Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

О проекте Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr5.html

 
 

12 октября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


И.В. Войтов
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Минск


Проект Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. разработан на основе Концепции Национальной инновационной системы (одобрена Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь 08.06.2006 г.), а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2025 гг., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг., решений III Всебелорусского народного собрания, других программных и прогнозных документов, предложений ГКНТ, НАН Беларуси, НИЭИ Министерства экономики, БГУ, министерств и ведомств республики.

Программа нацелена на обеспечение главного приоритета развития страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели.

Основные направления и мероприятия Программы

Направления и мероприятия Программы выделены по следующим сферам:
– в области фундаментальных исследований — углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также потребностям развития экономики и социальной сферы республики по избранным приоритетным направлениям;
– в области прикладных исследований и разработок — создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования научных исследований и разработок с учетом конкретных потребностей отраслей реального сектора экономики; повышение результативности фундаментальных, прикладных исследований и разработок, государственных программ, государственных научно-технических программ и инновационных проектов;
– в производственной сфере — приоритетное внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве наукоемких технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств; преимущественное инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение инновационной активности и восприимчивости национальных производств; внедрение в производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды; усиление инновационных возможностей методами экономического стимулирования отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание условий для технологического обновления производства с использованием отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными, прикладными исследованиями и реальным сектором экономики;
– в аграрном секторе особое внимание будет уделено разработке ресурсоэнергосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания;
– в области охраны и использования интеллектуальной собственности — создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов авторского и смежных прав как одного из существенных факторов повышения эффективности экономики, создания конкурентоспособной продукции, активизации инновационных процессов;
– в области инновационной деятельности — ускоренные разработка и освоение новых видов конкурентоспособной продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности, таких как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм, развитие научного потенциала крупных предприятий и объединений в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы. Большое внимание будет уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого является разработка новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики;
– в сфере государственного управления наукой и инновациями — обоснование долгосрочной стратегии развития науки, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны проблем; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора; первоочередная поддержка государственных научно-технических программ и инновационных проектов, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности; развитие национальной инновационной системы страны (НИС).

Меры по формированию НИС охватывают совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов:

  • создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;
  • перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС;
  • формирование инновационной инфраструктуры;
  • развитие малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • развитие финансовой инфраструктуры;
  • создание мотивационного механизма инновационной деятельности;
  • развитие институтов охраны и использования интеллектуальной собственности;
  • подготовка кадров для инновационной деятельности;
  • государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС;
  • модернизацию экономики на основе новых технологических решений (создание новых предприятий, новых производств на действующих предприятиях. Модернизация действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий);
  • инновационное развитие регионов (области и г. Минск);
  • переоснащение исследовательской базы науки.

Степень инновационного развития и реализации программных мер характеризуют следующие основные показатели:

  • индексы внутренних затрат на исследования и разработки;
  • доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;
  • численность работников, выполняющих научные исследования и разработки;
  • доля инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности;
  • доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности;
  • доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства;
  • создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001;
  • степень износа активной части основных промышленно-производственных средств на конец года;
  • доля затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал.

Реализация основных положений Концепции НИС позволит создать благоприятные правовые экономические и социальные условия для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции и на этой основе обеспечить рост уровня и качества жизни населения, укрепление национальной безопасности страны.

Источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета, собственных средств предприятий и организаций, инновационных фондов министерств и других органов управления, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, кредитных ресурсов банков и привлечения иностранных инвестиций, заемных средств, других источников (включая фонды).

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
– создать базовые компоненты и институциональные структуры НИС Беларуси. Будут налажены прочные интерактивные связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе, сформированы рынок научно-технической продукции, механизмы коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности, отлажен инновационный менеджмент, усилена инновационная конкуренция и роль инноваций как основного катализатора инвестиций, а также обеспечены концентрация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов, растущий спрос реального сектора на инновации. НИС будет встроена в глобальную инновационную систему;
– активизировать инновационное развитие национальной экономики. Для ускорения этого перехода предусматривается в 2006–2010 гг. повысить уровень фундаментальных и прикладных исследований и разработок по приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, сконцентрировать усилия на разработке и внедрении новых конкурентоспособных видов продукции, новейших ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, эффективных форм организации производства и труда. Будет расширена инфраструктура инновационной деятельности: создан Парк высоких технологий, технопарки, получат развитие инновационные центры и центры трансфера технологий, восстановлены на современной основе конструкторские бюро при НИИ и крупных предприятиях, дальнейшее развитие получит международное научно-техническое сотрудничество. К 2010 г. будут увеличены в 2,5–3 раза внутренние затраты на исследования и разработки, возрастет численность исследователей, до 18–20% увеличится выпуск новой продукции в промышленности, возрастет доля прогрессивных технологий, а удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции — до 70%. Увеличится доля инновационно активных предприятий;
– модернизировать экономику на основе технологических инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков. Будут завершены расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; созданы новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции (производства оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.). Возрастет доля высоких технологий V и VI укладов.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.