Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Профессионально-квалификационная структура образования в Республике Беларусь: проблемы, современное состояние и тенденции инновационного развития |
12 октября 2009 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]
Изложенный подход к исследованию феномена «профессионально-квалификационная структура образования» (далее — ПКСО) актуализирует проблему проектирования и строительства образовательного пространства [2]. Чтобы дать задание строителю, необходима предварительная работа архитектора. Архитекторами в образовании становятся случайные люди, этой функцией их «наделяют» по самым разным причинам, но не в результате обучения. Действуют они, главным образом, интуитивно, руководствуясь личным опытом и традиционными приемами. На современном этапе развития педагогической науки пришло время обобщить эти знания и навыки: сначала проектировать «образовательное здание» как целое, с разработкой будущих компетенций выпускника учреждения образования, затем — поэлементно, и вновь возвращаться к целостному проекту с ориентацией на дидактическую цель образовательного процесса. Работу преподавателя «предвосхищает» труд педагога-проектировщика [3]. Возрастает потребность в прогностической функции образования, в проектировании будущего состояния не только образовательных систем, но и всех «полей практики средствами образования» (по выражению Ю.В. Громыко) [4]. В начале ХХI в. образование должно стать особой сферой общественного строительства, внутри которой будут разрабатываться проекты общества будущего. Формирование необходимого кадрового потенциала начинается с более глубокого изучения образовательной среды, внешней относительно системы образования. Главным критерием эффективности образовательных программ следует признать положительные результаты преобразований в отраслях экономики, которые в значительной степени определяются качеством образования занятого в них персонала. На фоне современных требований к образованию, в процессе непрерывного совершенствования отечественной теории и практики проектирования макропедагогических систем [3, 5, 6] развивается ПКСО. Нормативно она представлена Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (далее — ОКСК). На первом этапе функционирования (2002–2005 гг.) обеспечена взаимосвязь специальностей высшего и среднего специального образования (между собой и со сферой труда), частично — со специальностями профессионально-технического образования. В настоящее время все специальности основного образования, специальности переподготовки руководящих работников и специалистов взаимосвязаны единым способом кодирования и единым признаком классификации (по видам профессиональной деятельности). Квалификации в ОКСК подтверждаются первичными должностями служащих, которым соответствует содержание образования. В ПКСО выделено 15 профилей, более 80 направлений образования и множество групп специальностей, объединяющих родственные по назначению специальности 1-й и 2-й ступеней высшего образования, специальности среднего специального и профессионально-технического образования, переподготовки руководящих работников и специалистов, а также направления повышения квалификации. В ОКСК не реже двух раз в год вносятся изменения по инициативе заинтересованных учреждений образования и органов государственного управления. В период 2002–2009 гг. (по состоянию на 1.08.09 г.) утверждено и введено в действие 14 документов, именуемых Изменение №№ 1–14 ОКРБ 011-2001. После пересмотра в 2008 г. и утверждения постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.09 г. № 36 ОКРБ 011-2009 классификатор переиздан [7] с отражением всей профессионально-квалификационной структуры образования в Республике Беларусь, за исключением послевузовских специальностей. Основные качественно-количественные изменения ПКСО представлены на диаграмме (см. рисунок). Эти изменения имеют непосредственное отношение к решению задач социально-экономического развития страны. При этом ставка делается не на сырьевую базу, а на компетентность квалифицированных кадров. Постепенно уменьшается «технологический разрыв» между образованием и сферой занятости, в том числе посредством пересмотра квалификационных требований к должностям служащих в части ожидаемого образовательного уровня работников всех отраслей экономики.
Диаграмма изменения количества специальностей всех уровней (ступеней) основного и дополнительного образования на основе Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации»
Подсистема специальностей, обозначенная на рисунке как «ВО 1-я ступень», в соответствии с Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» претерпела следующие изменения: в 2002 г. было 326 специальностей высшего (одноступенчатого) образования, в 2009 г. стало 365 специальностей первой ступени высшего образования. Первая ступень высшего образования нацелена на воспроизводство кадрового потенциала организаций с целью реализации существующих норм экономической деятельности. Подсистема специальностей магистратуры, обозначенная на рисунке как «ВО 2-я ступень», приняла очертания нормативно определившейся подсистемы с 2006 г. Магистерские специальности разработаны во взаимосвязи с наименованиями специальностей (групп специальностей) Номенклатуры специальностей научных работников, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (далее — Номенклатура ВАК), но классифицированы на единых основаниях для всех специальностей ПКСО. Количество специальностей 2-й ступени высшего образования увеличилось: от 138 в 2006 г. до 181 в 2009 г. Увеличение произошло в результате разработки и утверждения в 2008 г., по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь, специальностей 2-й ступени высшего медицинского образования для подготовки научно-педагогических работников учреждений медицинского профиля. Вторая ступень высшего образования нацелена на подготовку специалистов к деятельности научно-исследовательского, научно-педагогического и инновационного характера, способных к созданию новых (инновационных) норм в разнообразных видах экономической деятельности. Количественное изменение подсистемы специальностей среднего специального образования (см. «ССО» на рисунке): от 189 — в 2002 г. до 172 специальностей в 2009 г. можно охарактеризовать как тенденцию качественного преобразования данной подсистемы. Потребность в подготовке специалистов со ССО постепенно перерастает в потребность в подготовке рабочих высокой квалификации. Ожидается, что среднее специальное образование будет нацелено на подготовку высококвалифицированных рабочих для всех отраслей экономики. Динамика количественных изменений в подсистеме специальностей «ПТО» такова (см. «ПТО» на рисунке): от 121 — в 2002 г. до 106 — в 2009 г. Подсистема специальностей ПТО в нашей стране имеет следующие особенности. Специальности, в рамках которых осуществляется подготовка в учреждениях ПТО, включают, как правило, несколько профессий. Допускается подготовка рабочих одновременно по разным квалификациям, даже в рамках различных специальностей. Соответственно данная подсистема специальностей претерпевает изменения, касающиеся введения в ее структуру дополнительных профессий рабочих, именуемых в подсистеме ПТО квалификациями. При возрастающей актуальности профессионально-технического образования его назначение сохраняется: подготовка квалифицированных рабочих. Начиная с 2005 г., когда произошло упорядочение специальностей переподготовки посредством классифицирования, по состоянию на 1.08.2009 г. их общее количество изменилось: на уровне высшего образования — от 291 до 414, на уровне среднего специального образования — от 25 до 45 специальностей переподготовки. Переподготовка руководящих работников и специалистов нацелена на: присвоение новой квалификации, позволяющей внедрять прогрессивные методы и технологии деятельности; устранение дисбаланса в профессионально-квалификационной структуре кадров; расширение профессионального кругозора и компетентности, а также спектра возможностей для профессиональной самореализации личности. Таким образом, единая профессионально-квалификационная структура образования в Республике Беларусь (на 1.08.2009 г.) включает [7]:
В 2008–2009 учебном году в ПКСО Республики Беларусь насчитывается 1283 специальности всех уровней и ступеней основного и дополнительного образования, за исключением послевузовских. С опорой на единую республиканскую систему специальностей и квалификаций разработана дистанционная система педагогической поддержки старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения, обосновано введение должности «педагог-профориентолог (профориентолог)». Постепенно реализуется государственная кадровая политика, нацеленная на устранение «технологического разрыва» между сферами образования и труда, на интеграцию уровней и ступеней образования, на введение дифференцированных сроков обучения; на ускорение темпов социально-экономического развития страны. Решению приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь способствует реализованный проект ПКСО. Но гораздо больше предстоит еще сделать: необходимо формировать кадровый потенциал отраслей экономики с высоким уровнем возможностей личности (духовных, нравственных, интеллектуальных). Одной из тенденций инновационного развития ПКСО [3, 6] является сближение системы послевузовских специальностей с единой системой специальностей и квалификаций в Республике Беларусь. Данная тенденция проявилась во взаимосвязи Систематизированного указателя специальностей второй ступени высшего образования (магистратуры) ОКСК, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь, и специальностей Номенклатуры ВАК. На наш взгляд, представляет интерес исследование динамики изменения спектра послевузовских специальностей. Хороший «задел» для выполнения исследований в системе послевузовского образования представлен в работе российского ученого В.Ф. Пугач [8]. Практически неисследованной остается структура послевузовского образования во взаимосвязи с профессиональной деятельностью. Формирование единой профессионально-квалификационной структуры образования, включая послевузовские специальности, позволит сблизить подготовку кадров высшей научной квалификации с реальной потребностью в них на пути инновационного развития белорусской экономики. С целью сохранения всем известных кодов и наименований специальностей Номенклатуры ВАК, при внесении их в ОКСК, целесообразно использовать на практике две формы документов: Номенклатуру ВАК и ОКСК с классифицированными по видам профессиональной деятельности послевузовскими специальностями при едином содержании двух документов. Проблема утверждения ОКСК, возникающая при этом, может быть решена посредством утверждения ОКСК по согласованию с ВАК, на основе утверждаемой ВАК Номенклатуры специальностей послевузовского образования или иным способом.
1. Развитие отечественного образования: полемические размышления / А.М. Новиков. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005. — 255 с.
|
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |