хоздоговорных работ вузов с предприятиями и организациями, в которых активно бы участвовали студенты, магистранты и аспиранты. Государственная система научно-технического творчества молодежи претерпела существенные изменения. Создание новых исследовательских центров, лабораторий, проектно-конструкторских бюро и других форм организации научно-технического творчества молодежи стало редким явлением. В создаваемой инновационной инфраструктуре — технопарках, центрах трансфера технологий, парках высоких технологий — доля молодежи незначительна. Исключением являются информационные и маркетинговые центры, где большинство программистов и маркетологов представлены молодыми людьми в возрасте до 30 лет. Но этого явно недостаточно для массового участия молодежи в инновационной деятельности. Одной из важнейших причин такого положения является дефицит финансовых средств для развития научно-технического творчества, но данная причина не определяющая. К сожалению, в процессе реформирования национальной системы высшего образования мало используются новые механизмы развития творческого потенциала будущих специалистов. Не случайно, что в ряду основных мотивов получения высшего образования студенты и магистранты назвали возможность стать образованным человеком, обладающим высоким интеллектуальным потенциалом, реализовать свои способности, получить интересную творческую работу, как по характеру, так и по содержанию. В общем рейтинге мотивов получения высшего образования его престиж не является главным. Более важной для молодежи является именно содержательная сторона будущей трудовой деятельности, творческий характер и достойная оплата труда.

Многие исследователи актуальных проблем молодежи (как философы, социологи, так и психологи, педагоги) отмечают характерные важнейшие черты современной молодежи — нестандартность мышления и высокий творческий потенциал. Эти черты могут получить дальнейшее развитие в процессе обучения в вузе и будущей работе на производстве. Но, к сожалению, далеко не во всех учебных заведениях созданы благоприятные материальные условия для развития творческого потенциала студентов. Вполне очевидно, что материально-техническая база играет существенную роль в профессиональной адаптация молодежи и развитии ее творческого потенциала, что подтверждается данными проведенных социологических исследований. В то же время по общему интеллектуальному уровню белорусские студенты и магистранты не уступают своим зарубежным сверстникам, о чем свидетельствуют результаты ряда престижных международных конкурсов и олимпиад, где представители Республики Беларусь неизменно занимают высокие места, особенно в области математики, физики и информатики.

Для дальнейшего развития научно-технического творчества белорусской молодежи необходимы современная специальная техника, приборы, оборудование, испытательные стенды, экспериментальные установки, тренажеры, научно-исследовательские лаборатории, а не только компьютерные классы. К сожалению, несмотря на преимущества информатизации учебного процесса, в технологии образовательного процесса явно уменьшилось количество специального оборудования и приборов, хотя без них невозможно проводить какие-либо серьезные научные исследования и эксперименты. Научным творчеством невозможно заниматься виртуально. Непосредственное участие молодежи в научных исследованиях способствует повышению интереса к творчеству, изысканиям, формирует творческое, ноосферное мышление.

В современных условиях необходимость формирования ноосферного мышления связана с разработкой новой парадигмы образования и инновационной деятельности молодежи. Формирование ноосферного мышления и ноосферной экономики является важнейшим приоритетом в развитии творческого потенциала молодежи и создании инновационной среды. Ноосферизация представляет собой качественно новый уровень мышления, выражающийся в необходимости сохранения гармонии природы, общества и человека, создании ноосферной экономики в национальной системе общественного воспроизводства знаний. Отличительной особенностью ноосферной экономики является рост наукоемкости ВВП. Выполнение последнего условия обеспечивает повышение качества трудовых ресурсов и возможность перспективного роста и инновационного развития производства, следовательно, повышение его интенсификации и эффективности на основе научно-технического прогресса. Одна из характерных черт ноосферной экономики состоит в признании того, что наряду с созданием нового товара — знания — возрастает роль диффузии и трансфера разума психологии поведения. Восприимчивость национальной экономикой инноваций зависит от системы материальных и моральных стимулов кадров. Новое представление о развитии инноваций и инновационной деятельности предполагает, что процесс интеграции образования науки и производства является закономерным и определяющим для научно-технического прогресса и устойчивого, динамичного развития нашей страны. Очевидно, чтобы обеспечить эту органическую связь на практике, необходимо рассматривать институты образования, науки и производства как единый комплекс взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных структур. Организационными механизмами этого комплекса могут быть не только различного рода договоры о сотрудничестве, но и конкретные его формы в виде совместных научно-производственных и образовательных объединений, холдингов, технопарков и технополисов. В этой связи институты образования необходимо рассматривать как важнейшие центры развития инновационной деятельности, в рамках которых обеспечивалась бы непрерывная связь как с научными институтами, так и с субъектами хозяйствования. Зарубежный опыт такого сотрудничества показывает, что именно университеты с их высоким кадровым потенциалом, исследовательскими лабораториями и центрами способны взять на себя функции интеграторов и координаторов в единой системе «вуз — наука — производство». Университеты могут стать своего рода инкубаторами не только научных разработок сотрудников, но и подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной деятельности. Заслуживает внимания инициатива БГУ и БНТУ по подготовке новой генерации специалистов в области инновационного менеджмента, обладающих современными знаниями производства и технологий управления. Такая инициатива является одним из важнейших направлений решения кадровых вопросов для инновационной экономики Беларуси.

Изучение зарубежного опыта инновационного развития Японии, Германии, Великобритании, Франции, Южной Кореи показывает, что эти страны особое внимание уделяют фундаментальным и прикладным исследованиям и подготовке кадров для производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Именно новые и высокие технологии являются определяющими в развитии экспортного потенциала этих стран. Необходимо отметить, что Беларусь имеет большие потенциальные возможности для производства и экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Наукоемкие инновационные предприятия в нашей стране во многом могут определить экспортный потенциал страны.

Известную положительную роль в развитии наукоемких производств могут сыграть молодые рабочие и специалисты, которые потенциально обладают большими творческими способностями по сравнению со старшими возрастными группами. Поэтому научно-техническое творчество молодежи должно быть нацелено на разработку и внедрение отечественных новых и высоких наукоемких технологий. Попытки использовать зарубежные технологические разработки, технику и оборудование в процессе реструктуризации и модернизации материального производства на ряде предприятий страны обходятся дорого и не всегда приводят к желаемым результатам.

Очевидно, что для подготовки кадрового потенциала, способного заниматься инновационной деятельностью, необходимо изучение не только отечественного, но и зарубежного опыта. Основное внимание следует уделить созданию национальных центров трансфера технологий и технопарков, в которых могли бы успешно работать молодые ученые. Целесообразно более четко определить параметры взаимодействия договаривающихся сторон и установить взаимную ответственность как разработчиков, так и заказчиков инновационного продукта. Авторские научные разработки, особенно прикладные исследования, которые внедряются в производство, должны быть надежно защищены как со стороны государства, так и международных организаций, в частности Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Интеллектуальный продукт в условиях рыночных отношений приобретает особую значимость для социально-экономического развития страны, но для его увеличения необходимы материальные и моральные стимулы. В этом отношении положительно зарекомендовал себя Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов, в рамках которого проводятся различного рода республиканские конкурсы и выделяются именные стипендии для молодежи. В то же время, если проанализировать участие различных международных фондов в материальном стимулировании ученых Беларуси, то оказывается, что большая часть средств тратится на персональные гранты, причем отдельным ученым, а не специализированным научно-исследовательским институтам. В последнее время ситуация несколько меняется благодаря инициативе Президиума Национальной академии наук Беларуси, который заключил ряд крупных соглашений с исследовательскими центрами, фирмами и родственными академиями зарубежных стран.

Одной из наиболее сложных и актуальных проблем в настоящее время является кадровое обеспечение инновационного развития отраслей и регионов страны. Переход на новые технологии немыслим без формирования качественно нового типа педагогических кадров как средней, так и высшей школы. В процессе исследования этой проблемы выявились следующие основные явления и процессы:

  • во-первых, неготовность значительной части педагогических кадров перейти на инновационные формы и методы обучения;
  • во-вторых, дефицит средств на проведение реформы и укрепление материально-технической базы национальной системы образования;
  • в-третьих, консерватизм в использовании инновационных подходов для развития образования и нации;
  • в-четвертых, необходимость системы повышения квалификации научно-педагогических кадров осуществить в короткие сроки программу обновления как содержания, так и форм непрерывного образования.

Анализ системы повышения квалификации различных категорий научно-педагогических кадров в Республике Беларусь показывает, что в системе повышения квалификации как учителей, так и преподавателей доминируют статичные подходы, превалирует форма над содержанием, слабо развиты моральные и материальные стимулы, мотивация для повышения уровня знаний и профессионального мастерства педагогов. Наиболее активно повышает свою квалификацию категория старших преподавателей и доцентов. Больший акцент на самообразование делают преподаватели-стажеры и деканы, проректоры вузов. Наиболее распространенную форму стажировок на предприятиях предпочитают старшие преподаватели и доценты. Стажировки в НИИ и вузах охватывают как преподавателей, старших преподавателей, так и доцентов, и профессоров. Зарубежные стажировки, которые имеют чрезвычайно важное значение для формирования образовательного и инновационного пространства, используют преимущественно молодые преподаватели до 30 лет и профессора, заведующие кафедрами. Это объясняется прежде всего участием молодых преподавателей в международных программах, где, как правило, существуют ограничения в возрасте, и развитием международного сотрудничества между родственными вузами, ключевую роль в котором играют ведущие ученые, руководители кафедр.

В связи с дефицитом госбюджетных средств повышение квалификации научно-педагогических кадров в абсолютном большинстве случаев осуществляется без отрыва от основной работы. Поэтому большинство преподавателей высших и средних специальных учебных ведений предпочитают непродолжительный (до 1 месяца) период обучения, в том числе на краткосрочных двухнедельных курсах. Курсы со среднесрочным периодом обучения (от 1 до 3 месяцев), а также долгосрочные (от 3 месяцев до года), как правило, посещают те, кто ориентируется на преподавание новых дисциплин или изучение дополнительных предметов, в том числе в области информационных технологий. Однако, по нашему мнению, эту форму необходимо больше использовать для изучения международного опыта в различных областях науки, техники, производства. Весьма распространенной в европейских странах является магистерская подготовка по специальности “International management”, “Master administration” со специализациями применительно к специфике будущей трудовой деятельности.

К сожалению, учебные заведения мало используют такие формы повышения квалификации, как тематические конференции и производственные семинары. Наиболее популярными являются методические семинары, которые организуются на кафедрах и факультетах вузов и в которых участвуют, как правило, все категории научно-педагогических кадров. Однако вопросы, которые обсуждаются на этих семинарах, в основном связаны с разработкой учебных планов, программ и методических пособий исходя из отечественного опыта, и лишь сравнительно недавно в связи с разработкой государственных стандартов в вузах начали оказывать более пристальное внимание зарубежному опыту в организации учебного процесса.

Положительно зарекомендовали себя ежегодные научные семинары по проблемам развития науки и подготовки национальных кадров, которые организовывались по инициативе ряда вузов. Они проводились с участием руководителей предприятий и организаций различных отраслей, а также зарубежных ученых.

Традиционная система повышения квалификации научно-педагогических кадров сыграла определенную роль в развитии национальной системы образования, но не имеет большой перспективы в формировании образовательного, информационного и инновационного пространства. Она требует существенных изменений прежде всего по организационной структуре и механизмам реализации во взаимодействии со всеми заинтересованными институтами образования, науки и управления, а также с зарубежными образовательными и научно-исследовательскими центрами. Следует учитывать профессиональный статус и личные интересы научно-педагогических кадров. Для дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации кадров необходимо определить те принципы, на основе которых она будет развиваться. По нашему мнению, среди важнейших принципов можно назвать: во-первых, принцип преемственности, суть которого состоит в том, что на базе существующего положительного опыта, не ломая всей традиционной системы повышения квалификации, создается модель, позволяющая реализовать новые формы, методы и средства образования; во-вторых, принципы этапности и последовательности, предполагающие, что каждый преподаватель должен постигать, осваивать новое в практике учебного процесса, систематически, вне зависимости от периодов работы, с отрывом и без отрыва от своей непосредственной деятельности; в-третьих, принцип равных возможностей и дифференцированного подхода к повышению квалификации в зависимости от уровня квалификации образования, научно-педагогического стажа и опыта, возраста, а также конкретных целей и задач, которые стоят перед преподавателями; в-четвертых, принцип материального и морального стимулирования, без которого невозможно реализовать образовательные цели. Однако в условиях дефицита бюджетных средств стимулирование необходимо рассматривать не только с традиционных позиций поощрения лишь за конечные результаты труда, а также как материальную и моральную поддержку в процессе трудовой и творческой деятельности различных категорий научно-педагогических кадров: профессоров, доцентов, старших преподавателей, ассистентов.

На основе этих принципов можно создать эффективную систему непрерывного повышения квалификации научно-педагогических кадров при условии, что каждый преподаватель, вне зависимости от своего статуса, степени и звания, получит реальную возможность осваивать все новое и передовое в развитии техники и производства, постигать отечественный и зарубежный опыт. Для создания таких условий необходимо разрабатывать и реализовывать текущие (годовые), перспективные (3–5 лет), индивидуальные, кафедральные, факультетские и общеинститутские (университетские, академические) планы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с определением источников финансирования и различных форм их реализации. Основное внимание при этом необходимо уделять возможности использования каждым преподавателем своего права систематически повышать квалификацию как с отрывом, так и без отрыва от работы. В вузах Республики Беларусь каждому преподавателю предоставляется право в течение пяти лет повышать квалификацию с отрывом от основной работы и с сохранением заработной платы до 4 месяцев, а в отдельных случаях, в связи с необходимостью переподготовки, — до одного года. Однако это право в вузах не всегда реализуется из-за позиции некоторых руководителей, ссылающихся на отсутствие средств и необходимость выполнения учебной нагрузки. Такая позиция, безусловно, является ошибочной, поскольку бюджетное финансирование вузов осуществляется исходя из количества обучающихся студентов, а не учебной нагрузки. Следовательно, бюджет рабочего времени преподавателя, который включает учебную, методическую и научную работу, а также повышение квалификации, формируется исходя из образовательных задач. Создавая искусственные препятствия преподавателям в повышении их квалификации, руководители структурных подразделений вузов тем самым снижают качество учебного процесса, не способствуют повышению профессионального уровня. Необходимо прежде всего установить обязательный срок повышения квалификации с отрывом и без отрыва от основной работы, использовать разнообразные формы непрерывного повышения квалификации всех категорий сотрудников, в том числе научно-практические конференции, изучение опыта в отечественных и зарубежных вузах, на предприятиях, объединениях, фирмах, технопарках, центрах трансфера технологии и других инновационных структурах.

Главным критерием эффективности труда научно-педагогических кадров являются его конкретные результаты как в системе образования, так и на производстве. Важно помнить, что уровень квалификации определяется прежде всего конкретными результатами труда, а не многочисленными дипломами и свидетельствами, пусть даже престижных образовательных и научных институтов. Изменение статуса преподавателя возможно лишь при условии внедрения в учебный процесс конкретных разработок. В зависимости от статуса преподаватели обязаны выполнять определенные виды учебно-методических и научно-исследовательских работ. К сожалению, в реальной действительности этот принцип нарушается. Рост социально-профессионального статуса преподавателя вуза чаще всего определяется доброжелательным отношением его коллег и руководства, вне зависимости от результатов деятельности. Целесообразно было бы использовать опыт ряда ведущих вузов западноевропейских стран, где уровень квалификации определяется независимыми экспертами других учебных заведений. При таком подходе необъективная оценка со стороны доброжелательных коллег практически исключена. Характерно также, что степень доктора наук там присваивается с момента защиты докторской диссертации, а кандидатской диссертации и ученой степени кандидата наук не существует. В то же время чрезвычайно престижно иметь, например, статус дипломированного инженера, доктора философии в различных областях. Поэтому целесообразно использовать динамичную систему повышения квалификации, ориентированную на достижение конкретных результатов научной и научно-методической деятельности. Безусловно, эта деятельность должна осуществляться в кооперации с предприятиями и организациями реального сектора экономики и на основе отечественного и зарубежного опыта.

Основное внимание в системе повышения квалификации научно-педагогических кадров необходимо уделять разработке государственных стандартов по каждой специальности, а также интегрированных учебных планов и программ, научно-методических комплексов, использованию современных технических средств обучения для освоения новых и высоких технологий на производстве. Эти условия являются гарантией подготовки конкурентоспособных специалистов.

Создавая новую систему повышения квалификации научно-педагогических кадров, необходимо использовать не только личный профессиональный и педагогический опыт, но и коллективный по объединению усилий преподавателей различных учебных дисциплин при подготовке новых учебных планов, программ и дидактических средств. Организационной структурой коллективного творчества в системе повышения квалификации могут быть научные методические объединения и временные творческие коллективы. Создавать их призваны соответствующие центры повышения квалификации (ИПК, ФПК) или руководители вузов. В целом же новая система повышения квалификации научно-педагогических кадров должна представлять собой разветвленную структуру с республиканскими, региональными и местными учебными центрами, оснащенными современным оборудованием и техникой, обладающими информационными сетями, редакционно-издательским комплексом, библиотеками, благоустроенным общежитием гостиничного типа и всем необходимым для полноценной учебы и отдыха слушателей.

Инновационный менеджмент становится необходимым базовым учебным курсом в подготовке конкурентоспособных специалистов нового типа. Современное производство и необходимость его постоянной модернизации предъявляют высокие требования к подготовке руководителей и специалистов различных звеньев управления. Внедрение достижений научно-технического прогресса требует от специалистов глубоких знаний и навыков инновационной деятельности. В условиях жесткой конкуренции между предприятиями-производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынке лишь те руководители-организаторы производства смогут достигнуть лучших результатов, кто быстрее внедрит в производство новейшие разработки отечественных и зарубежных ученых. В этой связи возникает необходимость создания системы информационного обеспечения как действующих, так и формирующихся предприятий. Региональные, дистанционные, инновационные центры могут формироваться совместными усилиями предприятий различных форм собственности с участием ведущих вузов и научно-исследовательских институтов. Они должны включать следующие элементы: информационный сервер, классы мультимедиа, внешнего контроля и обратной связи, библиотеку (где наряду с информационными материалами будут храниться различные виды дидактических средств), а также редакционно-издательские группы. На базе этих центров может проводиться как учеба студентов, так и повышение квалификации руководителей и специалистов. Учебные места можно объединить в локальные сети с различной типологией (например, кольцевой, шинной, комбинированной или звездообразной), что позволит увеличить число обучаемых. Эти центры должны иметь соответствующее сервисное и программное обеспечение, содержать банк данных о научных разработках (как законченных, так и находящихся на стадии завершения) фундаментального и прикладного характера. Руководители центра могут заключать договоры о внедрении результатов научных исследований с непосредственными разработчиками, а не с посредниками. Таким образом, инновационные центры станут важным звеном дистанционного обучения специалистов и руководителей в области новых и высоких технологий, модернизации производства.

Формирование кадрового потенциала инновационного развития вызывает необходимость использования новых научных подходов их подготовки в учебных заведениях. Одним из таких подходов является образовательный менеджмент — область знания и вид деятельности, позволяющий осуществлять эффективное управление процессом подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с реальными потребностями субъектов хозяйствования различных форм собственности. Образовательный менеджмент позволяет добиться поставленных целей, используя мотивы познавательной деятельности студенческой молодежи, интеллектуальный и профессиональный труд профессорско-преподавательского состава, труд других категорий. Существующая ныне система управления высшими учебными заведениями, к сожалению, обладает весьма существенным недостатком — обезличенностью, когда руководители больше интересуются общими показателями, а не перспективой профессионального роста конкретного выпускника. Традиционные показатели деятельности вузов, такие, например, как план приема и выпуска специалистов, состав научно-педагогических кадров, бюджетное и внебюджетное финансирование, состояние материально-технической базы, безусловно, являются важными, но не определяющими в деятельности органов управления образованием. В настоящее время важна персонификация образования — индивидуальный подход к подготовке специалистов, особенно тех, кто активно участвовал в НИРС, в том числе стипендиатов фонда Президента Республики Беларусь. Поэтому изучение реальных потребностей и интересов, ценностных ориентаций, жизненных планов, мотивов поступления и учебы в вузе, характера и содержания учебно-воспитательного процесса, степени удовлетворенности уровнем преподавания различных дисциплин (гуманитарных, общенаучных, технических, специальных) и ряд других аспектов являются чрезвычайно актуальными в деятельности учебных заведений, особенно в контексте формирования новой парадигмы образования, основанной на принципе «образование без границ, через всю жизнь».

Былое представление об управлении вузами как о чисто административной работе в последние годы существенно изменилось, однако и в настоящее время идет поиск таких форм и методов управления, которые в наибольшей степени соответствовали бы государственной политике в области образования и интересам коллективов учебных заведений. К сожалению, существует определенное противоречие между личными, коллективными (корпоративными) и общественными интересами в институтах образования. Превалирование того или иного интереса ведет к диспропорциям в развитии учебных заведений и нарушению их системы управления. В этой связи чрезвычайно важным компонентом образовательного менеджмента является доступность и объективность информации о деятельности высших учебных заведений для различных категорий персонала и обучающихся.

К сожалению, информация о различных сторонах деятельности вузов носит довольно общий характер. Столь же недостаточно освещаются реальные потребности предприятий и организаций в специалистах, условия труда выпускников вузов. Поэтому требование трудоустройства выпускников вузов нередко носит декларативный характер, а выпускники, получив соответствующее распределение на предприятия и в организации, через некоторое время стремятся изменить место работы. Наш анализ показывает, что это происходит прежде всего потому, что нередко молодые люди не видят перспективы своего служебного и профессионального роста, реального увеличения заработка на предприятиях, куда они направлены после окончания вуза. Существенным фактором является также неготовность значительной части выпускников преодолевать существующие трудности на производстве, вести инновационную деятельность, неспособность решать нестандартные проблемы, связанные с модернизацией и реструктуризацией предприятий. Образовательный менеджмент в период формирования кадрового потенциала инновационного развития страны включает следующие основные компоненты:

  • изучение реальных потребностей предприятий и организаций в специалистах с учетом перспектив их социально-экономического и инновационного развития, условий организации и оплаты труда, системы социально-профессиональной адаптации и служебного роста молодых специалистов; четкое определение реальной цены (стоимости) подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства по соответствующим специальностям и специализациям. Установление прямых договорных отношений с предприятиями-заказчиками, заинтересованными в подготовке новых категорий специалистов на длительную перспективу (5–10 лет);
  • формирование эффективной и мобильной многоступенчатой системы подготовки кадров для инновационной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными вузами в сотрудничестве с отраслевыми министерствами и ведомствами. Создание дифференцированной системы оплаты и других форм стимулирования труда для различных категорий специалистов, занятых в инновационной сфере;
  • разработка государственных стандартов на все специальности инновационного профиля как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях на основе учета особенностей развития национальной экономики и необходимости внедрения на производстве новых и высоких технологий;
  • разработка новой эффективной системы управления вузом, основанной на рациональной организации всего учебно-воспитательного процесса, в тесной интеграции с наукой и производством, развитии самоуправления различных структурных подразделений. Важнейшим условием повышения эффективности управления является формирование вуза открытого типа, в сотрудничестве с которым были бы заинтересованы производственные, учебные, научные и другие организации, как национальные, так и международные; внедрение в практику новой непрерывной системы повышения квалификации научно-педагогических кадров высших технических учебных заведений, основанной на использовании инновационных технологий образования, эффективных дидактических средств, различных моральных и материальных стимулов профессионального роста.

В целях обеспечения подготовки специалистов в области инновационной деятельности, по нашему мнению, необходимо осуществить следующие меры:

  • провести научно-практические исследования по созданию системы непрерывного многоуровневого образования специалистов, позволяющей обеспечить интеграцию образовательных институтов с научными производственными структурами;
  • разработать модели специалистов, обеспечивающие высокую компетентность в области инновационной деятельности, и новые технологии профессионального обучения, позволяющие достигнуть необходимого уровня подготовки специалистов в соответствии с потребностями реального сектора экономики; 
  • определить основные приоритеты внедрения инновационных и информационных технологий в процесс обучения, что позволит достигнуть высокого уровня образования и квалификации специалистов в соответствии с национальными и международными стандартами, создать принципиально новые,  соответствующие достижениям научно-технического прогресса дидактические средства обучения;
  • разработать модель научно-методического обеспечения системы образования и условия ее функционирования, решения организационных и содержательных проблем, внедрения новых педагогических технологий, создать на конкурсной основе новое поколение учебников и учебных пособий, реализующих обучающе-исследовательский принцип в образовании;
  • способствовать расширению международных программ и проектов в целях развития международных связей в области образования и науки на всех уровнях, что позволит обеспечить интеграцию нашей страны в европейское и мировое инновационное пространство.
 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.