Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Дидактический аппарат «Тренажер памяти речеслуховой»: сущность и возможности его использования в учебном процессе |
![]() |
15 июля 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
Новые современные технологии обучения способствуют повышению уровня и качества учебного процесса, решению возникающих новых проблем и задач, в определенной степени облегчают труд учителей и преподавателей. В учебный процесс внедряются новые технические средства обучения для обучающего персонала. В настоящее время также уделяется внимание и наработке технических средств для обучаемых. Здесь можно отметить широкое использование персональных компьютеров, но они, к сожалению, не во всех учебных заведениях имеются в достаточном количестве. Внедрение компьютерных технологий требует больших финансовых затрат. Поэтому был осуществлен поиск новых технических решений проблемы эффективного усвоения учебной и познавательной информации. Результатом поиска стало доступное, недорогое техническое средство для обучаемого (школьника, студента, курсанта) — дидактический аппарат «Тренажер памяти речеслуховой» (ТПРС), функциональной основой которого является использование психофизиологических механизмов, сенсорных систем головного мозга. Запоминание информации лежит в основе процессов обучения и формирования индивидуального опыта человека. Пройдя по каналам восприятия, информация подвергается обработке и способствует извлечению из памяти сведений, уже хранящихся в мозге. На этом этапе устанавливаются логические и ассоциативные связи вновь поступившей информации с уже хранящейся. Именно они способствуют прочному запоминанию получаемых сведений. Для процессов восприятия информации важную роль играют физические особенности воздействующих на рецепторы сенсорных систем (зрительной, слуховой) стимулов. Воздействие стимулов несет в себе определенную информацию, которая специфична для каждого конкретного стимула. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определенные состояния центральной нервной системы. Кратковременное воздействие зрительного стимула приводит к сенсорным эффектам, достаточным для распознавания его значения. Решающую роль играет соотношение между разномодальными стимулами. Если зрительно и акустически предъявленные буквы одинаковы, то можно говорить о совпадении, в противном случае — о конфликте. Обучаемый получает информацию по трем каналам: зрительному, речеслуховому, речедвигательному. Основной канал восприятия информации — зрительный. Человеческий глаз способен моментально фиксировать целые комплексы письменной информации. Следующим важным каналом восприятия информации является слуховой (звуковой) сенсор. Воздействие звуковых стимулов короткое время сохраняется в сенсорном регистре в первоначальном виде, что делает возможным их дальнейшую переработку. Речедвигательный анализатор способствует процессу возбуждения в определенной области полушарий головного мозга, который вызывается одновременно волевыми усилиями и тремя видами сильных раздражителей (зрительными, слуховыми и кинестезическими), идущими от речевых органов, что влияет на эффективное усвоение учебной информации. Достижению этого эффекта способствует принцип работы ТПРС, основанный на механизме синхронизации работы зрительного, слухового сенсора и речедвигательного анализатора. Синхронизация обеспечивается устройством аппарата, который состоит из микрофона, усилителя и головных телефонов. Обучающийся читает материал, который необходимо запомнить, вслух в микрофон и сразу одновременно прослушивает этот же материал в головных телефонах. По сути, ТПРС представляет собой миниатюрный лингафонный кабинет. ТПРС в учебном процессе оказывает воздействие на:
ТПРС прошел апробацию на факультете пограничных войск Военной академии Республики Беларусь, а также в других высших и средних учебных заведениях страны. В апробации приняли участие курсанты 1, 2, 3, 4 курсов, общее количество которых составило 100 человек, 4 офицера факультета пограничных войск Военной академии Республики Беларусь, 16 суворовцев Минского СВУ, 10 студентов Московского государственного университета, 9 студентов Минского государственного лингвистического университета. Результаты апробации позволяют сделать следующие выводы:
Ссылки по теме: |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |