Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Повышение квалификации кадров в области инновационного менеджмента |
![]() |
17 июня 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
В связи с этим возникает необходимость систематической подготовки кадров и обеспечения развития кадрового потенциала в контексте научно-инновационной деятельности. Решение проблем кадрового обеспечения научно-технической сферы в значительной степени зависит от расширения взаимодействия высшей школы и науки, поиска и реализации новых форм их сотрудничества. В последние годы наметились заметные сдвиги в этом направлении, которые заключаются в фундаментализации образования за счет введения обучающе-исследовательского принципа в системе многоуровневого образования, расширении фундаментальных и прикладных исследований на кафедрах и в лабораториях вузов, научно-исследовательских организациях высшей школы, интеграции вузовского, академического и отраслевого секторов науки. В дальнейшем предусмотрено укрепление научных подразделений вузов, подготовка студентов по новым специальностям в интересах научной и производственной сфер, привлечение студентов к исследовательской и научно-производственной работе, наиболее полное использование имеющихся материально-технических, информационных и других ресурсов, необходимых для подготовки высококвалифицированных кадров. Главным направлением кадровой политики в условиях реформирования экономики и научно-технологической сферы должен стать не количественный рост ученых, а совершенствование их качественного уровня. Важнейшей частью государственной стратегии становится сохранение и приумножение интеллектуального базиса республики. Произошедшие за последние годы изменения в экономике нашей страны требуют решения вопросов кадрового обеспечения инновационного процесса. Особое внимание к этой проблеме связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней в государственных органах управления, субъектах хозяйствования недопонимают сути терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», зачастую путая их с разработкой новшеств (а не их внедрением), управлением производством (а не предприятием в целом), планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Это означает, что большая часть руководителей пока не достигла состояния так называемой «инновационной восприимчивости», то есть понимания значения инноваций для общества в целом и субъектов хозяйствования в частности. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации. Инновационный менеджмент становится необходимым базовым учебным курсом при подготовке конкурентоспособных специалистов нового типа. Современное производство и необходимость его постоянной модернизации предъявляют высокие требования к подготовке руководителей и специалистов различных звеньев управления. Для этого необходимо обновление структуры и содержания образования, учебных программ с включением проблематики инновационной деятельности (менеджмента, маркетинга, финансов, коммерциализации), внедрение новых образовательных программ и услуг; укрепление форм связи науки, образования и производства, развитие действующих объектов инновационной инфраструктуры в системе образования; создание новых инновационных структур, а также единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров. Формирование кадрового потенциала инновационного развития вызывает необходимость использования новых научных подходов их подготовки в учебных заведениях. Одним из таких подходов является образовательный менеджмент, который включает следующие основные компоненты: изучение реальных потребностей предприятий и организаций в специалистах, четкое определение реальной цены (стоимости) подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства; формирование эффективной и мобильной многоступенчатой системы подготовки кадров для инновационной деятельности; разработка государственных стандартов на все специальности инновационного профиля. На I Съезде ученых определены основные направления развития системы подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов в сфере науки и инноваций:
Ссылки по теме: |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |