Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Методология освоения культуры научно‑исследовательской деятельности |
![]() |
13 июня 2006 г. |
[Международная научно-практическая конференция «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики». Материалы конференции / Под ред. Войтова И.В. и др. — Мн.: ГУ «БелИСА», 2006. — 146 с.]
В соответствии с многоплановостью научной деятельности процесс подготовки исследователей целесообразно строить с использованием комплекса подходов. Системный подход требует обеспечения многоаспектности рассмотрения этоса науки, систематизации осваиваемых понятий, средств их употребления и фиксации, позиционности участников совместной деятельности. Аксиологический подход определяет приоритетность постнеклассической рациональности, легализирующей и предписывающей постулирование будущим исследователем своей гражданской позиции и ценностных ориентаций как равнозначных оснований научных знаний (Степин В.С.). Деятельностный подход диктует необходимость организации процесса обучения на деятельностной основе, через реализацию осваиваемых нормативов науки в действии. Личностно-ориентированный подход предопределяет опору на самостоятельность и активность обучающихся, создание условий для саморазвития будущих ученых. Описанные подходы конкретизируются в системе принципов. Принцип целесообразности учебного процесса декларирует его построение в соответствии с заданной целью, отслеживание поэтапности ее достижения и гарантируется реализацией в процессе освоения этоса научной деятельности двух направлений, связанных с овладением социокогнитивными и кооперативными нормами науки постнеклассического типа. Каждое направление построения и осуществления проектируемого процесса представляется в двух проекциях: освоения культурных норм науки как идеальных объектов и в плане реализации (Разумов В.И.).
Принцип соответствия учебного процесса в логике освоения научной деятельности диктует выбор стратегии планирования. Здесь в качестве деятельностных позиций выступают: методолог, аналитик, прогнозист, модельер, проектировщик экспериментальной образовательной деятельности, диагност, а между ними периодически встраивается позиция эксперта.
Принцип субъектности предполагает осознанное, активное включение обучающихся в учебный процесс, проявление ими профессионально значимых личностных качеств и гражданской позиции, осуществление методологического, концептуального и целеценностного самоопределения. Гарантами реализации данного принципа выступают активные методы обучения, рефлексивный характер учебного процесса.
Принцип чередования режимов деятельности обуславливает смену направлений обучения, когда приоритетными становятся то социокогнитивные, то кооперативные культурные нормы науки, осваиваемые в двух планах: теоретическом и практическом. Каждый тип норм требует специального режима освоения: академического и клубного.
Принцип адаптивности (Змеев С.И.) предполагает построение и осуществление обучения с опорой на профессиональный опыт и знания будущих ученых. Гарантируется выделением в технологической схеме и реализацией движения по учебному материалу разной степени новизны (зонам «знания-незнания»).
Процесс освоения культурных норм науки представлен принципом демократии участия, характеризующимся демократичностью выбора основного контингента и форм организации деятельности. Демократичность формы организации обеспечивается очно-заочной системой обучения. Работа строится в форме научных сессий, методологических семинаров (опыт имеется с 1997 г. в АПО, с 1999 г. по настоящее время — в НИО).
Рассматривая такую составляющую образовательного пространства, как среда, можно выделить два типа образовательных сред. Нормативное содержание, определяющее знаниевую среду, представлено принципом дифференциации учебного материала на теоретический и эмпирический. Теоретические материалы содержат сведения, объясняющие сущность той или иной подлежащей освоению культурной (социокогнитивной или кооперативной) нормы научной деятельности или результата. Эмпирические материалы предъявляют знания практико-методического и конструктивно-технического характера, теоретические материалы — научного характера (Щедровицкий г.П.).
Регулятивом для социокультурной среды освоения научной деятельности выступает принцип кооперации, диктующий необходимость реализации культурных норм науки. Научная кооперация проявляется через коммуникацию между членами научного сообщества. Научные модели, теории, алгоритмы, схемы создаются одними исследователями с учетом и на базе разработанных другими. При этом авторские положения в ходе плодотворной понимающей критики усложняются, очищаются и развиваются, а научный арбитраж на этой основе выводит первоначальные представления на высокую степень обобщенности (Анисимов О.С.).
На практике научные концепции подчас предполагают их использование непрофессионалами. В такой ситуации сделать концепции доступными для понимания можно путем их модификации в систему этико-педагогических запретов. В частности, основные положения нашей концепции культурной организации процесса освоения научной деятельности могут быть представлены в виде системы следующих постулатов (их число строго соответствует количеству сформулированных нами принципов):
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |